Самая большая из этнических групп в Камбоджа - это кхмеры, которые составляют примерно 90% от общей численности населения и в основном населяют низменный субрегион Меконга и центральные равнины. Кхмеры исторически жили недалеко от нижнего течения реки Меконг в непрерывной дуге, идущей от южного плато Корат, где современный Таиланд, Лаос и Камбоджа пересекаются на северо-востоке, простираясь на юго-запад через земли, окружающие Тонлесап озеро, до Кардамоновых гор, затем продолжается обратно на юго-восток к устью Река Меконг на юго-востоке Вьетнам.
Этнические группы в Камбодже, за исключением политически и социально доминирующих кхмеров, классифицируются как «коренные этнические меньшинства» или «некоренные этнические меньшинства». Коренные этнические меньшинства, более часто именуемые кхмерскими лое («горные кхмеры»), составляют большинство в отдаленных горных провинциях Ратанакири, Мондулкири и Укус Тренга и в значительном количестве присутствуют в провинции Кратьэх. Примерно 17-21 отдельная этническая группа, большинство из которых говорит на австроазиатских языках, относящихся к кхмерским, включены в кхмерское обозначение Loeu, включая куи и Тампуан человек. Кхмеры считают, что эти народы являются коренными жителями страны. Две из этих горных групп, рада и джарай, являются чамскими народами, говорящими на австронезийских языках, происходящих от древних чамов.. Эти коренные этнические меньшинства не интегрировались в кхмерскую культуру и не следуют своим традиционным анимистическим верованиям.
К некоренным этническим меньшинствам относятся иммигранты и их потомки, которые живут среди кхмеров и приняли, по крайней мере номинально, кхмерскую культуру и язык. Чаще всего включаются три группы: китайские камбоджийцы, вьетнамцы и чамы. Китайцы иммигрировали в Камбоджу из разных регионов Китая на протяжении всей истории Камбоджи, интегрировавшись в камбоджийское общество, и сегодня китайские камбоджийцы или камбоджийцы смешанного китайско-кхмерского происхождения доминируют в деловом сообществе, политике и средствах массовой информации. Чамы - потомки беженцев из различных войн исторического королевства Чампа. Чамы живут среди кхмеров на центральных равнинах, но в отличие от кхмеров, которые являются буддистами тхеравады, подавляющее большинство чамов исповедуют ислам.
Есть также небольшое количество других групп меньшинств. Тайские народы в Камбодже включают лаосов вдоль Меконга на северо-восточной границе, тайцев (городские и сельские) и культурно бирманцев кола, которые заметно повлияли на культуру провинции Пайлин. Еще меньшее число недавних хмонгов иммигрантов проживает вдоль границы с Лаосом, и различные бирманские народы иммигрировали в столицу Пномпень.
Кхмеры - одна из древнейших этнических групп в этом районе, просочившись в Юго-Восточную Азию примерно в то же время, что и пн. Большинство археологов и лингвистов, а также других специалистов, таких как синологи и знатоки сельскохозяйственных культур, считают, что они прибыли не позднее 2000 г. до н.э. (более четырех тысяч лет назад), прихватив с собой практика ведения сельского хозяйства и в частности выращивание риса. Они были строителями более поздней Кхмерской империи, которая доминировала в Юго-Восточной Азии в течение шести веков, начиная с 802 г. н.э., и теперь составляет основное русло политической, культурной и экономической Камбоджи.
Кхмеры разработали первый алфавит, который до сих пор используется в Юго-Восточной Азии, который, в свою очередь, породил более поздние тайские и лаосские скрипты. Большинство археологов и этнологов считают кхмеров коренными жителями смежных регионов Исан, самого южного Лаоса, Камбоджи и Южного Вьетнама. Иными словами, кхмеры исторически были низменным народом, который жил недалеко от одного из притоков Меконга.
. Кхмеры считают себя одной этнической группой, связанной языком, историей и культурой, но разделенной на три основных подгруппы по национальному происхождению. Кхмеры Камбоджи говорят на диалекте кхмерского языка. Северные кхмеры (кхмеры Сурин) - это этнические коренные кхмеры, земли которых когда-то принадлежали Кхмерской империи, но с тех пор стали частью Таиланда. Северные кхмеры также свободно говорят на исанском языке.
Поддерживая тесные отношения с кхмерами Камбоджи, некоторые из них теперь проживают в Камбодже в результате брака. Точно так же кхмеры кром - это коренные кхмеры, живущие в регионах бывшей кхмерской империи, которые сейчас являются частью Вьетнама. Свободно владея как своим особым диалектом кхмерского, так и вьетнамским, многие бежали в Камбоджу в результате преследований и принудительной ассимиляции со стороны коммунистического Вьетнама.
Все три разновидности кхмерского языка понятны друг другу. В то время как кхмерский язык собственно Камбоджи нетональный, окружающие языки, такие как тайский, вьетнамский и лаосский все очень тональны и, таким образом, повлияли на диалекты северных кхмеров и кхмеров кром.
До гражданской войны в Камбодже вьетнамцы были самым густонаселенным этническим меньшинством в Камбодже с По оценкам, 450 000 человек проживают в провинциях, сосредоточенных на юго-востоке страны, прилегающей к дельте Меконга. Вьетнамские камбоджийцы также жили выше по течению по берегам Тонлесап. Однако во время войны вьетнамская община в Камбодже была «полностью уничтожена». По данным межпереписного обследования населения Камбоджи за 2013 год, говорящие на вьетнамском языке составляли всего 0,42%, или 61 000, от 14,7 миллиона человек в Камбодже. Большинство из них прибыло в страну в результате послевоенной Вьетнамского вторжения и оккупации Камбоджи, в течение которых вьетнамское правительство Камбоджи (Народная Республика Кампучия ) в значительной степени полагался на Вьетнам в восстановлении своей экономики. После вывода вьетнамских войск в 1993 году правительство современной Камбоджи поддерживало тесные связи с Вьетнамом, и поддерживаемые Вьетнамом предприятия приезжали в страну, стремясь заработать на новом рынке. Помимо этих в основном городских иммигрантов, некоторые сельские жители нелегально пересекают границу, спасаясь от бедных сельских условий в социалистическом однопартийном государстве Вьетнама, надеясь на лучшие возможности в Камбодже.
Вьетнамская «плавучая деревня» в провинции Сиемреап (2011)Хотя вьетские языки также входят в австроазиатскую языковую семью, например, кхмеры, между вьетнамскими народами очень мало культурных связей, потому что ранние кхмеры были частью Великой Индии, в то время как вьетнамцы были частью культурной сферы Восточной Азии и переняли китайскую литературную культура.
Этническая напряженность между ними восходит к постангкорскому периоду (с 16 по 19 века), в течение которого зарождались Вьетнам и Таиланд каждый из них пытался вассализировать ослабленную постангкорскую Камбоджу и эффективно доминировать над всем Индокитаем. Контроль над Камбоджей в это время, ее самое слабое место, колебался между Таиландом и Вьетнамом. Вьетнам, в отличие от Таиланда, хотел, чтобы Камбоджа перенимала вьетнамские методы управления, одежду и язык. Кхмеры возмущались и сопротивлялись, пока они не были включены в колониальный Французский Индокитай.
. В колониальный период французы привлекли вьетнамских посредников для управления местным камбоджийским правительством, что вызвало дальнейшее негодование и антивьетнамские настроения, которые сохраняются до сих пор. настоящее время.
Из-за долгой истории двух стран, существует значительное количество камбоджийцев смешанного вьетнамского и кхмерского происхождения. Большинство из этих вьетнамско-камбоджийцев больше не говорят на вьетнамском языке и ассимилировались в кхмерское общество и идентифицируют себя как кхмеры. Они занимались в основном аквакультурой в дельте Меконга на юго-востоке.
Китайцы в Камбодже | ||||
---|---|---|---|---|
Лингвистическая группа | процентов | |||
Теочью | 60% | |||
Кантонский диалект | 20% | |||
Хоккиен | 7% | |||
Хайнаньский | 4% | |||
Хакка | 4% | |||
Другие группы | 5% |
китайские камбоджийцы составляют примерно 1% населения. Большинство китайцев происходят от поселенцев 19–20 веков, которые прибыли в поисках возможностей для торговли и коммерции во времена французского протектората. Волны китайской миграции были зарегистрированы еще в двенадцатом веке во времена Кхмерской империи. Большинство из них - горожане, занимающиеся преимущественно торговлей.
Китайцы в Камбодже принадлежат к пяти основным языковым группам, крупнейшей из которых является теочиу, составляющая около 60%, за которой следует кантонский диалект (20%), хоккиен (7%), и хакка и хайнань (по 4% каждый).
Смешанные браки между китайцами и кхмерами были обычным явлением, и в этом случае они часто ассимилировались в основное кхмерское общество, сохраняя мало китайских обычаев. Большая часть китайского населения сократилась при Пол Поте во время гражданской войны в Камбодже. Китайцы не были конкретными целями истребления, но подверглись такому же жестокому обращению, как и этнические кхмеры в тот период.
Тайские народы, присутствующие в Камбодже, включают тайский, лаосский, тайфуан, ньяу, Шан и Кола (кхмерский : កុឡា, также известный под тайским обозначением «Кула» и, исторически, под бирманским именем, «Тонсу»). Говорящие на тайском языке в Камбодже составляют менее 0,01% населения. Этническое тайское население насчитывало десятки тысяч до гражданской войны в Камбодже, но в 1975 году более пяти тысяч бежали через границу в Таиланд, в то время как еще 35 тысяч были систематически эвакуированы из провинции Кохконг, и многие были убиты как шпионы. В наше время тайцы в основном проживают в столице, Пномпене, в основном семьями сотрудников дипломатической миссии или представителей тайских компаний, ведущих бизнес в Камбодже. Северо-западные провинции были административно частью Таиланда на протяжении большей части периода с падения Ангкора в 1431 году до 20-го века Французского протектората. Потомки тайцев и многие люди кхмеро-тайского происхождения проживают в этих провинциях, но в основном ассимилировались с кхмерской культурой и языком и неотличимы от своих собратьев кхмерских сельских жителей.
Лаосский народ проживает на крайнем северо-востоке страны, населяя деревни, разбросанные среди горных племен и вдоль реки Меконг и ее притоков в горных районах недалеко от границы с Лаосом. Исторически часть Фунана, а позже - сердце доангкорийского кхмерского Королевства Ченла, регион, в настоящее время охватываемый Стунг Тренг, Ратанакири и части Преа Вихеар, Кратьэ и Мондулкири были практически оставлены кхмерами в Срединный период, когда кхмерская империя пришла в упадок и население двинулось на юг к более стратегическим и оборонительным позициям. Область подпадала под власть Лаосского королевства Лан Ксан в 14 веке и оставалась частью последующих лаосских королевств до тех пор, пока в 1904 году во время периода Французского Индокитая регион не был возвращен администрации Камбоджи. Следовательно, несмотря на относительно недавнюю иммиграцию кхмеров обратно в этот район, по состоянию на 2010 г. этнические лаосы составляли более половины населения Стунг-Тренга, значительное число (до 10%) в Ратанакири и небольших общинах в Преах Вихеар и Мондулкири. Лаосцы составляют 0,17% населения Камбоджи, но многие камбоджийцы лаосского происхождения все больше становятся кхмеризцами. Лао, родившиеся в Камбодже, в соответствии с политикой правительства считаются кхмерами. У камбоджийских лаосцев практически нет политической организации или представительства, поэтому многие не решаются идентифицировать себя как лаосцы из-за опасений, связанных с историческими преследованиями.
Мало что известно о точном происхождении колского народа, который до Гражданского Войны, составляли значительное меньшинство в провинции Пайлин, где они заметно повлияли на местную культуру. У них было очень мало собственных письменных записей, но они, похоже, возникли как объединение Шань и Дай (в частности, Тай Лю и Тай Нуа ) торговцы, которые начали мигрировать на юг от восточной границы Бирмы и Китая в 1800-х годах. Когда они путешествовали по Бирме и Северному Таиланду в этот неспокойный период, к ним присоединились люди из Пн, Па'О и различные другие бирманские группы, в основном из Моулмейн. Кола пребывали в Исане (северо-восток Таиланда) в поисках более благоприятных торговых условий до тех пор, пока Договор Боуринга 1856 г. не гарантировал их права как британских подданных (возникших в том, что стало Британской Бирмой ) в Тайланде. К концу 1800-х годов колы селились в горах провинции Чантабури и соседнего Пайлина, который тогда еще находился под властью Таиланда, работая шахтерами. Успех Колы в Пайлине стимулировал дальнейшую иммиграцию шанов непосредственно из Бирмы, которые затем присоединились к кольской общине. Кольский язык, который является креольским на основе шань и дай и включает слова из ланна, бирманский и карен, повлиял на местный кхмерский диалект в Пайлине как по тону, так и по произношению. Их бирманское влияние также проявляется в местном стиле одежды, включая зонтики, которые носят женщины, а также в местной кухне и пагодах в бирманском стиле. Кола в Пайлине исторически были активными в прибыльном бизнесе по торговле драгоценными камнями и были самой процветающей этнической группой в регионе до войны. Когда красные кхмеры, официальная политика которых заключалась в преследовании всех некхмерских этнических групп, взяли под свой контроль Пайлин, кола бежали через границу в Таиланд. После распада и сдачи «красных кхмеров» в 1990-х годах многие жители Колы вернулись в Пайлин, хотя и предпочитают оставаться в тени, но большинство из них больше не идентифицируют себя как Кола.
На северо-западе страны примерно 5000 тайфуаней живут в своих деревнях в районе Монгкол Борей в провинции Бантеймеанчей. Пхуаны в Камбодже - потомки пленных, посланных Баттамбангу в качестве рабочих Сиамом во время правления Рамы III (1824-1851), когда Сиам правил большей частью Лаос и Камбоджа. По состоянию на 2012 год они проживали в десяти деревнях и все еще говорили на языке фуан, языке, тесно связанном с лаосским и тайским. Диалект народа фуан в Камбодже больше всего напоминает фуан, на котором говорят в Таиланде.
Примерно 10 000 лао-ньо, также известного как Йор, также живут в провинции Бантеймеанчей. Хотя они называют себя «ньо» (произносится / ɲɑː /), они говорят на диалекте лаосского языка и отличаются от народа ньяо Северного Исана и Лаоса. Их села сосредоточены в районе Оу Чров недалеко от границы с Таиландом. Их так много в провинции, что многие этнические кхмеры могут говорить на ньо. Присутствие нио и особенности их языка в западной Камбодже считается аномальным явлением и еще не объяснено учеными.
Чам являются потомками мореплавателей австронезийцев с островов Юго-Восточной Азии, которые 2000 лет назад начали селиться вдоль центрального побережья современного Вьетнама и к 200 году нашей эры начали строить различные государства. это станет королевством Чампа, которое в зените своего времени с восьмого по десятый век контролировало большую часть того, что сегодня является югом Вьетнама, и оказывало влияние на север, вплоть до сегодняшнего дня Лаос. Первоначально прибрежное морское королевство, Чампа было современником и соперником кхмерской империи Ангкор. В течение девятого-пятнадцатого веков отношения между Чампа и кхмерами варьировались от союзников до врагов. Во время дружеских периодов между двумя индианизированными королевствами существовали тесные контакты и торговля, а также браки между соответствующими королевскими семьями. Во время войны многие чамы были доставлены в кхмерские земли в качестве пленников и рабов. Чампа был завоеван Дай Вьет (Вьетнам) в конце 15 века, и большая часть его территории была аннексирована, а тысячи чамов были порабощены или казнены. Это привело к массовому переселению чамов. Король Чам бежал в Камбоджу с тысячами своих людей, в то время как другие бежали на лодке в Хайнань (Утсул ) и Ачех (Ачехцы ). Эти миграции продолжались в течение следующих 400 лет, пока вьетнамцы медленно разрушали остатки Чампы, пока последний остаток королевства не был аннексирован Вьетнамом в конце 19 века.
Чам в Камбодже насчитывают примерно четверть миллиона и часто содержат отдельные деревни, хотя во многих районах они живут вместе с этническими кхмерами. Исторически чам были сосредоточены на юго-востоке страны, где они дали свое имя провинции Кампонгтям, которая до реструктуризации провинции в 2013 году простиралась до границы с Вьетнамом и была второй по численности населения провинцией. в Камбодже. Многие кхмеры считают, что чам, в первую очередь рыбаки или фермеры, особенно искусны в определенных духовных практиках, и иногда их ищут для лечения или нанесения татуировок. Люди чам в Камбодже носят отличительную одежду и говорят на западном языке чам, который из-за многовековых расхождений больше не является взаимно понятным с восточно-чамским языком, на котором говорит чам в соседнем Вьетнаме.. Исторически камбоджийский чам был написан на индийском чамском алфавите, но он больше не используется, будучи замененным письменностью на арабской основе.
Мусульмане чамы в КамбоджеВ то время как чамы во Вьетнаме по-прежнему следуют традиционному шиваитскому индуизму, большинство (примерно 90%) чамов в Камбодже якобы являются последователями суннитского ислама. Взаимодействие между мусульманами и индуистами часто является табу. Смешанные браки между кхмерами и чамами существуют уже сотни лет. Некоторые ассимилировались в основное кхмерское общество и практикуют буддизм. Чамы были одной из этнических групп, ставших объектами преследований во время правления красных кхмеров в Камбодже. Само их существование было объявлено незаконным. Деревни чамов были разрушены, а люди были либо вынуждены ассимилироваться, либо казнены без суда и следствия. По оценкам чамов, убитых с 1975 по 1979 год, достигло 90 000 человек, в том числе 92 из 113 имамов.
