Равноапостольные

редактировать

Равноапостольные (греч. : ἰσαπόστολος, translit. isapóstolos; латинское : aequalis apostolis; арабский : معادل الرسل, muʿādil ar-rusul; грузинский : მოციქულთასწორი, motsikultasts'ori; румынский : întocmai cu Apostolii; русский : равноапостольный, равноапостольный; болгарский и сербский : равноапостолнились, равноапостольни; албанский : i barabartë me Apostolët; украинский : рівноапостольний) - особый титул, присвоенный некоторым святым в восточном православии и в византийском католицизме. Этот титул дается как признание выдающейся службы этих святых в распространении и утверждении христианства, сравнимой с таковой у первоначальных апостолов.

Содержание

  • 1 Примеры
  • 2 Другие употребления термина
    • 2.1 Политические
  • 3 Ссылки

Примеры

Ниже приводится частичный список святых, которых называют равноапостольными:

Другие употребления термина

Политический

Как сообщает Георгий Острогорский, настойчивость Дохристианские римские императоры, которым поклонялись как богам, всегда были основным камнем преткновения для ранних христиан (см. Антихристианская политика в Римской империи ). Тем не менее, даже с приходом христианских императоров, из которых Константин Великий был первым, власть государя сохраняла отчетливо божественный оттенок. Действительно, если использовать более резкую формулировку Острогорского, «римско-эллинистический культ государя продолжался в христианской Византийской империи во всей ее древней славе». Греческий термин «равноапостольный», isapóstolos, использовался в поздней Римско-Византийской империи для создания этого божественного имперского образа. Сам Константин, кажется, имел это в виду, когда, согласно Евсевию Кесарийскому, он проектировал Церковь Святых Апостолов как свою гробницу в Константинополе:

[Это здание ] император освятил с желанием увековечить память апостолов нашего Спасителя. Однако при возведении этого здания у него была другая цель: объект, который сначала был неизвестен, но впоследствии стал очевиден для всех. На самом деле он выбрал это место в ожидании собственной смерти, с необычайным рвением веры ожидая, что его тело разделит их титул с самими апостолами [τῆς τῶν ἀποστόλων προσρήσεως κοινωνὸν], и что он будет так поступать даже после смерти стать с ними предметом поклонения, которое должно быть совершено в их честь в этом месте. Соответственно, он приказал поставить двенадцать гробов в этой церкви, как священные столбы в честь и память апостольского числа, в центре которого был помещен его собственный, с шестью гробами по обе стороны от него.

— Евсевий из Кесария, Жизнь Константина

Помимо символизма, современные ученые предлагают разные мнения относительно того, использовал ли Евсевий когда-либо действительный титул isapóstolos по отношению к Константину. Джон Джулиус Норвич утверждает, что «в течение последних нескольких лет своей жизни Константин регулярно использовал титул isapóstolos», хотя он не ссылается на первоисточник. Новая католическая энциклопедия (приложение 2010 г.) утверждает, что Евсевий действительно ссылался на Константина этим титулом, хотя и не ссылается на первоисточник. Эйдан Николс также разделяет эту точку зрения, утверждая, что Евсевий действительно описал Константина как isapóstolos, но более поздний редактор, или «интерполятор», снизил его статус до isepiskopos - равного епископу, - чтобы Константин казался более скромным. В отличие от этого, Джонатан Бардилль прямо заявляет, что наши источники прямо не говорят о Константине как о равном апостолам до V века (то есть после Евсевия).

Эта характеристика не обходилась без проблем., Однако. Как упоминалось выше, хотя сам Константин, возможно, очень хотел, чтобы его признали isapóstolos, многие богословы и церковники были обеспокоены этой перспективой. Как объясняет Гилберт Дагрон, трудность заключалась не обязательно в том, что Константин был недостойным (просто нескромным, скорее), а в том, что титул привел к очень неоднозначному смешению церкви и государства. Таким образом, когда Созомен имеет дело с похоронами Константина в его церковной истории, он подчеркивает, что епископы впоследствии были похоронены в том же месте, «ибо иерархическое достоинство не только по чести приравнивается к императорской власти, но и.

Однако со временем святой Константин, тем не менее, прочно утвердился как isapóstolos, что было закреплено как таковое в Bibliotheca Hagiographica Graeca и другая византийская литература (напр. Анна Комнене уверенно называет его 13-м апостолом в Алексиаде, которому она уподобляет своего отца Алексия ). Действительно, в этом качестве он оказался непреодолимым образцом для многих более поздних византийских правителей, которые сами регулярно использовали титул isapóstolos как по политическим, так и по религиозным причинам.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 12:36:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте