В философии эмерджентизм - это вера в возникновение, в частности, поскольку он включает сознание и философию разума, и поскольку он контрастирует с редукционизмом, а также не контрастирует с ним. Свойство системы системы называется эмерджентным, если оно является новым результатом некоторых других свойств системы и их взаимодействия, хотя само оно отличается от них. Эмерджентные свойства не идентичны другим свойствам, не сводятся к ним и не выводятся из них. Различные способы удовлетворения этого требования независимости приводят к различным типам возникновения.
Все разновидности эмерджентизма стремятся быть совместимыми с физикализм, теория о том, что Вселенная состоит исключительно из физических сущностей, и, в частности, с доказательствами, связывающими изменения в мозге с изменениями в психическом функционировании. Многие формы эмерджентизма, в том числе сторонники сложных адаптивных систем, придерживаются не материала, а скорее относительного или процессуального взгляда на вселенную. Более того, они рассматривают дуализм разума и тела как концептуальную ошибку, поскольку разум и тело представляют собой просто разные типы отношений. Как теория разума (что бывает не всегда), эмерджентизм отличается от идеализма, элиминативного материализма, теорий идентичности, нейтрального монизма, панпсихизм и субстанциальный дуализм, тесно связанный с дуализмом свойств. Обычно неочевидно, охватывает ли эмерджентная теория разума ментальная причинность или ее следует рассматривать эпифеноменальной.
Некоторые разновидности эмерджентизма не имеют конкретного отношения к проблеме разума и тела, и вместо этого предлагать иерархический или многоуровневый взгляд на всю природу, со слоями, расположенными в терминах возрастающей сложности, каждый из которых требует своей специальной науки. Обычно физика (математическая физика, физика элементарных частиц и классическая физика ) является базовой, а химия основана на кроме того, затем биология, психология и социальные науки. Редукционисты отвечают, что расположение наук - это вопрос удобства, и что химия в принципе выводится из физики (и т. Д.), Аргумент, который приобрел силу после создания квантово-механической основы химии.
Другие разновидности рассматривают разум или сознание как специфически и аномально требующие эмерджентистского объяснения, и, следовательно, составляют семейство позиций в философии разума. Дуглас Хофштадтер резюмирует эту точку зрения как «душа - это больше, чем сумма ее частей». Ряд философов выдвинули аргумент, что qualia составляют сложную проблему сознания и сопротивляются редуктивному объяснению в отличие от всех других явлений. Напротив, редукционисты обычно видят задачу объяснения возможных нетипичных свойств разума и живых существ как предмет демонстрации того, что, в отличие от видимости, такие свойства действительно полностью подотчетны с точки зрения свойств основных составляющих природы и поэтому никоим образом не является действительно нетипичным.
Возможны промежуточные позиции: например, некоторые эмерджентисты считают, что эмерджентизм не универсален и не ограничен сознанием, но применим (например) к живым существам или самоорганизующимся системам, или сложные системы.
Некоторые философы считают, что эмерджентные свойства причинно взаимодействуют с более фундаментальными уровнями, идея известна как нисходящая причинная связь. Другие утверждают, что свойства более высокого порядка просто супервентны над более низкими уровнями без прямого причинного взаимодействия.
Все рассмотренные до сих пор случаи были синхронными, т.е. эмерджентное свойство существует одновременно со своей основой. Еще одна вариация действует диахронически. Эмерджентисты этого типа верят, что могут возникать по-настоящему новые свойства, не будучи подотчетными с точки зрения предшествующей истории вселенной. (Сравните с индетерминизмом, где необъяснимо только расположение или конфигурация материи). Эти теории, вдохновленные эволюцией, часто имеют теологический аспект, как в философии процесса из Альфреда Норта Уайтхеда и Чарльза Хартсхорна.
Утонченность витализма может быть признана в современной молекулярной гистологии в предположении, что некоторые ключевые организационные и структурные особенности организмов, возможно, включая даже саму жизнь, являются примерами возникающих процессов ; те, в которых возникает сложность из-за взаимодействия химических процессов, образующих взаимосвязанные циклы обратной связи, которые не могут быть полностью описаны в терминах этих процессов, поскольку система в целом обладает свойствами, которых не хватает составляющим реакциям.
Возникающая система свойства должны быть сгруппированы с традиционными виталистическими концепциями - это предмет семантических разногласий. В беззаботной манере миллениалов Киршнер и Мичисон называют исследования комплексной физиологии клеток и организма «молекулярным витализмом».
Согласно Emmeche et al. (1997):
«С одной стороны, многие ученые и философы считают эмерджентность лишь псевдонаучным статусом. С другой стороны, новые разработки в физике, биологии, психологии и междисциплинарных областях, таких как когнитивная наука, искусственная жизнь и изучение нелинейных динамических систем были сосредоточены на высоком уровне «коллективного поведения» сложных систем, которое часто называют действительно возникающим, и этот термин все чаще используется для характеристики таких систем ».
Emmeche et al. (1998) утверждают, что «существует очень важное различие между виталистами и эмерджентистами: творческие силы виталиста имели отношение только к органическим субстанциям, а не к неорганической материи. Следовательно, эмерджентизм - это создание новых свойств независимо от того, какое вещество задействовано». "Допущение экстрафизического виталиса (жизненная сила, энтелехия, élan vital и т. Д.), Сформулированное в большинстве форм витализма (старых или новых), обычно не имеет любая подлинная объяснительная сила. Слишком часто это служило или - удушающим научным исследованием, а не поощрением его продвигаться в новых направлениях ».
