Экологическая археология - это подраздел археологии, который возникла в 1970-х годах и представляет собой науку о реконструкции отношений между прошлыми обществами и средой, в которой они жили. Эта область представляет собой археолого-палеоэкологический подход к изучению палеоэкологии с помощью методов палеоэкологии человека. Реконструкция окружающей среды прошлого и взаимоотношений и взаимодействия людей прошлого с ландшафтами, которые они населяли, дает археологам представление о происхождении и эволюции антропогенной среды, а также о доисторических адаптациях и экономических практиках.
Экологическая археология обычно делится на три части. области:
Экологическая археология часто включает изучение останков растений и животных, чтобы выяснить, какие виды растений и животных присутствовали во времена доисторических поселений и как прошлые общества управляли ими. Это также может включать изучение физической среды и того, насколько она была похожа или отлична в прошлом от сегодняшней. Важным компонентом такого анализа является изучение процессов образования сайтов. Это поле особенно полезно, когда артефакты могут отсутствовать на раскопках или обследованных участках, или в случаях движения земли, таких как эрозия, где могли быть погребены артефакты и археологические объекты. В то время как специализированные подобласти, например биоархеология или геоморфология, определяются материалами, которые они изучают, термин «окружающая среда» используется в качестве общего шаблона для обозначения общей области. научных исследований, применимых к временным периодам и географическим регионам, изучаемым археологией в целом.
Археоботаника изучение и интерпретация растительных остатков. Определяя использование растений в историческом контексте, исследователи могут реконструировать рацион людей прошлого, а также определить их стратегии существования и экономику растений. Это позволяет лучше понять социальное и культурное поведение людей. Например, анализ таких образцов, как древесный уголь, может выявить источник топлива или строительства для общества. Археоботаники также часто изучают остатки семян и плодов, а также пыльцу и крахмал. Растения можно сохранить разными способами, но наиболее распространенными являются карбонизация, заболачивание, минерализация и высыхание. Область археоботаники - это этноботаника, которая более конкретно рассматривает взаимоотношения между растениями и людьми, а также культурное влияние, которое растения оказывали и продолжают оказывать на человеческое общество. Использование растений в качестве продуктов питания, сельскохозяйственных культур или лекарств представляет интерес, а также их экономическое влияние.
Зооархеология - это исследование останков животных и того, о чем они могут нам рассказать человеческие общества, среди которых существовали животные. Останки животных могут свидетельствовать о хищничестве людей (или наоборот) или приручении. Несмотря на выявление конкретных отношений между животными и людьми, обнаружение костей, шкур или ДНК животных в определенной области может описать прошлый ландшафт или климат места.
Геоархеология - это исследование ландшафта и геологических процессов. Он смотрит на окружающую среду в пределах человеческой временной шкалы, чтобы определить, как прошлые общества могли влиять или подвергаться влиянию окружающей среды. Осадки и почва часто изучаются, потому что именно здесь находится большинство артефактов, а также потому, что естественные процессы и поведение человека могут изменить почву и раскрыть ее историю. Помимо визуального наблюдения, компьютерное программирование и спутниковая съемка часто используются для реконструкции ландшафтов или архитектуры прошлого.
Другие связанные области включают:
Экологическая археология стала отдельной дисциплиной в течение последних 50 лет. В последние годы его значение быстро возросло, и теперь он является неотъемлемым компонентом большинства проектов раскопок. Эта область является междисциплинарной, и археологи-экологи, а также палеоэкологи работают бок о бок с археологами и антропологами, специализирующимися на исследованиях материальной культуры, чтобы достичь более целостного понимания прошлого человеческого существования и взаимодействий между людьми и окружающей средой, особенно того, как климатический стресс повлиял людей и вынудили их адаптироваться.
В археологии 1960-х годов окружающая среда рассматривалась как имеющая «пассивное» взаимодействие с людьми. Однако с включением дарвинизма и экологических принципов эта парадигма начала меняться. Известные теории и принципы того времени (теория оазиса, катастрофизм и longue duree ) подчеркивали эту философию. Катастрофизм, например, обсуждал, как катастрофы, такие как стихийные бедствия, могут быть определяющим фактором выживания общества. Окружающая среда может иметь социальные, политические и экономические последствия для человеческих сообществ. Для исследователей стало более важным взглянуть на прямое влияние окружающей среды на общество. Это породило теорию среднего уровня и основные вопросы, которые задавала экологическая археология в 20-м и 21-м веках. С тех пор исследования привели археологов к двум важным выводам: человечество возникло в Африке, а сельское хозяйство возникло в Юго-Западной Азии. Еще один важный сдвиг в мышлении в этой области связан с понятием рентабельности. Раньше археологи думали, что люди обычно действуют так, чтобы максимально использовать ресурсы, но с тех пор пришли к выводу, что это не так. Последующие теории / принципы включают социальность и свободу действий, а также акцент на взаимоотношениях между археологическими памятниками. Государственный исследовательский аудит и «коммерциализация» экологической археологии также сформировали суб-дисциплину в последнее время.
Луи Лики внесли свой вклад в огромное количество исследований в этой области. Лики и его жена Мэри Лики наиболее известны своими работами о происхождении человека в Африке. Луи Бинфорд разработал теорию среднего уровня. Согласно этой теории, исследователи изучают отношения между людьми и окружающей средой, которые могут быть изображены в моделях.
Эрик Хиггс исследовал развитие сельского хозяйства в Азии и метод «анализа водосборного бассейна», который рассматривает эксплуатацию земли на основе ее потенциала.
Карл Бутцер является заметным пионером. экологической археологии, он получил множество наград и проводил исследования в области археологии, географии и геологии.
Дуглас Кеннет изучает археологию окружающей среды и экологию поведения человека. Он наиболее известен своей работой по исследованию того, как изменение климата повлияло на цивилизацию майя в ее развитии и распаде.
Археологи-экологи подходят к месту через оценку и / или раскопки. Оценка направлена на анализ ресурсов и артефактов, имеющихся в данной области, и их потенциального значения. Excavation берет образцы из разных слоев земли и использует стратегию, аналогичную оценке. Обычно исследуются останки людей и животных, пыльца и споры, древесина и древесный уголь, насекомые и даже изотопы. Биомолекулы, такие как липиды, белки и ДНК, могут быть разоблачительными образцами. Что касается геоархеологии, компьютерные системы для топографии и спутниковой съемки часто используются для реконструкции ландшафтов. Географическая информационная система (ГИС) - это компьютерная система, которая может обрабатывать пространственные данные и создавать виртуальные ландшафты. Климатические записи могут быть восстановлены с помощью палеоклиматологических прокси, которые могут предоставить информацию о температуре, осадках, растительности и других зависящих от климата условиях. Эти косвенные данные можно использовать для определения контекста нынешнего климата и сравнения климата прошлого с настоящим.
Каждый центр экологической археологии собирает информацию о другом аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместе эти компоненты (вместе с методами из других областей) объединены, чтобы полностью понять прошлый образ жизни общества и его взаимодействие с окружающей средой. Можно установить прошлые аспекты землепользования, производства продуктов питания, использования инструментов и занятий, а полученные знания применить к текущим и будущим взаимодействиям человека и окружающей среды. Благодаря хищничеству, сельскому хозяйству и внедрению чужеродной биоты в новую среду люди изменили среду обитания в прошлом. Понимание этих прошлых процессов может помочь нам продолжить процессы сохранения и восстановления в настоящем.
Экологическая археология дает представление о устойчивости и о том, почему одни культуры разрушились, а другие выжили. Социальный коллапс происходил много раз на протяжении всей истории, одним из самых ярких примеров является цивилизация майя. Используя керн из озерных отложений и технологию реконструкции климата, о которой говорилось ранее, археологи смогли реконструировать климат, существовавший во времена майя. Хотя во время краха общества майя на полуострове Юкатан была обнаружена сильная засуха, их гибель способствовали многие другие факторы. Вырубка лесов, перенаселение и манипулирование водно-болотными угодьями - это всего лишь несколько теорий, объясняющих, почему цивилизация майя рухнула, но все они работали вместе, оказывая негативное воздействие на окружающую среду. С точки зрения устойчивости изучение того, как индейцы майя повлияли на окружающую среду, позволяет исследователям увидеть, как эти изменения навсегда повлияли на ландшафт и последующее население, живущее в этом районе.
Археологи испытывают все большее давление, чтобы продемонстрировать, что их работа оказывает влияние вне дисциплины. Это побудило археологов-экологов утверждать, что понимание прошлых изменений окружающей среды необходимо для моделирования будущих результатов в таких областях, как изменение климата, изменение земного покрова, здоровье почвы и продовольственная безопасность.