Эмерик Фейеш

редактировать
Эмерик Фейеш. Емерик Фееш
Эмерик Фейеш, сербский, венгерский художник Эмерик Фейеш
РодилсяЭмерик Фейеш. (1904-11-03) 3 ноября 1904. Осиек. Австро-Венгрия
Умер9 июля 1969 (1969-07-09) (в возрасте 64). Нови-Сад, Сербия. Югославия
Национальностьюгославец / Венгр
Известен какХудожник
ДвижениеНаивное искусство, Искусство аутсайдеров
Веб-сайт[1]

Эмерик Фейеш (сербская кириллица : Емерик Фејеш; Осиек, 3 ноября 1904 г. - Нови-Сад, 9 июля 1969 г.) был художником ; классика сербов наивного искусства.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Художественный стиль
  • 3 Выставки
  • 4 Галерея
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Он родился в Осиеке в 1904 году в Хорватии-Славонии (Королевство Венгрия, Австро-Венгрия, часть Сербско-хорватско-словенского королевства с 1918 г.) в бедную семью смешанного венгерского - сербского (оригинальная фамилия его семья была Стефанович / Стефанови). В возрасте пяти лет он вместе с родителями переехал в Сербию и прожил свою жизнь в Нови-Сад, где начал рисовать в 1949 году после тяжелой болезни и выхода на пенсию. Между двумя мировыми войнами он работал изготовителем пуговиц, продавцом подержанных вещей, гребенником, продавцом и токарщиком в разных городах бывшей Югославии. Во время Второй мировой войны он жил в изгнании, в Венгрии, а в 1945 году вернулся в Нови-Сад. Фейеш страдал астмой и ишиасом на протяжении всей своей жизни, из-за чего он был прикован к постели. В 1949 году он открыл для себя живопись и ремесла и начал свои первые работы. В 1969 году Фейеш умер в Нови-Саде, оставив после себя множество пуговиц и гребней и сотни картин, вызывающих всеобщее восхищение из-за отсутствия сдержанности и универсальности.

Художественный стиль

Начал писать обнаженную натуру, портреты, натюрморты и жанровые сцены из загородной жизни; с 1954 г. писал исключительно городские сцены. У него была первая выставка в 1955 году и независимая выставка в 1956 году. Он был главным героем городского пейзажа в наивном искусстве и искусстве аутсайдеров в этом регионе. Несмотря на его большую свободу в представлении и стилизации, его композиции не выходили за рамки явного и узнаваемого, потому что он брал черно-белые открытки с монументальными зданиями в качестве моделей и копировал их, используя копировальную бумагу, а затем увеличивал их, всегда добавляя что-то из его фантазии. Реалистичный облик и колорит построек подчинялись фантазии художника, порой не менее оригинальной. Он нарисовал города на Адриатическом побережье, Северном море, Англии, Германии, Нидерландах, Швейцария, Франция, Индия и др. Определяя арки и наличники с помощью фриза из домино, разбросанных пуговиц вместо окулей, художник проявил свою ясность. В своем непреодолимом желании сделать реальность прекраснее, сделать серый цвет красочным, он использует теплые, звуковые и фовистские яркие оттенки. Отсутствие повествования, то есть абстрактные формы, колорит, склонность к геометрии, сильный ритм и стилизация в подаче, плоскостность и орнаментальность указывают на инстинктивно осмысленную современную чувственность Эмерика Фейеша. Фигура его мало интересовала, но танец плиток, своеобразное буги-вуги, с помощью которого он создавал неповторимые веселые декорации, рапсодии форм и цветов, за которыми он прятался, одинокий, больной и хрупкий, как маленький, серый винт в механизме мейнстрима, который все пожирает. Он жил в своем собственном мире детской игры красок и линий в атмосфере вечного детства. При жизни он не был особенно заметен. Его искусство было признано зрителями много лет спустя. Сегодня он мировой классик.

Выставки

Он выставлял свои городские легенды по всему миру и много раз получал награды и признание. Самые крупные и представительные коллекции его работ находятся в Музее наивного и маргинального искусства (MNMA), Ягодина, Сербия, в Хорватском музее наивного искусства, Загреб, Галерея Эльке унд Вернер Циммер, Дюссельдорф ; и Galerie Charlotte Zande Bönningheim, Германия и т. д.

Галерея
Литература
Литература
  • М.Бошковић; М.Маширеви, Самоуки ликовни уметници у Србији, Торино, 1977
  • Ото Бихаљи-Мерин; Небојша Бато Томашевић, Енциклопедија наивне уметности света, Београд, 1984
  • Н. Крстић, Наивна уметност Србије, САНУ, МНМА, Ягодина, 2003
  • Н. Крстић, Наивна и маргинална уметност Србије, MNMA, Ягодина, 2007
  • Н. Крстич, Аутсайдеры, каталог, МНМА, Ягодина, 2013
  • Н. Крстић, Бајка о градовима, монографија, МНМА, Ягодина, 2014
  • Н. Крстич, Аутсайдерское искусство в Сербии, MNMA, Жагодина, 2014, стр. 144–151
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 08:42:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте