Эмбера

редактировать
Коренные жители Панамы и Колумбии
Эмбера
Mujeres de la etnia Emberá.jpg
Общая численность населения
~ 83000
Регионы со значительной численностью населения
Колумбия ~ 50,000
Панама ~ 33,000
Языки
Северный Эмбера, Эмбера-Катио, Эмбера-Чами, Эмбера-Бодо, Эперара, Испанский
Религия
jaí, Евангелизм
Родственные этнические группы
Воунаан

Эмбера О нас этот звук слушайте, также известные в исторической литературе как индейцы чоко или катио - коренные жители Панамы и Колумбии. В языке эмбера слово berá может использоваться для обозначения человека, человека или коренного народа, в зависимости от контекста, в котором оно используется. В Панаме проживает около 33 000 человек, а в Колумбии - 50 000 человек, которые идентифицируют себя как Эмбера.

Содержание
  • 1 Язык
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 История Эмбера в Панаме
  • 4 Социальная организация
    • 4.1 Переход от рассредоточенных поселений к деревням, городам и городам кварталы
    • 4.2 Калечащие операции на женских половых органах в культуре Эмбера
    • 4.3 Прибрежный образ жизни и жилище
  • 5 Политическая организация
    • 5.1 Политическая организация панамского Эмбера
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Язык

Язык эмбера - это не отдельный язык, а группа взаимно понятных языков, на которых говорят в Панаме и Колумбии. Наряду с воунмеу, они являются единственными существующими членами языковой семьи чоко и, как известно, не связаны с какой-либо другой языковой семьей центральной или Южная Америка, хотя в прошлом предполагались отношения с языковыми семьями кариб, аравак и чибчан.

установленный алфавит Эмбера официально признан правительством Панамы и состоит из:

  • 6 устных гласных (a, e, i, o, u, ʌ)
  • 6 носовых гласных (ã, ẽ, ĩ, õ, ũ, ʌ̃)
  • 21 согласный звук (b, b̶, ch, d, d̶, dy, g, j, k, l, m, n, p, r, rr, s, t, v, w, y, z).

На сегодняшний день выпущено очень мало книг на языке эмбера. В основном это образовательные материалы, подготовленные министерством образования Панамы (MEDUCA) или христианскими миссионерами. Самым значительным из них на сегодняшний день является перевод Библии, содержащий Новый Завет и части Ветхого Завета под названием Ãcõrẽ Be dea, «Слово Божье». " Ниже приводится отрывок из книги Матфея:

18 Иисус тодritара нава басиа: джи папа Мариара Хосе умэ джи эдади кареа бед̶еа биа панасид panаа. Baribʌr dji edad̶i naẽna Mariara Ãcõrẽ Jaured̶eba b̶iogoa b̶esia. 19 Джи кима Хосера berã jipa b̶asia. Maʌ̃brã Mariara jũmarã quĩrãpita biẽ́ jara amaaba chupea igara quĩrĩã b̶asia. 20 Mãwã crĩcha b̶ʌd̶e bajãnebema nezocada cãĩmocarad̶eba Josemaa zeped̶a nãwã jarasia: –Jose, David̶eba zed za, Maria edaira wayarãdua, idjira Ãcõr Jauredebabʌr biogoa. 21 Mariaba warrada toya. Махаш варраба иджи пурура аджи каджируад̶ебемада адри эдая. Maʌ̃ bẽrã idjira trʌ̃ b̶ʌdua Jesu. -Матфея 1: 18-21

Слова из языка Эмбера выделены в этой статье в круглых скобках и выделены курсивом. Например, женщина (wẽra) или шаман (jaibaná).

География

Люди Эмбера в основном живут в департаменте Чоко на западе Колумбии и в Панаме. Для панамского Эмбера Чоко и его речные системы остаются их исконной родиной, а различные диалекты языка Эмбера по-прежнему в основном соответствуют различным частям этого региона и его речных систем.

История

История Эмбера в Панаме

В конце 1700-х годов Эмбера начали мигрировать из региона Чоко в современную Колумбию на территорию, которая сейчас является провинцией Дарьен. Панамы, которая была домом для народа туле или куна во время контактов с европейцами. Эта миграция была спровоцирована испанцами и приняла форму конфликта между Эмберой и Куной, в результате чего последние переместились в земли вдоль Карибского побережья, которые теперь образуют Комарка Гуна Яла и Сан. Острова Блас. Впоследствии Дарьены стали признаны родиной Эмбера в Панаме, хотя они также поселились на западе до озера Гатун и прибрежных районов того, что впоследствии стало зоной канала.

A карта Дарьенского перешейка, 1699.

В 19 веке, когда он был частью Гран Република де Колумбия, Дарьен был населен почти исключительно коренными народами Эмбера и Гуна вместе с потомками бежавших. Африканские рабы, известные как darienitas или либрес. Обычно дариениты селились в портовых городах в устьях рек, в то время как Эмбера жили вдоль рек вниз по течению. Эта историческая тенденция все еще отражается в нынешней региональной демографии; многие портовые города сохранили свою идентичность дариенита, например Ла-Пальма, Явица и Гарачин, в то время как многие современные города Эмбера расположены ниже по течению рек.

Панама отделилась от Республики Колумбия, получив независимость в 1903 году. Однако Восточная Панама все еще оставалась изолированной и неразвитой в это время. В то время как торговля с дариенитами увеличила доступ Эмберы к таким ресурсам, как бортовые моторы, керосиновые лампы, охотничьи ружья и другие современные товары, которые изменили их повседневную жизнь, серьезные изменения начали происходить в 1950-х и 1960-х годах. В этот период времени наблюдалось влияние миссионеров и участие революционного правительства Омара Торрихоса, который активно стремился интегрировать коренное население Дарьена в панамское общество, поощряя его селиться в сообществах для доступа к правительству. спонсируемые услуги, такие как школы и медицинские центры. Это инициировало переход людей Эмбера, которые до этого времени жили рассредоточенными небольшими семейными группами по всему тропическому лесу, в оседлые общины.

Провинция Дарьен резко изменилась с завершением Панамериканского шоссе, ведущего в провинцию до Явицы. До создания автомагистрали доминирующим, если не исключительным способом торговли и транспорта между Панама-Сити и Дарьеном был водный транспорт. Строительство этого шоссе по ранее непроходимой местности имело ряд значительных результатов. Латиноамериканские фермеры из внутренних районов страны, часто называемые interioranos, начали мигрировать в Дарьен в больших количествах, что привело к демографическим сдвигам и беспрецедентным масштабам вырубки и вырубки лесов с целью создания ранчо крупного рогатого скота. Он также переместил экономические и политические центры провинции из прибрежных городов-дариенитов в новые города, основанные на шоссе этими латиноамериканскими поселенцами.

Социальная организация

Переход от рассредоточенных поселений к деревням, городам и городским кварталам

Исторически Эмбера жили рассредоточенными поселениями вдоль речных систем Панамы и Колумбии.. С 1960-х годов большая часть Эмберы переехала в оседлые сообщества и городские районы. Херлихи описывает структуру поселения до 1950-х годов:

«Традиционное поселение Чоко состоит из рассредоточенных домашних хозяйств, образующих характерный речной узор... Расширенная семья служит единицей поселения. Никаких деревень или больших скоплений жилищ не существует [ ред]. Свайные жилища с соломенной крышей разбросаны по берегу реки, обычно построенные на вершинах дамб и высоких аллювиальных террасах. Плотность населения варьируется от реки к реке, но дома обычно расположены на расстоянии не менее нескольких сотен метров друг от друга. с промежуточными лесами и излучинами реки, закрывающими вид на соседний дом. Плотность поселений обычно самая высокая там, где периоды оккупации были самыми продолжительными ».

Эмбера начали формировать первые маленькие деревушки в 1950-х годах, что было описано как медленный, почти эволюционный процесс ». Экономические соображения, западное влияние и присутствие религиозных миссионеров были влиятельными факторами в первых поселениях общин Эмбера. Существуют также сведения об иностранце, известном по прозвищу «Перу», загадочной и легендарной фигуре, пытавшейся убедить Эмберу поселиться в колониях.

Он проинструктировал их, что... через создание деревень они могут потребовать от правительственных чиновников обеспечить учителей, школы и медикаменты. Он сказал им, что за счет более эффективного занятия своих традиционных земель они могут получить [полуавтономную территорию], подобную территории индейцев куна на островах Сан-Блас в Панаме, гарантируя им законные права на землю и ресурсы. В результате среди Дариен Чоко Перу - романтическая народная фигура крупнее жизни.

К концу 1960-х правительство Омара Торрихоса продвигало заселение Дарьен Эмбера в сообщества; Первое официальное учреждение города Эмбера было в 1963 году на берегу реки Рио-Бальзас. В 1985 году было подсчитано, что 25 процентов людей Эмбера в Панаме все еще жили в соответствии с традиционными рассредоточенными поселениями. Однако жизнь в оседлых общинах теперь считается нормой или «типичностью» для большинства Эмбера.

Помимо этих оседлых общин, многие Эмбера теперь также живут в городских районах. По данным национальной переписи населения Панамы 2010 года, более одной трети панамского народа Эмбера проживает в центральной провинции Панама, и более 25% от общей численности панамского населения Эмбера проживает в городских районах Панамы.

Калечащие операции на женских половых органах. в культуре Эмбера

Эмбера - единственное коренное племя в Латинской Америке, которое, как известно, практикует калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО). Традиция была чрезвычайно секретной и табуированной до инцидента 2007 года, когда в результате КО умерла девочка. Инцидент вызвал много споров, повысил осведомленность и спровоцировал споры о полном прекращении практики. В 2015 году сообщалось, что из примерно 250 000 членов племени 25 000 (10%) решили прекратить КО, а лидер общины заявил, что они надеются искоренить это к 2030 году.

