Эрик Портман | |
---|---|
Родился | Эрик Гарольд Портман. (1901-07-13) 13 июля 1901. Галифакс, Западный райдинг Йоркшира, Англия |
Умер | 7 декабря 1969 (1969-12-07) (68 лет). Сент-Вип, Корнуолл, Англия |
Род занятий | Актер |
Годы деятельности | 1924–1969 |
Эрик Гарольд Портман (13 июля 1901-7 декабря 1969) был английским актером театра и кино. Его, вероятно, больше всего помнят по ролям в нескольких фильмах для Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера в 1940-х годах.
Родился в Галифаксе, Йоркшир, он был вторым сыном Мэтью Портмана (1868–1939), торговца шерстью, и его жены Элис, урожденной Харрисон (1870–1918). Его рождение было зарегистрировано на второе имя Гарольд, но позже он принял девичью фамилию своей матери в качестве своего второго имени. Он получил образование в школе Ришворта в Йоркшире и в 1922 году начал работать продавцом в отделе мужской одежды в универмаге Marshall Snelgrove в Лидсе и выступал в любительском обществе Halifax Light Opera Society.
Он дебютировал на профессиональной сцене в 1924 году с труппой Генри Бэйнтона. В 1924 году в Галифакс прибыла шекспировская труппа Роберта Кортниджа. Портман присоединился к компании в качестве «пассажира» и появился в их постановке «Ричард II» в Виктория-холле, Сандерленд, что привело к тому, что Кортнидж заключил с ним контракт. Портман дебютировал в Уэст-Энде в театре Савой в Лондоне в сентябре 1924 года в роли Антифола из Сиракуз в «Комедии ошибок». Лилиан Бейлис нанял его для компании Олд Вик. В 1928 году Портман сыграл Ромео в восстановленном «Олд Вик». Он стал успешным театральным актером. В 1933 году Портман снимался в фильме «Дипломатия в Театре принца» с Джеральдом дю Морье и Бэзилом Рэтбоуном.
. Девушка из фильма Максима (1933) режиссера Александра Корда. В 1935 году он снялся в четырех фильмах, в том числе Мария Мартен или Убийство в красном сарае с Тодом Слотером. Он также сделал Уголок Гайд-парка с Гордоном Харкером и режиссером Синклер Хилл ; Старые розы и Абдул Проклятый.
В 1936 году Портман получил сценический успех, сыграв лорда Байрона в «Горькой жатве». После Сердца человечества (1936), он сыграл Джулиано Медичи в фильме Хилла Кардинал (1936). Портман снял еще один фильм с Тодом Слотером, Преступления Стивена Хоука (1936), и снялся в Лунной сонате (1937).
Он уехал в США и играл в «Мадам Бовари» на Бродвее для Театральной гильдии Америки. У него также была небольшая роль в Принц и нищий (1937), но он не любил Голливуд и оставался там недолго.
Он вернулся на Бродвей в Я был здесь раньше Дж. Б. Пристли. Последним лондонским спектаклем Портмана была Джинни.
В полуавтобиографической пьесе «Ужин с Риббентропом» сценариста Нормана Хадиса, бывшего личного помощника Портмана, Худис приводит утверждение, часто сделанное Портманом, что в 1937 году, до начала Вторая мировая война, он обедал в Лондоне с Иоахимом фон Риббентропом (тогда послом Германии в Великобритании ). Портман утверждал, что Риббентроп сказал ему, что «когда Германия выиграет войну, Портман станет величайшей английской звездой Новой Европы» на специально построенной киностудии в Берлине.
В 1941 году он получил свое первая важная роль в фильме «Нацист в бегах» Хирта в фильме 49-я параллель Пауэлла и Прессбургера, который имел большой успех в США и Великобритании. Портман стал звездой и подписал долгосрочный контракт с Gainsborough Pictures.
Портман был в продолжении фильма Пауэлла и Прессбургера Пропал один из наших самолетов (1942), который переработал историю 49-й параллели - о пилотах союзников в оккупированной Голландии. Он играл лидера бельгийского сопротивления в фильме Без цензуры (1942) от режиссера Энтони Асквита и немецкого пилота в Squadron Leader X (1943) с режиссером Лэнс Комфорт. Портман был моряком в фильме Асквита Мы ныряем на рассвете (1943) и начальником фабрики в фильме Миллионы, подобные нам (1943) из Лаундера и Гиллиата. Он был в другой военной истории в «Побеге к опасности Комфорта (1943), затем вернулся с Пауэллом и Прессбургером в Кентерберийский рассказ (1944). Портман играл ведущую роль в фильме Великий день (1945) с Флорой Робсон и в дорогом колониальном эпосе Люди двух миров (1946).
В 1945 году участники выставки назвали его 10-й по популярности звездой британской кассы. Он сохранил этот рейтинг и в следующем году.
Он снял несколько триллеров - Разыскивается за убийство (1947), Дорогой убийца (1947) и Знак Каин (1947). Он был палачом в Рассвет (1948), затем снялся в Зеркальном коридоре (1948) и Слепая богиня (1948). Он снял два фильма для новой продюсерской группы: Максвелл Сеттон и Обри Баринг, Паук и муха (1949) и Каирская дорога (1950). Портман был одним из многих имен в Волшебной шкатулке (1951), а затем снял комедию Илинга Его Превосходительство (1952), играя профсоюзного деятеля, который становится губернатором британской колонии. Для Бэринга и Сеттона он снялся в фильме К югу от Алжира (1953), затем получил большой успех на сцене в фильме Теренса Раттигана Отдельные столы и в фильме История Кольдица (1955). Портман сыграл второстепенную роль в фильмах Глубокое синее море (1955) и Ребенок в доме (1956). Он сыграл главную роль в фильме Хорошие товарищи (1957).
Он сыграл фальшивого мажора в пьесе Теренса Раттигана Раздельные столы в 1956–57 на Бродвее. За это исполнение он был номинирован на премию Tony Award (лучшая мужская роль в драматическом жанре). В 1958 году он появился на Бродвее в недолгой постановке Джейн Эйр в роли Рочестера. В следующем году Портману повезло больше в постановке фильма Юджина О'Нила Прикосновение поэта, имевшего большой тираж. Напротив, Цветущая вишня Роберта Болта с Портманом в главной роли продержался всего пять спектаклей на Бродвее.
Более поздние роли в фильмах: The Naked Edge (1961), Freud: The Secret Passion (1962), West 11 (1963), Человек, который наконец умер (1963), Бедфордский инцидент (1965) и Шпион с холодным носом (1966).
В 1962 году Портман участвовал в сценической адаптации фильма Путешествие в Индию, в котором было 109 спектаклей на Бродвее.
Ближе к концу своей жизни он играл характерные роли, в том числе Номер два в сериале Заключенный, появляющийся в эпизоде «Бесплатно для всех». (1967), а также фильмы, включая Шепчущиеся (1967) и Дедфол (1968), оба для режиссера Брайана Форбса. Его последний фильм был Назначение убийства (1968).
Портман был гомосексуалистом, хотя газеты никогда не писали об этом в середине 1950-х, когда гомосексуализм был незаконным в Великобритании. Газеты воздерживались от раскрытия его сексуальной ориентации на протяжении 1960-х годов, когда это могло нанести ущерб его карьере. Его партнершей был актер Нокс Лэйнг. В самом начале 1920-х он был любителем оперы Halifax Light Opera. Там у него были романтические отношения с Элиза Джейн Торнтон, его главной леди. После совместного появления в «Серебряной коробке» они оба отправились в Лондон, чтобы работать профессионально, хотя в конце концов Торнтон вернулся в Галифакс.
Портман умер в возрасте 68 лет в своем доме на Стрит. Вице-президент, Корнуолл 7 декабря 1969 г. от болезни сердца. Похоронен в приходской церкви Святого Випа.
A голубая доска воздвигнута.