Эльмар Рене Рохас Азурдиа (1942 г., Сан-Раймундо-Пеньяфорт, Гватемала - 18 февраля 2018 г.), работал архитектором до изучения искусства в Гватемале, Испания, Франция и Италия. Он финансировал Министерство культуры Гватемалы в Центральной Америке, и он был участником многих выставок в городах по всему миру. Его искусство рассматривается как выражение «магического реализма » или «чудесной реальности». Среди его международных наград - Gran Premio Iberoamericano «Cristobal Colón», представленный в Мадриде, Испания в 1989 году. Рохас, один из самых известных художников Латинской Америки, также был известен как великий коммуникатор культуры.
Рохас умер 18 февраля 2018 года в возрасте 76 лет.
Премия MAAA (Mid-America Arts Alliance ): одна из 15 лучших художников мира 1991 года.
Камило Мори Награда: IX Bienal de Arte, Вальпараисо, 1989 год.
Ибероамериканская награда «Cristobal Colon»: Мадрид, Испания, 1989.
Bienal Mesoamericana. Museo de Arte Contemporáneo, Панама в 1983 году.
Латиноамериканская премия «Casa de la Cultura Ecuatoriana», Кито, Эквадор, 1970 год
«чудесная реальность» - это «пограничное состояние», в котором «непреднамеренные богатства реальности» или, проще говоря, повседневные чудеса могут стать очевидными. «Прекрасный реал» отображает изумление, которое окружает зрителей творчества Рохаса, но они не могут его увидеть, раскрывая откровения и факты, которые, казалось бы, были скорее частью снов, чем реальности, хотя они и принадлежат реальности.
«Прекрасное реальное» связано с определением сюрреализма, которое дал Андре Бретон : «Это состояние духа, в котором истинное и ложное, высокие и низкие, дикое и противоречивое перестают восприниматься как противостоящие друг другу. Напрасно искать в сюрреалистической деятельности иной мотив, кроме надежды на возможность определить эту точку ».
Мигель Анхель Астуриас написал в предисловии к книге о классическом майянском городе Тикале : «Гватемала равняется только самой себе. Таинственные присутствия и отсутствия. То, что хранится в загадке. иероглифы читать не нужно. Звезды читаются ».
Творчество Эльмара Рохаса также исходит из этой реальности чудес и страданий, из того неповрежденного сосуда чудесной реальности, которым является Гватемала, измученная и галлюцинирующая страна, из которой родился Рохас. его содержания связано с тем, что он воплощен в этом удивительном царстве.
Эльмар Рохас представляет в латиноамериканской живописи этого века то, что Мигель Анхель Астуриас, Алехо Карпентье или Габриэль Гарсиа Маркес, представленные в американских романах: строители магического реализма в литературе.
Работа Эльмара Рохаса исследует неисчерпаемые водоемы гватемальских метисов, пьющий из первоисточников своей культуры. Это показывает и вызывает трепет, испытываемый, когда любовно и преданно становится ближе к реальности, ближе к культуре.
Однако его работа не следует непосредственному пути фольклор, или любой другой не очищенный механизм, кроме кропотливого артиста c реконструкция составного порядка реальности, которую Рохас считает поддающейся дешифровке, заключенной в ее имманентности, так что она будет очаровывать и вызывать галлюцинации с самого начала его произведений.