Этти Хиллесум | |
---|---|
Хиллесум в 1939 году | |
Родился | Эстер Хиллесум. (1914-01 гг. -15) 15 января 1914. Мидделбург, Нидерланды |
Умер | 30 ноября 1943 (1943-11-30) (29 лет). Аушвиц-Биркенау, Польша, оккупированная немцами |
Национальность | Голландец |
Род занятий | Писатель |
Известен по | Дневник и письма из лагеря Вестерборк |
Эстер «Этти» Хиллесум (15 января 1914 - 30 ноября 1943) была голландским автором исповедальных писем и дневников, описывающих как ее религиозное пробуждение, так и преследования евреев в Амстердаме во время немецкой оккупации. В 1943 году она была депортирована и убита в концлагере Освенцим.
Эстер (Этти) Хиллесум родилась 15 января 1914 года в своем семейном доме в городке Мидделбург, старшая из трех детей - у нее было два брата, Якоб, или «Яап» (1916–1945), и Майкл, или «Миша». (1920–1944) - Леви Хиллесум (1880–1943) и Рива Бернштейн (1881–1943). После окончания школы в 1932 году она переехала в Амстердам, чтобы изучать право и славянские языки. Там она встретила Хендрика (Ханса) Дж. Вегерифа, с которым у нее были отношения, которые она описывает в своих дневниках.
Этти Хиллесум начала вести свой дневник в марте 1941 года, возможно, по совету своего аналитика Джулиуса Спьера, которого она лечила в течение месяца. Хотя Этти был его пациентом, он также стал его секретарем и другом, а затем и любовником. Его влияние на ее духовное развитие очевидно в ее дневниках; а также обучая ее справляться с депрессивными и эгоцентрическими эпизодами, он познакомил ее с Библией и Св. Августин и помог ей развить более глубокое понимание работы Рильке и Достоевского.
. Ее дневники фиксируют усиление антиеврейских мер, введенных оккупационной немецкой армией, и растущую неопределенность о судьбе депортированных ими собратьев-евреев. Помимо записей о притеснениях, ее дневники описывают ее духовное развитие и возрастающую веру в Бога.
Хиллесум ок. 1940Когда в июле 1942 года облавы на евреев усилились, она взяла на себя административные обязанности в Еврейском совете, добровольно перейдя в отдел «Социального обеспечения людей в пути» на Вестерборкском транзите. лагерь. Она проработала там месяц, но вернулась в июне 1943 года, к тому времени она отказалась от предложений скрываться, полагая, что ее долг состоит в том, чтобы поддерживать других, которые должны были быть отправлены из Вестерборка в концлагеря в оккупированной немцами Польше и Германия. 5 июля 1943 года ее личный статус был внезапно отменен, и она стала интернированной лагерем вместе со своими отцом, матерью и братом Мишей.
7 сентября 1943 года семья была депортирована из Вестерборка в Аушвиц. Только Яап Хиллесум не пошел с ними; он прибыл в Вестерборк после их удаления, а в феврале 1944 года был отправлен в Берген-Бельзен, где умер вскоре после его освобождения в апреле 1945 года.
Родители Этти Хиллесум записаны. как умершие 10 сентября 1943 года, что позволяет предположить, что они умерли в пути или были отравлены газом сразу по прибытии. Миша Хиллесум оставался в Освенциме до октября 1943 года, когда его перевели в Варшавское гетто, где, по данным Красного Креста, он умер до 31 марта 1944 года. Этти умер в Освенциме 30 ноября 1943 года.
Юность Этти Хиллесум была хаотичной и бурной, возможно, из-за ее эмоционально нестабильной семьи, которую она сама называла «сумасшедшим домом». В ее дневниках отражаются внутренние потрясения, которые она пережила в юном возрасте, а также исцеление и рост за годы до убийства.
Русские авторы и христианские мистики, вероятно, внесли свой вклад в понимание духовности Хиллесумом. Она не стремилась к экстазу, но стремилась постичь глубину своего внутреннего мира и самой жизни. Ее духовность не ограничивалась ее интеллектуальным пониманием большей силы и отражена в ее дневниках. В концентрационном лагере Вестерборк она пережила необычный опыт духовного пробуждения и прозрения: «Эти два месяца за колючей проволокой были двумя самыми богатыми и самыми напряженными месяцами в моей жизни, в которых мои высшие ценности были так глубоко подтверждены. Я узнал любить Вестерборк ». Хиллесум неоднократно обращалась к Богу в своих дневниках, считая его не спасителем, а силой, которую мы должны взращивать внутри себя: «Увы, кажется, Ты сам мало что можешь сделать с нашими обстоятельствами, с нашей жизнью. Считаю ли я Тебя ответственным? Ты не можешь нам помочь, но мы должны помогать Тебе и до последнего защищать Твое жилище внутри нас ". Рэйчел Бремер описала жизнь Хиллесума в два этапа: «этап подготовки и этап испытания». Подготовительный этап относится к самоанализу и развитию Хиллесум во время ее пребывания в Амстердаме. С другой стороны, этап тестирования относится к ее жизни в концентрационном лагере. Еще в Амстердаме Хиллесум разработал идеологию показывать другим путь к их внутреннему миру во время великих невзгод - нацистского террора. Ее пребывание в Вестерборке - как это отражено в ее дневниках - изображает искупление ее духа, в то время как ее тело было захвачено и в конечном итоге убито. Она не отрицает ужас нацистского террора и не отождествляет себя со своей жертвой. В экстремальных условиях Hillesum осознает несокрушимую красоту этого мира. Во время своего пребывания в Вестерборке она пишет: «Небо полно птиц, пурпурные люпины встают так царственно и мирно, две маленькие старушки сели поболтать, солнце светит мне в лицо - и прямо на наших глазах., массовое убийство... Все это просто за гранью понимания ". Хиллесум постоянно пишет с чувством большой нежности, сочувствия и понимания.
Хиллесум переживает большие внутренние потрясения во время своей юной взрослой жизни, но все больше превращается в женщину зрелости и мудрости. Она пишет: «Везде вещи и очень хорошие, и очень плохие одновременно. Эти два аспекта находятся в равновесии, везде и всегда. У меня никогда не было ощущения, что я должен делать лучшее из вещей; все хорошо, как и раньше. есть. Каждая ситуация, даже несчастная, завершена сама по себе и содержит как хорошее, так и плохое ". В контакте с равновесием более широкой картины, которую она осознает, она постоянно черпает из этого места, чтобы найти смысл в своей текущей реальности. 7 сентября 1943 года, за несколько месяцев до убийства, она выбросила из поезда открытку со своими последними словами: «Открывая наугад Библию, я нахожу следующее:« Господь - моя высокая башня ». Я сижу на своем рюкзаке в посреди полного товарного вагона. Отец, мама и Миша находятся в нескольких машинах. В конце концов, отъезд произошел без предупреждения... Мы вышли из лагеря с песнями... Спасибо за вашу доброту и заботу ».
Хиллесум неоднократно упоминался как мистик.
Ричард Лейард высоко оценил точку зрения Хиллесума о том, что нужно сохранять свое внутреннее «я» или суть.
Роуэн Рейнганс в своем альбоме «Линии, которые мы проводим вместе» опирается на творчество Хиллесум, особенно на сосуществование красоты и ужаса, а также на то, что оставляет место для печали.
Перед отъездом в Вестерборк Этти Хиллесум передала свои дневники Марии Туинцинг с указанием передать их Клаасу Смелику для публикации, если она не выживет. Попытки опубликовать их не увенчались успехом до 1979 года, когда сын Смелика, директор Исследовательского центра Этти Хиллесум, обратился к издателю Дж. Дж. Гарландту. В 1981 г. появилось сокращенное издание ее дневников под названием Het verstoorde leven [Прерванная жизнь], за которым последовал сборник ее писем из Вестерборка. Полное издание ее писем и дневников было опубликовано на голландском языке в 1986 году и переведено на английский в 2002 году. Ее дневники были переведены на 18 языков. Ее письма были отправлены друзьям, а последняя открытка Хиллесум была выброшена из поезда в Вестерборке, где она была обнаружена голландскими фермерами после ее смерти.
13 июня 2006 г. в рамках Гентского университета был официально открыт Исследовательский центр Этти Хиллесум (EHOC), который проводился на площади Синт-Питерплейн 5. Он изучает и продвигает исследования писем и дневников Хиллесума времен Второй мировой войны.
Центром руководит профессор доктор Клаас А.Д. Смелик, который отредактировал и опубликовал Полное издание «Письма и дневников», а также преподает иврит и иудаизм в Гентском университете. Сотрудник доктор Майнс Г. С. Кутсьер является автором книги Этти Хиллесум и Поток присутствия: Вегелианский анализ.
Прерванная жизнь ([nl ]). Памятник Этти Хиллесум Прерванная жизнь. Памятник Этти ХиллесумПамятник Этти Хиллесум расположен в Девентере на берегу реки, и местные средние школы названы в ее честь. Есть еще скромный музей, посвященный ее памяти; Центр Этти Хиллесум, расположенный по адресу Roggestraat 3, Девентер, на месте бывшей синагоги и еврейской школы.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Этти Хиллесум |
СМИ, связанные с Этти Хиллесум на Wikimedia Commons