An epithalamium (; латинская форма греческого ἐπιθαλάμιον epithalamion от ἐπί epi «на» и θάλαμος thalamos брачная палата) - это стихотворение, написанное специально для невесты на пути к своей брачной палате. Эта форма продолжала пользоваться популярностью на протяжении всей истории классического мира; римский поэт Катулл написал знаменитый эпиталамиум, который был переведен или, по крайней мере, вдохновлен ныне утерянным произведением Сапфо. Согласно Оригену, Песнь Песней могла быть эпиталамием брака Соломона с дочерью фараона.
Первоначально у греков это была песня в честь жениха и невесты, которую пели несколько юношей и девушек у дверей брачного покоя. Согласно схолиасту на Феокриту, одна форма использовалась ночью, а другая - для того, чтобы разбудить жениха и невесту на следующее утро. В любом случае, что было естественно, основная тяжесть песни состояла из призывов благословения и предсказаний счастья, время от времени прерываемых древним хором Гименей о Гименее. У римлян подобный обычай был в моде, но эту песню пели только девушки после того, как ушли свадебные гости, и в ней содержалось гораздо больше того, что современные взгляды сочли бы непристойными.
В руках поэтов эпиталамиум был превратился в особую литературную форму и получил значительное развитие. Сапфо, Анакреон, Стесихор и Пиндар - все считаются хозяевами вида, но лучшим примером, сохранившимся в греческой литературе, является 18-я Идиллия из Феокрита, которая празднует брак Менелая и Елены. В латинском эпиталамиум, имитируемый фесеннинскими греческими моделями, был базовой формой литературы, когда Катулл искупил его и придал ему достоинство, моделируя его Брак Фетиды и Пелея по утраченной оде Сафо.
В более поздние времена Статий, Авзоний, Сидоний Аполлинарий и Клавдиан являются авторами самого известного эпиталамия на классической латыни; и им подражали Юлий Цезарь Скалигер, Якопо Санназаро и целый ряд современных латинских поэтов, у которых, действительно, форма когда-то пользовалась большой популярностью <. 95>
В итальянском Ренессансе per nozze (что означает «для свадьбы»; иногда просто nozze; также nuptialia ) возник как форма эпиталамия, приняв форму брошюры, напечатанной в частном порядке небольшими тиражами по случаю свадьбы. К 20 веку традиция пришла в упадок. Коллекции per nozze можно найти в Лондонской библиотеке, Biblioteca Teresiana, коллекции Capretta в Национальной центральной библиотеке во Флоренции, коллекции Casella в Государственная библиотека Берлина и коллекция Маццони в Университете Дьюка.
Имена Ронсар, Малхерб и Скаррон особенно связаны с жанром в французской литературе и Марино и Метастазио в итальянском. Возможно, ни одна поэма этого класса не вызывала большего восхищения, чем пастырский Эпиталамион из Эдмунда Спенсера (1595), хотя у него есть и важные соперники - Бен Джонсон, Донн и Фрэнсис Куорлз. Друг Бена Джонсона, сэр Джон Саклинг, известен своим эпиталамием «Баллада о свадьбе». В своей балладе Suckling игриво демистифицирует обычное празднование брака, детализируя комические деревенские параллели и определяя секс как великое уравнение.
В конце In Memoriam A.H.H., Теннисон приложил стихотворение о свадьбе своей сестры, которое является строго эпиталамием.
Э. Э. Каммингс также возвращается к форме в своей поэме «Эпиталамион», которая появляется в его книге 1923 года Тюльпаны и дымоходы. Эпиталамион Э. Э. Каммингса состоит из трех семиоктавных частей и включает многочисленные отсылки к Древней Греции.
Этот термин иногда используется помимо поэзии, например, для описания пьесы Шекспира Сон в летнюю ночь.
Иоганн Ваннинг из Данцига композитор первого известного музыкального эпиталамия, двухчастного произведения для шести голосов, вероятно написанного в 1580-х годах.
В Рихарда Вагнера Лоэнгрин, «Свадебный хор » (Treulich Geführt) акта 3 также называется «Эпиталамиум» в несколько программных примечаний: концерт в Лондоне 26 марта 1855 г.; концерт в Париже 25 января 1860 г.; концерт в Брюсселе, 24 марта 1860 года.
«Эпиталамиум Виндекса» - популярная ария из Нерона оперы Антона Рубинштейна (сочинена в 1875–76, премьера в 1879 г.).
Английский композитор Ральф Воган Уильямс (1872–1958) написал хоровое произведение под названием «Эпиталамион», состоящее из 11 частей: «Пролог», «Проснись сейчас», «Зов невесты», «Менестрели», Шествие невесты, Врата храма, Звонарь, Песня влюбленных, Песня менестреля, Песня крылатых любовей и Молитва Юноне. Набор для баритона, хора, флейты, фортепиано и струнных, произведение основано на стихотворении Спенсера. с таким же названием. Как он часто делал, Воан Уильямс включил в эти песни оттенок английских народных песен.
Французский композитор-органист ХХ века (и преемник на своем посту Шарля Турнемира и Сезара Франка) Жан Лангле (1907–1991) включает его в качестве названия в свою коллекцию Десять пьес для органа (№ 9). Позднее оркестровое произведение каталонского композитора Роберто Герхарда (1896–1970) называется «Эпиталамион».
Французский композитор Жан-Ив Даниэль-Лесур написал сюиту хоровых песнопений под названием Le Cantique des Cantiques, последняя из которых - «Эпиталам». Эта песня приобрела непреходящую популярность после телевизионной премьеры "Вокальный ансамбль" Марселя Куро. Это было зарегистрировано The Sixteen и другими. Комиссия 1953 года Андре Жоливе имеет аналогичное название.
Американец Джон Харбисон написал в 1996 году четыре части работы «Олимпийские танцы», вторая часть которых называется Epithalamion. по заказу Национальной ассоциации директоров оркестров. Юджин Мильяро Корпорон и North Texas Wind Symphony записали работу над альбомом Wind Dances, выпущенным в 2000 году на лейбле Klavier (K-11084).
В 2006 году британский композитор Джон Маккейб получил заказ от Джона Селла написать пьесу для фортепиано к 70-летию своей жены Джейн Уэйд. Мировая премьера эпиталамия состоялась в 2007 году на сцене Малкольма Биннса в Уигмор-холле в Лондоне.
Эпиталамия также была жанром живописи, популярным в Италии в период Ренессанса. Это были обнаженные тела в качестве свадебных подарков, которые были предназначены для пожелания молодоженам счастья и плодородия. Венера и Купидон были обычным предметом. Эпиталамическая картина Лоренцо Лотто изображает Купидона в виде пуэр-минген, мочащегося на Венеру, жест, который символизировал плодородие в произведениях искусства эпохи Возрождения.
Хотя в древности эпиталамия существовала только в поэтической форме, в эпоху Возрождения считалось, что дары эротических картин были древней римской традицией.