An экологическая чрезвычайная ситуация определяется как «внезапное стихийное бедствие или авария, вызванная природными, технологическими или антропогенными факторами или их комбинацией, которая причиняет или угрожает нанести серьезный экологический ущерб, а также привести к гибели людей. и имущество »(UNEP / GC.22 / INF / 5, 13 ноября 2002 г.)
После стихийного бедствия или конфликта может возникнуть экологическая чрезвычайная ситуация, когда здоровье и жизнь людей находятся под угрозой из-за выброса опасных и вредных веществ, или из-за значительного ущерба экосистеме. Примеры включают пожары, разливы нефти, химические аварии, сброс токсичных отходов и загрязнение подземных вод.
. Экологические риски могут быть серьезными и опасными для жизни. Согласно Международной базе данных о стихийных бедствиях (EM-DAT ), с 2003 по 2013 год было зарегистрировано 380 промышленных аварий, в которых пострадали 207 668 человек и повлекли за собой убытки на сумму более 22 миллионов долларов США. Изменение климата оказывает беспрецедентное влияние на возникновение стихийных бедствий и связанный с ними риск чрезвычайных экологических ситуаций. Поскольку изменение климата уже влияет на систему оказания помощи при стихийных бедствиях, будущие чрезвычайные ситуации, связанные с климатом, вызовут повышенный и более дорогостоящий спрос на помощь.
Все стихийные бедствия оказывают влияние на окружающую среду.
Некоторые из них могут быть немедленными и опасными для жизни - например, когда землетрясение повреждает промышленный объект, который, в свою очередь, выделяет опасные материалы. В таких случаях эти так называемые «вторичные воздействия» могут нанести такой же ущерб, как и первоначальный причинный фактор.
Например, тайфун Хайян / Иоланда, обрушившийся на Филиппины в ноябре 2013 года, привел к огромным разрушениям и огромным человеческим жертвам, но также вызвал разлив около 800 000 литров тяжелой нефти, когда баржа с электроприводом села на мель. Эстансия, провинция Илоило, в разгар тайфуна.
Бедствия могут иметь и более долгосрочные последствия. Например, стихийные бедствия могут вызвать долгосрочные трудности с удалением отходов или ущерб экосистеме.
Форум по чрезвычайным экологическим ситуациям - это уникальный международный форум, который проводится раз в два года и объединяет менеджеров по чрезвычайным ситуациям и экспертов по окружающей среде из правительств, агентств ООН, промышленных предприятий, академий, НПО. и гражданское общество для улучшения предотвращения, готовности, реагирования и общей устойчивости к чрезвычайным экологическим ситуациям. В нем также содержатся указания для Совместной экологической группы ЮНЕП / УКГВ, которая обеспечивает секретариат встречи. Последнее совещание проводилось в Норвегии в июне 2015 года. Следующее совещание состоится в Найроби в июне 2017 года.
The Joint Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) / Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГД). Подразделение по окружающей среде (JEU): объединив технический опыт ЮНЕП с сетью гуманитарного реагирования УКГД, Объединенной организацией ЮНЕП / Отдел окружающей среды УКГД (JEU) мобилизует и координирует комплексные меры реагирования на чрезвычайные экологические ситуации для защиты жизней, средств к существованию, экосистем и будущих поколений. С JEU можно связаться 24 часа в сутки, семь дней в неделю, круглый год и работает по запросу пострадавших стран. JEU может быть вызван государствами-членами при подозрении на серьезные экологические риски для жизни и здоровья в результате конфликтов, стихийных бедствий и промышленных аварий.
В JEU находится Центр по чрезвычайным экологическим ситуациям (www.eecentre.org ), онлайн-инструмент, предназначенный в первую очередь для предоставления национальным службам реагирования единого центра всей информации, относящейся к готовности., этапы предупреждения и ликвидации чрезвычайной экологической ситуации. Веб-сайт: www.unocha / org / unep ; www.eecentre.org