Греческая богиня рассвета
Эос от
Эвелин Де Морган (1895)
В греческой мифологии, Эос (; ионный и гомеровский греческий Ἠώς Ēṓs, аттический Ἕως Héōs, «рассвет», произносится или ; Aeolic Αὔως Aúōs, Doric Āṓs) - это Титанесс, а богиня зари, которая каждое утро вставала из своего дома на краю Океана.
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Семья
- 3 Мифология
- 3.1 Богиня o на заре
- 3.2 Божественные лошади
- 3.3 Влюбленные и дети
- 4 Культ и храмы
- 5 Интерпретации
- 6 См. Также
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
- 9 Дополнительная литература
- 10 Внешние ссылки
Этимология
Протогреческий форма Ἠώς / Ēṓs была реконструирована как * ἀυhώς / auhṓs, а в микенском греческом как * hāwōs. Согласно Роберту С. П. Биксу, потеря первоначальной аспирации могла быть связана с метатезисом. Это родственник ведической богине Ушас, литовской богине Аушрине и римской богиня Аврора (древнелатинский Ausosa), все три из которых также являются богинями рассвета.
Все четыре считаются производными от Прото- Индоевропейский корень * h₂ewsṓs (позже * Ausṓs), «рассвет». От этого корня произошли также протогерманский * Austrō, древневерхненемецкий * Ōstara и староанглийский Ēostre / Ēastre. Эти родственники привели к реконструкции протоиндоевропейской богини рассвета, Хаусос (*H₂éwsōs).
Семья
Эос была дочь титанов Гипериона и Тейи: Гиперион, несущий свет, Сверху, Кто путешествует высоко над Землей, и Тейя, Божественное, также называемое Эврифаэса, сияющий »и Этра,« яркое небо ». Эос была сестрой Гелиоса, бога солнца, и Селены, богини луны, «сияющих на всех, кто на земле, и на бессмертных богов, живущих в широкое небо ". Поколение Титанов предшествовало всем знакомым божествам Олимпа, которые в значительной степени их вытеснили. В некоторых источниках отца Эос звали Паллас.
Эос вышла замуж за Титана Астрея («Звездный») и стала матерью Анемоя («ветров»). ") а именно Zephyrus, Boreas, Notus и Eurus ; Утренней звезды, Эосфор (Венера ); Астра («звезды») и девственной богини правосудия, Астре («звездная»). Другими ее известными потомками были Мемнон и Эматион от троянского принца, Тифона. Иногда Геспер, Фаэтон и Тифон (отличные от возлюбленного) афинский князь Цефал.
Мифология
Богиня зари
Богиня зари Эос почти всегда описывалась розовыми пальцами или розовыми предплечьями, когда она открывала небесные врата для восхода Солнца. В Гомере ее платье цвета шафрана расшито или соткано цветами; с розовыми пальцами и золотыми руками, она изображена на аттических вазах в виде красивой женщины, увенчанной тиарой или диадемой и большим белым перьями. крылья птицы.
Гомер
Из Илиады :
- «Теперь, когда Рассвет в шафрановой мантии спешил из потоков Океана, чтобы нести свет смертным и бессмертные, Фетида достигла кораблей с доспехами, которые дал ей бог ".
- "Но как только появилась Ранняя Заря, розовая -пальская, затем собрала народ вокруг костра славного Гектора."
Она самая часто ассоциируется с ее гомеровским эпитетом «розовые пальцы» Эос Рододактилос (древнегреческий : Ἠὼς οδοδάκτυλος), но Гомер также называет ее Эос Эригенией :
- «Явилась самая яркая из звезд, Эосфор, которая чаще всего предвещает свет восходящей Зари (Эос Эригения)»
Гесиод
- «И после этих Эригений [« Ранние- рожденный "] нес звезду Эосфор (« Несущий Зари ») и сияющие звезды, которыми увенчаны небеса».
Таким образом, Эос, которому предшествовала Утренняя Звезда, считается прародительницей всех звезд и планет; ее слезы, как полагают, создали утреннюю росу, олицетворенную как Эрса или Херс.
Божественные лошади
Упряжка лошадей Эос тащит свою колесницу по небу и названа в Одиссее как «Огненная Яркость» и «Яркая заря». Квинт описал ее ликование в своем сердце над сияющими конями (Лампус и), тянущими ее колесницу, среди светловолосых Гора, женских Часов, поднимающихся по небесная дуга и разлетающиеся искры огня.
