Эрнст Хартвиг Канторович (3 мая 1895 г. - 9 сентября 1963 г.) был немецко-американским историком средневековой политики и интеллектуальная история и искусство, известный своей книгой 1927 года «Кайзер Фридрих дер Цвайте» о императоре Священной Римской империи Фридрихе II и «Два тела короля» (1957) о средневековых и ранних современных идеологиях монархии и состояние.
Канторович родился в Познани (тогда часть Пруссии ) в богатой ассимилированной немецко-еврейской семье, и в молодости его готовили семейный процветающий ликеро-водочный завод. Он четыре года служил офицером немецкой армии в Первой мировой войне. После войны он поступил в Берлинский университет для изучения экономики, в какой-то момент также присоединился к правым ополченцам, которые сражались против польских войск в Великопольском восстании. (1918–1919) и помог подавить спартаковское восстание в Берлине. В следующем году он ненадолго перешел в Мюнхенский университет, где снова участвовал в вооруженных столкновениях между левыми и проправительственными ополченцами, но вскоре после этого поселился в Гейдельбергском университете где он продолжил обучение на курсах экономики, развивая более широкий интерес к арабскому языку, исламоведению, истории и географии. Находясь в Гейдельберге, Канторович познакомился с так называемой Георгекрейс, группой художников и интеллектуалов, посвященных немецкому поэту-символисту и эстету Стефану Георгию, полагая, что поэзия и философия Джорджа будут стать основой великого возрождения националистического духа в послевоенной Германии. В 1921 году Канторовичу была присуждена докторская степень под руководством Эберхарда Готейна на основе тонкой диссертации о «ассоциациях ремесленников» в мусульманском мире.
Хотя он получил степень в области исламской экономической истории, интересы Канторовича вскоре обратились к европейскому средневековью и, в частности, к идеям о королевской власти. Его связь с элитарным и культурно консервативным Георгекрейсом вдохновила Канторовича на написание обширной и весьма неортодоксальной биографии великого императора Священной Римской империи Фридриха II, опубликованной на немецком языке в 1927 году и на английском языке в 1931 году. Типичный обзор законов, институтов, а также важных политических и военных достижений правления Фридриха, книга имела отчетливо панегирический тон, изображая Фридриха трагическим героем и идеализированным воплощением немецкой нации. Он не содержал сносок и, казалось, исключал исторические события с более причудливыми легендами и пропагандистскими литературными изображениями. Работа вызвала недоумение и критику со стороны основной исторической академии. Рецензенты жаловались, что это литературный миф, а не работа серьезной исторической науки. В результате Канторович опубликовал в 1931 году объемный сопутствующий том (Ergänzungsband), содержащий подробную историческую документацию к биографии.
Несмотря на фурор по поводу книги Фредерика и не написав формального Habilitationsschrift (вторая диссертация, позволяющая претендовать на звание профессора), Канторович получил (почетное) профессорское звание в Университете Франкфурта в 1930 году. Однако к 1933 году Канторовичу пришлось прекратить читать лекции из-за возрастающего давления на еврейских ученых при новом нацистском режиме. После нескольких отпусков он наконец получил досрочную пенсию с пенсией в 1935 году. Он оставался в Германии до 1938 года, когда после беспорядков Хрустальной ночи стало ясно, что ситуация даже для ассимилированных евреев, таких как сам уже не был жизнеспособным. После непродолжительного пребывания в Оксфорде он принял лекцию в Калифорнийском университете в Беркли в 1939 году и уехал в Соединенные Штаты. Спустя несколько лет Канторович, наконец, смог обеспечить себе постоянное место профессора, но в 1950 году он, как известно, ушел в отставку в знак протеста, когда регенты Калифорнийского университета потребовали, чтобы все оставшиеся преподаватели подписали клятву лояльности, отрицая принадлежность к каким-либо политически подрывным движениям. Канторович настаивал, что он не левый, и указывал на свою роль в антикоммунистической милиции в качестве молодого студента университета, но, тем не менее, принципиально возражал против инструмента, который он рассматривал как вопиющее посягательство на академическую свободу и свободу совести в целом. Во время споров в Беркли два выдающихся немецких эмигранта-медиевиста, работавшие в Принстоне, Теодор Моммзен (внук великого историка-классика) и историк искусства Эрвин Панофски убедили Дж. Роберт Оппенгеймер, директор престижного Института перспективных исследований, назначил Канторовича на факультет исторических исследований института. Канторович согласился и переехал в Принстон, где оставался до конца своей карьеры.
В 1957 году Канторович опубликовал свой шедевр «Два тела короля», в котором исследовал, по словам подзаголовка тома, «средневековое политическое богословие ». В книге прослеживается, каким образом теологи, историки и канонические юристы в средние века и в ранний период Нового времени понимали «царя» как смертную личность и институт, выходящий за пределы времени. Опираясь на множество текстовых и визуальных источников, включая Шекспир и Данте, книга «Два тела короля» внесла большой вклад в понимание историками и политологами эволюции идей. об авторитете и харизме отдельного человека в сравнении с надличностными представлениями о царстве или государстве в досовременной Европе. Книга остается классикой в своей области.
Канторович умер в своем доме в Принстоне от аневризмы аорты в возрасте 68 лет.
Канторович был предметом неоднозначного биографического очерка в книге «Изобретая средневековье» ( 1991) средневековья Нормана Кантора. Кантор предположил, что, если бы не его еврейское происхождение, молодого Канторовича можно было бы считать нацистом с точки зрения его интеллектуального темперамента и культурных ценностей. Кантор сравнил Канторовича с другим современным немецким медиевистом, Перси Эрнстом Шраммом, который работал над аналогичными темами, а затем присоединился к нацистской партии и во время войны работал штатным дневником немецкого командования. Защитники Канторовича (в частности, его ученик Роберт Л. Бенсон) ответили, что, хотя в молодости Канторович поддерживал романтический ультранационализм Георгия-Крейса, он лишь презирал нацизм и открыто критиковал режим Гитлера как до, так и после войны..