Елисей бен Абуя

редактировать
Раввин конца периода Второго Храма

Елисей бен Абуйя (Иврит : אלישע בן אבויה) (пишется по-разному, в том числе Елисей бен Авуйя ) был раввином и еврейским религиозным авторитетом, родившимся в Иерусалиме где-то до 70 г. CE. После того, как он принял мировоззрение, которое его товарищ Таннаим считал еретическим, и предал свой народ, раввины Талмуда воздержались от передачи учений от его имени и обратились к нему как «Другой» (אחר, Acher ). В писаниях геонимов это имя фигурирует как «Ахор» («назад»), поскольку считалось, что Елисей «повернулся вспять», приняв ересь.

Содержание

  • 1 Молодость и деятельность
  • 2 Четверо, вошедшие в парды
    • 2.1 Анализ повествования Вавилонского Талмуда
  • 3 Его инакомыслие
    • 3.1 Елисей саддукеи
    • 3.2 Елисей и Эпикорос
  • 4 Современные культурные ссылки на Элиша
    • 4.1 Пьеса Джейкоба Гордина Элиша Бен Абуя
    • 4.2 Роман Милтона Стейнберга «Как движущийся лист»
    • 4.3 Роман Шимона Балласа «Изгой»
    • 4.4 В сериале Эдварда М. Эрделака «Меркаба Райдер»
    • 4.5 В романе Таля М. Кляйна «Депозитный удар»
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

Молодежь и деятельность

Мало что известно о юности Елисея и его деятельности в качестве учителя еврейского закона. Он был сыном богатого и уважаемого гражданина Иерусалима и был подготовлен к карьере ученого. Единственное его высказывание, записанное в Мишне, - это его восхваление образования: «Изучение Торы в детстве похоже на письмо на свежей бумаге, но изучение Торы в старости подобно письму на палимпсесте. " Другие высказывания, приписываемые Елисею, указывают на то, что он подчеркивал мицвот (добрые дела) как равные по важности с образованием:

С кем можно сравнить человека, который имеет добрые дела и много изучил Тору? Человеку, который при строительстве [кладет] сначала камни [для фундамента], а затем кладет кирпичи [поверх них], чтобы сколько бы воды ни собиралось сбоку от здания, она не смывалась. Напротив, тот, у кого нет добрых дел, хотя он много изучил Тору, - с кем его можно сравнить? Для человека, который в строительстве сначала кладет кирпичи, а затем насыпает на них камни, так что даже если немного воды собирается, это сразу же подрывает структуру.

Очевидно, он имел репутацию авторитета в вопросах религиозной практики, поскольку Талмуд записывает одно из его галахических решений - единственное на его имя, хотя другие могут быть записаны под именами его учеников или разных раввинов.

Елисей изучал греческий ; как выражается Талмуд, «язык Ахера никогда не уставал петь греческие песни». Еще в бет мидраше, он, как говорят, хранил запрещенные книги в своей одежде. Вильгельм Бахер в своем анализе талмудических легенд писал, что сравнения, приписываемые Елисею (в том числе упомянутые выше), показывают, что он был светским человеком, знаком с вином, лошадьми и архитектурой.

Несколько историй в раввинской литературе рассказывается о событиях, приведших к отступничеству Елисея :

  • Согласно Вавилонскому Талмуду, он вошел в «Сад» (pardes) эзотерических знаний и не смог перенести опыт.
  • Когда Елисей был младенцем, многие раввины были приглашены на его обрезание. Когда они начали преподавать Талмуд и познавать внутреннюю глубину его значения, «их внешний вид стал огненным, и вся комната загорелась» из-за их святости. Когда отец Елисея вошел в комнату и увидел это явление, он решил полностью посвятить своего ребенка изучению Торы. Но так как отец сделал это с неправильными намерениями, посвящение длилось недолго.
  • Елисей увидел, как ребенок потерял жизнь, выполняя два закона, соблюдение которых обещает «долгую жизнь» - почтить своих родителей и отослать птицу-мать - тогда как человек, нарушивший тот же закон, не пострадал ни в малейшей степени (Талмуд говорит, что Елисей должен был понимать «долгую жизнь», что означает к долгой жизни в грядущем мире ).
  • Елисей видел отстраненный язык раввина Толкователя (одного из Десяти мучеников ), который тащили по улицам, после того, как его убили. Он в шоке воскликнул: «Должен ли рот, производящий такие жемчужины Торы, лизать прах?»
  • Когда он был в утробе до рождения, его мать проходила мимо домов идолопоклонства и вдохнуть аромат ладана; этот запах остался в нем, чтобы воздействовать на него «как яд змеи».

