Элион

редактировать
Имя Бога в иудаизме

Элион (библейский иврит עליון; масоретский ʿElyōn) - это эпитет Бога из израильтян в еврейской Библии. ʾĒl ʿElyōn обычно переводится на английском языке как «Бог Всевышний», и аналогично в Септуагинте как ὁ Θεός ὁ ὕψιστος («Бог Всевышний»).

Термин также имеет обыденное употребление, например «верхний » (где окончание в обоих корнях является локативом, а не превосходной степенью или сравнительный ), «верх» или «самый верхний», относящийся просто к положению предметов (например, приложенный к корзине в Бытие 40.17 или к камере в Иезекииль 42,5).

Содержание

  • 1 Библия на иврите
    • 1.1 Составное ʼĒl ʻElyōn
    • 1.2 ʽElyōn, стоящее отдельно
  • 2 Небиблейское использование
    • 2.1 Договор об огне I
    • 2.2 Санчуниатон
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Библиография

Еврейская Библия

Составное ʼĒl ʻElyōn

Составное имя ʼĒl ʻElyōn 'Всевышний Бог' встречается в Бытие 14: 18–20 как Бог, чьим священником был Мелхиседек, царь Салима. Эта форма почти сразу же появляется в стихе 22, использованном Авраамом в клятве царю Содома. В этом стихе имя Бога также встречается в приложении к ʻl ʻElyōn в масоретском тексте, но отсутствует в самаритянской версии, в переводе Септуагинты и в Симмах.

. одно из оснований теории, впервые выдвинутой Юлиусом Велльхаузеном, что Эль`Элин был древним богом Салима (по другим причинам, понимаемым здесь как Иерусалим ), позже приравненный к Богу.

Единственное другое употребление составного выражения находится в Псалтирь 78:35 : «И они вспомнили, что Бог [ʼĒlōhīm] был их скалой, а высокий Бог [l ʻElyōn] их искупителем».

Это имя повторяется позже в этой главе, но с вариацией: в стихе пятьдесят шестом говорится: «Элохим« Элион ».

Было высказано предположение, что ссылка на «Эль Эльона, создателя неба и земли» в Бытии 14:19 и 22 отражает ханаанский фон. Формулировка в Бытии напоминает пересказ ханаанских религиозных традиций в описании Филона Библосского о финикийской истории, в котором Эльин был прародителем Урана (" Небо ») и Гайя ("Earth").

ʽЭлыон, стоящий один

Имя ʽЭлын« Всевышний », стоящее отдельно, встречается во многих поэтических отрывках, особенно в Псалтирь.

Оно появляется в стихе оракула Валаама в Числах 24:16 как отдельное имя, параллельное Ēl.

Он появляется в последней песне Моисея в Второзаконии 32: 8 (стих, который часто обсуждается). Перевод масоретского текста:

Когда Всевышний (ʽElyōn) разделил народы,.

он разделил сынов человеческих (dām);. он установил границы масс.

в соответствии с числом из сыновей Израиля

Во многих манускриптах Септуагинты вместо «сыновей Израиля» есть ангелы, «ангелы Божьи», а в некоторых - «сыновья Божьи». В Свитках Мертвого моря фрагмент 4QDeut читается как bny ’lwhm 'сыновья Бога (« сыновья' Элохим »). Новая пересмотренная стандартная версия переводит это как «он установил границы… согласно количеству богов».

Этот отрывок, по-видимому, идентифицирует Elyōn с 'Elohim, но не обязательно с Яхве. Это может быть прочитано как означающее, что Элин разделил человечество на 70 наций в соответствии со своими 70 сыновьями (70 сыновей Эла упоминаются в угаритских текстах), каждый из этих сыновей должен быть божество-покровитель одной из 70 народов, одна из которых - бог Израиля, Яхве. В качестве альтернативы, это может означать, что ōЭлион, отдав другие народы своим сыновьям, теперь берет Израиль за себя под именем Тетраграмматон. У обеих интерпретаций есть сторонники.

В Исаии 14: 13–14 ʽЭлион используется в очень мистическом контексте в отрывке, который дает основу для более поздних предположений о падении сатаны где мятежный князь Вавилона изображен хвастающимся:

Я буду восседать на горе Совета на самом дальнем севере [или самом дальнем Зафоне].

Я взойду выше высот.

Я буду подобен Всевышнему.

Но 'Элион в других местах прочно отождествляется с Яхве, как в 2 Царств 22:14:

Господь [ ЯХВЕ] прогремел с небес,. и Всевышний [ʽElyōn] произнес свой голос.

Также Псалом 97: 9: «Ибо Ты, Господь [YHWH], Всевышний [elyōn] над всей землей; ты возвышен над всеми богами ».

Небиблейское употребление

Договор об огне I

За пределами библейских текстов термин «Всевышний» встречается редко.

Наиболее противоречивым является самая ранняя из трех надписей на арамейском договоре, найденная в аль-Сафира 16 милях (26 км) к юго-востоку от Алеппо.

Надпись «Сефире I» (KAI. 222.IA8–12; ANET стр. 659), который датируется примерно 750 г. до н.э., перечисляет главных божеств-покровителей каждой стороны, все они попарно соединены «и», в каждом случае бог мужского пола и супруга бога, если имена известны. Затем, после пробела, следует 'l wʽlyn

  • Это, возможно, означает «l и ʽElyōn», по-видимому, также два отдельных бога, за которыми следуют другие пары божеств.
  • Также возможно, что они указывают на два аспекта того же бога.
  • Это может быть одно божественное имя. Угаритские тексты содержат такие божественные имена, как Котар ваḪасис «Умелый и умный», МотваШар «Смерть-и-принц» (или, возможно, «Смерть-и-разрушение»), Никкал-и-Иб, которое по происхождению является именем шумерской богини Нингал в сочетании с элементом неизвестного значения. Следовательно, Ēl waʽElyōn может быть единственным именем «Бог-и -Наивысший 'идентичен по значению библейскому ʼĒl ʽElyōn, хотя это было бы уникальным.

Фрэнк Мур Кросс (1973) принимает все три интерпретации как возможные.

Санчуниатон

В Евсевий повествует о Филоне Библосском (ок. 64–141 гг. Н. Э.), Где говорится о евгемеристическом описании Санчуниатона финикийского божества Элиуна, которого он называет Гипсиста «высшим» и, следовательно, возможно, Элин, совершенно отдельно от его Избранных / Кронос, который является верховным богом Эль. Санчуниатон говорит только:

В свое время родился некий Элиун по имени "Всевышний" и женщина по имени Беру th, и они жили по соседству с Библосом. И от них родился Эпигей или Автохтон, которого они впоследствии назвали Небом; так что от него они назвали элемент над нами Небом из-за превосходства его красоты. И у него есть сестра, рожденная от вышеупомянутых родителей, которую назвали Землей, и от нее, по его словам, из-за ее красоты они назвали землю тем же именем. И их отец, Всевышний, умер при столкновении с дикими зверями и был обожествлен, и его дети принесли ему возлияния и жертвы.

Согласно Санчуниатону, именно от Неба и Земли рождаются Ол и другие различные божества., хотя древние тексты называют Эла создателем неба и земли. Хеттская теогония знает о первобытном боге по имени Алалу, который породил Небо (и, возможно, Землю), и который был свергнут своим сыном Скаем, который, в свою очередь, был свергнут своим сыном Кумарби. Похоже, что подобная традиция лежит в основе рассказа Санчуниатона.

Что касается Берута, который здесь является женой ōElyōn, были предложены отношения с еврейским brīt «заветом» или с городом Бейрут.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Маклафлин, Джон Л. (2000). «Бог в Ветхом Завете, имена». В Freedman, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана. Эрдманс. ISBN 9789053565032. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-05-19 08:09:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте