Послание Иакова

редактировать
Одно из 21 посланий в Новом Завете

Послание Иакова, Письмо Иакова, или просто Иаков (Древнегреческий : Ἰάκωβος, романизированный : Иакебос), является одним из 21 послания (дидактические буквы) в Новом Завете.

Автор называет себя «Иаковом, рабом [или рабом] Бога и Господа Иисуса Христа "который пишет" двенадцати коленам, рассеянным за границей ". Послание традиционно приписывается Иакову, брату Иисуса (Иакова Справедливого), и слушателями обычно считаются евреи-христиане, которые были рассеяны за пределами Израиля.

Обрамляя свое письмо общей темой терпеливого упорства во время испытаний и искушений, Джеймс пишет, чтобы побудить своих читателей жить в соответствии с тем, что они узнали во Христе. Он хочет, чтобы его читатели созрели в своей вере во Христа, живя так, как они говорят, что верят. Он осуждает различные грехи, включая гордость, лицемерие, фаворитизм и клевету. Он призывает и умоляет верующих смиренно жить благочестивой, а не мирской мудростью и молиться во всех ситуациях.

По большей части, до конца 20-го века, послание Иакова игнорировалось, хотя многие ранние теологи и ученые избегали его из-за его пропаганды соблюдения Торы и добрых дел.. Известно, что Лютер не любил это послание из-за отсутствия в нем христологии и сосредоточения внимания на соблюдении Торы, и отложил его до приложения.

Послание нацелено на широкий круг вопросов. Еврейская публика. В течение последних десятилетий послание Иакова привлекало все больший научный интерес из-за всплеска поисков исторического Иакова, его роли в движении Иисуса, его убеждений, а также его взаимоотношений и взглядов. Это возрождение Иакова также связано с растущим осознанием еврейского обоснования послания и раннего движения Иисуса. Согласно Баукхэму, по мере того, как христианская наука и богословие стали более комфортно принимать еврейское обоснование движения раннего Иисуса и разнообразие ранней веры в Иисуса, интерес к самым ранним слоям традиции растет.

Содержание

  • 1 Авторство
    • 1.1 Джеймс
    • 1.2 Псевдографическое
  • 2 Датирование
  • 3 Жанр
  • 4 Структура
  • 5 Исторический контекст
  • 6 Доктрина
    • 6.1 Обоснование
    • 6.2 Помазание больных
    • 6.3 Дела, дела и забота о бедных
    • 6.4 Соблюдение Торы
  • 7 Каноничность
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Авторство

Споры об авторстве Иакова неубедительны и затмевают споры о христологии и исторической достоверности. Прямое авторство Джеймса теперь принадлежит меньшинству. Привязанность текста к соблюдению Торы, добрым делам и традициям, берущим начало от исторического Иакова, признается большинством ученых. Текущая стипендия относительно авторства Иакова:

  1. Автором не Иаков, брат Иисуса - Дибелиус и Гривен 1975 г.; Laws 1980; Pratscher 1987; Burchard 2000; Popkes 2001; Эдгар 2001
  2. Письмо содержит учения, исходящие от исторического Джеймса, но окончательное сочинение было позже - Давидс 1982; Мартин 1988; Художник 1997; Walls 1997; Davids 1999; Byrskog 2000, Evans 2001; Davids 2001; Чилтон 2005; Художник и де Сильва (2015), Библиович (2019)
  3. Авторство Джеймс - Хенгель 1987; Adamson 1989; Johnson 1995; Bauckham 1999; Bauckham 2001; Макнайт 2011

По словам Роберта Дж. Фостера, «нет единого мнения относительно жанра, структуры, датировки и авторства книги Джеймса». Существует четыре «общепринятых» взгляда на авторство и датировку Послания Иакова:

  1. письмо было написано Иаковом до посланий Павла,
  2. письмо было написано Иаковом после посланий Павла,
  3. письмо псевдоним,
  4. письмо содержит материал, первоначально от Джеймса, но переработанный более поздним редактором.

Джеймс

Писатель называет себя только «Джеймс, слуга Бога и Господа Иисуса Христа »(Иакова 1: 1 ). У Иисуса было два апостола по имени Иаков: Иаков, сын Зеведея, и Иаков, сын Алфея, но маловероятно, что кто-то из них написал письмо. Согласно Книге Деяний, Иаков, брат Иоанна, был убит Иродом Агриппой I (Деяния 12: 1-2 ). Иаков, сын Алфея, является более подходящим кандидатом на авторство, хотя он не фигурирует в библейских записях, и о нем известно относительно мало. Ипполит, писавший в начале третьего века, утверждал в своем труде «О 12 апостолах»:

И Иаков, сын Алфея, во время проповеди в Иерусалиме был забит камнями до смерти иудеями и похоронен там. рядом с храмом.

Сходство его предполагаемого мученичества с побиванием камнями Джеймса Справедливого привело некоторых ученых, таких как Роберт Эйзенман и Джеймс Табор, чтобы предположить, что эти «два Джеймса» были одним и тем же. Это отождествление Якова Алфея с Иаковом Справедливым (а также с Джеймсом Меньшим) утверждалось давно, о чем свидетельствует их слияние в средневековой агиографии Якоба де Воражина . 87>Золотая легенда.

Некоторые говорят, что авторство этого послания указывает на Иакова, брата Иисуса, для которого Иисус, очевидно, особенно явился после своего воскресения, описанного в Новом Завете, поскольку этот Иаков занимал видное место среди ученики. Иаков, брат Иисуса, не был последователем Иисуса до того, как Иисус умер, согласно Иоанна 7: 2-5, в котором говорится, что при жизни Иисуса «даже его братья не верили в него».

С середины 3 век, святоотеческие авторы цитировали послание, написанное Иаковом, братом Иисуса и лидером Иерусалимской церкви. Не входящий в число Двенадцати Апостолов, если он не указан как Иаков Меньший, Иаков, тем не менее, был очень важной фигурой: Апостол Павел описал его как «брата Господа» в Галатам 1:19 и как один из трех «столпов Церкви» в 2: 9. «Нет сомнений в том, что Иаков стал гораздо более важной фигурой в раннем христианском движении, чем случайный читатель Новый Завет, скорее всего, представить ». Верующие Иакова знакомы с выходом из Гал. 1–2 ; 1 Кор. 15–17 и Деяния 12,15,21. У нас также есть рассказы об Иакове в Иосифе, Евсевии, Оригене, Евангелии от Фомы, Апокалипсисах Иакова, Евангелии от евреев и псевдоклементианской литературе, большинство из которых называли его праведником и бесспорным лидером еврейского народа. лагерь. «Его влияние является центральным и ощутимым в Иерусалиме и в Антиохии, несмотря на то, что он не служил в Антиохии. Хотя мы зависим от источников, в которых преобладает точка зрения Павла… роль и влияние Иакова затмевают всех остальных в Антиохии».

. Псевдонимное авторство (3 выше) подразумевает, что человек по имени «Джеймс» пользуется уважением и, несомненно, хорошо известен. Более того, этот Иаков, брат Иисуса, удостоен чести послания, написанного и распространенного после жизни Иакова, брата Иисуса.

Иоанн Кальвин и другие предположили, что автором был Иаков, сын Алфея, который упоминается как Джеймс Меньший. Протестантский реформатор Мартин Лютер отрицал, что это был труд апостола, и назвал его «соломенным посланием»

Священное Предание Православной церкви учит, что Книга Иакова была «написана не одним из апостолов, но« братом Господним », который был первым епископом церкви в Иерусалиме (см. Деяния 15, Послание к Галатам 1:19 ).

Кестер Х. (1965) и Клоппенборг Дж. (1987) широко известны тем, что сделали поворот из вышеизложенного ( традиционный) акцент на Иакове как на литературе по мудрости и этике, чтобы сосредоточиться на апокалиптическом и до языческом (еврейском) контексте Иакова. Более поздние исследования укрепили эту недавнюю признательность до языческих оснований Q, M и Джеймса. Помимо Иакова, следы еврейских последователей Иисуса можно найти во внеканонических еврейских Евангелиях (назореях, эбионитах), в Дидахе и в псевдоклементианской литературе, текстах, не посвященных смерти и воскресению Иисуса и либо пропагандируют, либо, кажется, защищают соблюдение Торы.

Псевдографический

Первая страница Иакова в Minuscule 319, греческом миниатюрном манускрипте Нового Завета.

