Этническая демократия - это политическая система, сочетающая структурированное этническое доминирование с демократическими, политическими и гражданскими правами для всех. И доминирующая этническая группа, и этнические меньшинства имеют гражданство и могут в полной мере участвовать в политическом процессе. Этническая демократия отличается от этнократии тем, что ее элементы более демократичны. Он обеспечивает неосновным группам больше политического участия, влияния и улучшения статуса, чем якобы дает этнократия. Этническая демократия также не является демократией Херренволка, которая по определению является демократией, официально ограниченной только основной этнической нацией.
Термин «этническая демократия» был введен профессором Хуаном Хосе. Линца из Йельского университета в 1975 году, а затем Хайфского университета социолог, профессор Сэмми Смуха в книге, опубликованной в 1989 году, в качестве универсальной модели дело Израиль. Модель широко использовалась в последующие десятилетия; в 1993 г. для сравнения нескольких стран, в 1997 г. для сравнения Израиля и Северной Ирландии, применительно к Эстонии и Латвии в 1996 г. и Словакии в 2000 г.
Смуха определяет восемь характеристик, которые являются ключевыми элементами его модели этнической демократии:
Смуха также определяет десять условий, которые могут привести к установлению этнической демократии:
Модель была применена исследователями в нескольких странах с различными уровнями соответствия.
Государство Израиль рассматривается как страна, которая использует модель этнической демократии в своих отношениях с арабским меньшинством страны, поскольку Израиль объединил жизнеспособные демократические институты с институциональным этническим доминированием.
Среди авторов существует широкий спектр мнений относительно классификации Латвии и Эстонии, охватывающих от либеральной или гражданской демократии через этническую демократию до этнократии. Уилл Кимличка рассматривает Эстонию как гражданскую демократию, подчеркивая особый статус русскоязычных, проистекающий из того, что они одновременно частично временные жители, частично иммигранты и частично коренные жители. Британский исследователь Нил Мелвин приходит к выводу, что Эстония движется к подлинно плюралистическому демократическому обществу через либерализацию гражданства и активное вовлечение лидеров общин русских поселенцев в политический процесс. Джеймс Хьюз в статье «Развитие и переходный период» Программы развития Организации Объединенных Наций утверждает, что Латвия и Эстония являются примерами «этнической демократии», когда государство было захвачено титульной этнической группой и затем использовались для продвижения политики «национализации» и предполагаемой дискриминации русскоязычных меньшинств. (Компания Development and Transition также опубликовала статьи, оспаривающие утверждения Хьюза.) Израильские исследователи Орен Йифтачель рассматривают Эстонию как этнократию. Израильский социолог Сэмми Смуха из Хайфского университета не согласен с Йифтачелем, утверждая, что этнократическая модель, разработанная Ифтачелем, не подходит для Латвии и Эстонии; это не поселенческое общество, поскольку его основная этническая группа является коренной, и при этом оно не расширялось территориально и не имело диаспоры, вмешивающейся в его внутренние дела, как в случае с Израилем, для которого Ифтахель первоначально разработал свою модель
Однако представление о том, что Эстония или Латвия являются этническими демократиями, было отвергнуто некоторыми комментаторами. С одной стороны, законы о гражданстве этих стран не основаны на этнических критериях, относясь к гражданам из России, в том числе к некоторым людям, которые автоматически стали гражданами, потому что их семьи проживали там с до 1940 года, с теми же правами, что и этнические. большинство. Более того, неграждане пользуются социальными правами наравне с гражданами. С другой стороны, учитывая долю негражданских меньшинств, не имеющих определенных политических прав (7,5% в случае Эстонии), Эстония и Латвия еще не могут даже квалифицироваться как этнические демократии: согласно определению этнической демократии Смуха, группы меньшинств должны пользоваться полные права граждан страны.
Смуха описывает Канаду от независимости в 1867 году до Тихой революции 1976 года, которая подняла статус французских канадцев до уровня английских канадцев, чтобы быть этнической демократией.
Смуха описывает Правительство Северной Ирландии (1921–1972) от раздела Ирландии в 1921 году до Соглашения Саннингдейла в 1972 году как этническая демократия, благоприятствующая протестантам в основном ольстерских шотландцев коренного происхождения ирландских католиков.
Статья 153 Конституции Малайзии, а также Кетуанан Мелайю ( Малайское превосходство) малазийскими правительствами после обретения независимости с 1970-х годов дает больше прав бумипутра в целом и малайзийским малайцам, чем малазийским меньшинствам, таким как малазийские китайцы и Малайзийские индейцы.
Словацкий национализм основан на этнической принадлежности и языке. <<Государственное строительство и государственное строительство в Словакии призваны сделать этнических словаков единой нацией и предотвратить любые признаки бинационализма. Эта цель четко сформулирована в преамбуле словацкой конституции, которая начинается со следующих слов: «Мы, словацкий народ, принимая во внимание политическое и культурное наследие наших предшественников, опыт, накопленный веками борьбы за наше национальное существование и государственность… »