Enzian (названный в честь рода горных цветов, на английском языке Gentian ) был немецкая WWII поверхностно-воздушная зенитная ракета, которая первой использовала радиоуправляемую систему наведения. Во время разработки ракеты на поздних этапах войны она страдала от организационных проблем и была отменена до того, как была введена в эксплуатацию.
Уже в 1943 году стало ясно Мессершмитт Me 163 перехватчик будет сложно использовать в бою. После полета на высоту 25 000–30 000 футов (7600–9 100 м) союзных бомбардировщиков у него было всего несколько минут, чтобы найти их и совершить атаку, прежде чем закончится топливо. Даже если самолет действительно справился с этой задачей, у него возникла дополнительная проблема, заключающаяся в отсутствии оружия, которое могло бы эффективно наводиться при приближении к цели на скорости около 400 миль в час (640 км / ч; 350 узлов).
Доктор Герман Вурстер из Messerschmitt предложил ответ в виде Flak Rakete 1 (FR-1) в 1943 году. Вместо того, чтобы отслеживать самолеты, ракета летела прямо перед целью, а затем взорвала 500 кг (1100 фунтов) боеголовки в надежде сбить сразу несколько бомбардировщиков. Без пилота-человека на борту и, следовательно, без необходимости ограничивать взлетное ускорение, ракета могла использовать твердотопливные ускорители (четыре, с общей тягой 7000 кг (15000 фунтов), сгруппированные снаружи), что снижает количество топлива. необходим для остальной части подъема Walther. В маршевом двигателе на жидком топливе использовалась комбинация SV-Stoff и Br-Stoff (бензин), катализируемая количеством T-Stoff. В результате даже с тяжелой боеголовкой требовался гораздо меньший планер для перевозки необходимого топлива - настолько маленький, что его можно было переносить и запускать с модифицированной установки 88-мм пушки.
В конструкции было максимально возможное использование дерева из-за необходимости сохранения других «стратегических» материалов в быстро ухудшающейся военной ситуации. По тем же причинам был задуман новый тип ракеты Walter, модификация двигателя Me 163, которая будет сжигать угольный газ (бензин ) вместо водорода. перекись, используемая в других конструкциях Уолтера (хотя небольшое количество перекиси использовалось для привода топливных насосов). Тяга также была уменьшена в полете с 2000 кг (4409 фунтов) до 1000 кг (2205 фунтов).
Ракета, которая сильно напоминала Me 163 (со стреловидным крылом и элевоны ) будут управляться главным образом радиоуправлением с земли. Оператор запускал ракету в непосредственной близости от бомбардировщиков, затем выключал двигатель и позволял ей скользить. Это представляло реальную проблему в Энциане. Другие немецкие ракеты были высокоскоростными, которые могли быть запущены прямо в цель по прямой видимости, что довольно просто даже для оператора на земле. Вместо этого Enzian будет приближаться к своей цели откуда-то спереди, что значительно труднее для оператора. Многие эксперименты с радиоуправляемыми ракетами и ракетами с проводным наведением продемонстрировали реальные проблемы с внесением поправок на терминал в последнюю минуту.
Первоначальные планы решения этой проблемы были довольно продвинутыми. Большой планер оставил достаточно места в носовой части, которое конструкторы намеревались заполнить автономным радиолокационным устройством под названием Elsass. В краткосрочной перспективе планировалось использовать какой-то неконтактный взрыватель при полете ракеты через поток бомбардировщиков. Боевая часть, несколько из которых были изучены, должна была иметь номинальный радиус поражения 45 м (49 ярдов).
Было проведено несколько доработок базовой конструкции, в результате чего были разработаны FR-1 - FR-5. FR-5 считался разумной отправной точкой, поэтому в сентябре 1943 года началась разработка нового названного Enzian E.1 (и его двигателя). К маю 1944 года было завершено 60 планеров, ожидающих своих двигателей. Чтобы получить данные о летных испытаниях, вместо них были установлены блоки RATO.
Началась серия из 38 летных испытаний с в целом благоприятными результатами, но двигатель все еще отставал. Наконец, доктору Конраду, конструктору двигателя ракеты Rheintochter, было предложено изменить его конструкцию для использования в Enzian. При рассмотрении оказалось, что это было намного лучше (и дешевле) в любом случае, и после января 1945 года не было планов использовать конструкцию Уолтера. Получившаяся версия E-4 с двигателем Konrad считалась серийной.
Из-за трудностей с усовершенствованием неконтактного взрывателя была предложена инфракрасная система самонаведения «Мадрид», позволяющая летать прямо к цели. Однако на самом деле система так и не была разработана кроме макета испытательного стенда.
17 января 1945 года все проекты разработки были отменены Люфтваффе, чтобы сосредоточить все возможные усилия только на двух проектах., Messerschmitt Me 262 и Heinkel He 162. Хотя это была официальная версия, у многих в иерархии нацистов и люфтваффе продолжались свои любимые проекты. Энциан оценивался дальше от завершения, чем ракета Хеншеля Шметтерлинг, поэтому его отменили. Инженеры Messerschmitt продолжили некоторую низкоуровневую работу над проектом, надеясь, что он будет повторно профинансирован, но к марту стало ясно, что приказ об отмене не будет отменен (хотя это было для других проектов), и все усилия по разработке прекратились.
Известно, что только две энцианские ракеты пережили войну. Один экспонируется в музее Королевских ВВС Косфорда, а другой хранится в австралийском военном мемориале Ресурсный центр Treloar после того, как он много лет выставлялся в Музей Королевских ВВС Австралии.
«Энциан» - это имя персонажа из фольги Томаса Пинчона Радуга гравитации, в отличие от связь главного героя Ленитропа с V-2.