Четверо, вошедшие в парды

Один из Строгое поразительное упоминание Елисея встречается в легендарном бараите о четырех раввинах мишнайского периода (первый век н.э.), которые посетили Пардес (Иврит : פרדס orchard):

В пардес вошли четыре человека: Бен Аззай, Бен Зома, Ахер [то есть Елисей] и Рабби Акива.... Бен Аззай посмотрел и умер... Бен Зома посмотрел и был ранен [т.е. сошел с ума]... Ахер срубил саженцы; Акива вошел с миром и ушел с миром.

Тосафот, средневековые комментарии к Талмуду, говорят, что четыре мудреца «поднялись не буквально, но им показалось, что они поднялись. " Гинзберг, с другой стороны, пишет, что путешествие в рай «следует понимать буквально, а не аллегорически»; «в момент экстаза [Елисей] созерцал внутреннее небо», но «он уничтожил растения небесного сада».

Вавилонский Талмуд объясняет то, что Елисей «видел» как мистическое переживание:

Что означает «Ахер уничтожил растения»? О нем писание говорит: «Не позволяй устам твоим вводить твою плоть в грех». Что это значит? Ахер увидел, что Метатрону была дарована власть сидеть, пока он записывает заслуги Израиля, и сказал: «Нас учили, что на небесах нет сидения... Может быть, есть - не дай Бог! - две верховные силы ". Они привели его к Метатрону и поразили его шестьюдесятью огненными отрядами. Они сказали Метатрону: «Когда ты его увидел, почему ты не встал перед ним?» Метатрону было дано право стереть заслуги Ахера. Послышался небесный голос: «Покайтесь, отпадшие дети!» [Все могут покаяться в своих грехах...], кроме Ахера ».

В то время как Иерусалимский Талмуд, кажется, объясняет то, что Елисей« видел »как земное явление: люди страдают таким образом, который, казалось, противоречит идее награды и наказание.

Иерусалимский Талмуд также описывает действия Елисея после того, как он стал еретиком. Говорят, что он убьет любого ученика, преуспевающего в изучении Торы. Кроме того, он входил в бейт-мидраш и видел мальчиков, изучающих Тору, и рекомендовал им заняться такими профессиями, как строитель или плотник, тем самым заставляя их бросать учебу. Кроме того, во время преследования (со стороны Адриана ), когда порабощенные евреи пытались выполнять свою работу таким образом, чтобы минимизировать нарушение Шаббата (т.е. два человека , каждый несущий часть единичный груз ), Елисей приказал римлянам запретить такой труд, вынудив евреев в большей степени нарушать Шаббат.

Анализ повествования Вавилонского Талмуда

Относительно рассказ в Вавилонском Талмуде, Гинзберг комментирует, что «упоминание здесь Метатрона - конкретно вавилонской идеи, которая, вероятно, была бы неизвестна палестинским раввинам даже через пятьсот лет после Елисея, прохождение всей исторической ценности ". Вместо этого он подчеркивает контраст между рассказами в Вавилонском Талмуде и Иерусалимском Талмуде, отмечая, что Иерусалимский Талмуд «не упоминает дуализм Елисея; но он сообщает, что в критический период после восстания Бар-Кохбы , Елисей посетил школы и попытался увлечь студентов от изучения Торы, чтобы направить их энергию на какое-то более практическое занятие; поэтому именно для него стих «Не позволяй устам твоим причинить вред плоти твоей». ко греху ». В связи с этим библейская цитата вполне понятна, так как, согласно другой агаде,« плоть »здесь означает детей - духовных детей, учеников, которых Елисей убивал своими устами, соблазняя их от изучения Тора ».

Другие не согласны с Гинзбергом, предполагая, что он не учел регулярные путешествия мудрецов между Иудеей и Вавилонией для сбора и передачи научных учений. Более того, ученый Хью Одеберг датировал части псевдоэпиграфала Третьей книги Еноха, в которой обсуждается Метатрон, первым или вторым веком н.э., до редакции и Иерусалимский, и Вавилонский Талмуды, а также другие ученые обнаружили концепцию Метатрона в текстах старше 70 г. н. э.

Средневековый философ раввин Иегуда Халеви объяснил, что повышенный духовный опыт «входа» Парды "заставили Елисея преуменьшить важность практического соблюдения религиозных обрядов:

Третий [Елисей] попал на плохой путь, потому что он увидел духовные сущности и сказал:" Эти дела - всего лишь инструменты и приготовления для достижения этого духовного уровня.. Уже достигнув этого уровня, я не нуждаюсь в заповедях Торы ». Он развратился и развратил других; он сбился с пути и сбил с пути других.

