Эпитафий - короткое камерное сочинение Игоря Стравинского для флейты, кларнета, и арфа. Партитура была написана в 1959 году и сделана на немецком языке: «Für das Grabmal des Prinzen Max Egon zu Fürstenberg» (Для надгробия принца Макса Эгона цу Фюрстенберга).
Стравинский был почетным гостем принца Макса Эгона цу Фюрстенберга, покровитель Donaueschinger Musiktage во время фестивалей 1957 и 1958 годов. Когда князь умер в апреле 1959 года, Стравинского попросили написать в его память небольшое сочинение. Результатом стал Epitaphium, премьера которого состоялась 17 октября 1959 года на одном из трех концертов того года, каждый из которых включал недавно сочиненную музыкальную дань уважения принцу. Две другие пьесы принадлежали Пьеру Булезу (Томбо, для сопрано и инструментального ансамбля, позже ставшему заключительной частью Pli selon pli ) и Вольфгангу Фортнеру ( Parergon zu den Impromptus, для сопрано и оркестра) (SWR nd ; White 1979, 138, 508–509).
В истории композиционного стиля Стравинского «Эпитафий» важен как первое произведение, в котором он упорядочивал гармонию последовательно на всем протяжении. В более ранних работах он использовал двенадцатитоновые ряды для построения мелодии, за редким исключением гармонии (Mason 1960, 2).
Epitaphium начинался как дуэт для двух флейт, и на самом деле его можно было сыграть как дуэт флейты, хотя вскоре оценка была изменена на флейту и кларнет, когда Стравинский узнал, что его пьеса была поделиться программой с Fünf geistliche Lieder из Антона Веберна, соч. 15, который включает эти два инструмента. Стравинский начал с сочинения мелодико-гармонической фразы чисто на слух, и только в процессе написания в ней увидел потенциал для серийного рисунка, на который он затем обратил свое внимание. Музыкальная проблема, которая впервые привлекла его в двухчастном контрапункте, была связана с гармоническим использованием второстепенных секунд. Закончив первый маленький двенадцатитоновый дуэт, Стравинский загорелся идеей составить серию погребальных реплик между высокими и басовыми инструментами. Он выбрал арфу в качестве басового инструмента, чтобы добиться приглушенного эффекта, и потому, что он находил низкие ноты самыми красивыми на инструменте. Заполненная форма представляет собой своего рода гимн, который Стравинский сравнил с «Похоронной музыкой королевы Марии» Генри Перселла. В арфе и на высоких инструментах есть четыре антифонных строфы, каждая из которых содержит одну полную строку: P, I, R и RI в арфе, а также P, RI, R и I в дуэте флейта-кларнет (Стравинский и Ремесло 1960, 105). Получающееся в результате чередование восьми музыкальных блоков доминирует над формой, хотя его силе противодействуют значительные мотивационные связи между блоками (Straus 2001, 63).
Простая форма ряда Epitaphium - C♯, A♯, D♯, E, C, B, F♯, F, D, G, G♯, A (Straus 2001, 102). Первый гексахорд тесно связан с началом Жар-птица (Белый 1979, 509), в то время как интервальный состав всей серии демонстрирует сходство со строкой используется Булезом в Structures для двух фортепиано и один в собственном Double Canon Стравинского, написанном в том же году, что и Epitaphium (Smyth 1999, 138). Строка встречается только в неперемещенной форме, что типично для двенадцатитонных пьес Стравинского меньшего размера (Spies 1967, 104).