Эсма Реджепова

редактировать
Эсма Реджепова. Есма Реџепова
Реджепова в 2010 Реджепова в 2010 году
Справочная информация
Также известна какЭсма Реджепова-Теодосиевская
Родилась(1943-08-08) 8 августа 1943 года. Скопье, Королевство Болгарии. (сейчас Северная Македония )
Умер11 декабря 2016 г. (2016-12-11) (73 года). Скопье, Македония. (сейчас Северная Македония)
ЖанрыЦыган - фолк
Род занятийАвтор песен, гуманитарный
Инструментывокал
Годы активный1956–2016
Labels
Связанные действия
Сайтesma.com.mk

Эсма Реджепова-Теодосиевская (Македонский : Есма Реџепова-Теодосиевска; Македонское произношение: ; 8 августа 1943 - 11 декабря 2016) был македонским вокалистом, автором песен и гуманистом цыганской этнической принадлежности. Из-за ее богатого репертуара, который включал сотни песен, а также из-за ее вклада в культуру рома и ее продвижение, ее прозвали Королевой цыган .

Она начала петь, когда была подростком в 1950-х годах. и ее карьера длится более пяти десятилетий.

Эсма Реджепова не связана с Уснией Реджеповой, другой известной македонско-цыганской певицей, но они были близкими друзьями и в 1994 году выпустили совместный альбом «Песни македонского цыгана». их главные успехи.

Ее музыкальный успех был тесно связан с браком с Стево Теодосиевски, композитором, аранжировщиком и руководителем музыкального ансамбля Ансамбль Теодосиевски. Он написал много ее песен и полностью руководил ее карьерой до своей смерти в 1997 году. Ее музыкальный стиль был в основном вдохновлен традиционной цыганской и македонской музыкой. Также заметны некоторые другие влияния, например, поп-музыка. Эсма Реджепова начала свою карьеру в период, когда в Югославии цыганская музыка была сильно очерчена и цыгане считали постыдным, когда женщины пели на публике. Реджепова была одной из первых певиц, которые пели на языке рома на радио и телевидении.

Реджепова особенно выделялась своим сильным и эмоциональным голосом. В 2010 году она была названа в числе 50 великих голосов в мире по версии NPR. Реджепова также отличалась экстравагантными нарядами и тюрбанами, а также использованием типичных стереотипов о женщинах рома, таких как чувственность и счастье. В 2010 году она была награждена македонским орденом за заслуги перед президентом Македонии Георгием Ивановым.

со своим мужем Стево Теодосиевски она воспитывала 25>47 детей и получила многочисленные награды за свою гуманитарную деятельность. Она поддерживала права цыган и женщин, а также принимала участие в местной политике в своем родном городе Скопье.

Реджепова вместе с Влатко Лозаноски, представляла Македонию в Евровидение 2013 в Мальмё, Швеция.

Она умерла 11 декабря 2016 года после непродолжительной болезни.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и биография
  • 2 Музыкальная карьера
    • 2.1 Дебют
    • 2.2 Югославские годы
    • 2.3 Карьера после обретения независимости Македонией
    • 2.4 Смерть
  • 3 Карьера
  • 4 Артистизм
    • 4.1 Репертуар
    • 4.2 Музыкальный стиль и вдохновение
    • 4.3 Видео и сцена
  • 5 Музей музыки
  • 6 Гуманитарное и политическое участие
  • 7 Личная жизнь
  • 8 Награды и признание
  • 9 Дискография
  • 10 Фильмография
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Ранние годы и происхождение

Реджепова родилась 8 августа 1943 года в Скопье, в то время находившемся в составе Болгарское царство, хотя область была возвращена Ю. goslavia в 1944 году. Она была второй младшей из шести детей в цыганской семье . Ее дед по отцовской линии был католическим рома, а бабушка - иракской еврейкой, в то время как ее мать была мусульманской рома из Шуто Оризари.

, ее отец Ибрагим, потерявший ногу во время бомбардировки Германии в Скопье в 1941 году работал носильщиком, силачом в цирке и сапожником. Он пел и играл на барабанах, иногда выступал на свадьбах. Его сопровождали братья и сестры Реджеповой. Ее мать была швеей.

В возрасте девяти лет Реджепова была представлена ​​одним из ее братьев в местную цыганскую музыкальную организацию, где она могла быстро разучивать сложные ритмы. Ее мать поощряла ее музыкальные способности, поэтому Реджепова и ее брат вскоре присоединились к фольклорному коллективу их школы. Ее родители настояли на том, чтобы все их дети закончили начальную школу. Однако у них были очень традиционные взгляды, и они ожидали, что Эсма выйдет замуж в подростковом возрасте и станет домохозяйкой. Тем не менее, их дочь была эмансипированной и носила модные платья вместо dimije, традиционной одежды цыганских девочек в то время.

Музыкальная карьера

Дебют

Стево Теодосиевски, Реджепова Менеджер, а затем и муж.

В 1956 году директор школы Реджепова предложила ей спеть на школьном конкурсе талантов для Radio Skopje. Она пошла, не сообщив об этом своим родителям, которые не хотели, чтобы она пошла по пути своей старшей сестры, которая начала петь в кафе в 17 лет. Среди цыган такая карьера считалась неуместной или постыдной для незамужней девушки.

Реджепова исполнила традиционную песню македонских цыган A bre babi sokerdžan. Это был первый раз, когда в эфире телеканала была показана песня на романи. Реджепова выиграла конкурс, обойдя 57 других школ и выиграв 9 000 динаров. Когда родители Реджеповой узнали о ее успехе, они были расстроены и не захотели позволить ей заняться музыкальной карьерой. В то время единственными перспективами трудоустройства для цыганских певцов были выступления в кафе и ресторанах.

Стево Теодосиевски, этнический македонец музыкант и фронтмен группы, был впечатлен выступлением Реджеповой на конкурсе и надеялся, что она присоединится к его музыкальному ансамблю. Теодосиевский был самоучкой из бедных семей и руководил большой народной музыкальной труппой Ansambl Teodosievski. Он также работал на Radio Skopje и был членом Лиги коммунистов Македонии.

. Как часть местного истеблишмента, Теодосиевский был в некотором роде провидцем, убежденным, что музыка цыган однажды может стать уважаемой и популярной. среди не-цыган. В то время музыка рома в Югославии подвергалась пренебрежению и считалась неприемлемой для радио или телевидения. Более того, расизм по отношению к цыганам был обычным явлением в Македонии и по всей Югославии, и даже сами цыгане плохо относились к певцам-цыганам, особенно женщинам. До Реджеповой цыганские исполнители редко пели на цыганском языке по радио или телевидению и скрывали свое происхождение. Теодосиевский продвигал цыганскую музыку еще до встречи с Реджеповой и столкнулся с резкой критикой в ​​СМИ за это. Однако он чувствовал, что Реджепова может помочь ему достичь своих целей и, возможно, даже стать одним из самых выдающихся художников в стране. Он убедил родителей Реджеповой отпустить ее с ним и присоединиться к его ансамблю.

Когда они встретились в Скопье, Теодосиевский не был полностью удовлетворен голосом Реджеповой. Он посоветовал ей тренироваться много часов и поступить в Музыкальную академию в Белграде, где она проучилась два года.

Югославские годы

После того, как Реджепова покинула Академию. из Белграда, SR Serbia, она присоединилась к Ansambl Teodosievski и начала гастролировать. В 1961 году Ансамбл отправился в Загреб, SR Хорватия, чтобы записать первую запись Реджеповой. Он был выпущен Jugoton и включал A bre babi, а также Chaje Shukarije, песню, которую Реджепова написала сама. Эта песня в Romani быстро приобрела огромный успех в Югославии.

1960-е и 1970-е годы были чрезвычайно успешными для пары. Записали много альбомов и EP, участвовали в радио и телешоу. Большинство песен, которые исполняла Реджепова в то время, были традиционными цыганскими песнями или песнями, вдохновленными цыганской музыкой. Однако некоторые из них имели заметное западное влияние. «Makedo» вдохновлен ча-ча-ча, «Kod Kodak» демонстрирует сильные поп влияния, а «Pesma Šeher Sarajevu» использует психоделические органы. Реджепова также исполнила много песен, относящихся к этнической македонской музыке, не связанной с цыганской музыкой. Некоторые из этих песен - дуэты, записанные с македонскими певцами, такие как «Благуйно Дейче», «Биляна платно белеше » и «Зашто си ме майко родила».

В Тито <В Югославии рома были официально признаны национальным меньшинством и получили языковые и культурные права. Однако Реджепова была одной из немногих цыганских художников в Югославии, добившихся широкого и прочного успеха и признания публики, вместе с Шабаном Байрамовичем из Сербии.

Несмотря на свой успех, Реджепова была мишень расизма и сплетен. Цыгане в Скопье считали ее бесчестной для общества и очень критически относились к ее отношениям с Теодосиевским, «гаджо ». В то время для македонцев и цыган было немыслимо вступать в смешанные браки, и обе общины их категорически не одобряли. Романи не одобрял Реджепову, потому что она вела эмансипированный образ жизни: выступала на сцене, спала в отелях, работала с мужчинами. С другой стороны, такие организации, как Radio Skopje и Союз коммунистов Македонии, очень критически относились к Теодосиевскому и упрекали его в работе с цыганами. Чтобы избежать удушающей атмосферы, Реджепова и Теодосиевский переехали в Белград, столицу Югославии, в начале 1960-х годов. Они поженились в 1968 году.

Расистские предрассудки сыграли большую роль в карьере Реджеповой. СМИ часто характеризовали ее чертами, которые считаются типичными для цыган: она изображалась вспыльчивой, счастливой, спокойной и генетически одаренной. Часто высказывались комментарии о ее смуглой коже. Теодосиевский использовал некоторые положительные стереотипы для продвижения певицы, поскольку они создавали ее образ со вкусом.

В конце 1960-х Реджепова и Стево основали музыкальную школу, где в основном обучали молодых людей из неблагополучных семей, обычно Романи. Большинство музыкантов Ансамбля Теодосиевского прошли обучение в школе, и некоторые из них со временем добились известности. Всего в этой школе учились 48 мальчиков.

Подбадривая других македонских цыганских музыкантов, Реджепова и Теодосиевский построили вокруг них круг. Среди наиболее выдающихся участников были певцы Мухарем Сербезовски, Усния Яшарова и Энвер Расимов, а также кларнетист Медо Чун.

Югославия входила в состав Non- Объединенное движение и югославская артистическая сцена подверглись многим международным влияниям. Реджепова исполнила несколько песен на иностранных языках, таких как греческий, турецкий, иврит и хинди. Цыгане пришли из Индии в Европу в средневековье. Связь, которую Тито установил с Неру и Индией, была очень важна для югославских цыган, потому что их культура и история были публично расширены. Реджепова и Теодосиевский посетили Индию трижды: в 1969, 1976 и 1983 годах. Во время второй поездки они получили титулы Короля и Королевы цыганской музыки на первом музыкальном фестивале рома в Чандигархе. В 1983 году Реджепова пела перед Индирой Ганди.

Помимо выступления для Индиры Ганди, Реджепова также пела для Иосипа Броз Тито, Реза Пехлеви и Муаммар Каддафи. Вместе с ансамблем мужа она выступала для публики в нескольких странах, включая США, Советский Союз, Мексику, Австралию <25.>и Канада. В 1962 году она была первой югославской артисткой, выступившей на Олимпии в Париже.

Карьера после обретения независимости Македонией

В 1980-е годы карьера Реджеповой достигла своего пика.. В 1989 году она с мужем поселилась в Скопье. После обретения независимости в 1991 году Республика Македония пережила тяжелые времена. Стево Теодосиевски умер в 1997 году в возрасте 72 лет. Год спустя она гастролировала по Соединенным Штатам, выступая на серии благотворительных концертов. В 1994 году она также выпустила подборку дуэтов с Уснией Яшаровой.

2000-е были очень плодотворными и ознаменовали небольшой сдвиг в карьере певицы. В Македонии и бывшей Югославии она приобрела более современный имидж и переосмыслила себя как мировой художник. Например, она несколько раз сотрудничала с молодыми поп-исполнителями. В 2002 году она записала песню с хорватской группой Magazin и дуэтом с македонским певцом Тодором Проэски. Она также записала песню с боснийской группой Crno Vino в 2005 году и сотрудничала с Кириллом Джайковски в 2010 году. На международной арене она способствовала становлению цыганской музыки как товара, не предназначенного для массового потребления., радовать городскую и культурную элиту. Однако многие из ее новых песен не были широко приняты западной публикой, потому что они не соответствовали их ожиданиям в отношении цыганской музыки. Например, в некоторых песнях использовался синтезатор, инструмент, который не используется в традиционной музыке рома. Ее освистали на концерте в Испании, но она защищалась, говоря, что цыганская музыка всегда адаптировалась и заимствовала внешние черты.

Реджепова во время выступления на Евровидении в 2013 году.

Ее самый известный сингл, Čaje Šukarije, это художественная песня из саундтрека к фильму Борат 2006 года , который, как она утверждает, был использован без ее разрешения. Вместе с Наат Велиев из Kočani Orkestar она подала в суд на продюсеров фильма на 800 000 евро (1 000 000 долларов США). Впоследствии Реджепова получила компенсацию в размере 26 000 евро, так как выяснилось, что Саша Барон Коэн получила разрешение от ее продюсерского дома записать песню, о чем ее не уведомили. Она была особенно расстроена, потому что ее песня использовалась для иллюстрации отсталости, с чем она всегда боролась. Тем не менее, Борат способствовала распространению ее известности на международном уровне.

Она была выбрана вместе с Влатко Лозаноски, чтобы представлять Македонию на Евровидении 2013. Их песня «Imperija » была представлена ​​в марте 2013 года, но вызвала неоднозначную реакцию в стране, так как в ее клипе было много памятников неоднозначного проекта Скопье 2014. Таким образом, песня была расценена как националистический акт. Македонское радио и телевидение попросило певцов написать новую песню. В конце концов, месяц спустя был выпущен "Pred da se razdeni ". Песня не вышла из второго полуфинала конкурса 16 мая 2013 года, заняв 16-е место из 17 песен, набрав 28 баллов.

Смерть

Реджепова умерла утром от 11 декабря 2016 года в Скопье после болезни ей было 73 года. Ранее она была госпитализирована 28 ноября, и тогда она находилась в критическом состоянии. Ее похороны состоялись 12 декабря в городском совете Скопье, где несколько официальных лиц, в том числе мэр города и президент Македонии Георге Иванов, почтили ее память. Позже она была похоронена на Бутель кладбище.

Кинокарьера

Помимо множества видеоклипов, Эсма Реджепова снялась в нескольких фильмах, как игровых, так и документальных. Она дебютировала в качестве актрисы в югославском фильме «Крст Ракок», вышедшем в 1962 году, в котором Бата Живоджинович играет главную роль. Она записала четыре песни, вошедшие в саундтрек. В 1968 году она появилась в качестве певицы в фильме «Запей Македонихо», для которого она также записывала песни. В последний раз она появилась в югославском фильме «Югославия» в 1971 году, где сыграла свою роль.

В 2000-х Реджепова возобновила свою кинокарьеру. За это десятилетие она снялась в четырех документальных фильмах, начиная с немецкого Im Herzen des Lichts - Die Nacht der Primadonnen в 2002 году. За ним последовал документальный фильм о пяти цыганах, когда дорога изгибается... Рассказы цыганского каравана в 2006 году. музыка выступает в их турне по Соединенным Штатам. Однако она была очень недовольна этим фильмом и тем изображением, которое он дает о ее сообществе. Она думала, что публика вообразит, что все рома живут в убогих условиях, не обращая внимания на то, что есть рома из среднего класса, как и она сама. В фильме «Душа романи», выпущенном через год и снятом Луи Муше, Эсма рассказывает об истинном происхождении рома, проживающего в Каннаудж, Уттар-Прадеш Цыганский лингвист Марсель Куртиад. В 2009 году она снялась во втором немецком документальном фильме «Балканская душа и цыганский блюз».

Артистизм

Репертуар

Эсма Реджепова записала и выпустила более 580 песен, в том числе две. платиновый и восемь золотых дисков. Она дала более 22 000 концертов, треть из которых была проведена на благотворительность. С Ансамблем Теодосиевским она записала 108 синглов, 32 компакт-кассеты, 15 дисков, шесть видеокассет и множество телешоу.

Реджепова в основном пела на цыганском языке. и македонский, но она также записывала песни на сербохорватском, турецком, иврите, греческом и хинди. В песнях Реджеповой часто говорилось о любви, печали и браке. Одна из ее самых известных песен под названием Čaje Šukarije стала гимном для всех цыган во всем мире.

Эсма часто пела традиционные песни, как цыганские, так и македонские, но многие из них также являются композициями. Теодосиевский обычно сочинял и аранжировал песни, но Эсма сочинила и некоторые треки, в том числе Čaje Šukarije. Она также ставила спектакли.

Музыкальный стиль и вдохновение

Ансамбль Теодосиевский, с которым Эсма Реджепова играла больше всего, состоит из традиционных инструментов, используемых как цыганами, так и македонцами, такими как гобой, аккордеон, зурна и давул. Большинство песен Эсмы принадлежат к цыганской или македонской народной традиции, с различными влияниями, от турецких, ближневосточных до центральноевропейских. Однако современные влияния видны в ее более поздних работах, которые можно охарактеризовать как мировоззрение под влиянием поп-музыки. В 2000-х, когда она начала петь дуэтами с более молодыми артистами, она внесла свой вклад в поп, этно-поп и RnB песни. Более того, некоторые из ее ранних песен также испытали сильное западное влияние, включая Kod, kodak (1966), Devojka i pesna (1966), Makedo (1966), Pjesma Šeher Sarajevu (1970) и Djurdjevdan, Djurdjevdan (1972).

Голос Реджеповой сильно изменился с годами. Когда она начала петь, ее голос был ясным и почти детским. Стево Теодосиевский сравнил его со звуком серебряного колокольчика.

Эсма Реджепова защищала то, что цыганская музыка была изобретательной, развивающейся и подверженной многим влияниям. Однако она очень критически относилась к гибридной музыке рома, например, из Испании и Венгрии. Она заявила, что цыганские музыканты из этих стран играют более или менее местную нецыганскую музыку. Она считала свой стиль пения очень древним и традиционным.

Эсма Реджепова не называла вдохновляющих исполнителей и заявила, что всем обязана мужу. Ее любимыми художниками были болгарин Недялка Керанова и иранский Гугуш. Она также любила классическую музыку и называла Лучано Паваротти одним из своих любимых классических исполнителей.

Видео и сцена

Эсма Реджепова и ансамбль Теодосиевского исполняли «Романо Хоро» для Австрийское телевидение в 1965 году

На сцене и в своих музыкальных клипах Эсма Реджепова играла со стереотипами, связанными с цыганками, и использовала традиционную одежду и танцоров. Ближневосточный характер ее выступлений часто усиливался, чтобы угодить не-цыганской аудитории. Точно так же костюмы, которые носила Эсма или ее танцоры, могут быть неточными для культуры македонских цыган. Например, в некоторых видеороликах были показаны венгерские или русские костюмы, чтобы соответствовать ожиданиям не-цыган относительно цыганской культуры и традиционной одежды. Хотя Эсма использовала чувственность и соблазнение во многих своих ранних песнях, таких как ее многочисленные čoček, она ограничила этот аспект своего выступления, не надев нескромные наряды для танца живота. Вместо этого она обычно носила Roma dimije, которую она персонализировала, используя современные ткани.

Ее выступления могли быть очень театральными, в зависимости от песни и эмоций, которые она рождала. Например, во время исполнения Hajri Ma Te Dike Реджепова обычно носила черную вуаль и делала вид, что плачет.

Поскольку она много работала с одним и тем же музыкальным ансамблем, у Реджеповой были особые отношения со своими музыкантами. На сцене они стояли и участвовали в хореографии и пантомиме с певцом в соответствии с текстом песен. В ранних выступлениях музыканты колебались влево и вправо в ритме своих инструментов, как и западные поп-группы того периода.

Музей музыки

Когда Эсма Реджепова вернулась в Скопье со своим мужем в 1989 году она начала работать над амбициозным проектом: Музей музыки и Дом человечества. Пара представляла это как место для хранения архива цыганской музыки, музыкальных и исторических артефактов с залом для выступлений, студией и местом, где бедные люди могут лечиться.

Пара купила участок рядом с Музеем современного искусства Македонии и крепостью. Строительство началось в 1992 году. Здание служило домом Реджеповой, а после ее смерти должно было стать музеем.

Гуманитарная и политическая деятельность

Первым гуманитарным мероприятием Эсмы Реджеповой было воспитание 47 детей из неблагополучных семей в 1970-е годы. и 1980-е годы. Она также спонсировала тысячи благотворительных концертов по разным причинам: больницы, детские дома, жертвы стихийных бедствий и т. Д. Она была почетным президентом Македонского Красного Креста в знак признания ее обширной работы с беженцами-ромами из Косово. Однако только в 2002 году она спонсировала благотворительный концерт, специально посвященный цыганам. Эсма Реджепова также была членом Клуба львов.

. В целом, она была склонна отдавать предпочтение крупным и всеобъемлющим делам, а не только защищать свое сообщество. В основном это было связано с ее сильной привязанностью к Республике Македония. На самом деле она была национальной иконой, популярной среди всех этнических групп и часто проявляла сильный патриотизм. Она официально считалась послом культуры, и в 2007 году ей был выдан дипломатический паспорт. Она защищала политику в отношении цыган, проводимую сменявшими друг друга правительствами Македонии, и утверждала, что это лучшая страна для цыган, поскольку они пользуются гораздо большими правами и свобода, чем где-либо еще. В целом она выступала за более широкое межкультурное понимание и пацифизм. Она также защищала права женщин и их доступ к власти как на политическом, так и на экономическом уровнях. В 1995 году она спонсировала организацию цыганских женщин из Скопье, которую впоследствии назвали «Эсма».

Эсма Реджепова стала политически вовлеченной в 1990-е годы, когда она была близка к лидеру цыган Амди Байраму и Васил Тупурковский, основатель Демократической альтернативы. Эта центристская партия просуществовала недолго, и Эсма стала членом правой ВМРО-ДПМНЕ, которая пришла к власти в 2006 году. В 2009 году Эсма была избрана членом городского совета Скопье.

Связи Реджеповой с ВМРО-ДПМНЕ несколько раз подвергались критике в Македонии, например, в 2010 году, когда городской совет Скопье выделил ей 25 000 евро для музея. Муниципальная оппозиция во главе с SDSM была настроена враждебно по поводу пожертвования, поскольку музей не был официально зарегистрирован как таковой, а здание в то время служило домом Реджеповой и размещало местный офис VMRO-DPMNE. Когда в 2013 году ей было присвоено звание Народной артистки, оппозиция снова осудила тот факт, что ей также была назначена государственная пенсия. Наконец, в том же году, когда она репетировала македонскую запись на Евровидение, песня «Imperija » вызвала споры, потому что она, похоже, была продвижением Скопье 2014 проект урбанизма, возглавляемый ВМРО-ДПМНЭ.

Личная жизнь

Эсма Реджепова вышла замуж за своего менеджера, Стево Теодосиевского в 1968 году. Родился в 1924 году. был на 19 лет старше ее. Он умер в 1997 году. У них никогда не было собственных детей, но они воспитали 47 брошенных или обездоленных детей. Они вырастили 5 из них под своей крышей, а остальным обеспечили дом и образование.

Эсма Реджепова была известна своим неповторимым чувством моды. Она часто носила тяжелые драгоценности и красочные тюрбаны. В ее коллекции более 300 тюрбанов.

Награды и признание
Дискография
  • Песни македонского цыгана, World Connection, 1998
  • Romske pesme, PGP-RTS, 2000
  • Mon histoire, My story, Accords croisés, 2007
Фильмография
  • Крст Ракок (1962)
  • Zapej Makedonijo (1968)
  • Jugovizija (1971)
  • Im Herzen des Lichts - Die Nacht der Primadonnen (2002)
  • Когда дорога изгибается: Рассказы о цыганском караване (2006)
  • Душа романи (2008)
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эсма Реджепова.
Награды и достижения
Предшествующий. Kaliopi Македония на конкурсе песни Евровидение. с Влатко Лозаноски. 2013 Преемник. Тиджана
Последняя правка сделана 2021-05-19 14:49:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте