Доктрина Эстрады - это название основного внешнеполитического идеала Мексики с 1930 до начала 2000-х годов. Его название происходит от Хенаро Эстрада, министра иностранных дел во время президентства Паскуаля Ортиса Рубио (1930–1932).
Доктрина был самым влиятельным и представительным инструментом внешней политики страны на протяжении 70 лет. Он утверждает, что иностранные правительства не должны судить положительно или отрицательно правительства или изменения в правительстве других государств, поскольку такие действия будут означать нарушение государственного суверенитета. Утверждалось, что эта политика основана на принципах невмешательства, мирного разрешения споров и самоопределения всех наций.
12 сентября 1931 г. принят в Лигу Наций. Это было знаменательным событием, так как на него не приглашали с момента создания межправительственной организации после окончания Первой мировой войны, что можно объяснить в основном некоторыми нерешенными проблемами между Мексикой и США. В центре форума Мексика обосновала свою позицию в пользу международного права и принципов невмешательства и самоопределения. Правительство Мексики всегда поддерживало мирное разрешение споров и отвергало применение силы в международных отношениях. Все это придало стране большой международный престиж. Что касается своих южных соседей в Латинской Америке и Карибском бассейне, Мексика вернулась на Международную конференцию американских государств, где ранее была исключена, поскольку правительство не был признан США. Страна приобрела выдающийся престиж на конференциях, состоявшихся в Гаване (1928 г.) и Монтевидео (1933 г.), которые выступали за латиноамериканский союз и международное право.
Тем временем Мексика получила возможность распространить свою позицию в отношении международной практики признания, известной как Доктрина Эстрады. Министр иностранных дел, Хенаро Эстрада, 27 сентября 1930 г. отметил:
Правительство Мексики ограничивается сохранением или уходом в отставку, если это считается уместным, его дипломатическими агентами и продолжать принимать, когда это будет сочтено целесообразным, аналогичные дипломатические агенты, соответствующие страны которых аккредитованы в Мексике, без каких-либо оговорок, ни поспешно, ни a posteriori что страны должны принять, сохранить или заменить свои правительства или органы власти.
Доктрина Эстрады предполагает, что при создании де-факто правительств в других странах Мексика не поддерживала предоставление признания, поскольку это считается унизительной практикой. Подрывая суверенитет других государств, признание ставит их в уязвимое положение, поскольку их внутренние дела могут быть оценены другими правительствами, которые занимают критическую позицию при принятии решений о законности и легитимности иностранных правительств. Мексика сама пострадала из-за такой практики, поскольку было трудно добиться признания ее независимости.
Наиболее широко доктрина Эстрады использовалась в 1970-х годах, когда Мексика не отозвала свое признание каких-либо Южноамериканское правительство, сформированное в результате государственного переворота. Единственная мера, которую Мексика могла использовать против таких правительств, - это отозвать свою дипломатическую миссию.
Другими словами, Доктрина Эстрады гласит, что Мексика не должна выносить положительные или отрицательные суждения о правительствах или изменениях в правительстве других стран. потому что такое действие означало бы нарушение их суверенитета. Кроме того, доктрина основана на общепризнанных принципах самоопределения и невмешательства, которые считаются необходимыми для взаимного уважения и сотрудничества между
Во время правления Висенте Фокса (2000–2006) оба министра иностранных дел, Хорхе Кастаньеда Гутман и Луис Эрнесто Дербес пытался отказаться от доктрины Эстрады, в результате чего получилось то, что было названо Доктриной Кастаньеды. При президенте Андресе Мануэле Лопесе Обрадоре Мексика снова начала использовать доктрину Эстрады, особенно во время президентского кризиса в Венесуэле 2019.
Большинство критиков доктрины были направлены на выяснение того, было ли морально и политически обоснованным то, что правительство Мексики оставалось "нейтральным " в присутствии правительств, относящихся к категории диктатуры.
Хорхе Кастаньеда Гутман, который позже служил на двухлетний срок в качестве министра иностранных дел во время администрации Висенте Фокса, критиковал внешнюю политику Мексики в 1987 году:
Во внешней политике Мексики она постоянно заявил о защите наших принципов и международного права. В соответствии с этим у нас нет никакого интереса, у нас есть принципы, которые можно квалифицировать как дипломатическое лицемерие. В долгосрочном плане такое неудачное осуществление принципов подрывает любую внутреннюю поддержку любой реальной внешней политики (с затратами, последствиями и выгодами) и наделяет страну высокомерным ореолом на международной арене.