В The Conscious Mind (1996) Дэвид Чалмерс утверждает, что сравнения между витализмом и «трудной проблемой сознания » допускают категориальную ошибку, потому что - в отличие от жизни - сознание - это несводимые физические факты более низкого порядка. Логически невозможно, чтобы можно было полностью воспроизвести все факты низшего порядка, скажем, вомбата клеточной биологии, без фактов более высокого порядка о вомбате, прибывающем для поездки. Напротив, логически возможно, что все физические факты мира могут быть одинаковыми, и сознание никогда не ставит под вопрос (т.е. философские зомби ). По мнению Чалмерса, факты о сознании - это «дополнительные факты о мире в дополнение к физическим фактам». Чалмерс заключает, что сознание является фундаментальным фактом природы и поэтому не должно возникать из чего-либо.
Джон Стюарт Милль изложил свою версию эмерджентизма в Системе логики (1843). Милль утверждал, что свойства некоторых физических систем, таких как те, в которых динамические силы объединяются для создания простых движений, подчиняются закону природы, который он назвал «Состав причин ». Согласно Миллю, эмерджентные свойства не подпадают под действие этого закона, но вместо этого составляют нечто большее, чем сумма свойств их частей.
Милль считал, что различные химические реакции (плохо изученные в его время) могут служить примерами возникающих свойств, хотя некоторые критики считают, что современная физическая химия показала, что эти реакции можно дать удовлетворительные редукционистские объяснения. Например, Дирак утверждал, что вся химия, в принципе, содержится в уравнении Шредингера.
Британский философ К. Д. Броуд защищал реалистичную эпистемологию в (1925), утверждая, что эмерджентный материализм является наиболее вероятным решением проблемы разума и тела.
Броуд определил эмерджентность следующим образом:
Говоря абстрактно, теория эмерджентности утверждает, что существуют определенные целые, состоящие (скажем) из составляющих A, B и C в отношении R друг к другу; что все целые, состоящие из составляющих того же типа, что и A, B и C, в отношениях того же типа, что и R, обладают определенными характерными свойствами; что A, B и C могут встречаться в других видах комплекса, где отношение не того же типа, что и R; и что характерные свойства всего R (A, B, C) не могут, даже теоретически, быть выведены из наиболее полного знания свойств A, B и C изолированно или в других целых, которые не относятся к образуют R (A, B, C).
Это определение сводилось к утверждению, что ментальные свойства будут считаться возникающими тогда и только тогда, когда философские зомби будут метафизически возможны. Многие философы считают эту позицию несовместимой с некоторыми формулировками психофизической супервентности.
Взгляды Сэмюэля Александера на эмерджентизм, аргументированные в Пространство, время и божество (1920), были частично вдохновлены идеями психолога C. Emergent Evolution Ллойда Моргана. Александр считал эмерджентизм необъяснимым по своей сути и что эмерджентизм был просто «грубым эмпирическим фактом»:
«Высшее качество возникает из более низкого уровня существования и имеет в нем свои корни, но оно возникает из него, и оно не принадлежит к этому уровню, но составляет его обладателя новый порядок существования с его особыми законами поведения. Существование эмерджентных качеств, описанных таким образом, должно быть отмечено, как некоторые сказали бы, под давлением грубых эмпирических фактов или, как я предпочитаю выразиться в менее резких выражениях, чтобы быть принятым с «естественным благочестием» исследователя. Это не допускает никаких объяснений ». (Пространство, время и божество )
Несмотря на причинный и объяснительный разрыв между явлениями на разных уровнях, Александр считал, что эмерджентные качества не были эпифеноменальными. Его точку зрения, пожалуй, лучше всего можно описать как форма нередуктивного физикализма (NRP) или супервентности теории.
Людвиг фон Берталанфи основал общую теорию систем (GST), который является более современным подходом к эмерджентизму. Популяризацию многих элементов GST можно найти в Фритьоф Капра.
Обращение к эмерджентизму (под прикрытием нередуктивного физикализма ) как решение проблемы разума и тела Jaegwon Kim выдвинул возражение, основанное на причинной закрытости и сверхдетерминации.
Эмерджентизм стремится быть совместимым с физикализмом, а физикализм, согласно Киму, имеет принцип причинного закрытия. согласно которому каждое физическое событие полностью подлежит ответственности с точки зрения физических причин. Похоже, это не оставляет «места» для действия ментальной причинности. Если бы наши телесные движения были вызваны предыдущим состоянием наших тел, нашими решениями и намерениями, они были бы сверхопределенными. Ментальная причинность в этом смысле не то же самое, что свобода воли, а всего лишь утверждение, что ментальные состояния причинно релевантны. Если эмерджентисты отказываются от идеи ментальной причинности, их позиция становится формой эпифеноменализма.
Подробно: он предполагает (используя диаграмму справа), что M1 вызывает M2 (это ментальные события), а P1 вызывает P2 (это физические события). P1 реализует M1, а P2 реализует M2. Однако M1 не оказывает причинного воздействия на P1 (т.е. M1 является последующим событием для P1). Если P1 вызывает P2, а M1 является результатом P1, то M2 является результатом P2. Он говорит, что единственная альтернатива этой проблеме - принять дуализм (где ментальные события не зависят от физических событий) или элиминативизм (где ментальные события не существуют).