Этический интуиционизм

редактировать

Этический интуиционизм (также называемый моральный интуиционизм ) - это точка зрения или семейство взглядов в моральном эпистемология (и, по некоторым определениям, метафизика ). В его основе фундаментализм морального знания; то есть, он придерживается тезиса о том, что некоторые моральные истины могут быть познаны без логического вывода (т.е.известны без необходимости выводить их из других истин, в которые он верит). Такой эпистемологический взгляд по определению предполагает наличие знания моральных истин; следовательно, этический интуиционизм подразумевает когнитивизм.

В качестве фундаменталистской эпистемологической позиции этический интуиционизм следует противопоставить когерентистским позициям моральной эпистемологии, например позициям, которые зависят от рефлексивного равновесия.

Несмотря на название «этический интуиционизм», этическим интуиционистам не нужно (хотя часто и делают) соглашаться с тем, что интуиция ценности (или оценочных фактов) формирует основу этического знания; общая приверженность этических интуиционистов заключается в том, что этические знания не основываются на выводе, независимо от того, состоит ли такое основание без вывода на основе интуиций как таковых.

В философской литературе используется термин «этический интуиционизм». часто используется со значительными вариациями по смыслу. Акцент этой статьи на фундаментализме отражает основные приверженности современных самоидентифицированных этических интуиционистов.

В достаточно широком смысле этический интуиционизм может быть взят, чтобы охватить когнитивистские формы теории морального чувства. Кроме того, для этического интуиционизма обычно считается важным наличие самоочевидного или априорного морального знания; это противоречит рассмотрению теории морального чувства как разновидности интуиционизма. (см. раздел Рациональная интуиция против морального чувства этой статьи для дальнейшего обсуждения).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранний интуиционизм
    • 1.2 Генри Сиджвик
    • 1.3 Интуиционизм в аналитической философии
    • 1.4 Современные события
  • 2 Проблемы определения
    • 2.1 Несущественные коннотации
      • 2.1.1 Плюрализм
    • 2.2 «Интуитивизм»
  • 3 Рациональная интуиция против морального чувства
    • 3.1 Рациональная интуиция
    • 3.2 Моральное чувство
  • 4 См. Также
    • 4.1 Философы, которых обычно называют интуиционистами
    • 4.2 Родственные философские концепции
  • 5 Примечания
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

История

Ранний интуиционизм

Хотя были этические интуиционисты в широком смысле, по крайней мере, Еще во времена Фомы Аквинского философская школа, обычно именуемая этическим интуиционизмом, развивалась в Британии в XVII и XVIII веках. Ранние интуиционисты, такие как Джон Балги, Ральф Кадворт и Сэмюэл Кларк, были в основном озабочены защитой морального объективизма против теорий Томас Гоббс. Позже их взгляды были возрождены и развиты Ричардом Прайсом и противопоставлены теории морального чувства Фрэнсиса Хатчесона, которого иногда считали сентименталистским интуиционистом Иммануилом Кант Моральная философия России будет воспринята в Британии как немецкий аналог Прайса, хотя, согласно Р. М. Хэйр сомнительно, является ли Кант интуиционистом.

Генри Сиджвик

В XIX веке этический интуиционизм считался большинством британских философов философским соперником утилитаризм, пока Генри Сиджвик не показал, что существует несколько логически различных теорий, как нормативных, так и эпистемологических, имеющих один и тот же ярлык. Сиджвик, кроме того, утверждал, что утилитаризм может быть оправдан на основе рациональной интуиционистской эпистемологии. Вдохновленный этим философ ХХ века К.Д. Броуд использовал бы термин «деонтологическая этика » для обозначения нормативных доктрин, связанных с интуиционизмом, оставляя выражение «этический интуиционизм» свободным для обозначения эпистемологических доктрин.

Интуиционизм. в аналитической философии

Этический интуиционизм был популярен в начале двадцатого века, особенно среди британских философов-аналитиков. Х.А. Причард защищал эту точку зрения в своей книге «Основывается ли моральная философия на ошибке?» (1912), в котором он утверждал, что моральная философия основывается главным образом на желании предоставить аргументы, исходя из ненормативных предпосылок принципов обязательства, которые мы дофилософски принимаем, таких как принцип, согласно которому каждый должен выполнять свои обещания или что один не следует воровать. Причард утверждал, что это ошибка как потому, что невозможно вывести какое-либо утверждение о том, что следует делать из утверждений, не касающихся обязательств (даже из утверждений о том, что хорошо), так и потому, что в этом нет необходимости, поскольку принципы здравого смысла морального долга самоочевидны.

Причард находился под влиянием Г.Э. Мур, чей Principia Ethica (1903), как известно, утверждал, что добро - это неопределимое, неестественное свойство, которое мы интуитивно осознавали. Мур ввел термин «натуралистическая ошибка » для обозначения (предполагаемой) ошибки смешения добродетели с некоторым естественным свойством, и он применил аргумент открытого вопроса, чтобы показать, почему это было ошибкой. В отличие от Причарда, Мур считал, что принципы обязательства можно вывести из предположений о том, что хорошо.

К середине века этический интуиционизм резко потерял популярность, отчасти из-за влияния логического позитивизма, отчасти из-за растущей популярности натурализма В философии, и отчасти к философским возражениям, основанным на явлении широко распространенного морального разногласия. С. эмотивизм Л. Стивенсона окажется особенно привлекательным для мурских интуиционистов, стремящихся избежать этического натурализма. В конце ХХ века у интуиционизма было мало приверженцев; в словах Бернарда Уильямса : «Эта модель интуиции в этике была разрушена чередой критиков, и ее руины, которые остались над землей, не настолько впечатляющи, чтобы представить историю того, что с ней произошло.. "

Современные события

Некоторые недавние работы предполагают, что к этой точке зрения, возможно, возрождается интерес к академической философии. Роберт Ауди - один из главных сторонников этического интуиционизма в наши дни. Его книга 2005 года «Добро в правом» утверждает, что обновляет и укрепляет российский интуиционизм и развивает эпистемологию этики. Книга Майкла Хьюмера Этический интуиционизм (2005) также дает недавнюю защиту этой точки зрения. Кроме того, авторы, пишущие о нормативной этике, часто принимают методологический интуиционизм, поскольку они представляют якобы очевидные или интуитивные примеры или мысленные эксперименты в качестве поддержки своих теорий.

Проблемы с определением

Поскольку только Сиджвик стало ясно, что существует несколько различных тезисов, разделяющих ярлык «этический интуиционизм», этот термин приобрел множество различных коннотаций. Это может вызвать путаницу; например, G.E. Principia Ethica Мура часто считают locus classicus защитой этического интуиционизма, однако Мур явно отказывается от этого ярлыка из-за большого количества различий между его собственными взглядами и традиционными интуиционистами.

Несущественные коннотации

Традиционно интуиционизм часто понимался как имеющий несколько других обязательств:

  1. Моральный реализм, точка зрения, согласно которой существуют объективные факты морали (по мнению Марк Платтс).
  2. Этический ненатурализм, точка зрения, что эти оценочные факты не могут быть сведены к естественным фактам.
  3. Классический фундаментализм, то есть точка зрения, согласно которой интуитивные моральные убеждения: непогрешимы (неопровержимые), несомненный (непреодолимо убедительный), неисправимый, определенный или понятный без размышлений.
  4. Мнение о том, что моральные свойства "просты" (как придерживался Дж. Э. Мур).
  5. Мнение о том, что моральные качества истины познаются только интуицией.

Однако ни одна из этих позиций не является существенной для взгляда; большинство этических интуиционистов (таких как Г.Э. Мур и У.Д. Росс ) просто случайно придерживались этих взглядов.

Более того, интуиционисты часто считаются весьма преданными к существованию особой психологической способности, которая надежно порождает истинные моральные интуиции. Однако немногие интуиционисты явно требовали наличия такой способности, а некоторые, такие как Ричард Прайс, прямо отрицали ее существование.

Плюрализм

Во-вторых, иногда термин «этический интуиционизм» связан с плюралистической, деонтологической позицией в нормативной этике, позицией, которую защищают большинство этических интуиционистов, с Генри Сиджвиком и GE Мур является заметным исключением.

«Интуитивизм»

Роберт Ауди (2004, гл. 1) указывает, что в прикладной этике философы часто обращаются к интуиции для обоснования своих утверждений, даже если они не называют себя интуиционистами. Поэтому Audi использует ярлык «интуитивисты» для обозначения людей, которые являются интуитивистами, но не называют себя таковыми.

В этом широком понимании интуиционизма есть всего несколько способов, по которым человек, занимающийся моральной философией, может не считаться интуиционистом. Во-первых, они могут действительно вообще воздерживаться от интуиции в моральной философии (например, пытаясь вывести все моральные утверждения из утверждений о том, чего желают отдельные люди). Во-вторых, они могут отрицать фундаментализм в пользу (скажем) когерентизма. В-третьих, они могут быть некогнитивистами, считающими, что моральные «убеждения» на самом деле вовсе не верования.

Рациональная интуиция против морального чутья

Некоторые используют термин «этический интуиционизм» в моральной философии для обозначения общей позиции, согласно которой у нас есть некое не содержащее выводов моральное знание (см. Sinnott-Armstrong, 2006a и 2006b), то есть базовые моральные знания, которые не выводятся из каких-либо утверждений или не основываются на них. Однако важно различать эмпирические и рационалистические модели этого. Некоторые, таким образом, резервируют термин «этический интуиционизм» для рационалистической модели и термин «теория морального чувства» для эмпирической модели (см. Sinnott-Armstrong, 2006b, pp. 184–186, особенно сноску 4). Однако терминология в конечном итоге не важна, если помнить о соответствующих различиях между этими двумя точками зрения.

Вообще говоря, рационалистический этический интуиционизм моделирует приобретение такого неизвлекаемого морального знания на основе априорного, неэмпирического знания, такого как знание математических истин; тогда как теория морального чувства моделирует приобретение такого неотъемлемого морального знания на основе эмпирического знания, такого как знание цвета объектов (см. теория морального чувства ).

Рациональная интуиция

Рационалистическая версия этического интуиционизма моделирует этическую интуицию на априори, неэмпирически обоснованных интуициях истин, таких как основные истины математики. Возьмем, к примеру, веру в то, что два минус один - это один. Часто считается, что это знание не является логическим, поскольку оно не основано или не оправдано каким-либо другим утверждением или утверждением. Скорее, тот, кто понимает релевантные концепции, включенные в предложение о том, что два минус один - это один, имеет то, что можно было бы назвать «интуицией» истинности предложения. Человек интуитивно чувствует истинность предложения, а не делает вывод. Точно так же этический интуиционист утверждает, что основные моральные истины - будь то принципы (например, не убивайте людей) или суждения (например, убивать людей - неправильно) - известны без умозаключений, и, в частности, они известны через человека. рациональная интуиция.

Некоторые рационалисты-этические интуиционисты характеризуют моральные «интуиции» как разновидность убеждений (например, Audi, 2005, стр. 33–6), которые самоочевидны в том смысле, что они оправданы. просто в силу своего понимания предложения поверили. Другие характеризуют «интуицию» как особый вид психического состояния, в котором что-то кажется одному (независимо от того, верит он в это или нет) в результате интеллектуальной рефлексии. Майкл Хьюмер (2005), например, определяет «интуицию» как своего рода видимость:

Рассуждение иногда меняет то, как вещи кажутся нам. Но есть еще способ, которым вещи кажутся нам до рассуждений; в противном случае рассуждение не могло бы начаться. То, как вещи кажутся до рассуждений, мы можем назвать «первоначальным явлением». Первоначальная интеллектуальная внешность - это «интуиция». То есть интуиция, что p - это состояние его кажущегося p, которое не зависит от выводов из других убеждений и является результатом размышления о p, в отличие от восприятия, запоминания или самоанализа. Этическая интуиция - это интуиция, содержанием которой является оценочное суждение. (§5.2)

Независимо от определения рациональной интуиции, все интуиционисты согласны с тем, что рациональные интуиции не могут быть оправданы выводами из отдельного убеждения.

Моральный смысл

Другая версия - то, что можно назвать эмпирической версией - этического интуиционизма моделирует этическое знание без вывода о чувственном восприятии. Эта версия включает в себя то, что часто называют «моральным чутьем». Согласно теоретикам морального чувства, некоторые моральные истины познаются через это моральное чувство просто на основе опыта, а не умозаключений.

Один из способов понять моральный смысл - провести аналогию между ним и другими видами чувств. Например, красота - это то, что мы видим в некоторых лицах, произведениях искусства и пейзажах. Мы также можем услышать это в некоторых музыкальных произведениях. Совершенно очевидно, что нам не нужно независимое эстетическое чутье, чтобы воспринимать красоту мира. Наших обычных пяти чувств вполне достаточно, чтобы наблюдать это, хотя простое наблюдение чего-то прекрасного еще не гарантирует, что мы сможем наблюдать его красоту. Точно так же дальтоник не обязательно способен воспринимать зеленый цвет травы, хотя он способен видеть. Предположим, мы даем название этой способности ценить красоту видимых вещей: можно назвать это эстетическим чувством. Это эстетическое чувство не приходит автоматически ко всем людям с идеальным зрением и слухом, поэтому было бы справедливо описать его как нечто особенное, не полностью сводимое к зрению и слуху. Поскольку эстетическое чувство сообщает нам о том, что прекрасно, мы можем аналогично понимать моральное чувство как информирующее нас о том, что хорошо. Люди с развитым нравственным чутьем получают четкое представление о своей неправоте, когда, например, видят, как пинают щенков.

См. Также

Философы, которых обычно называют интуиционистами

Родственные философские концепции

Примечания

Библиография

  • Audi, Robert (2004). Благо справа: теория интуиции и внутренней ценности, Princeton University Press.
  • Ardales, V.B. (1987). «Введение в философию», Кесон-Сити: Greatbooks Trading Inc.
  • Бринк, Дэвид О. (1989). Моральный реализм и основы этики, Cambridge University Press.
  • Дей, Джон (2013). «Этика в аналитической традиции» в Оксфордском справочнике по истории этики под ред. Роджер Крисп, Oxford University Press
  • Hare, R.M (1997). Sorting Out Ethics, Oxford University Press.
  • Хьюмер, Майкл (2005). Этический интуиционизм, Palgrave Macmillan.
  • Louden, Robert B (1996). «К генеалогии деонтологии». Журнал истории философии 34: 4. Издательство Университета Джона Хопкинса.
  • Маки, Дж. Л. (1977). Этика: изобретать правильное и неправильное. Пингвин.
  • Мур, Г.Э. (1993). Principia Ethica, исправленное издание, Cambridge University Press.
  • Причард, Х.А. (1912). «Основывается ли моральная философия на ошибке? » Разум, N.S., Vol. 21.
  • Росс, У.Д. (1930). Право и добро, Оксфорд: Clarendon Press.
  • Шафер-Ландау, Расс и Теренс Кунео, редакторы (2012). Основы этики: антология. Блэквелл Паблишинг.
  • Сиджвик, Генри (1907). Методы этики, Macmillan and Company, Ltd.
  • Сиджвик, Генри (1931). Очерки истории этики 6-е издание (увеличенное), Macmillan and Company, Ltd.
  • Страттон-Лейк, Филип (2013). «Рациональный интуиционизм» в Оксфордском справочнике по истории этики под ред. Роджер Крисп, Oxford University Press.
  • Страттон-Лейк, Филип (2014). «Интуиционизм в этике » в Стэнфордской энциклопедии философии, изд. Э. Залта.
  • Синнотт-Армстронг, Уолтер. «Моральный скептицизм». В Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии.
  • Синнотт-Армстронг, Уолтер (2006b). Моральный скептицизм, Oxford University Press.
  • Уильямс, Бернард (2011). Этика и пределы философии, Routledge Classics

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 05:31:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте