An конный тюлень - это тип печати, использовавшийся в европейском средневековье, характеризующийся изображением владельца в виде конного воина полностью броня. Возникший в период высокого средневековья (конец 11 - начало 12 века), этот шрифт часто использовался на протяжении 13-14 веков. Дальнейшее использование в 15 и 16 веках было в основном ограничено высшей знатью, особенно королевской властью, в то время как низшая знать перешла на использование простых геральдических печатей.
Ранние образцы конных тюленей известны со второй половины XI века. век. Самый старый пример, который можно назвать «конным тюленем», - это пример Вильгельма I Английского (ок. 1067). Среди самых старых сохранившихся образцов в Германии - печать Генриха Лааха (ок. 1090). Для всадника характерны каплевидный щит и конический шлем, часто несущий знамя. Этот тип сохранился до середины XII века, а более поздние образцы каплевидных щитов встречаются до 1160-х годов.
Вильгельм I Английский (ок. 1067)
Ральф I, граф Вермандуа (1116)
Тибо де Блуа (1138)
Фульк, король Иерусалима (годы правления 1131–1143)
Жильбер де Клэр (до 1148 года)
Жильбер де Клер, 1-й граф Пембрук (ум. 1148)
Ингуерран (Ингельрам), граф Сент -Пол (до 1150 года)
Оттокар III Штирийский (1157)
Оттокар III Штирийский (1160)
Давид, граф Хантингдонский (1160)
Роберт III де Витре (ум. 1161)
(до 1162 г.)
Галеран IV де Мёлан (1165)
Пик использования приходится на развитие традиции рыцарства в период высокого средневековья, в течение ок. последняя четверть XII века и на протяжении XIII века. На уплотнениях 1170–1190-х годов видны формы щита, переходящие между «воздушным змеем» и «нагревателем ». Форма шлема становится менее конической и более округлой. Всадник теперь показан как прототип «рыцарь » с геральдическим щитом. Примерно с 1230-х годов лошадь все чаще изображается в геральдическом капарионе, а всадник в большом шлеме.
Примерно в середине 13-го века была мода на изображают дам и священнослужителей верхом на их печати, без доспехов, но, как в случаях Жанны, графини Фландрии (ок. 1240), Марии Брабантской, герцогини Баварии (ок. 1250) и Аделаида Бургундская, герцогиня Брабантская (ок. 1260), практикующая соколиную охоту.
Филипп I, граф Фландрии (1170)
Бертольд V, Герцог Церинген (1187)
Раймонд VI, граф Тулузы (годы правления 1194-1222)
Ричард I Английский (1195)
Генрих II, граф Шампанское (1198)
Джеффри III, граф Перше (ум. 1202)
Казимир I Ополе (1226)
Яков I Арагонский (р. 1213–1276)
Матфей II Монморанси (умер в 1230 г.).
Жильбер де Клэр, граф Глостер и Хертфорд, ок. 1218–1230
Готье III де Немур (ум. 1239)
Вальтер II Авенский (ум. 1244)
Альфонс, граф Пуатье (ум. 1271)
Оттокар II Пршемысл (1273)
Генрих I Наваррский (годы правления 1270–1274)
Альфонсо X Кастильский (умер в 1284 году)
Амадей V, граф Савойский ( ок. 1285)
Фридрих III, герцог Лотарингии (1286)
После 1300 года конные печати использовались почти исключительно высшей знатью, носителями чина герцога и выше. Изображения на печатях 14 века показывают дворянина с полными геральдическими достижениями, часто несущим геральдический флаг, или с копьем в полном составе рыцарские доспехи.
Тройден I, герцог Мазовецкий (1341)
Альберт I Габсбургский (ум. 1308)
Альберт II, герцог Австрии (ум. 1358)
Роберт II Шотландский (годы правления 1371– 1390)
Альберт III, герцог Австрийский (ум. 1395)
Так называемый franc-à-cheval был золотой монетой стоимостью в один livre tournois, отчеканенной с 1360 года. на аверсе изображен французский король в стиле конного тюленя. Эта монета является источником названия франк для французской валюты.
Оуайн Глиндур, принц Уэльский (ум. 1415)
Франциск II, герцог Бретани (годы правления 1458–1488)
Альберт III, герцог Саксония (ум. 1500)
Антуан, герцог Лотарингии (1508)
Поздние формы широко использовались в ранний современный период во Франции и Германии. Изображения монархов в полных доспехах, шлемах с вершинами, с копьями или геральдическими флагами и т. Д. Вышли из употребления с окончанием рыцарского турнира в начале 17 века. Фридрих Великий из Пруссии использовал Majestätssiegel, который изображал его верхом на лошади в 1772 году (хотя уже не изображался полностью бронированным рыцарем, а как военачальник).
Реверс Великой печати of Карл I Английский (1627) изображает монарха во всем галопе, одетого в причудливые классические доспехи, в сопровождении охотничьей собаки. Британские монархи с 1707 года продолжали традицию изображения сидящего и коронованного монарха на лицевой стороне и монарха верхом на лошади - на реверсе. То же самое и с царствующими королевами (Большая печать королевы Анны, королева Виктория, Елизавета II ), которые изображены в бортовом седле.
В 1976 г. Австрия отчеканила памятную золотую монету (13,5 г 90% Au) по случаю тысячелетней годовщины династии Бабенбергов (Леопольд I, маркграф г. Австрия ), известная как Babenberger-Bundesgoldmünze. Аверс монеты выполнен в стиле средневекового конного тюленя (с добавлением альпийской панорамы).
В геральдическом искусстве, находящемся под влиянием конных печатей, всадники - довольно распространенный символ. Две широко распространенные формы, которые принимает всадник: Погоня и Святой Георгий, сражающийся с драконом. Хотя эти символы используются в различных гербах, они, возможно, наиболее известны как Герб Литвы и Герб Москвы соответственно.
Погоня на гербе Литвы
Погоня на историческом гербе Беларуси
Святой Георгий на коне на гербе Москвы
Саинг Джордж на коне на гербе России
На Викискладе есть материалы по теме Конные тюлени. |
На Викискладе есть материалы, связанные с Всадники в геральдике. |