Эсанский народ

редактировать
Эсанский народ. bhò Ẹ̀sán
Эсан
Общее население
c.1,5 миллиона
Регионы со значительными население
Нигерия 1000000–1500000
Языки
эсан и английский
Религия
Родственные этнические группы
Бенин, Афемаи, Урхобо, Исоко.. Йоруба, Игала

Народ эсан (эсан : bhò Ẹ̀sán) - это этническая группа южной Нигерии, говорящая на языке эсан. Есаны - традиционно земледельцы, практикующие врачи, наемные воины и охотники. Они выращивают пальмы, Irvingia gabonensis (erhonhiele), вишню (Otien), болгарский перец (akoh), кокос, орех бетель, орех кола, черную грушу, грушу авокадо, ямс, кокоям, маниоку, кукурузу, рис., бобы, арахис, бананы, апельсины, бананы, сахарный тростник, помидоры, картофель, окра, ананас, лапа и различные овощи.

Считается, что современная нация эсан была организована в 15 веке, когда граждане, в основном дворяне и принцы, покинули соседнюю империю Бенин и направились на северо-восток; там они образовали общины и королевства, называемые эгуарами, среди коренных народов, которых они там встретили. Всего в Эсанланде установлено 35 королевств, включая Амахор, Эбелле, Егоро, Эвохими, Экехенлен, Экпома, Экпон, Эму, Эву., Эватто, Эвосса, Идоа, Ифеку, Игебен, Илуши, Иньелен, Ирруа, Огва, Охордуа, Окало, Охуэсан, Оноголо, Оподжи, Ория, Орова, Уроми, Удо, Угбегун, Угбоха, Убияджа, Урхохи, Угун, Уджиогба, Ухун и Узеа.

Королевства Эсаны часто враждовали между собой. Несмотря на войны, эсаны сохранили однородную культуру, на которую в основном повлияла империя Бенин. Однако эти королевства вместе с Бенинской империей были колонизированы Британской империей в сентябре 1897 года, получив независимость только 63 года спустя, в 1960 году, когда Нигерия стала независимой от британского колониального правления. После обретения независимости народ эсан пострадал от гражданской войны, бедности и отсутствия инфраструктуры.

Эсаны в основном говорят на языке эсанов, языке эдоидов, относящемся к эдо, урхобо, Язык ован, исоко и этсако. Он считается регионально важным языком в Нигерии, и его преподают в начальных школах, а также транслируются по радио и телевидению. Язык эсан также признан в переписи населения Соединенного Королевства.

По оценкам, народ эсан, проживающий в Эсанланде, насчитывает от одного до 1,5 миллионов жителей Нигерии, и существует сильная диаспора эсанов.

Содержание
  • 1 Этимология и идентичность
  • 2 История
    • 2.1 Доисторический / классический период
    • 2.2 Доколонизация
    • 2.3 Войны и колонизация эсанов
    • 2.4 Исполнительское искусство / музыка
  • 3 Известные эсаны в Нигерии
  • 4 Религия и фольклор
  • 5 Районы местного самоуправления Эсан в штате Эдо
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 Дополнительная литература
Этимология и идентичность

Термин эсан применялся к народу эсан на протяжении тысячелетий и использовался до контакта с европейцами. Многие историки считают, что название «Эсан» (первоначально «Э сан фиа») обязано своим происхождением Бини (что означает «они сбежали» или «они спрыгнули»). «Ишан» - это англизированная форма «эсан», результат неспособности колониальной Британии правильно произнести название этой этнической группы. Считается, что подобная порча затронула такие имена эсанов, как убхукхо (ныне дерево «обече»), улоко (ныне дерево «ироко»), Абхулуимон (ныне «Абуриме») и т. Д. Однако были предприняты попытки вернуться к статус-кво. анте.

В академических целях, Эсан относится к

  1. этнической группе, которая занимает центральную часть штата Эдо;
  2. (множественное число без изменений) человека или людей в совокупности из этой этнической группы;
  3. язык этих людей, который с лингвистической точки зрения относится к подразделению ква нигеро-конголезской языковой семьи;
  4. что-то от, родственное или имеющее эсанское происхождение, например uro Esan (= язык эсан), ot Esan (= земля эсан), ọghẹdẹ Esan (= банан эсан).

В доколониальную эпоху у эсанов под глазами был племенной шрам в виде гусиных лапок.

История

Доисторический / классический период

Согласно археологическим и лингвистическим данным, люди жили в экотоне саванна-лес в Эсанланде по крайней мере 3000 лет назад. Эти люди, вероятно, были связаны с народом нок и пришли из саванн на севере в южные леса. По сей день северные диалекты эсана имеют больше общего с языками северного Эдо, такими как этсако и ован, чем южные диалекты эсана, которые, как оказалось, тесно связаны с эдо. Эти «протоэдоидские» народы выращивали ямс, масличные пальмы и овощи, но также занимались охотой и собирательством.

Начиная с 500 г. по 750 г. н.э., эти охотники-собиратели начали колонизировать экосистему саванн и лесов Эсанланда и лесную экосистему Империи Бенин. Они создали общество до эсана, до эдо, которое возводило передовые сооружения, такие как рвы и стены, вокруг семейных владений. Эти ограждения имели максимальный диаметр от трех до пяти километров и разграничивали жилую и сельскохозяйственную собственность. Эти владения расширились и стали деревнями, и к 800 году нашей эры эти деревни объединились, образуя царства с иерархиями. Современные раскопки в этом регионе показали, что эти стены были расположены в восточной части империи Бенин и северной части Эсанланда. Поселения располагались рядом с постоянными источниками на северном плато, но никогда рядом с непостоянными источниками.

На культуру, язык и рост Эсанланда в значительной степени повлияло массовое переселение на территорию Эсана из всех прилегающих к нему государств Сообщества на южной и восточной окраинах Эсанланда (Эвохими, Эватто, Экпон, Амахор) были густо заселены игбо и Игалас (в Урох); с севера Эмаи пришли в Ухун, Идоа и Амахор, а Эцако в Ирруа); а с юга пришли Ицекири (в Экпон) и Урхобо (в Уджиогба).

Наибольшее влияние на Эсанланд пришли из Эдо, основателей Бенинской империи. В 1460 году Оба Эвуаре принял законы о трауре, запрещавшие половые сношения, купание, игру в барабаны, танцы и приготовление пищи. Эти законы оказались слишком строгими для многих граждан, и эти граждане бежали из королевства в Эсанланд. Этот исход сформировал современную культурную самобытность Эсанланда и дал начало термину «Эсан», или «беженец». Устная традиция в значительной степени поддерживает эту теорию. Известные историки Эсана и Эдо собрали рассказы об этой миграции.

До колонизации

Царства Эсана обладали разной степенью автономии, но в конечном итоге находились под контролем Империи Бенин. Оба одобрили enijie Эсанланда, и Эсанские королевства платили дань Бенину. Тем не менее, было зарегистрировано несколько войн между королевствами Эсан и Бенином. Это произошло из-за того, что Оба, во время восхождения на престол, послали белый мел эсанам в знак дружбы. Если мел был отвергнут, Оба попытались бы вторгнуться в Эсанланд. Различная политическая стабильность королевств Бенин и Эсан также привела к войнам. Такие войны были настолько распространены, что не существует зарегистрированной истории мира между всеми королевствами Эсан и Бенином.

Эсанланд активно участвовал в мировой торговле. Суверенитет Бенина над Эсанландом позволял ему посылать дальних торговцев, или эхенов. Эхен закупал ткань, слоновую кость, перец и рабов для европейских торговцев в Йорубаланде, Эсанланде и Афенмаи. Португалия в основном получала синюю ткань или укпон ододо из Эсанланда в обмен на табак, бренди, зеркало, бусы и огнестрельное оружие, в основном через эхен.

В 16 веке произошла Узеа война. Эта война была между Королевством Уроми и Королевством Бенин. Война длилась с 1502 по 1503 год и была результатом отказа Оноджи Агба из Уроми в дружбе со стороны Оба Озолуа из Бенина. Война закончилась в городе Узеа, когда оба лидера были убиты. Однако в мирные времена королевства Эсан одалживали солдат Королевству Бенин, например, во время войны Ида 1515-1516 гг. И разграбления Акуре в 1823 г.

В XIX веке северная часть Эсанланда подвергалась постоянным нападениям. и разграблены мусульманами людьми нупе в ходе охоты за рабами и обращенными в ислам, ранее захватившими земли народов кукуруку. Многие королевства эсанов с юга помогли в битве отразить нападение нупов. Бои пришли в пользу эсанов; несколько воинов Нупе и Эцако были доставлены в города Эсан, где их потомки проживают сегодня. В девятнадцатом веке влияние Европы на Эсанланд усиливалось, поскольку англичане требовали пальмовых продуктов.

Война и колонизация Эсана

Принц Окоджи и его окружение.

В 1897 году британцы разграбили Бенинская империя, фактически оставив эсанов свободными от британского правления. В 1899 году британцы возглавили вторжение в королевства Эсан, которое длилось семь лет. Эсанланд оказалось труднее завоевать, чем Королевство Бенин, из-за его сильной автономии: королевства решили продолжать борьбу с британцами, даже если их соседи пали. Падшие бенинские вожди, такие как Ологбосере и Эбохон, все еще сопротивлялись британскому правлению, непреднамеренно охраняли землю Эсана с запада, создавая военные лагеря и блокируя дороги. Это продолжалось с 1897 года по 22 апреля 1899 года, когда Ологбосере сдался в приграничной деревне Окемуэ.

Первым королевством, подвергшимся нападению британцев, было королевство Экпон. 22 апреля Экпон оказал ожесточенное сопротивление британскому вторжению, которое почти уничтожило королевство. После почти полного геноцида Эсанса в Экпоне королевство Экпон 29 апреля устроило засаду в британском лагере в Окуеме. Это заставило британские войска отступить, укрепить свою власть и убить Ологбосере в мае. Последующие попытки британцев также потерпели неудачу: завоевания Ирруа, например, привели к принятию стратегии партизанской войны с последующим отступлением; этот метод был настолько успешным, что другие королевства эсанов приняли его, и британцы не вторгались в Эсанланд до 1901 года.

16 марта 1901 года королевство Уроми, возглавляемое старым, но умным Оноджи Около, подверглось нападению. британцами. Сопротивление уроми, возглавляемое принцем Окоджи, было быстрым и использовало партизанскую войну. Через короткое время британские войска захватили деревню Амедеохян, где находился Около, и убили его. Это так разозлило принца Окодзи, что он убил капитана британских войск до того, как было введено подкрепление. Затем британцы поняли, что Уроми почти невозможно пройти без помощи туземцев, и связались с местными сочувствующими, такими как Онокпогуа, Эзомо Уроми. В результате этого принц Окодзе удалось вывести из леса и депортировать в британские офисы в Калабаре.

Этот процесс дублировался в большинстве королевств, воевавших с Британией: партизанская война чрезмерно использовалась эсансами, в результате чего длительное время боя, несмотря на плохое вооружение и подкрепление из Бенин-Сити для британцев. Даже когда деревни были завоеваны, внутреннее сопротивление было ожесточенным: продолжающаяся партизанская война в Уроми вынудила британцев освободить принца Окоджи. Однако чрезмерная жестокость со стороны Великобритании привела к сносу многих деревень и перемещению многих людей. Наконец, в 1906 году Эсанланд подчинился британскому правлению, и тридцать четыре королевства превратились в Ишанский дивизион.

Логотип Esan Voice Association. Традиционный агого колокол. Агого - очень важный инструмент в Эсанланде. Он используется для того, чтобы сохранить ритм различных танцев региона, а час в языке Esan переводится как agogo.

Исполнительское искусство / музыка

В танце Esan преобладает акробатический танец, исполняемый в основном молодыми мужчинами. Игбабонелимхин включает в себя вращение и сальто в такт на время. Этот танец в основном исполняли на Новый год. Сегодня танец везде воспринимается как уникальный символ Esans.

Известный Esans в Нигерии
  • Виктор Эхихаменор, художник, писатель и фотограф.
  • , общественный и литературный критик и бывший руководитель аппарата Совета государственных школ округа Монтгомери в Роквилле, штат Мэриленд, (MCPS) США.
  • , журналист, писатель, обозреватель и автор книги «Как стать нигерийцем».
Религия и фольклор

Эсанские сказки и фольклор, такие как игбабонabлимхин и ахуẹ, служат формами обучения и развлечения. У эсанов есть выдающиеся традиционные правители, которые поддерживают порядок в обществе, где красота и манеры переплетаются. Несмотря на долгосрочное влияние христианства, эсаны в значительной степени являются традиционными, и многие из них исповедуют традиционные верования в форме поклонения духам предков и другим богам. Большой процент эсанов - христиане, в основном католики, а в последнее время и другие конфессии. Есан имеет различные диалекты, все из которых происходят от Бини, и до сих пор существует близкое родство между эсаном и Бини, что приводит к распространенной поговорке «Esan ii gbi Ẹdo», что означает, Esan не вредит Одо (то есть Бини). Существовал и другой перевод этого высказывания: «Эсан гбе Эдо», что означает «Эсан победил Бини».

Традиционная религия эсан имеет много общего с традиционной религией Эдо из-за миграции эсанов на северо-восток в 15 веке из империи Бенин. Существует множество божеств религии эсан:

  • Осанобуа, главный бог Эдо-эсан. Это имя Бога было передано христианству и его миссионерам, и поэтому в Эсанланде слово Бога переводится как Осанобуа.
  • Олокун
  • Эсу, бог-обманщик из Эсана. Этот бог разделяет мифы о Йоруба и Эдо. Имя Эсу использовалось христианскими миссионерами как перевод Сатана.
  • Осун, бог медицины Эсан. Отсюда и произошла фамилия Окосун, или сын медицины.
Районы местного самоуправления Эсан в штате Эдо

Автономные кланы / королевства на земле Эсан в настоящее время административно расположены следующим образом в рамках нынешних пяти местных властей. правительственные районы:

  1. Эсан-Северо-Восток LGA, Уроми: Уроми и Узеа
  2. Эсан Центральный LGA, Ирруа: Ирруа, Угбегун, Оподжи, Эву, Эбудин
  3. Эсан-Запад LGA, Экпома : Экпома, Ируэкпен, Идоа, Огва, Урохи, Ухун, Егоро и Уджиогба
  4. Эсан, юго-восток LGA, Убия: Убияя, Эвохими, Эму, Охордуа, Сватто, Охуэсан, Орова, Угбоха, Ория, Иллуши, Оноголо, Иньенлен
  5. Игебен LGA, Игуебен: Игебен, Эбелле, Амахо, Свосса, Удо, Экпон, Угун, Окало,
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-19 14:29:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте