Этикет (и ; французский: ) - набор общепринятых правил личного поведения в вежливом обществе., обычно в форме этического кодекса, который определяет ожидаемые и принятые социальные формы поведения, соответствующие соглашениям и нормам, соблюдаемым общество, социальный класс или социальная группа. В современном английском языке французское слово étiquette (билет) датируется 1750 годом.
В третьем тысячелетии до нашей эры древнеегипетский визирь Птаххотеп писал «Принципы Птаххотепа» (2375–2350 гг. До н.э.), дидактическая книга заповедей, превозносящих гражданские добродетели, такие как правдивость, самообладание и доброта по отношению к другим людям. Повторяющиеся темы в максимах включают обучение, слушая других людей, памятование о несовершенстве человеческих знаний и то, что избегание открытого конфликта, когда это возможно, не должно считаться слабостью. Что стремление к справедливости должно быть превыше всего, однако следует признать, что в человеческих делах повеление бога в конечном итоге преобладает во всех вопросах; таким образом, некоторые из максим Птаххотепа указывают на правильное поведение человека в присутствии великих личностей (политических, военных, религиозных). Инструкция, как правильно выбрать мастера и как ему служить. Более того, другие максимы учат правильному способу быть лидером через открытость и доброту, и что жадность - это основа всего зла, и ее следует беречь, а щедрость по отношению к семье и друзьям достойна похвалы.
Конфуций (551–479 до н.э.) был китайским интеллектуалом и философом, чьи работы подчеркивали личную и государственную мораль, правильность социальных отношений, стремление к справедливости в личных отношениях и искренность во всем. личные отношения.
Бальдассаре Кастильоне (1478–1529), граф Казатико, был итальянским придворным и дипломатом, солдатом и автором Книги придворных (1528), образец любезно предоставленной книги, посвященной вопросам этикета и морали придворных в период итальянского Возрождения.
Людовик XIV (1638–1715), король Франции, использовал кодифицированный этикет для укрощения французской знати и утверждения его верховенства в качестве абсолютного монарха Франции. В результате торжественный королевский двор произвел благоприятное впечатление на иностранных сановников, которых король принял в резиденции французского правительства, Версальском дворце, к юго-западу от Парижа.
В 18-м веке, в эпоху Просвещения, принятие этикета было осознанным процессом приобретения условностей вежливости и нормативного поведения (очарование, манеры, поведение), которые символически идентифицировали человека как благородного члена высшего класса. Чтобы идентифицировать себя с социальной элитой, восходящий средний класс и буржуазия переняли поведение и художественные предпочтения высшего класса. С этой целью социально амбициозные люди среднего класса занимались изучением, знанием и соблюдением правил социального этикета, таких как искусство элегантной одежды и любезной беседы, когда проявлять эмоции и вежливость по отношению к женщинам.
В начале 18 века Энтони Эшли-Купер, 3-й граф Шефтсбери, написал влиятельные эссе которые определили вежливость как искусство быть приятным в компании; и обсудили функцию и природа вежливости в социальном дискурсе коммерческого общества:
«Вежливость» можно определить как ловкое управление нашими словами и действиями, посредством которого мы заставляем других людей иметь лучшее мнение о нас и себе.
Периодические издания, например, The Spectator, ежедневное издание, основанное в 1711 году Джозефом Аддисоном и Ричардом Стилом, регулярно консультировало своих читателей по вопросам этикета, необходимого для джентльмен, человек хорошего и вежливого поведения; заявленная ими редакционная цель заключалась в том, чтобы «оживить мораль остроумием и уравновесить остроумие моралью... вынести философию из туалетов и библиотек, школ и колледжей, жить в клубах и собраниях, за чайными столиками и в кофейнях»; с этой целью редакторы публиковали статьи, написанные образованными авторами, в которых приводились темы для гражданского разговора и советы по необходимым манерам ведения вежливой беседы и управления социальными взаимодействиями.
В американских колониях Бенджамин Франклин и Джордж Вашингтон написали кодексы поведения для молодых джентльменов. Огромная популярность колонок с советами и книг Летиции Болдридж и мисс Маннерс показывает актуальность этой темы. Еще совсем недавно рост Интернета потребовал адаптации существующих правил поведения для создания сетевого этикета, который регулирует составление электронных писем, правила участия в онлайн-форуме и так далее.
Концептуально с этикетом связано понятие вежливости (социальное взаимодействие, характеризующееся трезвыми и аргументированными спорами), которое для социально амбициозных мужчин и женщин также стало важным личным качеством, которым необходимо обладать для социального продвижения. В самом деле, джентльменские клубы, такие как Harrington's Rota Club, опубликовали внутренний этикет, который кодифицировал вежливость, ожидаемую от членов. Помимо The Spectator, другие периодические издания стремились внести вежливость в разговоры в английских кофейнях, редакторы The Tatler недвусмысленно заявили, что их целью было реформирование английских нравов и морали; для этих целей этикет был представлен как добродетель морали и кодекс поведения.
В середине 18 века первое, современное английское использование этикета (общепринятые правила личного поведения в приличном обществе) был написан Филипом Стэнхоупом, 4-м графом Честерфилдом, в книге «Письма своему сыну об искусстве стать человеком мира и джентльменом» (1774 г.), переписке из более чем 400 писем, написанных с 1737 г. до смерти сына в 1768 г.; Большинство писем были поучительными и касались различных тем, которые должен знать мирской джентльмен. Письма были впервые опубликованы в 1774 году Юджинией Стэнхоуп, вдовой дипломата Филипа Стэнхоупа, внебрачного сына Честерфилда. На протяжении всей переписки Честерфилд пытался отделить вопрос социальных манер от общепринятой морали с помощью проницательных наблюдений, которые прагматично доказывают Филиппу, что овладение этикетом является важным средством социального продвижения для такого человека, как он. Элегантный литературный стиль письма Честерфилда олицетворял эмоциональную сдержанность, характерную для вежливого социального общения в обществе 18-го века:
Я от всей души желаю, чтобы вас часто видели улыбающимся, но никогда не слышали, чтобы вы смеялись, пока вы живы. Частый и громкий смех - характеристика безрассудства и дурных манер; это способ, которым толпа выражает свою глупую радость по поводу глупостей; и они называют это весельем. На мой взгляд, нет ничего более нелиберального и невоспитанного, чем слышимый смех. Я не отношусь ни к меланхолии, ни к циничному нраву, и я так же готов и склонен быть доволен, как и все остальные; но я уверен, что с тех пор, как я полностью использовал свой разум, никто никогда не слышал, чтобы я смеялся.
В 19 веке викторианская эпоха (1837–1901) превратилась в сложную систему этикета. кодифицированного поведения, которое определяло диапазон манер в обществе - от правильного языка, стиля и способа написания букв до правильного использования столовых приборов за столом и до мельчайших правил социальных отношений и личных взаимодействий между мужчинами и женщинами и среди социальных слоев.
В обществе манеры описываются либо как хорошие манеры, либо как плохие манеры, чтобы показать человеку приемлемо ли его или ее поведение для культурной группы. Как таковые, манеры обеспечивают ультрасоциальность и являются неотъемлемой частью функционирования социальных норм и условностей, которые неформально применяются посредством личного саморегулирования в общественной и частной жизни. Перспективы социологии указывают на то, что манеры - это средство для мужчин и женщин показать свой социальный статус, а также средство разграничения, наблюдения и поддержания границ социальной идентичности и социального класса.
В Процессе цивилизации (1939) социолог Норберт Элиас сказал, что манеры возникли как продукт групповой жизни и сохраняются как способ поддержания социального порядка. Эти манеры распространились во время Возрождения в ответ на развитие «абсолютного государства» - переход от жизни в малых группах к жизни в больших группах, характеризуемой централизованной властью государства. Что ритуалы и манеры, связанные с королевским двором Англии в тот период, были тесно связаны с социальным статусом человека. Эти манеры демонстрируют положение человека в социальной сети и что манеры человека являются средством переговоров с этой социальной позицией.
С точки зрения общественного здравоохранения, в The Healthy Citizen ( 1996), Алана Р. Петерсен и Дебора Луптон сказали, что манеры способствовали уменьшению социальных границ, существовавших между общественной сферой и частной сферой жизни человека, и таким образом давали подняться до «высоко рефлексивной личности, которая следит за своим поведением с должным вниманием к другим, с которыми он или она взаимодействует в социальном плане»; и что «публичное поведение людей стало обозначать их социальное положение; средство представления себя и оценки других, и, таким образом, контроль внешнего «я» был жизненно необходим ».
Более того, социолог Пьер Бурдье применил концепцию габитуса к пониманию социальных функций нравов. Габитус - это набор умственных установок, личных привычек и навыков, которыми обладает человек, его и ее характерные черты, которые не являются ни самоопределяемыми, ни предопределенными внешней средой, но которые производятся и воспроизводятся социальными взаимодействиями. ; и «прививаются через опыт и явное обучение», но имеют тенденцию функционировать на подсознательном уровне. Следовательно, манеры, вероятно, будут центральной частью предрасположенностей, которые определяют способность человека принимать решения о социально приемлемом поведении.
В книге «Чистота и опасность: анализ концепций поведения» Загрязнение и табу (2003) антрополог Мэри Дуглас сказала, что уникальные манеры, социальное поведение и групповые ритуалы позволяют местной космологии оставаться упорядоченной и свободной от тех вещей, которые могут загрязнять или загрязнять осквернять целостность культуры. Идеи осквернения, осквернения и отвращения привязаны к границам социально приемлемого поведения, чтобы ограничить неприемлемое поведение и, таким образом, поддерживать «допущения, с помощью которых контролируется опыт» внутри культуры.
Изучая выражение эмоций людьми и животными, естествоиспытатель Чарльз Дарвин отметил универсальность выражения лица отвращения и стыда среди младенцев. и слепых людей, и пришел к выводу, что эмоциональные реакции стыда и отвращения являются врожденными формами поведения. Специалист по общественному здравоохранению Валери Кертис сказала, что развитие лицевых реакций сопровождалось развитием манер, которые имеют эволюционную роль в предотвращении передачи болезней, таким образом, люди, соблюдающие личную гигиену и вежливость, получат наибольшую выгоду от членства в своей социальной группе и, таким образом, имеют наилучшие шансы на биологическое выживание благодаря возможностям для воспроизведение.
Из исследования эволюционных основ предубеждений социальные психологи Кэтрин Коттрелл и Стивен Нойберг сказали, что поведенческие реакции человека на «инаковость 'может способствовать сохранению нравов и социальных норм. Ощущение "чужеродности", которое люди испытывают в своем первом социальном взаимодействии с кем-то из другой культуры, может частично служить эволюционной функции: «Групповая жизнь окружает человека людьми, [которые] могут причинить физический вред товарищи по группе, чтобы распространять заразную болезнь или «бесплатно ездить» на своих усилиях »; следовательно, приверженность социальности представляет собой риск: «Если угрозы, подобные этим, оставить без внимания, затраты на социальность быстро превысят ее выгоды. Таким образом, чтобы максимизировать отдачу от групповой «жизни», отдельные члены группы должны быть настроены на особенности или поведение других ».
Следовательно, следует доверять людям, обладающим социальными чертами, общими для культурной группы, а к людям без общих социальных черт следует относиться с недоверием, как к «другим», и, таким образом, относиться к ним с подозрением или исключать из группы. Это давление социальной исключительности, порожденное переходом к общинной жизни, исключало людей, отказывающихся сотрудничать, и людей с плохой личной гигиеной. Угроза социальной изоляции заставляла людей избегать личного поведения, которое могло смутить группу или спровоцировать отвращение в группе.
Чтобы продемонстрировать передачу социального соответствия, антропологи Джозеф Хенрих и Роберт Бойд разработали поведенческую модель, показывающую, что манеры являются средством смягчения социальных различий, обуздания нежелательного личного поведения и развития сотрудничества внутри социальной группы. Этот естественный отбор способствует приобретению генетически переданных механизмов обучения, тем самым увеличивая шансы человека на приобретение локально адаптивного поведения: «Люди обладают надежно развивающейся нейронной кодировкой, которая вынуждает их обоих наказывать людей, нарушающих групповое поведение. норм (общепринятые верования или обычаи) и [для] наказания лиц, которые не наказывают нарушителей норм ».
Социальные манеры делятся на три категории: (i) манеры гигиена, (ii) манеры вежливости и (iii) манеры культурной нормы, каждая категория учитывает аспект функциональной роли, которую манеры играют в обществе. Категории манер основаны на социальном результате поведения, а не на личной мотивации поведения. Как средство социального управления, правила этикета охватывают большинство аспектов человеческого социального взаимодействия; таким образом, правило этикета отражает лежащий в его основе этический кодекс и может отражать моду и социальный статус человека.
(i) Гигиенические манеры - это манеры, которые направлены на предотвращение передачи болезни, и обычно родители учат их ребенку посредством родительской дисциплины, положительного поведенческого принуждения к воздержанию от жидкости организма (приучение к туалету) и избеганию и устранение переносчиков болезней, представляющих опасность для здоровья детей. В связи с этим общество ожидает, что к зрелому возрасту правила личной гигиены станут второстепенным поведением, нарушение которого вызовет физическое и моральное отвращение.
(ii) Вежливость - это способы самоконтроля и добросовестного поведения, при которых человек отдает приоритет интересам другого человека и приоритет интересам социокультурной группы, чтобы быть доверенным членом этой группы.. Вежливые манеры максимизируют преимущества групповой жизни, регулируя характер социальных взаимодействий; однако проявление вежливости иногда мешает избежать инфекционных заболеваний. Как правило, родители учат манерам вежливости так же, как они учат правилам гигиены, но ребенок также учится манерам напрямую (наблюдая за поведением других людей в их социальных взаимодействиях) и посредством воображаемых социальных взаимодействий (через управляющие функции мозга). Ребенок обычно учится вежливым манерам в более старшем возрасте, чем когда он или она были приучены к пользованию туалетом (учили правилам гигиены), потому что для обучения вежливым манерам необходимо, чтобы ребенок осознавал себя и осознавал социальная позиция, что затем способствует пониманию того, что нарушения (случайные или преднамеренные) социальной вежливости вызовут неодобрение со стороны сверстников в социальной группе.
(iii) Культурные нормы и манеры - это нравы культуры и общества, с помощью которых человек устанавливает свою идентичность и принадлежность к данной социокультурной группе.. Соблюдая и соблюдая манеры культурной нормы, человек разграничивает социокультурную идентичность и устанавливает социальные границы, которые затем определяют, кому доверять, а кому не доверять как «другому», а не самому себе. Культурные нормы манеры усваиваются посредством инкультурации и рутинизации «знакомого», а также через социальное воздействие на «культурную инаковость » людей, идентифицированных как чужие для группы. Нарушения и пренебрежение манерами культурных норм обычно приводят к социальному отчуждению нарушителя. Природа культурно-нормальных манер допускает высокий уровень межгрупповой изменчивости, но манеры обычно являются общими для людей, которые идентифицируют себя с данной социокультурной группой.
Книга придворных (1528 г.), Бальдассаре Кастильоне, определила манеры и мораль, необходимые социально амбициозным мужчинам и женщинам для успеха в королевский двор итальянского Возрождения (14-17 вв.); В качестве этикета «Куртье» была влиятельной любезной книгой в Европе 16 века.
О хороших манерах для мальчиков (1530), Эразм Роттердамский, учит мальчиков, как стать юношей; как ходить и разговаривать, говорить и действовать в компании взрослых. Практический совет по приобретению самосознания взрослых включает объяснение символических значений - для взрослых - языка тела мальчика, когда он ерзает и зевает, царапается и препирается. Завершив курс по этикету Эразма, мальчик узнал, что вежливость - это залог хороших манер; способность взрослого «легко игнорировать чужие ошибки, но не терпеть неудач у себя», будучи цивилизованным.
Этикет в обществе, в бизнесе, в политике и дома (1922), автор Эмили Пост документирует «мелочи» желательного поведения в повседневной жизни и предоставляет прагматические подходы к практике хороших манер; общественное поведение, ожидаемое и соответствующее жизненным событиям, таким как крещение, свадьба и похороны.
. Как дидактические тексты, книги по этикету ( общепринятые правила личного поведения в приличном обществе) обычно имеют поясняющие заголовки, такие как «Книга женского этикета» и «Руководство по вежливости: полное руководство по использованию леди в приличном обществе» (1860 г.) Флоренс Хартли; «Полная книга этикета» Эми Вандербильт (1957), автор Эми Вандербильт ; Руководство мисс Маннерс по мучительно правильному поведению (1979), Джудит Мартин ; и «Горох и очереди: Минное поле современных нравов» (2013), автор Сэнди Токсвиг, представляют диапазон вежливости; социально приемлемое поведение для своего времени; однако каждый автор предупреждает читателя, что для того, чтобы быть воспитанным человеком, он и она должны проявлять хорошие манеры в своей общественной и частной жизни. Кроме того, в серии комиксов How Rude! рассматриваются и обсуждаются подростковые перспективы и вопросы этикета, социальных манер и вежливости.
В коммерции цель этикета - способствовать установлению социальных отношений, необходимых для осуществления деловых операций по покупке и продаже товаров и услуг; в частности, социальное взаимодействие между рабочими, а также между трудом и руководством. Деловой этикет зависит от культуры, например китайского и австралийского подходов к разрешению конфликтов. Китайская философия бизнеса основана на гуаньси (личные связи), в соответствии с которыми личные переговоры решают сложные вопросы, тогда как австралийская философия бизнеса полагается на адвокатов для разрешения деловых конфликтов посредством юридического посредничества; таким образом, приспособление к этикету и профессиональной этике другой культуры является элементом культурного шока для деловых людей.
В 2011 году инструкторы по этикету создали Институт имидж-тренинга. и Testing International (IITTI) - некоммерческая организация, которая обучает отделы персонала измерению, развитию и обучению сотрудников социальным навыкам посредством обучения правилам личного и делового этикета, чтобы подготовить деловых работников, обладающих стандартными манерами для успешно вести дела с людьми из других культур. В сфере торговли ритейл поговорка: «Покупатель всегда прав». резюмирует ориентацию на прибыль хороших манер между покупателем и продавцом товаров и услуг:
Конечно, всегда есть две стороны, и заслуга хороших манер в том, что почти никогда не бывает трений в магазинах и магазинах первого класса. Продавцы и женщины, как правило, терпеливые и вежливые люди, а их покупателями чаще всего становятся дамы, как в действительности, так и «из вежливости». Между теми, кто был раньше, и теми, кто стоял за прилавком, во многих случаях возникали отношения взаимной доброй воли и дружелюбия. Фактически, только женщина боится, что кто-то может посягнуть на ее чрезвычайно ненадежное достоинство, которая не проявляет ни вежливости, ни внимания ни к кому, кроме тех, кому она считает полезным доставить удовольствие. Эмили Пост Этикет 1922
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Этикетом |
Посмотрите этикет в Викисловаре, бесплатный словарь. |