Раввин Алон Гошен-Готтштейн утверждает, что раввинские рассказы следует читать как литературу, а не как историю:

Они [ раввины] создают рассказы, которые затем интегрируются в более крупные идеологически мотивированные литературные единицы таким образом, чтобы передавать определенные идеологические сообщения. Источники не обязательно связаны с историческими фактами о героях, но они иллюстрируют культурные проблемы, которые находят выражение в рассказах о них.... Все это приводит к осознанию того, что значимая единица представления - не жизнь мудреца; это рассказы о мудрецах. Эти истории сформулированы не в попытке рассказать о жизни мудреца. Им говорят, потому что мудрец, как часть коллективной культуры, имеет некоторое отношение к общим культурным проблемам. Различные анекдоты объединены в большой цикл рассказов.

Согласно Гошен-Готтштейну, раввинистический иудаизм был основан на энергичных и часто спорных спорах о значении Торы и других священных книг. тексты. Одна из задач, стоящих перед раввинами, заключалась в том, чтобы установить степень гетеродоксии, приемлемую для обсуждения. В этом контексте Елисей еретик и Елеазар бен Арах представляют две крайности в отношении к Торе; Настоящие раввины и их аргументы должны помещаться где-то между этими двумя пределами.

Его инакомыслие

Согласно Луи Гинзбергу «почти невозможно получить из раввинских источников четкое представление о его личности, и современные историки сильно разошлись в своих оценках. Согласно Грэцу, он был карпотианином гностиком ; согласно Зигфриду, последователем Филона ; согласно Дубшу, христианин ; согласно Смоленскину и Вайсс, жертва инквизитора Акива."

Элиша саддукея

Гинзберг предполагает что Елисей стал саддукеем, поскольку Иерусалимский Талмуд упоминает предательство Елисеем фарисеев. Кроме того, одна из причин, приведенных для отступничества Елисея, характерна для точки зрения саддукеев: Елисей сказал видели, как ребенок потерял жизнь, выполняя два закона, для которых соблюдение Торы обещало «долгую жизнь» - почитание отца и матери и отправка птицы-матери, тогда как я нарушивший тот же закон нисколько не пострадал. Эта встреча, а также ужасные страдания еврейских мучеников во время гонений на Адриана привели Елисея к выводу, что за добродетель нет награды. Таким образом, Гинзберг предполагает, что Елисей был саддукеем, поскольку философия саддукеев отвергает загробную жизнь и утверждает, что награда и наказание должны происходить на Земле (в то время как фарисейские мудрецы интерпретировали этот отрывок как относящийся к жизни и награде в следующем мире). Однако отказ Елисея от еврейской практики после его тревожных встреч, кажется, указывает на то, что, какой бы ни была его ранняя философия, Елисей отказался от любой формы еврейской религии.

Елисей ан "Эпикорос"

Жестокое обращение с ним со стороны фарисеев произошло из-за того, что он покинул их ряды в такое критическое время. С этим предположением полностью согласуются и другие грехи, возложенные на него; а именно, что он демонстративно ехал по улицам Иерусалима в Йом Кипур, который приходился на Шаббат, и что он решил переступить текум. И Иерусалимский, и Вавилонский Талмуды согласны в этом и приводят это как доказательство того, что Елисей обратился от фарисейства к ереси. Именно такое несоблюдение законов вызвало гнев Акивы.

Гинзбург пишет, что упоминание «Святая Святых » в этом отрывке не является анахронизмом, как Гретц думает, поскольку, хотя это правда, что Элиэзер и Иисус Навин присутствовали как геонимы par excellence во время обрезания Елисея, которое, следовательно, должно было произойти после смерти Иоханана бен Заккай (80) - верно также, что «Святая святых» также упоминается в связи с рабби Акивой; действительно, использование этого выражения связано с тем, что раввины считали святость неотъемлемой частью места, а не здания.

В том же отрывке из Иерусалимского Талмуда говорится, что Елисей был жив, когда он ученик Рабби Меир стал известным учителем. Согласно вышеприведенному предположению, ему должно было исполниться семидесятилетие в то время. Если бы Елисей был саддукеем, можно было бы понять дружбу, которую ему постоянно проявлял рабби Меир. Эта дружба была бы невозможной, если бы Елисей был отступником или человеком распущенных нравов, как утверждается. Однако саддукеи и фарисеи жили в дружеских отношениях друг с другом. Однако терпимость рабби Меира лучше всего проявляется в его отношении к отступнику Элише бен Абуйе («Ахер»), своему учителю. Из всех соратников Елисея только он, возможно, в надежде вернуть его для иудаизма, продолжал общаться с ним и обсуждать с ним научные темы, не обращая внимания на возражения некоторых набожных раввинов, которые относились к этой связи с некоторым подозрением. Привязанность Меира к Елисею была так велика, что после смерти последнего он, как говорят, накинул мантию на могилу своего друга. Вслед за этим, согласно легенде, столб дыма поднялся из него, и Меир, перефразируя Руфь 3:13, воскликнул: «Покойся здесь в ночи; на заре счастья Бог милосердия избавит тебя; если нет, я буду твоим искупителем ". Та же агада добавляет, что после смерти Меира дым перестал выходить из могилы Елисея.

Современные культурные отсылки к Елисею

Пьеса Якоба Гордина «Элиша Бен Абуйя»

Якоб Гордин написал идиш пьесу «Элиша Бен Абуя» (1906); он был безуспешно исполнен в Нью-Йорке при жизни Гордина, и более успешно во многих постановках после его смерти; главная роль была написана для Джейкоба Адлера, единственного актера, когда-либо сыгравшего ее. В постановке 1911 года после смерти Гордина упавшую женщину Беату играла жена Адлера Сара, верного друга Бен Абуи Тойвье Авёини играла Зигмунд Могулеско, а его дочь (которая в пьеса, убегает с римским солдатом) дочерью Адлеров; в некоторых из последних спектаклей пьесы, ближе к концу карьеры Джейкоба Адлера, дочь играла Фрэнсис младшая и, в конечном итоге, более известная сестра Стелла.

Бен Абуйя из Гордина, несомненно, является суррогатом самого Гордина, и до некоторой степени для Адлера: неверующий, но тот, кто неизменно считает себя евреем и который отвергает христианство даже более твердо, чем иудаизм, человек, который ведет себя этично и умирает, преследуемый видением «ужасных страданий евреев». ", осуждаемый раввинами в целом, но восхваляемый его учеником раввином Меиром как великий еврей.

Роман Милтона Стейнберга, Как движущийся лист

Консервативный раввин Милтон Стейнберг беллетризовал жизнь Елисея бен Абуйи в своем неоднозначном романе 1939 года Как листок. Роман Стейнберга посвящен борьбе евреев 2 века за примирение раввинистического иудаизма в культурном и философском плане с греческим эллинистическим обществом. В борьбе Елисея Стейнберг размышляет о вопросах и событиях, которые, возможно, привели такого человека к отступничеству, и обращается к вопросам еврейского самоопределения в Римской империи, восстания Бар-Кохбы (132-135) и прежде всего взаимозависимость разума и веры. Хотя роман опирается на талмудическую традицию, чтобы создать основу для жизни Елисея, сам Стейнберг писал, что его роман «исходит из исторических данных без каких-либо усилий по их строгому соответствию или буквальному ограничению».

Роман Шимона Балласа, Изгой

Роман иракско-израильского писателя Шимона Балласа Изгой, опубликованный на английском языке в 2007 году, изображает персонажа, похожего на Елисея. Изгой рассказывает Харун Сусан, еврей, принявший ислам. Ради Ирака он оставил иудаизм, принял ислам и боролся с сионизмом как с несравненной этноцентристской угрозой его мечтам. Он потерял своих самых близких друзей из-за политики, особенно Асада Нисима, принципиального иракского еврея, вынужденного уехать в Израиль. Однако, несмотря на все, во что верит и что делал Сусан, то, кем он был, не забыто, и он чувствует себя изгоем не только со стороны евреев и Запада, но и внутри своей родины. Работа Ахмада (Нисима) Суссы, основанная на исторической фигуре, в конечном итоге использовалась в качестве антиеврейской пропаганды в эпоху Саддама Хусейна. Комментируя использование пропагандистами сочинения Сусана об иудаизме, его друг Асад Ниссим сравнивает его с Элишей Бен Абуей, или тем, кого они называли Ахером, Изгоем. На иврите книга называется В'Ху Ахер, что означает «И он - другой», или «И он - другой».

В серии Эдварда М. Эрделака, Меркаба Райдер

раскрывается, что Елисей является главным антагонистом серии, мистиком, сведенным с ума видом Внешнего Бога Азатот Во время своих исследований семи небес. Его разрезание корня - это буквальный разрыв астральной связи, прикрепляющей его душу к собственному телу.

В романе Тала М. Кляйна «Депозитный удар»

История превращения Елисея в Ахера противопоставляется истории Иова как аллегории того, как главный герой должен мириться со своими нынешними обстоятельствами. Также проводится параллель между его занятием обучением программных агентов с искусственным интеллектом и тем, как постановка сложных вопросов приводит к изгнанию Елисея.

См. Также

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Гинзбург, Луи (1903). «Елисей бен Абуйя». В Зингер, Исидор ; и другие. (ред.). Еврейская энциклопедия. 5. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. pp. 138–139. Библиография:

Современная библиография:

  • Гедалиаху Г. Строумса, «Ахер: гностик», «Новое открытие гностицизма, дополнений к Numen XLI, изд. Бентли Лейтон (Лейден: EJ Brill, 1981), II, 808-818.
  • Алан Ф. Сигал, Две силы на небесах (Leiden: EJ Brill, 1977).
Последняя правка сделана 2021-05-19 06:56:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте