Eora people | |
---|---|
aka: Ea-ora, Iora и Yo-ra. Eora (AIATSIS ), nd (SIL ) | |
Биорегион Сиднейского бассейна | |
Иерархия | |
Семейство языков: | Пама – Нюнган |
Языковая ветвь: | Юин – Курик |
Группа языков: | Йора |
Групповые диалекты: | Дхаруг |
Район | |
Биорегион: | Сиднейский бассейн |
Местоположение: | Сидней |
Координаты: | 34 ° S 151 ° E / 34 ° S 151 ° E / -34; 151 Координаты : 34 ° S 151 ° E / 34 ° S 151 ° E / -34; 151 |
Известные личности | |
Эора(Юра ) - австралийские аборигены жители Нового Южного Уэльса. Эора - это название, данное первыми поселенцами группе аборигенов, принадлежащих к кланам, проживающим в прибрежной зоне того, что сейчас известно как бассейн Сиднея, в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Контакт с плацдармом первого белого поселения в Австралии быстро опустошил большую часть населения из-за эпидемий оспы и других болезней. Их потомки продолжают жить, хотя их языки, социальная система, образ жизни и традиции по большей части утеряны.
Радиоуглеродное датирование предполагает, что деятельность человека происходила в Сиднее и его окрестностях в течение не менее 30 000 лет, в период верхнего палеолита. Однако многочисленные каменные орудия аборигенов, найденные в дальних западных пригородах Сиднея гравийных отложениях, датируются периодом от 45 000 до 50 000 лет BP, что означает, что люди могли быть в этом регионе раньше, чем мысли.
Значение этнонима эора неизвестно. Современные источники утверждают, что это слово означало просто «люди», хотя одна теория предполагает, что это слово было образовано из e (да) и ora (страна). Потомки Эора используют это слово в качестве регионального названия.
Язык, на котором говорят Эора со времен Р. Х. Мэтьюз, назывался Дхарук, что обычно относится к так называемой внутренней разновидности, в отличие от прибрежной формы Иёра (или Эора). Дэвид Коллинз описал его как «чрезвычайно благодарное слуху, будучи во многих случаях выразительным и звучным». Он вымер после первых двух поколений и был частично реконструирован в некоторых общих чертах по многочисленным заметкам, сделанным о нем первыми колонистами, в частности, из записных книжек Уильяма Дауэса, взявшего языки Эора говорит со своего товарища Патьегаранг.
Некоторые из слов языка аборигенов, которые все еще используются сегодня, взяты из языка эора (возможно таравал ) и включают: динго = дингу; woomera = wamara ; бумеранг = объединение вамаранга и бумарита, двух похожих на меч боевых палочек; corroboree = garabara; валлаби, вомбат, waratah и boobook (сова). Австралийский термин bush bogey (купаться) происходит от Port Jackson Dharuk root buugi-.
Территория Эора, состоящая из прибрежных обнажений песчаника и хребтов, бухт., мангровые заросли болота, ручьи и приливные лагуны, по оценке Нормана Тиндейла, простирались примерно на 700 квадратных миль (1800 км) от северных берегов Порт-Джексона до Хоксбери. Река окраина плато, около Питтуотер. Его южные границы доходили до Ботанического залива и реки Жорж. На запад он простирался до Парраматты. Что касается границ племен, Курингай лежал к северу: на западных границах находились Даруг ; и южнее, около Кундула находились Гвиягал, северный клан Таравала. По словам губернатора Филиппа, их клановая принадлежность к многочисленным группам, состоящим из примерно 50 членов, преобладала над более общей лояльностью к Эоре. Русский морской офицер Алексей Российский в 1814 году писал:
каждый считает свою общину лучшей. Когда ему выпадает шанс встретить земляка из другой общины и если кто-то хорошо отзывается о другом человеке, он неизменно начинает оскорблять его, говоря, что он слывет каннибалом, грабителем, большим трусом и так далее.
Эора используется специально для людей, живущих в районе первого поселения белых в Сиднее. Общий термин Eora обычно используется с более широким обозначением и охватывает около 29 групп. Размеры банд, в отличие от кланов, могли варьироваться от 20 до 60, но в среднем составляли около 50 членов. -gal обозначает клан или расширенную семейную группу, прикрепленную к названию места.
Вангал, Валлюметтагал и Бурраматтагал составляли три соленой воды Парраматта. Было высказано предположение, что у них была матрилинейная модель происхождения.
Традиционные люди эора были в основном прибрежными жителями и жили в основном за счет продуктов моря. Они были экспертами в прибрежное плавание, рыбалка, приготовление пищи и питание в бухтах и гавани в своих каноэ из коры. Люди Эора не выращивали и не сажали сельскохозяйственных культур; хотя женщины выбрали травы, которые использовались в лечебных травах. Они широко использовали каменные укрытия, многие из которых позже были разрушены поселенцами, которые добывали их из-за высокой концентрации фосфатов, которые затем использовались в качестве навоза. Важное значение имело управление водно-болотными угодьями: Куинсклифф, Керл-Керл и Ди Уай лагуны давали обильную пищу, убираемую сезонно. Летняя еда состояла из устриц, заплетенных в сети кефаль, пойманных в сети, жирной рыбы, пойманной на леске, и более крупной рыбы, пойманной в берли и проткнутой копьями с уступов скал. Когда лето подошло к концу, праздник черепахи был очень ценным. Зимой добывали и охотились на опоссума, ехидну, летучих мышей, валлаби и кенгуру.
The Eora установил временные рамки для официальных сражений, проводимых для разрешения межплеменных споров. Такие бои должны были начинаться ближе к вечеру и прекращаться вскоре после сумерек.
Первый контакт с районом Сиднея произошел, когда Джеймс Кук Индевор стоит на якоре в Ботанической бухте. Сохранился рисунок, который недавно считался работой полинезийского мореплавателя Тупайи, находившегося на борту корабля Кука, на котором изображены аборигены в Ботани-Бей около Курнелла. Поначалу эора были сбиты с толку поселенцами, сеющими хаос на их деревьях и ландшафте. После раннего контакта с Таравалом вскоре последовали встречи с Эорой: они были сбиты с толку подозрением, что эти посетители были призраками, пол которых был неизвестен, пока не последовал восторг признания, когда один моряк сбросил штаны, чтобы уточнить их недоумение. В первый месяц произошло 17 встреч, поскольку Eora стремились защитить свои территориальные права и права на рыболовство. Часто возникали недоразумения: губернатор Филипп ошибочно принял рубцы на женских висках за доказательство жестокого обращения с мужчинами, тогда как это было следом траурных обычаев. С самого начала колонизаторы похитили Эору, чтобы научить их быть посредниками между поселенцами и коренными народами. Первым, кого постигла такая судьба, был Гурингаи Арабано, который умер вскоре после этого во время эпидемии оспы 1789 года. Несколько месяцев спустя Беннелонг и Колби были пойманы с той же целью. Последний сбежал, в то время как Беннелонг оставался там на несколько месяцев, узнав о британских пищевых потребностях, этикете, оружии и иерархии больше, чем все, что они получили от разговора с ним. В конце концов Филипп построил для бывшего кирпичный дом на месте нынешнего Сиднейского оперного театра в Тубовгулле (мыс Беннелонг). Хижина была снесена пятью годами позже.
Когда Первый флот из 1300 осужденных, охранников и администраторов прибыл в январе 1788 года, эора насчитывала около 1500 человек. К началу 1789 года частые замечания были сделаны о большом количестве разложившихся тел аборигенов Эора, которые поселенцы и моряки встречали на пляжах, в бухтах и заливах. Каноэ, которые обычно водят на лодках по гавани Порт-Джексон, исчезли. Туземцы Сиднея назвали болезнь, которая их уничтожала (гай-галла), а то, что было диагностировано как эпидемия оспы в апреле 1789 года, фактически уничтожило племена Порт-Джексона. Роберт Кинг заявляет, что из примерно 2000 Eora половина (по современным оценкам Беннелонга) была уничтожена инфекцией. Оспа и другие завезенные болезни, а также голод из-за разграбления их рыбных ресурсов, как говорят, привели к фактическому исчезновению 30–50 сильного клана Кадигал на полуострове (kattai) между Сиднейской бухтой и Саут-Хедом. По оценкам J. L. Kohen, от 50 до 90 процентов членов местных племен умерли в течение первых трех лет поселения. Ни у одного ребенка-поселенца не было никаких симптомов болезни. Англичане отвергли любую ответственность за эпидемию. Было высказано предположение, что оспу распространяли либо преступники / поселенцы, либо сама руководящая власть, когда запасы боеприпасов заканчивались, а мушкеты, если они исправны, оказывались неадекватными для защиты форпоста. Известно, что несколько офицеров Флота имели опыт войны в Северной Америке, где использование оспы для уменьшения численности племен использовалось еще в 1763 году.
Несколько зарубежных отчетов, независимых от английских источников, таких как Александро Маласпина в 1793 году и Луи де Фрейсине в 1802 году создают впечатление, что отношения поселенцев с эора, пережившими эпидемию, в целом приемлемы. Губернатор Филипп решил не принимать ответных мер после того, как Виллемеринг пронзил его копьем в Кайемаи (Мэнли-Коув) 7 сентября 1790 года в присутствии Беннелонга, который тем временем «сошел с ума». Губернатор Уильям Блай писал в 1806 году: «Много говорилось о уместности того, что их заставляли работать рабами, но, поскольку я всегда считал их настоящими Владельцами Земли, я никогда не терпел никаких ограничений.
Губернатор Маккуори учредил Учреждение для коренных жителей для размещения детей аборигенов, а также маори. чтобы их приобщить к цивилизации, при условии, что их могут навещать родители только в один день, 28 декабря года. Это оказалось катастрофой, и там погибло много детей. Аборигены продолжали разбивать лагеря в центре Сиднея, пока их не выселили из своих лагерей, таких как лагерь на Circular Quay в 1880-х годах.
В песне Eora есть выжил. Ее спели Беннелонг и Йеммерраванн на концерте в Лондоне в 1793 году. Их слова и музыка были расшифрованы Эдвардом Джонсом и опубликованы в 1811 году. Современная версия песни была исполнена Кларенсом Слоки и Мэтью Дойлом. в Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса, август 2010 г., и их можно услышать в Интернете.
Источник: Тиндейл 1974, стр. 193