Влюбленные и дети
Эос и убитые
Мемнон на
Аттике краснофигурной чаше, ок. 490–480 гг. До н. Э., Так называемая «Мемнон Пьета», найденная в
Капуе (
Лувр ).
Эос влюблялся несколько раз. Согласно Псевдо-Аполлодору, он была ревнивая Афродита, которая прокляла ее вечно любить и иметь ненасытное сексуальное желание, потому что однажды Эос лежала с возлюбленным Афродиты Аресом, богом войны. Это заставило ее похитить несколько красивых молодых людей, в первую очередь Цефал, Тифон, Орион и Клит. Красивый Клит был сделан ею бессмертным. Она также попросила сделать Тифона бессмертным., но забыл попросить о вечной молодости, в результате чего он жил вечно беспомощным стариком. Из жалости она превратила его в цикаду.
. Согласно Гесиоду, от Тифона, у Эоса было два сына, Мемнон и Эматион. Мемнон сражался среди троянцев в Троянской войне и был убит. Ее изображение с мертвым Мемноном на коленях, как Фетида с мертвыми Ахилл - это иконы, которые вдохновили христиан Пьета.
Похищение Цефала имело особую привлекательность для афинской аудитории, потому что Цефал был местным мальчиком, и поэтому этот элемент мифа часто появлялся в аттической вазе. картин и экспортировался вместе с ними. В литературных мифах Эос похитил Цефала, когда он был на охоте, и увез его в Сирию.
Путешественнику II века н.э. Павсанию сообщили, что похитителем Цефала была Гемера, богиня дня. Хотя Цефал уже был женат на Прокрисе, Эос родила ему трех сыновей, в том числе Фаэтона и Геспера, но затем он начал тосковать по Прокрисе, в результате чего рассерженный Эос стал верни его ей и наложи на них проклятие.
В отчете Гигина Цефал случайно убил Прокрису некоторое время спустя после того, как принял ее за животное во время охоты.
По рассказу Овидия, Прокрис, ревнивая жена, шпионила за ним и слышала он поет ветру, но думал, что он поет серенаду своему бывшему возлюбленному Эосу.
Культ и храмы
Нет известных храмов, святынь или алтарей Эосу. Однако Овидий, кажется, намекает на существование по крайней мере двух святынь Эоса, поскольку он описывает их во множественном числе, хотя и немного, в строках:
- [Эос обращается к Зевсу:] «По крайней мере, я могу быть из всех богинь золотые небеса держатся - во всем мире мои святыни самые редкие ».
Овидий мог знать по крайней мере о двух таких святынях.
Интерпретации
Этруски
У этрусков порождающей богиней зари была Тесан. Изображения богини зари с молодым возлюбленным стали популярными в Этрурии в пятом веке, вероятно, вдохновленные импортированными греческими вазами. Хотя этруски предпочитали изображать богиню как воспитательницу (Kourotrophos), а не похитительницу молодых людей, позднеархаический скульптурный акротерион из этрусского Кира, ныне находящийся в Берлине, изображающий богиню в архаической беговой позе, адаптированной из Греки, несущие мальчика на руках, обычно называются Эосом и Цефалом. На этрусском зеркале Тесан уносит молодого человека, имя которого написано как Тинту.
Эос в своей колеснице летит над морем, краснофигурный
кратер с юга
Италия, 430–420 гг. До н.э.,
Staatliche Antikensammlungen Римский
Римский эквивалент Эос - Аврора, также родственник с характеристикой Латинский ротацизм. Рассвет в римском культе стал ассоциироваться с Матутой, позже известной как Матер Матута. Она также была связана с морскими гаванями и портами и имела храм на Бычьем форуме. 11 июня в этом храме праздновалась Матралия в честь Матери Матута; этот праздник был только для женщин во время их первого брака.
См. Также
Примечания
Ссылки
- Aratus Solensis, Феномены переведены Г. Р. Майром. Том 129 классической библиотеки Леба. Лондон: Уильям Хейнеманн, 1921. Онлайн-версия на сайте Topos Text Project.
- Aratus Solensis, Феномены. Г. Р. Майр. Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: G.P. Сыновья Патнэма. 1921. Греческий текст, доступный в Цифровой библиотеке Персея.
- Диодор Сицилийский, Библиотека истории переведена Чарльзом Генри Олдфэтером. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Vol. 3. Книги 4.59–8. Онлайн-версия на веб-сайте Билла Тейера
- Диодор Сицилийский, Bibliotheca Historica. Том 1-2. Имманель Беккер. Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в эдибусе B.G. Teubneri. Лейпциг. 1888-1890 гг. Греческий текст, доступный в Цифровой библиотеке Персея.
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии, Wiley-Blackwell, 1996, ISBN 978 -0-631-20102-1. "Эос" стр. 146
- Гай Юлий Гигин, Astronomica из «Мифов о Гигине», переведенная и отредактированная Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Гай Юлий Гигин, Fabulae из «Мифов о Гигине», переведенная и отредактированная Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Гай Валериус Флаккус, Аргонавтика, перевод Мозли, Том 286 классической библиотеки Дж. Х. Лёба. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1928. Онлайн-версия на theio.com.
- Гай Валериус Флаккус, Argonauticon. Отто Крамер. Лейпциг. Тюбнер. 1913. латинский текст, доступный в Цифровой библиотеке Персея.
- Гесиод, Теогония из Гомеровских гимнов и Гомерика с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайт, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1914. Онлайн-версия в Цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте.
- Гомер, Илиада с Английский перевод от AT Мюррей, доктор философии в двух томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, Уильям Хайнеманн, Лтд. 1924. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Опера Гомери в пяти томах. Оксфорд, издательство Оксфордского университета. 1920. Греческий текст имеется в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Одиссея с английским переводом А.Т. Мюррей, PH.D. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1919. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Perseus. Греческий текст доступен на том же сайте.
- Kerenyi, Karl. Боги греков. Thames and Hudson, 1951.
- Nonnus of Panopolis, Dionysiaca в переводе Уильяма Генри Денхама Роуза (1863-1950), из Классической библиотеки Леба, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1940. Онлайн-версия в проекте Topos Text.
- Нонн из Панополиса, Дионисийский. 3 тт. W.H.D. Роуз. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1940-1942 гг. Греческий текст доступен в Цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, Описание Греции с английским переводом W.H.S. Джонс, Litt.D. и H.A. Ормерод М.А. В 4-х томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1918. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Perseus
- Pausanias, Graeciae Descriptio. 3 тт. Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст, доступный в Цифровой библиотеке Персея.
- Пиндар, Оды в переводе Дайан Арнсон Сварлин. 1990. Онлайн-версия в Цифровой библиотеке Персея.
- Пиндар, Оды Пиндара, включая основные фрагменты с введением и английским переводом сэра Джона Сэндиса, литератора D, FBA. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1937. Греческий текст доступен в Цифровой библиотеке Персея.
- Псевдо-Аполлодор, Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, F.B.A., F.R.S. в 2-х томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1921. Онлайн-версия в Цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен с того же веб-сайта.
- Публий Овидий Насо, Фасти в переводе Джеймса Г. Фрейзера. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Публий Овидий Насо, Фасти. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер. Лондон; Кембридж, Массачусетс. William Heinemann Ltd.; Издательство Гарвардского университета. 1933. латинский текст, доступный в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Насо, Метаморфозы в переводе Брукса Мора (1859-1942). Бостон, Корнхилл Паблишинг Ко. 1922 г. Электронная версия в Цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Насо, Метаморфозы. Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Andr. Пертес. 1892. Латинский текст, доступный в Цифровой библиотеке Персея.
- Квинт Смирней, Падение Трои, переведенный Пути. Классическая библиотека А. С. Лёба, том 19. Лондон: Уильям Хайнеман, 1913. Онлайн-версия на theio.com
- Квинт Смирней, Падение Трои. Артур С. Уэй. Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: G.P. Сыновья Патнэма. 1913. Греческий текст доступен в Цифровой библиотеке Персея.
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Лондон (1873 г.). "Eos"
- Гомеровские гимны и Гомерика с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайт. Гомеровские гимны. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1914. Онлайн-версия в Цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же веб-сайте.
Дополнительная литература
- Джексон, Питер. «Πότνια Αὔως: греческая богиня рассвета и ее предшественница». Глотта 81 (2005): 116-23. По состоянию на 10 мая 2020 г. www.jstor.org/stable/40267187.
Внешние ссылки
| На Викискладе есть материалы, связанные с Eos. |