Прибрежный образ жизни и жилище

Эмбера - речной народ, исторически строивший свои дома на берегах рек. Хотя сейчас большинство людей Эмбера живут в деревнях, городах или городских центрах, многие устоявшиеся общины Эмбера по-прежнему встречаются на берегах рек. Обозначенная автономная область, Комарка Эмбера-Вунаан, разделена на две территории, окружающие две из основных речных систем Дарьена, Самбу и Чукунаке. Слово, обозначающее реку как на языках Эмбера, так и на Вунаане, - до, оно заметно в названиях многих рек и городов в департаменте Чоко в Колумбии, таких как река Баудо, а также в столице самого департамента, Кибдо.

Рыба (беда) является важным продуктом питания Эмбера наряду с бананами (пата), а реки играют центральную роль в повседневной жизни для рыбалки, купания, транспорта и многих домашних дел. Лодки также сыграли важную роль в традиции и космологии Эмбера. Ремесло изготовления каноэ (хампа) исторически было очень важным навыком для мужчин Эмбера, временами служившим обрядом посвящения или предпосылкой для брака согласно устной истории. Этнографические записи подробно описывают то, как лодки приобретают антропоморфный характер в языке и философии Эмбера, и традиционно людей даже хоронили в каноэ. Антропологи писали о том, что реки имеют центральное значение для мировоззрения как Эмберы, так и Вунаана, тесно связанной группы людей, которые, имея отличную от Эмберы историю и систему верований, имеют много общего с ними в лингвистическом, историческом и культурном плане. Помимо изменений в структуре расселения, форма типичного жилья Эмбера активно претерпевает изменения. Традиционный дом Эмбера можно описать как жилище под открытым небом, возвышающееся на 6–12 футов над землей на сваях с соломенной крышей из пальмовых листьев (часто, но не исключительно, Sabal mauritiiformis ) и полами из кора пальмы джира (épa). Эти дома обычно были круглой формы и достаточно большими, чтобы вместить членов большой семейной группы. Бревна с прорезанными в них выемками (домэ) использовались в качестве лестниц для входа / выхода из дома, и их можно было повернуть выемками внутрь, чтобы сигнализировать, что люди заняты, а не дома, или чтобы животные не забирались в дом. Пространство под домом будет использоваться как сухое для выполнения домашних дел или содержания животных.

В современном стиле жилья Эмбера часто используются многие традиционные материалы и стили. Однако часто они могут быть меньше из-за сравнительно меньшего количества членов семьи в доме. Деревянные доски часто заменяют кору джира в качестве напольного покрытия и прочную алюминиевую кровлю вместо пальмовых листьев. Из-за того, что жили в оседлых сообществах с другими посторонними людьми, стены стали более обычным явлением для дополнительной конфиденциальности, тогда как стены исторически были очень редкостью. Пропановые печи часто заменяют или дополняют традиционный огонь для приготовления пищи. Некоторые современные дома Emberá имеют большую структуру с деревянными полами и стенами с металлической крышей на цементном фундаменте с пристроенной, более традиционной структурой с соломенной крышей для использования в качестве кухни. Многие сейчас живут в шлакоблочных домах в типичном панамском стиле, если у них есть доступ к ресурсам и инфраструктуре, чтобы их арендовать или построить.

Политическая организация

Исторически люди Эмбера описывались как имеющие фундаментально эгалитарную социальную и политическую организацию:

Этнографические отчеты и устная история указывают на то, что с колониальных времен социальная структура [Эмбера] был эгалитарным, без формальных вождей племен, вождей, советов или структуры старейшин. Определенные религиозные верования и обряды сосредоточены на шамане, который, обладая глубокими знаниями о лечебных, токсикологических и галлюциногенных свойствах окружающего мира растений и животных, лечит, изгоняя злых духов. Тем не менее, с точки зрения политических, экономических или межличностных отношений, ни один человек не обладает особым статусом лидера.

Политическая организация панамской Эмберы

Часть усилий Омара Торрихоса по организации коренные народы дариена создали в 1968 году первый Национальный конгресс индейцев. Эмбера поощряли к самоорганизации и формированию политического руководства таким же образом, как это сделали народ гуна, и гуна был даже назначен вождь, чтобы помогать им в этом процессе. На протяжении 1970-х годов все больше и больше семей Эмбера продолжали селиться в общинах и городах. К 1980 г. велись дискуссии о создании comarca indigena, или автономной территории для народа Эмбера в провинции Дарьен.

в ноябре 1983 года Национальная ассамблея Панамы ратифицировала 22-й лей, установив Комарка Эмбера-Воунаан, территорию площадью 4383,5 км², включающую два не -смежные районы, Самбу и Семако, столицей которых является город Унион Чоко. Закон установил территорию под коллективным земельным титулом народов Эмбера и Вунаан. В структуре руководства, официально известной как «Генерал Конгресо Эмбера Вунаан де ла Комарка», во главе стоит генерал касик. Кроме того, в каждом районе есть региональный касик, и отдельные общины также избирают местных касиков в качестве своих представителей на ежегодном Всеобщем конгрессе Комарки. Создание Комарка дало коренному населению правовую защиту их земель от посягательств латиноамериканских скотоводов, а также определенную степень самоуправления.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 08:29:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте