The Esker Riada (Irish : Eiscir Riada) - это система эскеров, которые простираются через середину Ирландии, между Дублин и Голуэй.
Риада Эскер - это собрание эскеров, которое проходит через округа Дублин, Мит, Килдэр, Уэстмит, Оффали, Литрим, Лонгфорд, Роскоммон и Голуэй. Большой остаток Эскера существует в районе Тернакрив в Вестмите, и простирается от Килбеггана до Тирреллспасса.
Эскеры представляют собой относительно низкие гребни, состоящие из песка, гравия и валунов; отложены водой, текущей под ледником; которые обнажились, когда ледник растаял в конце последнего ледникового периода, около 10 000 лет назад.
Ирландское название «Eiscir Riada» указывает на значение эскеров: «Eiscir» означает «разделять», а «Riada» означает «дорога».
После битвы при Мейнуте в 123 году нашей эры остров Ирландия был разделен на два политических образования по линии эскеров - «Лит Куинн » ( Conn's Half ') на север, и' Leath Mogha '(' Половина Могхи ') на юг.
Из-за того, что это место немного выше, Esker Riada проложила маршрут через болота средней полосы Ирландии. С древних времен он образовывал шоссе, соединяющее восток и запад Ирландии. Действительно, его древнее гэльское название - «An tSlí Mhór», что означает «Великий путь».
Slighe Mhór («Великая дорога») предоставил ссылку между аббатством Клонард, аббатством Дарроу и монастырским поселением Клонмакнойз, построенным в точке, где река Шеннон проходит через Эскер-Риаду.
В отличие от окружающих болот, ледниковые пески, типичные для эскеров, представляли собой хорошо дренированную землю относительно хорошего качества, которая оказалась полезной для сельского хозяйства.
То сегодня Esker Riada продолжает служить шоссе, а главная дорога N6 Дублин - Голуэй все еще идет по нему; и большая часть сельскохозяйственной деятельности по-прежнему осуществляется на его протяжении. Дублинская часть начинается на Хай-стрит, рядом с Вуд-Куэем, где находится поселение викингов и оригинальный брод, сделанный из препятствий или корзин, давший Дублину его название (Átha Cliath), и следует на юго-запад через Килмейнхэм до Гринхиллс-роуд.
Эскеры стали ценным источником строительных материалов, а добыча песка и гравия стала обычным явлением. Однако в настоящее время осознается негативное воздействие таких операций на окружающую среду, и это, наряду с растущим осознанием хребта и его значения в истории Ирландии, привело к усилению ограничений. Действительно, Совет графства Оффали внес в свой План развития графства защиту хребта и дошел до того, что добился признания Риады Эскер объектом всемирного наследия.