Этика в математике - это новая область прикладной этики, исследование этических аспектов практики и применения математики. Он касается профессиональных обязанностей математиков, чья работа влияет на решения с серьезными последствиями, например, в области права, финансов, вооруженных сил и науки об окружающей среде. Многие математики-исследователи не видят этических последствий в своих чистых исследованиях, но предположения, сделанные в математических подходах, могут иметь реальные последствия. Очень инструментальная интерпретация воздействия математики затрудняет понимание этических последствий, но легче увидеть, как все разделы математики служат для структурирования и концептуализации решений реальных проблем. Эти структуры могут создавать извращенные стимулы, когда цели могут быть достигнуты без улучшения услуг, или позиции в таблице рейтингов изменяются. Хотя допущения, записанные в метрики, часто отражают мировоззрение групп, ответственных за их разработку, неспециалистам труднее их оспорить, что приводит к несправедливости.
Математики на промышленных, научных, военных и разведывательных должностях решающим образом влияют на решения с большими последствиями. Например, для успеха Манхэттенского проекта потребовались сложные расчеты, в то время как чрезмерное использование формулы копулы Гаусса для определения цены производных инструментов до глобального финансового кризиса 2008 года была названа «формулой, убившей Уолл-стрит», а теория глобального потепления зависит от надежности математических моделей климата. По той же причине, что и в медицинской этике и инженерной этике, сильное влияние последствий решений налагает серьезные этические обязательства на практикующих врачей, которые должны учитывать правильность и неправильность своих советов и решений. Потенциальное влияние данных и новых технологий заставляет все больше профессий, таких как бухгалтерский учет, задуматься о том, как учитывается предвзятость в автоматизированных системах, от алгоритмов до ИИ.
Они иллюстрируют основные последствия числовых ошибок и, следовательно, необходимость соблюдения этических норм.
Математики в профессиональных ролях в финансах и аналогичной работе несут особую ответственность за то, чтобы они использовали лучшие методы и данные для получения правильного ответа, поскольку престиж математики высок, а другие полагаются на математические результаты, которые они не могут полностью понять. Другие этические проблемы разделяются с информационной экономикой профессионалов в целом, таких как обязанность проявлять осторожность, конфиденциальность информации, изобличение и предотвращение конфликта интересов.
Математики несут профессиональную ответственность за поддержание этичного использования математики на практике, как для поддержания репутации профессии, так и для защиты общества. от воздействия этичного поведения. Например, математика широко применяется при использовании больших данных в приложениях искусственного интеллекта, как математиками, так и нематематиками, со сложными последствиями, которые трудно понять или предвидеть.
Журналистика имеет установленную Профессиональную этику, на которую влияет математическая обработка и (повторная) публикация источников. Повторное использование информации, представленной в виде фактов, требует проверки и подтверждения, что приводит к концептуальной путанице и ошибкам выборки и расчетов. Другие профессиональные проблемы возникают из-за потенциала автоматизированных инструментов, которые позволяют распространять общедоступные данные, которые никогда не сопоставлялись.
Большая часть математических операций, используемых в приложениях, включает в себя выводы на основе количественных данных. Признано, что существует много трудностей в получении и передаче таких выводов точно, честно и с должным учетом сохраняющейся неопределенности. Статистику легко ввести в заблуждение клиентов, чье понимание данных и умозаключений недостаточно развиты, поэтому у статистиков есть профессиональная обязанность действовать справедливо. В 1980-х годах статистики кодифицировали свою этику в декларации ISI, признав, что часто возникают противоречивые требования со стороны заинтересованных сторон, а этические решения являются вопросом профессионального суждения.
Приоритет и атрибуция математического открытия важны для профессиональной практики, даже если некоторые теоремы носят имя человека, сделавшего предположение, а не находящего доказательства. Народные теоремы или математический фольклор не могут быть приписаны конкретному человеку и могут не иметь согласованного доказательства, несмотря на то, что это общепринятый результат, потенциально ведущий к несправедливости.
Американское математическое общество публикует кодекс этических принципов для исследователей-математиков. В обязанности исследователей входит владение знаниями в данной области, недопущение плагиата и упоминания, публикация без необоснованной задержки и исправление ошибок. Комитет по этике Европейского математического общества также публикует свод правил, касающихся публикации, редактирования и реферирования исследований.
Утверждалось, что, поскольку чисто математические исследования относительно безвредны, они вызывают несколько неотложных этических вопросов. Однако возникает вопрос, стоит ли заниматься чистой математикой с этической точки зрения и почему, учитывая, что она уносит жизни многих очень умных людей, которые могли бы внести более полезный вклад.
Курсы по этике математики остаются редкостью. Университет Нового Южного Уэльса преподавал обязательный курс по профессиональным вопросам и этике в математике с 1998 по 2012 год.