В греческой мифологии, Эндимион (; Древнегреческий : Ἐνδυμίων, род.: Ἐνδυμίωνος) был красивым эолийским пастухом, охотником или царем, который, как говорили, правил и жить в Олимпии в Элиде. Его также почитали и говорили, что он проживал на горе Латм в Карии, на западном побережье Малой Азии.
Существует путаница относительно правильной личности Эндимиона, поскольку некоторые источники предполагают, что он был или был родственником принца Элиды, а другие предполагают, что он был пастухом из Карии. Существует более позднее предположение, что он был астрономом: Плиний Старший упоминает Эндимиона как первого человека, который наблюдал за движением луны, что (согласно Плинию) объясняет любовь Эндимиона. Следовательно, было два приписываемых места захоронения Эндимиона: жители Гераклеи и Латмо утверждали, что гробница Эндимиона находилась на горе Латм, а элейцы заявили, что это было в Олимпии.
. роль любовника Селены, луны, в первую очередь приписывается Эндимиону, который был либо пастухом, либо астрономом, и эта профессия оправдывала его необходимость проводить время под луной.
Аполлоний Родосский - один из многих поэтов, рассказывающих, как Селена, титан, богиня луны, любила смертного Эндимиона. Она считала его таким красивым, что попросила отца Эндимиона, Зевса, подарить ему вечную молодость, чтобы он никогда не оставил ее. С другой стороны, Селене так понравилось, как выглядел Эндимион, когда он спал в пещере на горе Латм, недалеко от Милета в Карии, что она умоляла Зевса, чтобы он оставался таким. В некоторых версиях Зевс хотел наказать Эндимиона за то, что тот осмелился проявить романтический интерес к Гере (как и Иксион ). Как бы то ни было, Зевс исполнил желание Селены и погрузил Эндимиона в вечный сон. Каждую ночь Селена навещала его, где он спал, и у него было пятьдесят дочерей, которые некоторые ученые приравнивают к пятидесяти месяцам Олимпиады.
Согласно отрывку из Deipnosophistae, софиста и дифирамбик поэт Лицимний Хиосский рассказывает другую историю, в которой Гипнос, бог сна, трепещущий своей красотой, заставляет его спать с открытыми глазами, чтобы он мог полностью восхищаюсь его лицом.
Библиотека утверждает, что:
Согласно Павсанию, Эндимион низложил Климена, сына Кардиса, в Олимпии. Павсаний сообщает, что описывает« раннюю историю »Элеев что:
Павсаний также сообщает, что видел статую Эндимиона в сокровищнице Метапонтинов в Олимпии.
Проперций (Книга 2, эл. 15), Tusculanae Quaestiones Цицерона (Книга 1) и Теокрит довольно подробно обсуждают миф об Эндимионе, но в разной степени повторяют вышесказанное. Миф, окружающий Эндимиона, был расширен и переработан в современный период такими фигурами, как Генри Уодсворт Лонгфелло и Джон Китс в его повествовательной поэме 1818 года Эндимион.
Родство | Имена | Источники | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гесиод | Конон | Аполлодор | Павсаний | Нонн | Климент | Стефан | |||
Родители | Эфлий и Каликия | ✓ | ✓ | ||||||
Эфлий | ✓ | ||||||||
Эфнос | ✓ | ||||||||
Зевс | ✓ | ||||||||
Зевс и Фенисса | ✓ | ||||||||
Жена | нимфа Наяд | ✓ | |||||||
Ифианасса | ✓ | ||||||||
Селена | ✓ | ✓ | |||||||
Астеродия | ✓ | ||||||||
Кромия | ✓ | ||||||||
Гипериппа | ✓ | ||||||||
Дети | Этол | ✓ | ✓ | ✓ | |||||
Эврипила | ✓ | ||||||||
50 дочерей | ✓ | ||||||||
Эврикида | ✓ | ||||||||
Эпей | ✓ | ||||||||
Пеон | ✓ | ||||||||
Нарцисс | ✓ | ||||||||
Наксос | ✓ |
Не сохранилось подробного повествования. В Аргонаути ок. (iv.57ff) «дочь Титана», Луна, была свидетельницей ужасного ночного полета Медеи к Ясону и «злобно радовалась Удовольствие, когда она подумала про себя: «Я не единственная, кто прячется в Латмийскую пещеру, и не только я горю желанием прекрасного Эндимиона», - размышляет она. «Но теперь вы сами, похоже, стали жертвой безумия, подобного моему». Классический словарь Лемприера подкрепляет рассказ Плиния о привязанности Эндимиона к астрономии и цитирует его как источник того, почему Эндимион, как говорили, был иметь отношения с луной, когда она проходила.
Другой римский саркофаг Эндимиона, середина II века нашей эры. (Метрополитен-музей )миф о том, что Эндимион не мертв, но бесконечно спит, что было пословицей (пословица - Endymionis somnum dormire, «спать сном Эндимиона») гарантирует, что сцены Эндимиона и Селены были популярными предметами для скульптурных саркофагов в поздней античности, когда посмертное существование стало предметом повышенного внимания. Пример из Лувра, обнаруженный в Сен- Медар-д'Эиран, Франция (иллюстрация выше), принадлежит к этому классу.
Некоторые полагают, что он был олицетворением сна или заката (скорее всего, последнего, как его имя, если бы это было греческое, а не карийское можно было бы истолковать от «нырять в» [греч. en(ἐν ) в и из-за (δύειν ) нырять], что подразумевало бы представление такого рода. Латинские писатели объяснили это название от somnum ei indexum, «сон, возложенный на него».
Миф об Эндимионе никогда не переносился легко на вечно целомудренную Артемиду, олимпиец связан с Луной. В эпоху Возрождения к возрожденной богине луны Диане был привязан миф об Эндимионе.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Endymion. |