Договор к Энергетической Хартии

редактировать

Конференция по Энергетической Хартии
EnCharter Logo.jpg
Образование1991 (1991)
ТипМежправительственная организация
Штаб-квартираБрюссель, Бельгия
Официальный языкАнглийский, русский, испанский, французский, итальянский, немецкий
Генеральный секретарьСловакия Урбан Руснак
Помощник генерального секретаряЯпония Масами Наката
ПредседательРумыния Роберт Тудораче
Главный органКонференция по Энергетической Хартии
Персоналприм. 30
Веб-сайтhttp://www.energycharter.org

Договор к Энергетической Хартии (ECT ) - это международное инвестиционное соглашение который устанавливает многостороннюю основу для трансграничного сотрудничества в энергетической отрасли. Договор охватывает все аспекты коммерческой энергетической деятельности, включая торговлю, транзит, инвестиции и энергоэффективность. Договор имеет обязательную юридическую силу и включает процедуры разрешения споров.

Первоначально процесс Энергетической Хартии был направлен на интеграцию энергетических секторов Советского Союза и Востока. Европа в конце холодной войны вышла на более широкие европейские и мировые рынки. Однако его роль выходит за рамки сотрудничества Восток-Запад и посредством юридически обязательных инструментов стремится продвигать принципы открытости глобальных энергетических рынков и недискриминации для стимулирования прямых иностранных инвестиций и глобальной трансграничной торговли.

Решения и урегулирования международных арбитражей, выдвинутых в нарушение закона Договора к Энергетической Хартии, иногда исчисляются сотнями миллионов долларов. В 2014 году почти 10-летнее дело ЮКОСа было решено в пользу истцов на основании договора с рекордной компенсацией в размере 50 миллиардов долларов.

Полные версии договора, как сводные, так и официальные, можно найти здесь.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Европейская Энергетическая Хартия
    • 1.2 Договор к Энергетической Хартии
    • 1.3 Международная Энергетическая Хартия
  • 2 Конференция Энергетической Хартии
  • 3 Юридическая сфера действия договора
    • 3.1 Торговля
    • 3.2 Инвестиции
    • 3.3 Урегулирование споров
    • 3.4 Энергоэффективность
    • 3.5 Транзит энергии
      • 3.5.1 Протокол транзита
    • 3.6 Принцип национального суверенитета
  • 4 Членство
    • 4.1 Члены Конференции Энергетической Хартии
    • 4.2 Наблюдатели
      • 4.2.1 Страны
      • 4.2.2 Международные организации
    • 4.3 Российское участие
  • 5 Секретариат
    • 5.1 Организация
    • 5.2 Мониторинг обязательств по ECT и PEEREA
    • 5.3 Юридическая поддержка
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Европейская Энергетическая Хартия

Истоки Энергетической Хартии восходят к политической инициативе, выдвинутой в Европе в начале 1990-х годов. Окончание холодной войны предоставило беспрецедентную возможность преодолеть прежние экономические разногласия между странами по обе стороны железного занавеса. Самой яркой перспективой взаимозависимого взаимовыгодного сотрудничества был энергетический сектор, учитывая растущий спрос Европы на энергоресурсы и огромную доступность ресурсов в постсоветских странах. Кроме того, была признана необходимость создания общепринятой основы для сотрудничества в области энергетики между государствами Евразии. Исходя из этих соображений, родился процесс Энергетической Хартии.

Первоначальная декларация Европейской Энергетической Хартии была подписана в Гааге 17 декабря 1991 года. Это была политическая декларация принципов международного сотрудничества в области энергетики. в торговле, транзите и инвестициях, вместе с намерением заключить юридически обязывающий договор, положивший начало разработке Договора к Энергетической хартии. Одним из последних препятствий было найти язык, обеспечивающий национальный суверенитет над природными ресурсами, при одновременном закреплении принципа международного сотрудничества, позволяющего получить доступ к этим ресурсам извне. Участникам переговоров также удалось заверить Австрию и Швейцарию в том, что они не будут нести чрезмерное бремя транзита энергоресурсов.

Договор к Энергетической Хартии

Договор является юридически обязывающим многосторонним соглашением, охватывающим поощрение и защиту инвестиций, торговля, транзит, энергоэффективность и разрешение споров. Договор был подписан в Лиссабоне в декабре 1994 года вместе с «протоколом энергоэффективности и связанных с этим экологических аспектов» (PEEREA ). Договор и протокол вступили в силу в апреле 1998 года. Поправка к торговым положениям, отражающая переход от Генерального соглашения по тарифам и торговле к процессам Всемирной торговой организации, также была внесена. была согласована в то время.

Международная Энергетическая Хартия

Международная Энергетическая Хартия - это необязательная политическая декларация, лежащая в основе ключевых принципов международного сотрудничества в области энергетики. Декларация пытается отразить изменения в мире энергетики, которые возникли после разработки первоначального Договора к Энергетической хартии в начале 1990-х годов. Международная энергетическая хартия была подписана 20 мая 2015 года 72 странами, а также ЕС, Евратомом и ЭКОВАС на министерской конференции, организованной правительством Нидерландов.

Конференция по Энергетической Хартии

Статья 33 договора учреждает Конференцию по Энергетической Хартии, которая является руководящим и директивным органом Организации и имеет статус наблюдателей Генеральной Ассамблеи ООН в резолюции 62/75, принятой Генеральной Ассамблеей 6 декабря 2007 года. Члены состоят из стран и региональных организаций экономической интеграции, которые подписали договор или присоединились к нему и представлены на Конференции и ее вспомогательных органах. Конференция собирается на регулярной основе для обсуждения вопросов, влияющих на сотрудничество между членами в области энергетики, и для обзора выполнения договора и положений ПЭЭСЭА, а также для рассмотрения новых мероприятий в рамках Энергетической хартии. Конференция Энергетической Хартии имеет следующие вспомогательные органы:

  • Стратегическая группа
  • Группа по реализации
  • Бюджетный комитет
  • Юридический консультативный комитет

Кроме того, консультативный совет - отрасль Консультативная группа - представляет точку зрения частного сектора по актуальным вопросам, связанным с инвестициями в энергетику, трансграничными потоками и энергоэффективностью, Конференции и ее группам.

Целевая группа по юридическим консультациям была создана Секретариатом Энергетической Хартии в 2001 году для оказания помощи в разработке сбалансированных и юридически согласованных Типовых соглашений по трансграничным нефте- и газопроводам.

Юридическая сфера действия договора

Положения договора касаются четырех широких областей:, инвестиции, энергоэффективность, урегулирование споров, транзит энергии.

Торговля

Целью Договора к Энергетической Хартии является создание открытых и недискриминационных энергетических рынков во всех его государствах-членах. Эта структура следует правилам многосторонней торговой системы, закрепленным в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), которое позже стало Всемирной торговой организацией (ВТО). Договор к Энергетической хартии расширяет действие ГАТТ, а затем и правил ВТО в энергетическом секторе на своих членов. Кроме того, договор охватывает торговлю всеми энергетическими материалами (например, сырой нефтью, природным газом, древесным топливом и т. Д.), Всеми конечными энергетическими продуктами (например, нефтью, электричеством и т. Д.)) и энергетическое оборудование. Правила торговли охватывают только торговлю товарами, а не торговлю услугами, и не затрагивают права интеллектуальной собственности.

Инвестиции

Соглашение отвечает за защиту прямых иностранных инвестиций. Его положения защищают инвесторов и их инвестиции от политических рисков, связанных с инвестированием в зарубежную страну, таких как дискриминация, экспроприация, национализация, нарушение контракта, ущерб в результате войны и т. Д. Юридически обязательный характер Договора к Энергетической хартии делает его единственной в мире многосторонней структурой по вопросам, конкретно связанным с энергетикой.

Урегулирование споров

Принимая во внимание, что в статье 27 изложены положения о разрешении споров между двумя договаривающимися государствами, статья 26 Договора к Энергетической хартии содержит четкие положения для разрешения споров, возникающих в соответствии с договором между инвестором Договаривающееся государство и другое Договаривающееся государство. Этот процесс обычно известен как Урегулирование споров между инвесторами и государством или УСМИГ. Возможны следующие варианты арбитражных правил:

  • ICSID Правила
  • Правила дополнительных возможностей ICSID
  • UNCITRAL Специальные правила
  • Арбитражные правила Стокгольмской торговой палаты

Наиболее существенные претензии к России в связи с решением ЮКОСа возникли в соответствии с положениями статьи 26.

Подготовка проекта договора вызвала у ученых ряд сложных вопросов в области споров между инвесторами и государством. и был назван в судах неоднозначным. Некоторые области обсуждения:

  • стандарты защиты, предоставляемые договором;
  • международная ответственность государств за нарушения договора;
  • различные процедуры, доступные для защиты прав согласно договору;
  • условия, которые должны быть выполнены до рассмотрения жалобы истца по существу;
  • влияние законодательства ЕС на претензии по договору;
  • положения договора о налогообложении;
  • возможное влияние ДЭХ на климат;
  • возможные геополитические, климатические и финансовые воздействия и
  • предположительно пагубные последствия для бюджетов штатов.
  • Натали Бернаскони-Остервальдер, юрист Международного института устойчивого развития (IISD), критикует ECT за отсутствие «более точных определений стандартов защиты инвестиций, [за то, что] не устанавливает [ting] ответственность инвесторов и [ за то, чтобы не интегрировать нововведения в отношении урегулирования споров для обеспечения прозрачности и независимости », в отличие от более современных подходов. Более того, она утверждает, что это следует экспансионистским амбициям.
  • Таня Вун, профессор права в Мельбурнском университете, анализирует так называемую модернизацию ДЭХ, исключающую УСМИГ, а также ряд других недостатков, таких как отсутствие «различия между инвестициями, основанными на ископаемом топливе, и инвестициями. на основе возобновляемых источников энергии ».
  • Межпартийные члены Европейского парламента посоветовали Комиссии уйти, если модернизация окажется недостаточной.

Энергоэффективность

Участие Энергетической Хартии в вопросах энергоэффективности и ее связи с более чистой окружающей средой было внесено в Европейскую Энергетическую Хартию 1991 года. Последующий Договор к Энергетической Хартии, и в частности Статья 19 договора, требует, чтобы каждая Договаривающаяся Сторона «... стремилась минимизировать экономически эффективным образом вредное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате использования энергии».

Строительство Что касается статьи 19 Договора к Энергетической Хартии, Протокол по энергоэффективности и связанным с ней экологическим аспектам (PEEREA) более подробно определяет принципы политики, которые могут способствовать энергоэффективности, и дает рекомендации по разработке программ энергоэффективности. ПЭЭСЭА было согласовано, открыто для подписания и вступило в силу одновременно (16 апреля 1998 г.) с Договором к Энергетической хартии.

В отличие от других видов деятельности в процессе Хартии, акцент в работе по энергоэффективности делается не юридически обязывающим, а скорее на практической реализации политического обязательства по повышению энергоэффективности. Этому способствуют политические обсуждения, основанные на анализе и обмене опытом между странами-членами, приглашенными независимыми экспертами и другими международными организациями.

Реализация ПЭЭСЭА предоставляет странам-членам ряд передовых практик и форум для обмена опытом и политическими советами по вопросам энергоэффективности. В рамках этого форума особое внимание уделяется национальной стратегии повышения энергоэффективности, налогообложению, ценовой политике в энергетическом секторе, экологическим субсидиям и другим механизмам финансирования целей энергоэффективности.

Транзит энергии

Энергетика Договор Хартии предусматривает набор правил, охватывающих всю энергетическую цепочку, включая не только инвестиции в производство и генерацию, но и условия, на которых энергия может продаваться и транспортироваться через различные национальные юрисдикции на международные рынки. Таким образом, соглашение предназначено для предотвращения нарушения транзита топлива между странами.

Транзитный протокол

Транзитный протокол Энергетической Хартии - это проект протокола, переговоры по которому еще не завершены. Протокол расширит и укрепит договорные положения по вопросам транзита энергии для смягчения некоторых конкретных операционных рисков, которые продолжают влиять на потоки транзита энергии. Переговоры по тексту Протокола о транзите начались в начале 2000 года, и компромиссный текст, отражающий расширенное обсуждение между Европейским союзом и Россией, был представлен для принятия на заседании Конференции по Энергетической хартии 10 декабря 2003 года. В ходе встречи стало ясно, что единогласного решения на основе компромиссного текста достичь не удалось; осложняющим фактором было то, что энергетические вопросы, включая транзит, были предметом двусторонней повестки дня Европейского Союза и России в контексте переговоров России о присоединении к Всемирной торговой организации. После этого переговоры по Протоколу были временно приостановлены.

В декабре 2007 года Конференция по Энергетической Хартии подтвердила свою поддержку завершения переговоров и принятия Протокола к Энергетической Хартии по транзиту для расширения существующих положений договора. Эта работа продолжалась до октября 2011 года, когда Европейский Союз заявил, что с учетом текущих событий в международной энергетической ситуации и отсутствия прогресса в переговорах и консультациях, похоже, более неуместно продолжать переговоры. Обзор вопроса в конце 2015 года отметил сохраняющийся спрос на многостороннюю юридически обязательную основу для транзита энергии и рекомендовал продолжить изучение основы для переговоров по такому соглашению, которое могло бы затрагивать различные аспекты транспортировки нефти, газа и электроэнергии. и транзит.

Договор к Энергетической Хартии включает в себя обязательство стран-участниц способствовать транзиту энергии через свою территорию в соответствии с принципом свободы транзита и обеспечивать установленные транзитные потоки. В то же время положения договора не обязывают какую-либо страну вводить обязательный доступ третьих сторон.

Принцип национального суверенитета

Принципы Энергетической Хартии основаны на идее, что международные потоки инвестиций и технологий в энергетическом секторе взаимовыгодны. Но в то же время национальный суверенитет над энергоресурсами является ключевым принципом договора (статья 18 ДЭХ). Цель договора - способствовать прозрачности и эффективности работы энергетических рынков, но правительства должны определять структуру своего внутреннего энергетического сектора. Каждая страна вправе решать, будут ли и как разрабатываться ее национальные энергетические ресурсы, а также степень, в которой ее энергетический сектор открыт для иностранных инвесторов. В соглашении не рассматриваются вопросы собственности энергетических компаний - нет обязательств по приватизации государственных энергетических компаний или разделению вертикально интегрированных энергетических компаний.

Членство

Члены включают страны и региональные организации экономической интеграции, подписавшие Договор или присоединившиеся к нему. По состоянию на 1 января 2018 года договор подписали или присоединились к нему 54 страны и региональные организации экономической интеграции. Все члены ратифицировали договор, за исключением Австралии, Беларуси, Норвегии и Российской Федерации. Беларусь приняла предварительное применение договора,

Члены Конференции Энергетической Хартии

Примечание: * - обозначает государство, временно применяющее подписанные, но еще не ратифицированные инструменты

Наблюдатели

Статус наблюдателей предоставляется странам и региональной экономике Организации по атомной интеграции, подписавшие Европейскую Энергетическую Хартию или Международную Энергетическую Хартию. Наблюдатели имеют право посещать все заседания Хартии и получать всю соответствующую документацию, отчеты и аналитические материалы, а также участвовать в рабочих обсуждениях, проходящих в рамках Энергетической Хартии. Также международным организациям может быть предоставлен статус наблюдателя по решению Конференции Энергетической Хартии. Предполагается, что статус наблюдателя должен дать стране возможность ознакомиться с Хартией и ее функциями, чтобы облегчить оценку выгод от присоединения к Договору к Энергетической хартии.

Страны

Международные организации

Участие России

Российская Федерация подписала договор и временно применила его, но не ратифицировала. Он увязал ратификацию договора с переговорами по Протоколу к Энергетической Хартии о транзите. В октябре 2006 года канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак предложили создать сбалансированное энергетическое партнерство между Францией и Германией, представляющей Европейский Союз, и Россия. Согласно соглашению, Россия должна будет подписать Европейскую Энергетическую хартию, что, по словам президента Владимира Путина, затрагивает национальные интересы России.

В декабре 2006 года Россия указала, что ратификация Договора было маловероятным из-за положений, требующих доступа третьих сторон к российским трубопроводам. 20 августа 2009 г. он официально проинформировал депозитария договора (Правительство Португалии ), что не намеревается становиться договаривающейся стороной договора и соответствующего протокола, прекращающего временное применение договора и ПЭЭСЭА с 18 октября 2009 года.

Несмотря на прекращение временного применения договора Россией, положения, касающиеся урегулирования споров и защиты инвестиций, продолжают действовать еще 20 лет. 30 ноября 2009 г. Постоянный арбитражный суд в Гааге, который рассматривал это дело с 2005 г. в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ, постановил, что бывшие акционеры ЮКОСа могут перейти к рассмотрению по существу своего арбитражного иска против Правительство России. GML, ранее известный как Menatep, основной акционер ЮКОСа, предъявляет иск России на сумму более 100 миллиардов долларов в рамках международного арбитража по соглашению. Слушания состоялись в октябре 2012 года.

В июле 2014 года международный арбитраж в Гааге единогласно вынес решение в пользу акционеров, присудив компенсацию в размере 50 миллиардов долларов за арест активов и ликвидацию ЮКОСа. Российское правительство пообещало не подчиняться постановлению, что вызвало международный правовой спор, в результате которого Франция и Бельгия арестовали российские активы для возможного использования в качестве реституции для истцов. Однако французский суд вынес решение против ареста французскими властями, а голландский суд позже отменил решение о 50 миллиардах долларов, заявив, что Россия не ратифицировала Договор к Энергетической хартии и поэтому не связана им.

Секретариат
Секретариат находится в Брюсселе.

Договор к Энергетической Хартии учредил создание постоянного Секретариата, который был первоначально создан для ведения диалога между договаривающимися сторонами во время переговоров по договору. Конференция по Энергетической Хартии уполномочила Секретариат в первую очередь оказывать Конференции всю необходимую помощь для выполнения ее обязанностей, включая продвижение, организацию и юридическую поддержку, а также пространство для встреч для заседаний вспомогательных органов, проводимых в Секретариате.

С 1 января 2012 г. Генеральным секретарем является д-р Урбан Руснак, а с января 2017 г. помощником генерального секретаря является д-р Масами Наката.

Организация

Одним из основных поручений, данных Конференцией по Энергетической Хартии Секретариату, является организация и проведение заседаний Конференции и ее вспомогательных органов. Кроме того, Секретариат организует конференции и энергетические форумы, связанные с текущими глобальными энергетическими диалогами.

Мониторинг обязательств по ДЭХ и ПЭЭСЭА

Статья 19 договора требует, чтобы каждая Договаривающаяся сторона минимизировала экономически эффективным образом вредное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате использования энергии. Секретариат контролирует исполнение этих обязательств договаривающимися сторонами договора и составляет различные общедоступные отчеты по каждой из договаривающихся сторон, такие как энергоэффективность [1] и инвестиции [2] климат.

Юридическая поддержка

Договор к Энергетической хартии содержит комплексную систему разрешения споров по вопросам, охватываемым договором. Двумя основными формами обязательного урегулирования споров являются арбитраж государства и государства по толкованию или применению почти всех аспектов договора (за исключением вопросов конкуренции и окружающей среды) и арбитраж государства и инвестора (Статья 26) для инвестиционных споров. Существуют специальные положения, основанные на модели ВТО, для решения вопросов межгосударственной торговли, и договор также предлагает процедуру урегулирования транзитных споров. Секретариат предоставляет юридические консультации по этим арбитражам, а также несет ответственность за поддержание подготовительных материалов, используемых для разъяснения намерений договора статьей 32 Венской конвенции о праве международных договоров.

Секретариат ведет общедоступный список дел, переданных инвесторами в международный арбитраж. Эти дела были рассмотрены в соответствии с правилами арбитража ICSID, Арбитражного института SCC и UNCITRAL. Арбитражные решения или мировые соглашения иногда исчисляются сотнями миллионов долларов. В спорах, касающихся конкуренции (статья 6) и экологических вопросов (статья 19), Секретариат предусматривает двусторонние (в случае конкуренции) или многосторонние (в случае защиты окружающей среды) необязательные механизмы консультаций.

См. Также
  • значок Энергетический портал
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 10:31:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте