Вечное сияние чистого разума | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Мишель Гондри |
Продюсер | |
Сценарий | Чарли Кауфман |
Сюжет |
|
В главной роли | |
Музыка | Джона Бриона |
Кинематография | Эллен Курас |
Отредактировал | Валдис Оскарсдоттир |
Производство. компания | |
Распространяется | Focus Features |
Дата выпуска | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 108 минут |
Страна | США |
Язык | Английский |
Бюджет | 20 миллионов долларов |
кассовые сборы | 74 миллиона долларов |
Вечное сияние чистого разума - 200 4 Американский научная фантастика романтическая драма по сценарию Чарли Кауфмана и режиссеру Мишелю Гондри. Он следует за разлученной парой, которая стерла друг друга из своих воспоминаний. Пьер Висмут создал историю с Кауфманом и Гондри. В состав ансамбля входят Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Руффало, Элайджа Вуд и Том Уилкинсон. Название фильма - цитата из поэмы 1717 года Элоиза Абеляру Александра Поупа.
В фильме использованы элементы психологического триллера и нелинейного повествование для изучения природы памяти и романтической любви. Он открылся в Северной Америке 19 марта 2004 года, получив высокую оценку критиков и публики и собрал более 74 миллионов долларов по всему миру. Фильм получил премию Оскар за лучший оригинальный сценарий, а Уинслет была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль. За годы после выхода на экраны фильм стал культовым после, и многие критики считают его одним из лучших фильмов начала 21 века.
Застенчивый, тихий Джоэл Бариш и безудержная свободолюбивая Клементина Кручински встречаются на железной дороге Лонг-Айленда поездом из Монток в Роквилл-центр. В тот день оба почувствовали необходимость поехать в Монток, и они почти сразу соединились, чувствуя тягу друг к другу, несмотря на их противоположные личности. Они соглашаются на второе свидание, во время которого Клементина ведет их к замерзшей реке Чарльз в Бостоне. Хотя Джоэл и Клементина не осознают этого, они когда-то были в отношениях, разойдясь после двух лет отношений. После драки Клементина наняла нью-йоркскую фирму Lacuna, Inc., чтобы стереть все свои воспоминания об их отношениях. Узнав об этом от своих друзей Роба и Кэрри, Джоэл решает пройти процедуру сам. Непосредственно перед этим он покупает Клементине ожерелье в антикварном магазине и идет к ее работе, чтобы передать ей. Клементина не узнает его, и Джоэл видит, как она целует молодого парня по имени Патрик.
Далее повествование происходит в голове Джоэла во время процедуры стирания памяти. Джоэл пересматривает свои воспоминания о Клементине в обратном порядке, начиная с крушения их отношений. Когда он сталкивается с более ранними, более счастливыми воспоминаниями о Клементине, он понимает, что не хочет стирать ее. Пытаясь сохранить оставшиеся воспоминания о ней и своей любви к ней, он берет ее за руку, и они пробегают по его голове, когда воспоминания начинают распадаться вслед за ними. Он находит временный успех в уклонении от процедуры, когда Клементине приходит в голову идея перенести ее к воспоминаниям, не связанным с ней. Он также пытается проснуться и остановить процесс, но оба плана бесплодны; к утру техникам удается стереть его воспоминания. Джоэл достигает последнего воспоминания о Клементине: дня, когда он впервые встретил ее в пляжном домике в Монтоке. Оба достигли некоторой степени ясности, несмотря на то, что все были в его голове, и когда воспоминания рушатся вокруг них, Клементина шепчет ей навстречу в Монтоке. Джоэл просыпается, и здесь происходит начало фильма.
Одновременно во время стирания памяти Джоэла происходит отдельная сюжетная арка, вращающаяся вокруг сотрудников Лакуны. Все воспоминания и воспоминания об отношениях Джоэла и Клементины хранились в хранилище Лакуны, а также на кассете, на которой каждый из них пересказывает друг друга непосредственно перед своими процедурами. Это позволяет сотрудникам связать Клементину и Джоэла, а также позволяет Патрику, который, как выясняется, является одним из техников Лакуны, неэтично использовать воспоминания Джоэла, чтобы соблазнить и встречаться с Клементиной в настоящем. Он цитирует многое из того, что Джоэл сказал Клементине, использует для нее свое прозвище «Мандарин» и даже дарит ей ожерелье, которое Джоэл никогда не дарил ей, чему она удивляется, что это именно ее вкус. Мэри, регистратор Lacuna, встречается с другим техником, Стэном, но испытывает чувства к женатому главе Lacuna, доктору Говарду Межвяку. Во время стирания памяти Джоэла Мэри обнаруживает, что у нее ранее был роман с доктором Межвяком, и соглашается стереть этот роман из ее памяти после того, как об этом узнала жена доктора Межвяка. Опустошенная этим открытием и понимая, что стирание чьих-то воспоминаний неэтично и по-прежнему не может изменить их истинное «я», Мэри увольняется с работы, крадет записи компании и отправляет всем бывшим клиентам Лакуны записи, на которых они рассказывают свои воспоминания до процедуры стирания..
В настоящее время Джоэл отвозит Клементину домой с их свидания, но его ненадолго перехватывает Патрик, который к своему ужасу понимает, что они нашли свой путь обратно друг к другу. Когда они оба получают свои записи Lacuna по почте, они шокированы и встревожены горькими воспоминаниями и неразрешенными чувствами, которые они испытывают друг к другу. Клементина встает, чтобы уйти, говоря, что их отношения закончатся так же, как и в прошлом. Джоэл с удивительной для него смелостью и оптимизмом говорит ей, что это нормально, потому что оно того стоит, и они соглашаются попробовать еще раз.
Концепция «Вечного сияния чистого разума» возникла в 1998 году из разговоров между Мишелем Гондри и соавтором сценария фильма Пьером. Висмут. Пара познакомилась и подружилась в начале 1980-х, когда Гондри играл на барабанах во французской поп-группе Oui Oui. Висмут задумал стереть некоторых людей из умы людей в ответ на жалобу друга на своего парня; когда он спросил ее, сотрет ли она того парня из своей памяти, она ответила утвердительно. Изначально Висмут собирался провести художественный эксперимент с отправкой карточек людям, которые говорили, что кто-то из их знакомых стер получателя карточки из их памяти. Когда он сказал об этом Гондри, они развили историю, основанную на ситуациях, которые могли бы возникнуть, если бы это было возможно с научной точки зрения. Висмут так и не реализовал свою идею эксперимента.
Гондри подошел к Чарли Кауфману с этой концепцией. Гондри и Кауфман вместе развили историю в короткую презентацию. Хотя сценаристы не верили, что концепция может быть востребована на рынке, за эту идею началась небольшая война торгов. Стив Голин из Propaganda Films купил его 12 июня 1998 года за семь -фигурная сумма. Кауфман, который отвечал за написание сценария, не начал сразу, вместо этого решил приостановить написание, пока работал над Адаптация, Признания опасного разума и Человеческая природа, последний из которых Гондри поставил как его режиссерский дебют. В это время режиссер Кристофер Нолан выпустил свой фильм Memento, который аналогичным образом имеет дело с памятью. Из-за сходства Кауфман забеспокоился и попытался выйти из проекта, но Голин заставил его завершить его. Во время написания права собственности на поле менялись несколько раз, в результате чего Кауфману не приходилось иметь дело со студиями до конца процесса написания сценария. Финальный сценарий заставил студии понервничать.
Насколько счастлива участь безупречной весталки?. Мир, забывший, мир забыл:. Вечное сияние чистого разума! . Каждая молитва принята, и каждое желание оставлено;Александр Поуп, Элоиза Абеляру, 207-210
Кауфман не хотел делать фильм триллером и хотел преуменьшить значение науки художественные аспекты стирания памяти, акцентирующие внимание на отношениях. У него была «огромная борьба» при написании сценария, в частности, он столкнулся с двумя проблемами: отображением «воспоминаний, реакцией Джоэла на воспоминания и взаимодействием Джоэла с Клементиной вне воспоминаний в воспоминаниях» и тем фактом, что персонажи могли ссылаться в более поздние сцены к уже стертым воспоминаниям. Кауфман решил первую проблему, сделав Джоэла ясным и способным комментировать свои воспоминания, и решил вторую, заставив воспоминания ухудшаться вместо немедленного стирания, с полным стиранием, происходящим при пробуждении. Первоначальное имя Кауфмана для сценария состояло из 18 слов, так как он хотел, чтобы заголовок «невозможно было разместить на шатре». В конце концов он выбрал «Вечное сияние чистого разума», название, происходящее из стихотворения 1717 года Элоиза Абеляру Александра Поупа.
Съемки «Вечное сияние чистого разума» началось в середине января 2003 года после шести недель подготовки, продлившейся три месяца при бюджете в 20 миллионов долларов, в основном в Нью-Йорке и его окрестностях. Съемочная группа воссоздала некоторые ключевые сцены, такие как квартира Джоэла в Роквилл-центре и кухня в стиле 1950-х годов на бывшей базе ВМС США в Нью-Джерси. Съемка была сложной, иногда съемка длилась семнадцать часов в день в суровых условиях.
Съемка была сложной задачей для кинематографиста Эллен Курас из-за трудностей при съемке видения Гондри для фильма, которое была направлена на «смешивание аутентичности съемки с места съемки с непредсказуемыми вспышками прихоти». Согласно этому видению, Гондри хотел, чтобы доступный свет использовался исключительно для съемки. Курас не согласился с этим выбором и решил обойти его, осветив комнату вместо актеров и спрятав лампочки вокруг съемочной площадки, чтобы увеличить уровень освещенности. Еще одна проблема, с которой столкнулись кинематографисты, была связана с частыми импровизациями, отсутствием оценок и небольшим количеством завершенных репетиций, операторы часто не знали, где будут находиться актеры. Две портативные камеры постоянно снимали кадры с углом обзора 360 градусов, снимая 36 000 футов пленки в день, чтобы справиться с этим. Гондри обратился к работе знаменитого французской новой волны режиссера Жан-Люка Годара, снимая его на инвалидных колясках, а также используя тележки для саней и колесниц вместо традиционных тележек. При использовании инвалидных колясок съемка не всегда была гладкой, однако, поскольку Курасу понравилась эстетика низкоугольного, шаткого движения, финальный фильм содержит отснятый материал.
В фильме использовалась минимальная CGI, со многими эффектами, выполненными в камере, через принудительные перспективы, скрытое пространство, подсветку, несинхронизированный звук, разделенный фокус и. Ярким примером является океан, смывающий дом в Монток ; Производственная группа достигла этого, построив угол дома на пляже и позволив приливу подняться. Выполнить этот эффект было сложно, так как специальная команда, нанятая для опускания набора в воду, отказалась из-за предполагаемой опасности. Гондри в ответ уволил команду, а производственная группа, включая актеров и продюсеров, поместила декорацию в воду. В отместку за действия Гондри глава профсоюза сделал выговор Гондри перед командой.
Кауфман переписал часть сценария во время производства; таким образом, существует несколько расхождений между сценарием производства и финальным фильмом. Принципиальное отличие состоит в том, что в производственном сценарии со стиранием каждого воспоминания поведение Клементины становится все более роботизированным. В финальном фильме Уинслет играет Клементину прямо, и деградация настроек и их наложение друг на друга визуально приводят к ухудшению памяти. Еще одним компонентом сценария, который не вошел в финальный фильм, было появление Наоми, девушки Джоэла, которую сыграла Эллен Помпео. Вопреки настоянию Кауфман на включении Наоми, производственная группа вырезала ее уже отснятые сцены. Трейси Морган также была вырезана из фильма.
Исландский редактор Валдис Оскарсдоттир фильм, и, как сообщается, она конфликтовала с Гондри во время редактирования. Чарли Кауфман также принимал активное участие в монтаже фильма. Редактирование было долгим процессом, так как не было необходимости торопиться. Было проведено несколько пробных просмотров фильма, которые вызвали положительную реакцию.
Альбом саундтрек для Eternal Sunshine of the Spotless Mind был написан музыкантом из Лос-Анджелеса Джоном Брионом, а также с песнями таких исполнителей, как The Polyphonic Spree, The Willowz и Дона Нельсона. Hollywood Records выпустили саундтрек 16 марта 2004 года. кавер-версия песни The Korgis '«Everybody's Got to Learn Sometime » с инструменты Бриона и вокал Бека служат центральным элементом саундтрека, задавая тон в начальных титрах и завершая фильм.
Саундтрек Eternal Sunshine of the Spotless Mind получил в целом положительные отзывы. AllMusic охарактеризовал его как «почти такой же ловкий» и охарактеризовал музыку Брайона как «интимную» и «вызывающую воспоминания о любви и воспоминаниях». В других положительных обзорах отмечался эмбиент характер музыки и хвалился кавер Бека на песню Everybody's Got to Learn Sometime. Недоброжелатели саундтрека раскритиковали альбом за отсутствие идентичности и его депрессивную атмосферу. Даже недоброжелатели хвалили способность оценки соответствовать сюжету, что является общей оценкой для многих обзоров.
В осеннем выпуске Screen Journal за 2008 год. Кэрол Верналлис утверждала, что опыт Гондри в режиссуре музыкальных клипов способствовал мизансцене и звуковому оформлению фильма. Верналлис описывает некоторые нити визуальных, звуковых и музыкальных мотивов на протяжении всего фильма и то, как некоторые мотивы могут работать в контрапункте.
Произведено с бюджетом в 20-миллионный фильм «Вечное сияние чистого разума» открылся 19 марта 2004 года в США и собрал 8 175 198 долларов за первые выходные в 1353 кинотеатрах. Фильм занял седьмое место в прокате уик-энда и оставался в кинотеатрах в течение 19 недель, заработав 34 400 301 доллар в США и 39 636 414 долларов на международных рынках, что в сумме составляет 74 036 715 долларов по всему миру. «Вечное сияние чистого разума» по состоянию на июнь 2018 года является самым прибыльным фильмом Кауфмана и вторым по прибыльности фильмом Гондри.
На Тухлые помидоры в фильме есть рейтинг 93% "Certified Fresh", основанный на 247 отзывах, со средним рейтингом 8,5 / 10. Критический консенсус сайта гласит: «Вдохновленный умным, творческим сценарием Чарли Кауфмана и столь же смелым режиссерским подходом Мишеля Гондри, Eternal Sunshine - это извилистый, но искренний взгляд на отношения и душевную боль». По рейтингу Metacritic фильм получил 89 баллов из 100 на основании 41 отзыва, что указывает на «всеобщее признание». Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «B-» по шкале от A + до F.
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times в своей начальной Обзор 2004 года дал фильму 3½ из возможных 4. Он вернулся к фильму в 2010 году, когда назвал Кауфмана «самым одаренным сценаристом 2000-х» и повысил рейтинг до целых четырех звезд, добавив их к своему «Список великих фильмов ". А. О. Скотт из The New York Times похвалил фильм за то, что он «умный, формально и концептуально сложный, насыщенный литературными аллюзиями и столь же беззастенчиво романтичный, как любой другой фильм, который вы когда-либо видели». Time Out подвел итоги своего обзора, сказав: «Громадная ось Гондри / Кауфман / Керри работает чудо за чудом, выражая изумительную красоту и экзистенциальный ужас оказаться в ловушке в собственном испорченном уме, и в аллегориях самосохранения. амнезия разбитого, но обнадеживающего сердца ».
Уинслет и Керри получили признание за свои выступления. Игра Уинслет в роли Клементины получила признание и несколько номинаций на награды, включая номинацию на премию Оскар за лучшую женскую роль, номинацию BAFTA за лучшую женскую роль в главной роли и премию Золотой глобус. номинация. журнал Premiere поместил ее выступление на 81-е место в списке 100 величайших выступлений всех времен 2008 года. Клаудия Пуч в обзоре для USA Today сказала о своем выступлении: «Уинслет прекрасна как свободный дух, цвет волос которого меняется вместе с ее настроением. У нее давно не было такой важной роли, и она играет правильно ", а Энн Хорнадей в обзоре для The Washington Post сказала:" Даже когда ее заставляют носить костюмы и парики, которые делают ее похожей на Пеппи Длинныйчулок после подпитки кислотой " Поездка на сберегательный рынок, Уинслет поддерживает обнадеживающее равновесие. Чтобы сыграть кого-то настолько неуравновешенного, требуется актер ее стойкости ». Игра Керри в роли Джоэла также получила признание и несколько номинаций на награды, включая номинацию BAFTA за лучшую мужскую роль в главной роли и номинацию на премию «Золотой глобус». Многие рецензенты отмечали его противопоставление типу. Джейсон Киллингсворт в обзоре для журнала Paste сказал о своем выступлении: «Керри прибивает роль, завоевывая симпатию публики с первых моментов фильма». Мойра Макдональд в обзоре для The Seattle Times заявила, что «[Джим Керри] совсем неплох - фактически, это самая честная и уязвимая работа, которую он когда-либо делал», а Дэвид Эдельштейн из Slate сказал: «Когда я называю актера« в смирительной рубашке », это редко бывает комплиментом, но смирительная рубашка Джима Керри очень мучительна. Вы видите всю эту маниакально-комическую энергию, заключенную в этом обычном человеке, с анархизмом, выглядывающим и пытающимся найти способ выразить себя ". Актерский состав второго плана также получил признание с несколькими отзывами, такими как Энн Хорнадей из Washington Post и Рик Гроен из Globe and Mail, которые высоко оценили выступление Руффало.
Критики похвалили Кауфмана и его амбиции, и он выиграл многочисленные награды за его усилия, в том числе премию Оскар и премию BAFTA за лучший оригинальный сценарий. В Slate Дэвид Эдельштейн утверждал, что Кауфман «сдвинул границы романтической комедии», а Мойра Макдональд из «Сиэтл Таймс» назвала Кауфмана «одним из немногих творческих сценаристов, работающих сегодня». Сочинения Кауфмана также подверглись некоторой критике: некоторые, в том числе Джон Пауэрс из LA Weekly, утверждали, что ему не хватает страсти, а Эндрю Саррис из Observer критиковал «несуществующее развитие персонажа» фильма. Гондри, как и Кауфман, также получил большую похвалу: газета The Washington Post назвала «результаты [Гондри, использующего в основном живые эффекты], в их замысловатых деталях и исполнении», как «просто блестящие». The Seattle Times в своем обзоре заявила: «Гондри... превращает все это в меланхолический дом веселья, с операторской работой и визуальными трюками, которые могут соперничать со сценарием в изобретательстве». Оператор Эллен Курас получила похвалу за свою работу над фильмом, например, в журнале Salon, где в общем негативном обзоре фильма рецензент Стефани Захарек похвалила Курас за то, что она «сделала фильм более реалистичным. мечтательная срочность, идеально подходящая для истории. "
Награды | Категория награды | Получатели | Результат |
---|---|---|---|
Награды Академии | Лучшая женская роль | Кейт Уинслет | Номинация |
Лучший оригинальный сценарий | Пьер Бисмут, Мишель Гондри и Чарли Кауфман | Вон | |
Британская академия кино Награды | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший режиссер | Мишель Гондри | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Чарли Кауфман | Выиграл | |
Лучший актер в главной роли | Джим Керри | Номинация | |
Лучшая женская роль в главной роли | Кейт Уинслет | Номинация | |
Лучший монтаж | Валдис Оскарсдоттир | Вон | |
Золотой глобус | Лучший фильм - мюзикл или комедия | Номинация | |
Лучший Сценарий | Чарли Кауфман | Номинация | |
Лучший актер - мюзикл или комедия | Джим Керри | Номинация | |
Лучшая женская роль - комедия или мюзикл | Кейт Уинслет | Номинация | |
Hugo Awards | Лучшая драматическая презентация - длинная форма | Мишель Гондри, Чарли Кауфман, Бирре Бисмут | Номинация |
Национальная комиссия по обзору | Лучший оригинальный сценарий | Чарли Кауфман | Вон |
Гильдия писателей Америки | Лучший оригинальный сценарий | Пьер Бисмут, Мишель Гондри и Чарли Кауфман | Вон |
Universal Home Entertainment выпустила Eternal Sunshine of the Spotless Mind на DVD 28 сентября 2004 года. Выпуск издания Blu-ray произошел в США 25 января 2011 года.
В октябре 2016 года Anonymous Content объявили, что будут работать с Universal Cable Productions над производством телесериал по фильму. Кауфман не участвовал в написании шоу. Проект все еще находится на стадии планирования.
Год | Докладчик | Должность | Ранг | Примечания |
---|---|---|---|---|
2005 | Гильдия писателей Америки | 101 величайший сценарий | 24 | |
2008 | Империя | 500 величайших фильмов всех времен | 73 | |
2009 | Time Out New York | 50 лучших фильмов десятилетия TONY | 3 | |
Slant Magazine | 100 лучших фильмов августа | 86 | ||
Paste | 50 лучших фильмов Десятилетие (2000-2009) | 5 | ||
АВ Club | Лучшие фильмы нулевых | 1 | ||
Metacritic | Кинокритики выбирают лучшие фильмы десятилетия | 2 | ||
2016 | BBC | 100 величайших фильмов XXI века | 6 | |
2018 | Империя | 100 величайших фильмов | 41 | |
Самые известные фильмы XXI века | 5 |
![]() | В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Eternal Sunshine of the Spotless Mind |