Эрик IX из Швеции

редактировать
Эрик IX
Stockholms stads tredje sigill.png
Король Швеции
Правлениеc. 1156 - 18 мая 1160
ПредшественникСверкер I
ПреемникМагнус II
Родилсяок. 1120-25
Умер18 мая 1160. Упсала, Швеция
ПогребениеЦерковь Старой Упсалы, позже перенесена в Упсала Собор
СупругаКристина Датская
Выпуск. подробнее...Канут I, король Швеции. Екатерина Эриксдоттер. Маргарет, королева Норвегии
Дом Эрик
ОтецДжедвард
РелигияРимский католицизм
Святой Эрик
Почитается вКатолической церкви. Лютеранство
Праздник 18 мая
Покровительство Швеция

Эрик IX, (шведский : Эрик Йедвардссон; Эрик ден Хелиге; Санкт-Эрик; ум. 18 мая 1160 г.), также называемый Эрик Святой, Святой Эрик и Эрик Законодатель, был шведским королем в XII веке ок. 1156–1160. Римский мартиролог католической церкви называет его святым, увековеченным 18 мая. Он был основателем Дома Эрика, который правил Швецией с перерывами с. С 1156 по 1250.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Легенда
  • 3 Крестовый поход в Финляндию
  • 4 Достижения
  • 5 Убийство
  • 6 Наследие
  • 7 Семья
  • 8 Почитание
    • 8.1 Реликварий
    • 8.2 Покровительство
  • 9 Археологические свидетельства Троицкой церкви
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

История вопроса

Поскольку более поздние короли из Дома Эрика постоянно хоронились в Аббатстве Варнем около Скара в Вестергётланде, считается, что семья Эрика имела Geatish корни, как и другие средневековые правящие дома в Швеции. Остеологические исследования останков Эрика показывают, что он, возможно, прожил последние 10–15 лет своей жизни в Вестергётланде, а не в Уппланде, где он умер. С другой стороны, известно, что единственное поместье, которым он владел, находится в Вестманланд в Свеланд. Эриксберг в центре Вестергётланда был предложен как первоначальная семейная усадьба.

У Эрика был брат, имя которого начиналось с буквы «J»; этот брат был идентифицирован с Джоаром Едвардссоном. Это, в свою очередь, согласуется с Сагой о короле Сверре, в которой говорится о «Эйрике Святом, сыне Джатварда». Позднесредневековая шведская традиция также знает короля по имени Эрик Едвардссон. Имя отца, Джедвард (Эдвард), не скандинавское и может указывать на английское миссионерское влияние. Согласно традиции 14 века, матерью Эрика была Сесилия, дочь Кинга Блот-Свейн. Однако эта информация оспаривается.

Легенда

Одно из многих изображений святого Эрика в Стокгольме как символического покровителя города.

Единственное полное описание жизни Эрика - это агиографическая легенда, датируемая концом 13 века. Историчность легенды много обсуждалась шведскими историками. В нем рассказывается, что Эрик был королевской крови и был единогласно избран королем Швеции, когда освободилось место королевского сана. В нем также говорится, что Эрик правил десять лет, что положило начало его правлению в c. 1150. Если это верно, он был бы королем-соперником Сверкера I, взошедшего на трон в ок. 1132 г. и был убит в 1156 г. Во всяком случае предполагается, что Эрик был признан в большинстве провинций после 1156 г. Хотя его отцовство неясно, есть веские доказательства того, что он укрепил свои претензии на трон женитьбой на датской принцессе Кристина Бьёрнсдоттер, внучка короля Инге Старшего. В его владение не входил Эстергётланд, где в конце 1150-х годов правил сын Сверкера Карл VII из Швеции.

Согласно легенде, Эрик много сделал для консолидации Христианство в его царстве. Однако единственным достоверным источником, в котором упоминается его правление, является цистерцианская летопись ок. 1200. Вопреки впечатлению о проклерикальной политике Эрика Ледженда, в нем говорится, что король Эрик и королева Кристина преследовали монахов Варнемского аббатства в Вестергётланде. Некоторые монахи уехали в Данию, где Вицкёльское аббатство было основано в 1158 году. Однако после этого Эрик и Кристина изменили свою позицию и позволили Варнхему реорганизоваться под руководством Аббата. Герхард из аббатства Альвастра. Источник начала 13 века добавляет, что он делал пожертвования аббатству Нидала в Смоланд.

Крестовый поход в Финляндию

Легенда также приписывает Эрику первоначальное распространение христианской веры в Финляндия, «которая в то время была языческой и причинила Швеции большой вред». Пытаясь завоевать и обратить финнов, он предположительно возглавил Первый шведский крестовый поход к востоку от Балтийского моря. «Тогда Святой Эрик попросил народ Финляндии принять христианство и заключить с ним мир. Но когда они отказались принять его, он сразился с ними и победил их мечом, отомстив за кровь христианских мужчин, которую они часто проливали. И когда он одержал такую ​​почетную победу, он молился Богу, упав на колени со слезами на глазах. Затем один из его добрых людей спросил, почему он плакал, если он должен радоваться этой почетной победе, которая он победил врагов Иисуса Христа и святой веры. Затем он ответил: Я счастлив и хвалю Бога за то, что он дал нам победу. Но я очень сожалею о том, что сегодня погибло так много душ, которые могли бы обрести жизнь вечную, если бы они принял христианство ». Эрик убедил английского епископа Генри из Уппсалы остаться в Финляндии для евангелизации финнов, а затем стал мучеником.

Прямых подтверждений из других источников нет. "крестовый поход". Однако в папской булле начала 1170-х годов упоминаются жалобы на то, что «финны всегда, когда им угрожают враждебные армии, обещают соблюдать христианское вероисповедание и с нетерпением просят проповедников и учителей христианского закона; но когда армия возвращается, они отрицают веру, презирают и жестоко преследуют проповедников ". Бык подразумевает, что шведы уже находились в определенном отношении к финнам и вели против них экспедиции. Более того, папское письмо от 1216 года закрепляет за внуком Эрика Эриком X право на языческие земли, завоеванные его предками. Если истолковать буквально, это может означать завоевания в Финляндии, проведенные Эриком IX и Канутом I (его дедом и отцом). Если «крестовый поход» и имел место, то, вероятно, это был не более чем набег с моря.

Достижения

Эрик изображен в легенде как идеал справедливого правителя, который поддерживал те, кто были угнетены сильными мира сего и изгнали грубых и несправедливых из своего царства. Предположительно он отвечал за кодификацию законов своего королевства, которое стало известно как (или Кодекс Уппланда). Кроме того, гипотеза утверждает, что он основал монашеский капитул в Старой Упсале, начатый бенедиктинцами, происходившими из датского аббатства Оденсе или Аббатство Врета. Если бы это было так, он установил бы непопулярную систему десятины для поддержки Церкви, как и в других странах Европы. Легенда сильно подчеркивает личное благочестие Эрика: «Этот наш святой король провел множество благочестивых молитв и собраний, а также постился. Он проявлял сочувствие к людям, терпящим бедствие, щедро подавал милостыню бедным и заставлял себя носить рубашку. конского волоса, который он использовал, когда умерщвлял плоть... Как он поступал со своим тайным врагом, который находится в половых органах, это видно из того обстоятельства, что, когда он соблюдал целибат во время поста или религиозных праздников, он часто принимал тайная ванна в холодной ванне с водой - даже зимой - изгоняя таким образом недопустимое тепло тела вместе с холодом ». Хотя многое из этого следует рассматривать как агиографические стереотипы, научное исследование его останков показывает, что он ел много пресноводной рыбы, что свидетельствует о соблюдении постов.

Убийство

Хотя легенда утверждает, что Эрик был единогласно принятый королем, обстоятельства показывают, что это не так. Помимо Карла Сверкерссона в Эстерготланд, на престол претендовал датский принц Магнус Хенрикссон, будучи правнуком Инге I и праправнуком короля Свейн Эстридсон из Дании.

Согласно легенде, Дьявол вдохновил Магнуса на его махинации. Он использовал подарки и великие обещания, чтобы привлечь шведскую знать, в том числе «могущественного человека в королевстве». Если это основано на здравой традиции, это может означать, что Магнус заключил союз с Карлом из соперника Дома Сверкеров. Это предположение подтверждается утверждением в позднесредневековой хронике.

Без ведома короля, союзники собрали значительную армию и обратились к Эрику около Упсалы в Остра-Арос, когда он присутствовал на мессе в Праздник Вознесения в мае 1160 года. Король, узнав о приближении врага, дослушал мессу до конца, затем вооружился и несколько человек под рукой и вышел навстречу войскам Магнуса.. Толстые повстанцы стащили его с лошади на землю, которые издевались и закалывали его, а затем обезглавили.

Некоторые подробности насильственного конца Эрика, кажется, подтверждаются научным исследованием его костей ( увидеть ниже). В противном случае папская булла своему сыну Канут I подтверждает, что он был убит неустановленными врагами. Краткая хроника в Västgötalagen с ок. В 1240 году говорится: «Двенадцатым [королем] был Эрик. Его опрометчиво убили в несчастный момент. Он всегда подавал хороший пример, пока был жив, и Бог хорошо его вознаграждал. Теперь его душа пребывает в покое с Богом и его ангелами, и его кости покоятся в Упсале. И он с Божьей помощью сотворил и явил множество драгоценных чудес ». В письме от 1172 года Папа Александр III жалуется, что некоторые люди в Швеции начали поклоняться «человеку, убитому в разврате и на пиршестве». Некоторые ученые предположили, что это отсылка к королю Эрику и что празднование Дня Вознесения сопровождалось пиршеством, которое сделало возможным внезапное нападение повстанцев. Однако идентификация не ясна.

Наследие

После убийства Эрика Магнус II смог захватить власть. (Магнуса I, сына Нильса, короля Дании [ок. 1064–1134] путали с Магнусом II, но он не пережил своего отца.) Однако Магнус » правление оказалось недолгим, и он так и не смог полностью консолидировать королевство до того, как в следующем году тоже умер от рук соперников. Точно так же его убийца (и возможный сообщник в смерти Эрика) Карл VII был убит в 1167 году после того, как сын Эрика Канут I вернулся из ссылки. Канут победил своих соперников Сверкеров к 1173 году и объединил королевство за десятилетия до своей смерти в 1195 или 1196 году. В то время как Эрик был недолговечным и в конечном итоге неудачным правителем, Канут установил Дом Эрика в качестве правящего династии и использовал память об отце, чтобы закрепить свой режим. Ему косвенно наследовали его сын Эрик X и внук Эрик XI.

Семья

Эрик был женат на Кристине Бьёрнсдоттер из Дании Дом Эстридсен.

Дети
  1. Канут I Швеции, король Швеции 1167–1196 гг.
  2. Филип Эрикссон; некоторые историки называют Филипа отцом Холмгера, отца Канута II Швеции.
  3. Екатерины ; женат на Нильсе Блейке.
  4. Маргарет ; женился в 1185 году Сверре I из Норвегии, умер в 1202 году.

Почитание

позолоченное серебро реликварий Эрика Святого, Упсальский собор

Убитые Король Эрик был похоронен в церкви Старой Упсалы, которую он перестроил вокруг курганов своих языческих предшественников. Примерно в 1167 году, когда его сын начал приходить к власти после смерти последнего короля Сверкеров, тело Эрика было помещено в храм, хотя прямых доказательств этому нет до c. 1220. Сын Эрика Канут или Кнут поощрял почитание своего отца как мученика, как видно из так называемого Календаря Валлентуны от 1198 года. Факты и вымыслы о его жизни были неразрывно перемешаны, включая предполагаемое чудо фонтан бьет из земли там, где голова царя упала после того, как его отрубили. В 1273 году, через столетие после того, как Канут объединил Швецию, мощи и регалии Эрика были перенесены в нынешний собор Упсалы, построенный на месте мученической смерти. Перевод одновременно продемонстрировал и расширил глубину его религиозных последователей.

Католическая церковь поминает Эрика 18 мая. Шведские традиции включали шествия в его праздник от собора до Старой Упсалы с подачей прошения о хорошем урожае. Католический св. Собор Эрика в Стокгольме назван в честь короля Эрика.

Реликварий

Кафедральный собор Упсалы (Упсальская домкирка) продолжает показывать реликвию шкатулку. В средние века каждый новый шведский король приносил присягу, держась за реликварий. Первоначальная средневековая шкатулка была переплавлена ​​Йоханом III, частично для того, чтобы выплатить выкуп за Эльвсборг, требуемый Штеттинским договором (1570 г.), и для финансирования войны против России. Нынешняя шкатулка в стиле ренессанс была заказана в 1570-х годах для хранения его реликвий польской католической королевой Юхана Екатериной Ягеллон.

В апреле 2014 года шведские исследователи открыли нынешний реликварий, чтобы изучить его содержимое, и в соборе были выставлены захоронения коронка в период судебно-медицинской экспертизы. 19 марта 2016 года исследователи объявили предварительные результаты, согласно которым на останках Эрика есть травмы, соответствующие легендам о его кончине, и что вскоре они опубликуют подробный отчет. Двадцать три из двадцати четырех костей в реликварии принадлежат одному и тому же мужчине в возрасте от 35 до 40 лет (другая кость, большеберцовая кость, принадлежит мужчине того же периода). Умерший был мужчиной крепкого телосложения ростом около 171 сантиметра, хорошо накормленным и хорошо обученным. Мало того, что на костях видны зажившие раны, соответствующие финскому крестовому походу и целой жизни сражений, обезглавленное тело содержало множественные колотые ранения в спину, полученные примерно в момент смерти. Дальнейшие травмы позвонков на шее могли произойти только вне боя, так как во время битвы кольчуга защищала бы эти шейные позвонки.

Покровительство

Герб Стокгольма, изображающий Святого Эрика и основанный на средневековой печати. ​​

Эрик является покровителем Швеции и ее столицы Стокгольма и его коронованная голова изображена на гербе города.

Святой Эрик изображается в искусстве как молодой король, убитый во время мессы вместе с епископом Генрихом Упсальским. В соборе Уппсалы есть серия позднесредневековых картин, изображающих Эрика и Генриха Уппсальского.

Археологические свидетельства Троицкой церкви

Согласно легенде, король Эрик Святой был убит, когда он присутствовал на мессе в ecclesia Sancte trinitatis «Троицкой церкви» в Монс Домини. Нынешняя церковь Троицы в Упсале была основана в конце 13 века и не может быть церковью, в которой был убит Эрик. Ученые обсуждали разные места расположения более старой Троицкой церкви, но наличие предсоборных могил поблизости от собора может свидетельствовать о том, что первоначальная Троицкая церковь находилась в том же месте, что и собор. Пытаясь пролить свет на эту раннюю историю собора и Монс Домини, археолог Магнус Алкарп и геофизик исследовали большую часть собора с помощью георадара. Результаты этого исследования подтвердили существование более старого здания под собором, во всех деталях соответствующее очертанию романской церкви 12-го века, что подразумевает, что собор является местом более ранней Троицкой церкви.

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Карл М. Челлберг, «Erik den heliges ättlingar och tronpretendenter bland dem», Historisk tidskrift 43, 1923.
  • Кристиан Ловен, "Erikskulten i Uppsala - dubbelhelgonet och den långa stationvägen", Årsboken Uppland 2004.
  • Svenskt biografiskt lexikon, band 14.
  • Bengt Thordeman (ed.) хелиге - история, культ, реликер. Стокгольм, 1954.
  • Лауриц Вейбулл, «Эрик ден Хелиге», в Стокгольме blodbad och andra kritiska undersökningar. Стокгольм, 1965.
  • Хенрик Агрен, Эрик ден Хелиге - Landsfader eller beläte? En rikspatrons öde i svensk historykrivning от reformationen до och med upplysningen, 2013.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Эриком IX из Швеции.
Святой Эрик Дом Эрика Родился: 1120 Умер: 18 мая 1160 г.
Титулы Регнала
Предшествовал. Сверкер I король Швеции. 1156–1160Преемник. Магнус II
Последняя правка сделана 2021-05-19 13:14:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте