Агнес Элизабет Лютьенс, CBE (9 июля 1906 - 14 апреля 1983) был английским композитором.
Элизабет Лютьенс родилась в Лондоне 9 июля 1906 года. Она была одним из пяти детей леди Эмили Булвер-Литтон (1874–1964), член аристократической семьи Бульвер-Литтон и выдающийся английский архитектор Эдвин Лютьенс. Элизабет была старшей сестрой писателя Мэри Лютьенс.
Лютьенс был участником Теософского движения. С 1911 г. молодой Джидду Кришнамурти жил в лондонском доме Лютиенс как друг Элизабет и ее сестер. В девять лет она начала стремиться стать композитором. В 1922 году Лютьенс продолжила свое музыкальное образование в Париже в École Normale de Musique, созданной несколькими годами ранее. Она сопровождала свою мать в Индию в 1923 году. По возвращении в Европу она училась у Джона Фулдса и впоследствии продолжила свое музыкальное образование с 1926 по 1930 год в Королевском музыкальном колледже в Лондоне как ученик Гарольда Дарк и Эрнеста Томлинсона.
В 1933 году Лютьенс женился на певице-баритоне, и вместе у них родились дочери-близнецы и сын. Однако брак не был счастливым, и в 1938 году она оставила Гленни. Они развелись в 1940 году. Затем она стала партнершей Эдварда Кларка, дирижера и бывшего продюсера BBC, который учился у Шенберга. У Кларка и Лютиенса родился сын в 1941 году, и они поженились 9 мая 1942 года. Она сочиняла музыку в полной изоляции, чему сильно мешали пьянство и вечеринки в квартире Кларка, а также обязанности материнства.
В 1945 году Уильям Уолтон смог отплатить за услугу, которую Кларк оказал ему в связи с премьерой его Концерта для альта в 1929 году. Лютьенс обратился к Уолтону с просьбой познакомить его с Мюиром Мэтисоном, чтобы получить какую-нибудь работу по музыке для кино. Он с готовностью согласился передать ее имя, но пошел еще дальше: он предложил ей написать любую работу, которая ей нравится, посвятить ее ему, и он незамедлительно заплатит ей 100 фунтов стерлингов. Она написала произведение «Яма». Эдвард Кларк дирижировал The Pit на фестивале ISCM в Лондоне в 1946 году вместе с ее тремя симфоническими прелюдиями.
Она добилась успеха в 1947 году с кантатой сеттингом Поэма Артура Рембо Ô saisons, châteaux. BBC отказалась исполнять это в то время, потому что диапазон сопрано считался выходящим за рамки возможного, но BBC, тем не менее, была организацией, которая дала первые выступления многих ее произведений с 1940-х по 1950-е годы, после чего ее часто игнорировали, пока ее друг Уильям Глок не стал музыкальным директором. Лютьенс запомнилась нетерпимостью к своим более известным современникам среди английских композиторов, включая Воана Уильямса, Холста, Ирландии и Бэкса. В лекции, которую она читала на Международной летней школе Дартингтона в 1950-х годах, она назвала их «школой коровьего пса», пренебрегая их «народно-волковыми мелодиями на английском рожке»
Эдвард. Кларк ушел из BBC в 1936 году из-за сильного недовольства. Он по-прежнему работал по контракту на BBC, а также выступал в качестве фрилансера, но эти возможности иссякли, и он был практически безработным с 1939 года до своей смерти в 1962 году. Он был связан с ISCM и другой рекламой современной музыки. организаций, но всегда на безвозмездной основе. Лютиенс оплатил счета, сочинив музыку к фильмам ужасов Хаммера, а также их конкурентам Amicus Productions. Она была первой британской женщиной-композитором, написавшей музыку к художественному фильму, и ее первый набег на этот жанр был Пенни и дело Паунолла (1948). Среди других ее оценок: Never Take Sweets from a Stranger (1960), Don't Bother to Knock (1961), Paranoiac (1963), Доктор Дом ужасов террора (1965), The Earth Dies Screaming (1965), The Skull (1965) (сюита из него вышла на компакт-диске в 2004 году), Космический полет IC-1 (1965), Психопат (1966), Театр смерти (1967) и Террорнауты (1967). Лютьенс не ценила ее музыку к фильмам так высоко, как ее концертные работы, но ей все равно нравилось, когда ее называли «Королевой ужасов», что хорошо сочеталось с зеленым лаком для ногтей, который она обычно носила. Она также написала музыку для многих документальных фильмов и для радио- и телепрограмм BBC, а также эпизодическую музыку для сцены.
К концу 1960-х ее музыка стала более популярной, и она получила признание. ряд важных комиссий, в том числе Quincunx для оркестра с солистами сопрано и баритона (1959–60), премьера которого состоялась в 1962 Музыкальном фестивале в Челтенхэме и в котором использовался квартет туб Вагнера в оркестр. Ее симфонии для фортепиано соло, духовых инструментов, арф и ударных были заказаны на променадные концерты 1961 . В 1969 году она была назначена кавалером Ордена Британской Империи (CBE).
Ее автобиография «Чаша золотой рыбки», описывающая жизнь женщины-музыканта в Лондоне, была опубликована в 1972 году. Однажды она сказала, что ненавидит писать книгу, и сделала это только для записи. предыдущие достижения ее мужа Эдварда Кларка.
Элизабет Лютьенс умерла в Лондоне в 1983 году в возрасте 76 лет.