страны с момента окончания войны и свержения красных кхмеров, Правительство Хун Сена предприняло шаги к народу Чам, и теперь многие Чамы служат в правительстве или на других официальных должностях. Однако, несмотря на умеренную малайскую форму ислама, традиционно исповедуемую чамами, община чам недавно обратилась к Ближнему Востоку за финансированием строительства мечетей и религиозных школ, что привело к появлению имамов из Саудовская Аравия и Кувейт преподают фундаменталистские интерпретации, включая Да'Вах Таблиг и ваххабизм. Эти недавно введенные формы ислама также повлияли на одежду чамов; Многие чам отказываются от своей традиционной формальной одежды в пользу более ближневосточной или южноазиатской одежды.
Коренные этнические группы гор известны под общим названием горцы или кхмерские лое, что означает «высокогорные кхмеры». Они произошли от неолитических миграций носителей мон-кхмеров через южный Китай и австронезийских носителей из островной Юго-Восточной Азии. Находясь изолированно в высокогорье, различные кхмерские группы лое не были индианизированы, как их кхмерские кузены, и, следовательно, культурно далеки от современных кхмеров и часто друг от друга, соблюдая многие доиндийские обычаи и верования. Большинство из них являются матрилинными, прослеживая родословную по материнской, а не по отцовской линии. Они выращивают рис и живут в племенных деревнях.
Исторически сложилось так, что по мере развития кхмерской империи они были вынуждены искать безопасности и независимости в высокогорьях или становились рабами и рабочими для империи. Чжоу Дагуань заметил, что кхмеры захватили горные племена и сделали их рабочими, называя их чуангами или кастой рабов. Tchouang, от слова «груша» juang, означает «люди». В настоящее время они составляют большинство в малонаселенных провинциях Ратанакири, Стунг Тренг и Мондулкири.
. Их языки относятся к двум группам: мон-кхмерской и австронезийской. Мон-кхмеры - это Самре, Пнонг, Стиенг, Куй, Креунг и Тампуан.. Австронезийцы - это Рейд и Джараи. Когда-то считавшиеся смешанной группой, австронезийцы испытали сильное влияние племен мон-кхмеров.
До гражданской войны в Камбодже, которая длилась с 1970 года до победы красных кхмеров 17 апреля В 1975 году в стране проживало 30 000 колонов, или французских граждан. После начала гражданской войны большинство левых вернулись во Францию или поселились в Соединенных Штатах. Камбоджа находилась под властью французов в течение почти столетия до обретения независимости в 1953 году, и французский язык и культура по-прежнему занимают престижное положение среди кхмерской элиты.
После того, как красные кхмеры потерпели поражение от вьетнамцев в 1979 году, они отступили к тайской границе на западе страны, изгнав вьетнамские войска, Вьетнам затем оккупировал Камбоджу на следующие десять лет. В это время Камбоджа была изолирована от западного мира, однако посетители из государств, связанных с советским блоком, проникали в страну (хотя и в небольшом количестве).
В постконфликтной Камбодже сегодня можно найти много других этнических групп, особенно в Пномпене, в статистически значимых количествах. После того, как Организация Объединенных Наций помогла восстановить монархию в начале 1990-х, число жителей Запада (которых кхмеры называли Барангом), живущих в стране, выросло до десятков тысяч. И из-за дальнейшего экономического бума 21 века (экономический рост Камбоджи в среднем за десятилетие после 2001 года составил более 7%) эти цифры только увеличились.
Только в столице Пномпеня количество иностранных рабочих со всего мира, вероятно, составляет около 150 000 человек. Эти дипломаты, инвесторы, археологи, юристы, художники, предприниматели и сотрудники НПО включают значительное количество европейцев, американцев и австралийцев, а также выходцев из соседних государств Юго-Восточной Азии, корейцев, Японцы, китайцы и русские, а также меньшее количество африканцев.
Этническая группа | Население | % от общего числа * |
---|---|---|
Кхмеры | 13 684 985 | 90% |
Вьетнамцы | 800,000 | 8,0% |
Китайский | 152,055 | 1% |
Другое | 608,222 | 3% |