Энергетическая дипломатия - это форма дипломатии и подполе международных отношений. Это тесно связано с его принципом, внешней политикой, и с общей национальной безопасностью, в частности, энергетической безопасностью. Энергетическая дипломатия зародилась в первой половине двадцатого века и возникла как термин во время второго нефтяного кризиса как средство описания действий ОПЕК. С тех пор он в основном сосредоточился на секьюритизации энергоснабжения, в первую очередь ископаемого топлива, но также ядерной энергии и все более и более устойчивой энергетики на уровне страны или блока.
Энергетическая дипломатия появилась как термин во время второй нефтяной кризис как средство описания действий ОПЕК и характеристики стремления США обеспечить энергетической независимости и отношений времен холодной войны между Россия и государства-сателлиты в отношении экспорта нефти и газа. После нефтяного кризиса энергетическая дипломатия в основном сосредоточилась на секьюритизации энергопоставок на уровне страны или блока и на внешней политике для обеспечения этой энергетической безопасности.
Внешняя политика существует на протяжении тысячелетий нашей цивилизации, в то время как энергия появилась только в последние 150 лет. Однако в тот период внешняя политика и энергетика имели все большее количество пересекающихся и взаимосвязанных элементов. Внешняя политика сама по себе тесно связана и зависит от концепции национальной безопасности. Национальная безопасность - это принцип действий, регулирующих отношения одного государства с другими на основе географии, внешних угроз и других вызовов национальной безопасности, одной из которых является энергетика.
Три концепции, национальная безопасность, внешняя политика и энергетическая безопасность структурированы онтологически, где национальная безопасность является наиболее общим понятием, внешняя политика на один уровень ниже охватывает международный аспект рисков национальной безопасности, а самая низкая - по масштаб - энергетическая дипломатия. Внешняя политика связана с национальной безопасностью, поскольку это инструмент, который обеспечивает общую национальную безопасность. Национальная безопасность также напрямую связана с энергетической дипломатией. Национальная безопасность означает способность нации преодолевать свои внутренние и внешние многомерные угрозы путем уравновешивания всех инструментов государственной политики через управление. Он направлен на защиту национальной независимости, безопасности и территориальной, политической и экономической целостности, имея дело с большим количеством рисков национальной безопасности.
Энергия является одним из фундаментальных вопросов повестки дня национальной безопасности. Национальная безопасность, которая имеет дело с такими внешними проблемами и рисками, применяется и реализуется государственными ведомствами по внешним связям. Реализация стратегии национальной безопасности с учетом внешних факторов и международных вопросов осуществляется с помощью инструментов внешней политики, а именно международных отношений и дипломатии. Энергетическая дипломатия уделяет особое внимание внешним энергетическим отношениям. Несмотря на онтологическую иерархию трех концепций, они постоянно пересекаются в практической дипломатической жизни и геополитической реальности.
Начало 20-го века было началом эпоха энергетической дипломатии, которая в значительной степени была отмечена корпоративными игроками. В такой дипломатии преобладали корпорации, производящие и распространяющие ископаемое топливо, а не суверенные правительства, как в случае Royal Dutch Shell и Standard Oil. Национальная безопасность на национальном уровне как самостоятельная концепция еще не сформулирована, но вопросы энергетики приобретают все большее значение. Разделение мировых запасов нефти и рынков осуществлялось настойчиво, как и во время переговоров 1908 года между легендарным главой Royal Dutch Shell г-ном Детердингом и директором Standard Oil в США г-ном Тиглом ; или по случаю подписания в 1928 году соглашения об ассоциации пулов США «как есть». Корпорации конкурировали и боролись за привилегии, квоты и распределения. Правительства не слишком отставали, поддерживая их и часто способствуя гонке, но влиятельные корпорации определяли отрасль и внешнюю политику.
Эпоха после Второй мировой войны испытала падение империй, рост колоний, глобальные сдвиги. в геополитическом влиянии Великобритании, США, России и др. Это ОПЕК, которой удалось в 1960-х и 1970-х годах укрепить отношения с международными нефтяными корпорациями, национализировать и восстановить контроль над национальными ресурсами ископаемого топлива в нескольких крупных странах-производителях. Нефтяные потрясения после Второй мировой войны во многом способствовали росту озабоченности по поводу безопасности и дипломатическим усилиям в энергетической сфере. Наиболее важными событиями были Суэцкий кризис 1956-1957 годов и нефтяное эмбарго ОПЕК 1973-1974 годов. Экономика в целом была почти полностью остановлена, что привело к обострению энергетических проблем в качестве основных проблем безопасности.
Вскоре последовали и другие потрясения, хотя и меньшие, вызванные иранской революцией 1979 года, Ираном. -Иракская война 1980 г., за которой последовала первая война в Персидском заливе в 1990–1991 гг. Волнения на нефтяном рынке, нарушившие и поставившие под угрозу экономику, были также вызваны вторжением в Ирак в 2003 году, скачком цен на нефть в 2007-2008 годах, российско-украинским газовым спором в 2009 году, и другие, включая небольшие сбои. Нефтепроводы по-прежнему являются проблемой глобальной безопасности, поскольку 40% всей нефти проходит через четыре канала проливов Ормуз, Малакка, Раб-эль-Мандеб и Суэцкий канал. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что эти количества вырастут с 40% до 60% к 2030 году. Более длительный перерыв вызовет еще один крупномасштабный экономический спад.
Следовательно, энергетическая дипломатия имеет вошла в сферу внешней политики через проход национальной безопасности. Многочисленные серьезные национальные и международные риски, связанные с энергетической безопасностью и энергетической дипломатией, проложили этот путь и убедили, что энергия рассматривается и оценивается как проблема безопасности, поэтому она приобрела все черты проблемы безопасности и постоянно контролируется на предмет уровня риска, потенциальное предотвращение или вмешательство в дипломатическую сферу.
Помимо пути безопасности, энергетические интересы вошли во внешнеполитические соображения через другой путь - экономику. Ярким примером является Австралия, которая в 2018 году решила сформировать новый политический орган под названием «Энергетическая дипломатия». Австралия, которая на сегодняшний день является крупнейшим мировым экспортером угля, лишь незначительно пострадала от изменений на рынке и геополитике энергетики, поэтому ее риск для безопасности в отношении энергетики не был очень высоким.
Энергетическая дипломатия - это растущее дипломатическое поле, направленное на обеспечение энергетической безопасности. Энергия вошла в сферу дипломатии и внешней политики в результате ее растущего воздействия на национальную безопасность и экономику. Энергия, способность выполнять любую работу питают экономику. Его непрерывный поток, входящий для стран-импортеров и исходящий для экспорта, должен быть обеспечен в любое время. До последних нескольких десятилетий 20-го века вопрос об энергии не рассматривался как вопрос такой актуальности, как и геополитика. Наличие, доступность и поставка не были проблемой безопасности. Мощности промышленного производства и потребления были меньше, а движение энергии в целом было безопасным и надежным. На протяжении промышленной революции возрастающая потребность в энергии росла поразительными темпами, резко увеличиваясь в 20 веке. Только за последние 50 лет в период с 1971 по 2017 год общее мировое предложение первичной энергии выросло более чем на 250% с 5 519 Мтнэ до 13 972 Мтнэ. Потребление энергии во всем мире еще не вырастет на треть до 2040 года.
Изменившаяся ситуация породила ряд факторов, которые потребовали включения энергетической безопасности и энергетической дипломатии в повестку дня национальной безопасности. Департаменты национальной безопасности во всем мире внимательно следят за резким ростом потребления энергии. Современный потребитель и современная экономика постепенно стали критически зависеть от энергии. Таким образом, экономика и энергия стали нераздельными понятиями. Энергия стала синонимом экономики и власти, а ее недостаток стал проблемой высшей национальной безопасности. Доступ к энергетическим ресурсам определяет исход войны, безопасность поставок определяет национальные и международные повестки дня, страны-производители нефти и газа объединяются в коалиции, используя недавно обнаруженные энергоресурсы для поддержки своих политических и геополитических целей. Нефтегазовые компании стали одними из самых влиятельных организаций на мировой арене бизнеса и влияния на власть. Неустойчивость цен на нефть, вызванная нефтяными потрясениями, обернулась для многих участников экономической жизни или катастрофы экономическими ударами или катастрофами, влияющими на национальные и геополитические стратегии. Экономические последствия были значительными, поэтому энергетика должна была быть включена в список вопросов безопасности и внешней политики государств.
Энергетическая дипломатия относится к дипломатической деятельности, направленной на расширение доступа на рынки энергоресурсов и . Это система воздействия на политику, решения и поведение иностранных правительств и другие международные факторы посредством дипломатического диалога, переговоров, лоббирования, пропаганда и другие мирные методы. Общие отношения между внешней политикой и энергетической дипломатией концептуально являются одними из принципала и агента. Внешняя политика устанавливает цели и общую политическую стратегию, а энергетическая дипломатия - механизм их достижения. Энергетическая дипломатия - инструмент внешней политики. Целью энергетической дипломатии является обеспечение экономической энергетической безопасности. Энергетическая дипломатия направляет экономические и торговые отношения государства с другими государствами и организациями, обеспечивая энергетическую безопасность за счет доступности, надежности и доступности.
Дипломатические усилия, направленные на обеспечение энергетической безопасности, становились все более важными и сложными. Он созрел и выделился из общей внешней политики и публичной дипломатии в отдельную дипломатическую нишу, энергетическую дипломатию, в основном после нефтяных кризисов 1970-х годов. У этой дипломатической деятельности есть несколько других популярных названий, таких как «геонефтяная политика» или «нефте-политика» (Dorraj and Currier, 2011) или трубопроводная дипломатия (Aalto, 2008), но в основном она охватывает ту же область. Энергетическая дипломатия разработала свои собственные программы, цели, инструменты, тактику и планы действий, такие как План действий энергетической дипломатии Европейского союза.
Таким образом, на институциональном уровне энергетическая дипломатия обычно фокусируется на таких темах, как цели и методические рекомендации; правила и энергосбережение; развитие атомной энергетики; исследования и разработки и демонстрация; обмен нефти; транспортировка энергии; исследование энергетики; энергетическое раннее предупреждение и реагирование; и, в контексте глобального потепления, энергетическая устойчивость и энергетический переход для государств-экспортеров углеводородов. Коммерческая энергетическая дипломатия, гибрид коммерческой дипломатии и энергетической дипломатии, предполагает политическую поддержку энергетических предприятий, инвестирующих за рубеж.
Энергетическая дипломатия использует методы внешней политики для обеспечения стабильного потока энергии и безопасности энергоснабжения. Страны, производящие и потребляющие энергию, применяют их по-разному. Государства-производители энергии в основном используют энергетическую дипломатию для расширения своего экспорта и присутствия на мировых рынках. Примером может служить энергетическая дипломатия государства-экспортера, России, которое стремится обеспечить доступ покупателей нефти и газа. Это похоже на энергетическую дипломатию Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), чья деятельность аналогична экспорту и поддержанию внешнего спроса. Страны-потребители и импортеры энергии применяют энергетическую дипломатию для обеспечения поставок и устойчивого притока энергии, как нефтяная дипломатия Китая в Африке или, в последнее время, с Ираном. Существуют также гибридные стратегии, которые сохраняются государствами, которые одновременно являются крупными потребителями и производителями; таковы Индия и Соединенные Штаты.
Хотя интеграция энергетической дипломатии во внешнюю политику для одних государств была безопасностью, а для других - экономикой, энергетический переход меняет эту динамику, так что вопросы безопасности и экономики будут соответствовать новой геополитической реальности. Таким образом, динамика отношений с внешней политикой и национальной безопасностью претерпевает фундаментальное изменение - энергетический переход. Обеспечение энергетической безопасности традиционно включает несколько ключевых понятий: доступность, надежность и доступность, но в последние два десятилетия добавился еще один важный аспект - экологическая устойчивость и переход к низкоуглеродной энергии.
инициировал огромный сдвиг в восприятии энергии, ее негативном воздействии на окружающую среду и побудил политику сдерживания изменения климата. Его возглавили политики ЕС. С увеличением количества возобновляемых источников энергии в структуре энергобаланса, таких как солнечная, приливная, энергоэффективная, ветровая или водная, география ресурсов не будет ограничиваться лишь несколькими странами, богатыми ресурсами, а будет гораздо более равномерно распределена по всему миру. Восприятие национальных энергетических рисков постепенно меняется, так как доступность энергии будет значительно улучшена и распространена на всей планете. Энергетический переход к низкоуглеродной энергии уже формирует динамичные отношения геополитики, стратегий национальной безопасности, внешней политики и энергетической дипломатии. Различные ученые утверждают, что возобновляемые источники энергии, вероятно, окажут умиротворяющее воздействие на энергетическую дипломатию по сравнению с ископаемыми видами топлива, поскольку возобновляемые источники энергии могут снизить риск крупных межгосударственных конфликтов.
Страны-экспортеры углеводородов в Персидском заливе, такие как государства Совета сотрудничества стран Персидского залива, которые традиционно зависят от экспорта нефти и часто являются членами ОПЕК все активнее стремятся к двусторонним отношениям, которые позволят им осуществить энергетический переход от ископаемого топлива к устойчивости энергии, включая возобновляемые источники энергии и ядерная энергетика.
Австралия считается энергетической сверхдержавой. Его энергетическая дипломатия сосредоточена в первую очередь на продвижении ископаемых видов топлива, в первую очередь угля, и обеспечении их экспортных рынков.
В то время как внутреннюю энергетическую политику Европейского Союза можно рассматривать как пример энергетической дипломатии. Между государствами-членами Европейский Союз в течение последних двух десятилетий разрабатывал внешнюю энергетическую политику в рамках своего Плана действий ЕС по энергетической дипломатии, в первую очередь в отношении России, Африки и Евразии, в том числе в бассейне Каспийского моря.
Страна, на которой сосредоточена большая часть литературы по энергетической дипломатии, - это Китай, из-за его управления своей фундаментальной энергетической незащищенностью, например, в отношениях между национальными и корпоративные интересы, такие как газоснабжение и инфраструктура. К 2030 году Китай столкнется с дефицитом энергоснабжения, и его энергетическая дипломатия руководствуется стратегической необходимостью обеспечить к этому времени достаточные запасы газа и нефти. В этой ситуации он сначала предпринял агрессивную попытку применить «Пекинский консенсус » к другим странам посредством энергетической дипломатии, таким как страны блока БРИКС.
Энергетическая дипломатия Китая охватывает множество стран, таких как в первые годы Турция, а в последующие годы Ближний Восток и Северная Африка, с особым вниманием к конфликту Ирана и Саудовской Аравии, где роль Китая в миростроительстве подверглась тщательному анализу. Энергетическая дипломатия Китая с южноамериканскими странами, такими как Бразилия, является проблемой, как и его отношения с Россией, которые можно изучить на уровнях персонализма и институционализма.
В основе энергетики Китая. дипломатия по отношению к Западу и всему миру - это вопрос о том, приведет ли борьба Китая за энергетическую безопасность к нормализации поведения энергетической дипломатии через экономическую взаимозависимость, или Китай будет продолжать практиковать ресурсный неоммеркантилизм и силовая политика. Институты глобального энергетического управления, такие как Международное энергетическое агентство, продолжают искать ответственного внутреннего энергетического управления со стороны Китая, в то время как Китай переключил внимание с попыток навязать свое лидерство БРИКС на развитие своего собственного "Шелкового пути Экономический пояс ", частично через Шанхайскую организацию сотрудничества, как средство для получения импорта энергии.
Российская энергетическая дипломатия в основном сосредоточена на отношения с Европой, особенно в отношении поставок природного газа, в том числе через Евразию, и Россия объединила энергоснабжение с кибернетической и морской энергетикой в качестве инструментов политики. Россия также проводит дипломатию в области ядерной энергетики, например, с Финляндией и Венгрией, через Росатом.
Энергетическая дипломатия Соединенных Штатов (США) постоянно фокусируется на нефти, а в последнее время - на нефти и газовой стрелой, и координируется Бюро энергетических ресурсов при Государственном департаменте. Его интересы в сфере коммерческой энергетической дипломатии простираются далеко за пределы традиционных ближневосточных экспортеров нефти в страны Центральной Азии, такие как Казахстан. Исторически США экспортировали реакторы для ядерной энергии, опираясь на свою программу Атом для мира, экспортируя исследовательские реакторы.
| journal =
()