Многие ученые Считайте это послание псевдоэпиграфом :

  • Автор представляет себя просто как «слугу Бога и Господа Иисуса Христа», не ссылаясь на какие-либо особые семейные отношения с Иисусом и даже не упоминая Иисуса широко в книге.
  • Утверждается, что культурный греческий язык Послания не мог быть написан иерусалимским евреем. Некоторые ученые приводят доводы в пользу примитивной версии письма, составленной Джеймсом, а затем отшлифованной другим писателем.
  • Послание только постепенно было принято каноном Нового Завета.
  • Некоторые видят параллели между Иакова и 1 Петра, 1 Климента и Пастыря Ермы и принимают это как отражение социально-экономической ситуации, в которой христиане имели дело в конце I или начало 2 века. Таким образом, где угодно в Империи могло быть написано, что христиане говорят по-гречески. Некоторые ученые выступали за Сирию.

Датировка

Ученые, такие как Люк Тимоти Джонсон, предлагают раннюю датировку Послания Иакова:

Письмо Иакова кроме того, по мнению большинства ученых, тщательно проработавших его текст в течение последних двух столетий, это одно из самых ранних сочинений Нового Завета. В нем нет упоминаний о событиях из жизни Иисуса, но оно является ярким свидетельством слов Иисуса. Сказания Иисуса включены в наставления Иакова в форме, которая явно не зависит от письменных Евангелий.

Если бы они были написаны Иаковом, братом Иисуса, они были бы написаны где-то до 69 г. н.э. ( или 62 г. ), когда он был замучен.

Однако упоминание старейшин и их роль в церкви предполагает сочинение в конце первого века после первого поколения учеников. В послании также предполагается, что писания Павла были хорошо известны, даже если ими злоупотребляли. Другие факторы, в том числе история его использования в церкви, указывают на гораздо более позднюю дату.

Самые ранние из дошедших до нас рукописей Иакова обычно датируются серединой-концом III века.

Жанр

Иаков считается Новым Заветом литература мудрости : «как и Притчи и Сираха, она состоит в основном из моральных наставлений и заповедей традиционного и эклектического характера».

Содержание Во многих случаях Иаков прямо параллелен высказываниям Иисуса из евангелий Луки и Матфея, то есть тем, которые приписываются гипотетическому источнику Q. Сравните, например: «Ни в коем случае не клянись небом... или землей.... Пусть ваше слово будет« Да, Да »или« Нет, Нет »; это исходит от лукавого »(Матфея 5:34, 37) и«... не клянись ни небом, ни землей, ни какой-либо другой клятвой, но пусть твое «да» будет «да» и ваше «Нет» будет «нет», чтобы вы не подпали под осуждение »(Иакова 5:12). Согласно Джеймсу Табору, в послании Иакова содержится «не менее тридцати прямых ссылок, отголосков и намеков на учение Иисуса, найденных в источнике Q»

Структура

Некоторые считают, что послание не имеет всеобъемлющего плана: «Иаков, возможно, просто сгруппировал вместе небольшие« тематические эссе », не имея в виду более линейных, греко-римских структур». Эту точку зрения обычно поддерживают те, кто полагает, что послание может быть не истинной частью корреспонденции между конкретными сторонами, а примером литературы мудрости, сформулированной как письмо для распространения. Католическая энциклопедия говорит: «В Послании говорится о множестве и разнообразии тем; более того, Сент-Джеймс нередко, разъясняя один момент, внезапно переходит к другому и сейчас снова возвращается к своему прежнему. аргумент. "

Другие считают письмо имеющим только широкую тематическую или тематическую структуру. Обычно они объединяют Джеймса от трех (Ральф Мартин) до семи (Люк Джонсон) общих ключевых тем или сегментов.

Третья группа считает, что Джеймс был более целеустремленным в структурировании своего письма, связывая каждый абзац теологически и тематически:

Иаков, как и авторы Евангелий, можно рассматривать как целеустремленного богослова, тщательно сплетавшего свои меньшие части вместе в более крупные ткани мысли и используя свою общую структуру для определения приоритетов его ключевых тем.

— Бломберг и Камелл

Третий взгляд на структурирование Иакова - это исторический подход, который поддерживается учеными, которые не довольствуются тем, что оставляют книгу как «литературу мудрости Нового Завета, как небольшую книгу пословиц» или « как беспорядочная коллекция случайных жемчужин, упавших в произвольном порядке на кусок веревки ».

Четвертая группа использует современный анализ дискурса или греко-римские риторические структуры для описания структуры Джеймса.

Объединенные библейские общества 'Греческий Новый Завет делит письмо на следующие разделы:

  • Приветствие (1: 1)
  • Вера и мудрость (1: 2–8)
  • Бедность и богатство (1: 9-11)
  • Испытание и искушение (1: 12–18)
  • Слушание и исполнение слова (1: 19–27)
  • Предупреждение против пристрастия (2: 1–13)
  • Вера и дела (2: 14–26)
  • Язык (3: 1–12)
  • Мудрость свыше (3: 13–18)
  • Дружба с миром (4: 1–10)
  • Судить брата (4: 11–12)
  • Предупреждение а Хвастовство (4: 13–17)
  • Предупреждение богатым (5: 1–6)
  • Терпение и молитва (5: 7–20)

Исторический контекст

Статья 2013 года в Evangelical Quarterly исследует историческую подоплеку этого послания и предлагает предположить, что оно действительно было написано Иаковом, братом Иисуса, и было написано до 62 г. год его убили. В 50-е годы в Римской Иудее наблюдался рост беспорядков и насилия, поскольку евреи все больше и больше разочаровывались коррупцией, несправедливостью и бедностью. Это продолжалось до 60-х годов, за четыре года до убийства Джеймса. Началась война с Римом и привела к разрушению Иерусалима и рассеянию людей. Послание известно увещеваниями о борьбе с бедностью и заботе о бедных на практике (1: 26–27; 2: 1–4; 2: 14–19; 5: 1–6), защите угнетенных (2 : 1-4; 5: 1-6) и не быть «подобными миру» в том, как человек реагирует на зло в мире (1: 26-27; 2:11; 3: 13-18; 4: 1- 10). Мирская мудрость отвергается, и людей призывают принять небесную мудрость, которая включает в себя миротворчество и стремление к праведности и справедливости (3: 13-18).

Такой подход рассматривает послание как настоящее письмо с реальной непосредственной целью: побудить евреев-христиан не возвращаться к насилию в их ответе на несправедливость и бедность, а оставаться сосредоточенными на добрых делах, оставаться святыми и принимать мудрость небес, а не мудрость мира.

Доктрина

Оправдание

Послание содержит следующий знаменитый отрывок, касающийся спасения и оправдания:

14 Что хорошего, братья мои, если кто-то говорит, что он имеет веру, но не имеет дел? Может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра плохо одеты и не имеют повседневной пищи, 16 и один из вас говорит им: «Идите с миром, согрейтесь и сытитесь», не давая им всего необходимого для тела, какая в этом польза? 17 Так и вера сама по себе, если не имеет дел, мертва. 18 Но кто-нибудь скажет: «Ты имеешь веру, а у меня дела». Покажи мне свою веру отдельно от своих дел, и я покажу тебе свою веру своими делами. 19 Вы верите, что Бог един; вы хорошо делаете. Даже демоны верят - и содрогаются! 20 Хочешь ли ты, глупец, показать, что вера без дел бесполезна? 21 Разве отец наш Авраам не оправдался делами, когда принес своего сына Исаака на жертвенник? 22 Вы видите, что вера действовала вместе с его делами, и вера была дополнена делами его; 23 и исполнилось Писание, в котором говорится: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» - и он был назван другом Бога. 24 Вы видите, что человек оправдывается делами, а не только верой. 25 И точно так же и Раав, блудница, не оправдывалась делами, когда она приняла посланников и отправила их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Этот отрывок цитировался в христианских богословских спорах, особенно относительно учения об оправдании. Гай Марий Викторин (4 век) связал учение Иакова о сочинениях с еретической сектой Симмахов, последователями Симмаха Эбионита, и открыто сомневался в том, были ли учения Иакова еретическими. Этот отрывок также противопоставляется учению апостола Павла об оправдании. Некоторые ученые даже считают, что этот отрывок является ответом Павлу. Одним из вопросов в дискуссии является значение греческого слова δικαιόω (dikaiόō) «сделать праведным или таким, каким он должен быть», при этом некоторые из участников придерживаются мнения, что Иаков отвечает на непонимание Павла.

Роман Католицизм и Восточное православие исторически утверждали, что этот отрывок опровергает доктрину оправдания только верой (sola fide). Ранние (и многие современные) протестанты разрешают очевидный конфликт между Иаковом и Павлом относительно веры и действий, альтернативные католикам и православным:

Павел имел дело с одним видом ошибки, а Иаков имел дело с другой ошибкой. Ошибочники, с которыми имел дело Павел, были людьми, которые говорили, что к вере нужно прибавлять дела закона, чтобы заслужить Божье благоволение. Павел противопоставил это заблуждение, указав, что спасение было только по вере, помимо дел закона (Галатам 2:16; Римлянам 3: 21-22). Павел также учил, что спасающая вера не мертва, а жива, выражая благодарность Богу в делах любви (Галатам 5: 6 ['... поскольку во Христе Иисусе не обрезание или необрезание может повлиять на что угодно - только действующая вера через любовь. ']). Иаков имел дело с заблуждающимися, которые говорили, что если у них есть вера, им не нужно проявлять любовь жизнью веры (Иакова 2: 14-17). Иаков противопоставил это заблуждение, объяснив, что вера жива и проявляет себя в делах любви (Иакова 2: 18,26). Иаков и Павел учат, что спасение дается только по вере, а также что вера никогда не бывает одна, но проявляет себя живыми делами любви, выражающими благодарность верующего Богу за бесплатный дар спасения по вере в Иисуса.

Согласно до Бен Уизерингтон III, между Апостолом Павлом и Иаковом существуют различия, но оба использовали закон Моисея, учение Иисуса и другие еврейские и нееврейские источники, и «Павел был противником закона не больше, чем Иаков был законником ». В более поздней статье высказывается предположение, что нынешняя путаница относительно Послания Иакова о вере и делах возникла в результате антидонатистской полемики Августина Гиппона в начале пятого века. Такой подход согласовывает взгляды Павла и Иакова на веру и дела.

Помазание больного

Послание также является основным библейским текстом для Помазания больного. Иаков писал:

Кто-нибудь из вас болен? Пусть он призовет старейшин церкви и пусть они помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры спасет больного, и Господь воскресит его. И если он согрешил, ему простятся.

Г. А. Уэллс предположил, что этот отрывок является доказательством позднего авторства послания на том основании, что исцеление больных осуществлялось через официальную организацию из пресвитеров (старейшин ) указывает на значительное развитие церковной организации, «тогда как во времена Павла исцеление и чудеса относились к верующим без разбора (1 Коринфянам, XII: 9)».

Труды, дела и забота о бедных

Джеймс и материал M Source у Матфея уникальны в каноне в своей позиции против отказа от дел и поступков. По словам Сандерса, традиционное христианское богословие ошибочно лишило термин «дела» его этической основы, что является частью попытки охарактеризовать иудаизм как законнический. Однако для Иакова и для всех евреев вера жива только через соблюдение Торы. Другими словами, вера проявляется через практику и проявление. Для Джеймса утверждения о вере являются пустыми, если они не живы в действии, делах и поступках.

Не просто слушайте слово, и таким образом обманывайте себя. Делайте то, что он говорит. Любой, кто слушает слово, но не делает того, что в нем говорится, подобен тому, кто смотрит на свое лицо в зеркало и, посмотрев на себя, уходит и сразу же забывает, как он выглядит. Но всякий, кто пристально смотрит в совершенный закон, дающий свободу, и продолжает его - не забывая того, что они слышали, но делает это, - они будут благословлены в том, что они делают ».

Иакова 1: 22–25

Религия, которую Бог наш Отец принимает как чистую и безупречную, такова: заботиться о сиротах и ​​вдовах в их беде и не допускать осквернения мира.

Иакова 1:27

Говорите и действуйте как те, кто есть будут судимы по закону, дающему свободу, потому что суд без милосердия будет явлен любому, кто не проявил милосердия. Милосердие торжествует над судом.

Иакова 2: 12–13

Соблюдение Торы

Джеймс уникален в каноне своей явной и искренней поддержкой соблюдения Торы (Закона). Согласно Библиовичу, этот текст не только является уникальным взглядом на среду еврейских основателей - его включение в канон свидетельствует о том, что как Началась канонизация (четвертый век и далее). Соблюдение Торы среди верующих в Иисуса все еще было авторитетным. к современной науке Джеймс, Q, и M Материал у Матфея (материал, уникальный для Матфея), Дидахе и псевдоклементиновская литература отражают схожий этос, этическую точку зрения и поддерживают или предполагают соблюдение Торы. Призыв Иакова к соблюдению Торы (1: 22-27) обеспечивает спасение (2: 12-13, 14-26). Хартин поддерживает акцент на соблюдении Торы и приходит к выводу, что эти тексты поддерживают веру через действия и рассматривают их как отражение среды еврейских последователей Иисуса (2008 г.). Хаб ван де Сандт видит, что соблюдение Торы Матфеем и Иаковом отражено в аналогичном использование еврейской темы «Два пути», которая также обнаруживается в Дидахе (3: 1–6). Макнайт считает, что соблюдение Торы лежит в основе этики Джеймса. Сильный призыв против сторонников отказа от соблюдения Торы характеризует эту традицию и исходит из нее: «Некоторые пытались, пока я был еще жив, преобразовать мои слова с помощью определенных различных интерпретаций, чтобы научить отмене закона; хотя я сам был такого мнения, но не мог открыто провозглашать это, что не дай Бог! Ибо это должно было действовать в противовес закону Божьему, который был провозглашен Моисеем и засвидетельствован нашим Господом в уважении. о его вечной продолжительности, ибо так он сказал: «Небеса и земля прейдут, но ни одна йота или ни одна черта ни в коей мере не прейдут от закона». Матфея 5:18

Иаков, кажется, предлагает более радикальное и требовательное толкование закона, чем господствующий иудаизм. По словам Пейнтера, в Джеймсе нет ничего, что могло бы предложить какое-либо ослабление требований закона. «Без сомнения, Джеймс считает само собой разумеющимся соблюдение его читателями всего закона, сосредотачивая свое внимание на его моральных требованиях».

Каноничность

Послание Иакова впервые было прямо упомянуто и процитировано Ориген Александрийский и, возможно, немного раньше Ириней Лионский, а также Климент Александрийский в утерянном произведении согласно Евсевию, хотя об этом не упоминал Тертуллиан, писавший в конце II века. Он также отсутствует в мураторианском фрагменте, самом раннем известном списке книг Нового Завета.

Послание Иакова было включено в число двадцати семи книг Нового Завета, впервые перечисленных Афанасий Александрийский в своем Тридцать девятом праздничном послании (367 г. н.э.) и был подтвержден как каноническое послание Нового Завета серией соборов в четвертом веке.

В первые века существования Церкви подлинность Послания подвергалась сомнению некоторыми, в том числе Феодором Мопсуестийским в середине пятого века. Из-за молчания некоторых западных церквей по этому поводу Евсевий относит его к Антилегоменам или оспариваемым писаниям (Historia ecclesiae, 3.25; 2.23). Иероним дает аналогичную оценку, но добавляет, что со временем это было общепризнано. Гай Марий Викторин в своем комментарии к Посланию к Галатам открыто сомневался в том, были ли учения Иакова еретический.

Его позднее признание в Церкви, особенно на Западе, можно объяснить тем фактом, что он был написан для евреев-христиан или ими, и поэтому не получил широкого распространения среди Языческие церкви. Есть признаки того, что некоторые группы не доверяли книге из-за ее доктрины. В Реформации времена несколько богословов, в первую очередь Мартин Лютер в его раннем служении, утверждали, что это послание не должно быть частью канонического Нового Завета.

Описание Мартина Лютера Послания Иакова меняется. В некоторых случаях Лютер утверждает, что это было написано не апостолом; но в других случаях он описывает Иакова как работу апостола. Он даже цитирует это как авторитетное учение от Бога и описывает Иакова как «хорошую книгу, потому что она не устанавливает человеческих учений, но активно провозглашает закон Божий». Лютеране считают, что Послание по праву является частью Нового Завета, ссылаясь на его авторитет в Книге Согласия ; тем не менее, он остается частью лютеранского антилегомена.

См. также

Викицитатная цитата имеет цитаты, связанные с: Посланием Иакова

Ссылки

Внешние ссылки

Послание Иакова Генерал Послание
, предшествующее. Евреям Новый Завет. Книги Библии На смену нам пришел. Первый Петр
Последняя правка сделана 2021-05-19 12:27:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте