Элиэль Сааринен | |
---|---|
Элиэль Сааринен в начале 1900-х годов | |
Родился | Готлиб Элиэль Сааринен. 20 августа 1873 года. Рантасалми, Великое княжество Финляндское, Российская Империя |
Умер | 1 июля 1950 г. (1950-07-01) (76 лет). Блумфилд-Хиллз, Мичиган, США |
Национальность | Финн |
Род занятий | Архитектор |
Супруг (ы) | Лоя Сааринен |
Дети | Ээро Сааринен, Пипсан Сааринен Суонсон |
Награды | Золотая медаль AIA |
Здания | Центральный вокзал Хельсинки. Национальный музей Финляндии. Выборгский вокзал. Хвиттреск. Kleinhans Music Hall |
Проекты | Финский павильон на Всемирной выставке 1900 года |
Дизайн |
|
Готтлиб Элиэль Сааринен (, финский: ; 20 августа 1873 г. - 1 июля 1950 г.) был финско-американским архитектором, известным своими работами со зданиями в стиле модерн в начале 20 века. Он также был отцом знаменитого архитектора Ээро Сааринена.
Сааринен получил образование в Хельсинки в Технологическом университете Хельсинки. С 1896 по 1905 год он работал партнером Германа Гезеллиуса и Армаса Линдгрена в фирме Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен. Его первая крупная работа с фирмой, финский павильон на Париж 1900 Всемирная выставка, продемонстрировала необычайное сближение стилистических влияний: финская деревянная архитектура, британская готика и модерн. Ранняя манера Сааринена была позже названа финским национальным романтизмом и достигла высшей точки в Центральном железнодорожном вокзале Хельсинки (спроектирована в 1904 г., построена в 1910–14).
С 1910 по 1915 гг. он работал над обширным градостроительным проектом Мункснас-Хага, а позже опубликовал книгу на эту тему. В январе 1911 года он стал консультантом по городскому планированию в Таллинне, губернаторстве Эстонии и был приглашен в Будапешт для консультирования по вопросам развития города. В 1912 году была опубликована брошюра Сааринена о проблемах планирования Будапешта. Он занял второе место после Уолтера Берли Гриффина в международном конкурсе на проектирование новой столицы Австралии Канберры в 1912 году, но в следующем году он получил первое место на международном конкурсе. за его план Ревеля. С 1917 по 1918 год Сааринен работал над планом города Большого Хельсинки. Он также разработал серию почтовых марок 1917 года и банкноты финской марки, выпущенные в 1922 году.
После развода со своей первой женой Матильдой (которая тогда вышла замуж за Германа Гезеллиуса) в марте 6 января 1904 года Сааринен женился на своей второй жене, Луизе (Лоха) Гезелиус, скульпторе из Хельсинки, и младшей сестре Германа Гезеллиуса. У них родилась дочь Ева-Лиза (Пипсан) 31 марта 1905 года и сын Ээро 20 августа 1910 года.
Элиэль Сааринен переехал в Соединенные Штаты в 1923 году после того, как его заявка на участие в конкурсе на Tribune Tower в Чикаго, Иллинойс заняла второе место и поэтому не была построен; наиболее верным воплощением этого является здание 1929 года Gulf Building в Хьюстоне. Сааринен сначала поселился в Эванстоне, Иллинойс,, где он работал над своим планом развития береговой линии Чикаго. В 1924 году он стал приглашенным профессором в Мичиганском университете.
. В 1925 году Джордж Гоф Бут попросил его спроектировать кампус Образовательного сообщества Крэнбрука, который должен был стать Американский эквивалент Баухаус. Сааринен преподавал там и стал президентом Крэнбрукской академии искусств в 1932 году. Среди его учеников-сотрудников были Рэй Имс (тогда Рэй Кайзер) и Чарльз Имс ; Сааринен повлиял на их последующий дизайн мебели.
В ок. 1929–34 гг. Элиэль Сааринен был произведен в дизайне продукции для Wilcox Silver Plate Co. / International Silver Company в Мериден, Коннектикут. Его культовая чайная урна (ок. 1934 г.) впервые была выставлена в 1934–35 гг. В Метрополитен-музее в Нью-Йорке. На протяжении многих лет чайная урна широко выставлялась, в том числе в Сент-Луисе Модерн (2015–16 гг.) В Художественном музее Сент-Луиса, «Крэнбрук идет в кино: фильмы и их предметы», 1925–1975 гг. В Художественном музее Крэнбрука ( 2014-15)., А в 2005-07 годах на передвижной выставке «Модернизм в американском серебре: дизайн 20-го века», организованной Художественным музеем Далласа, которая также посетила Смитсоновский институт в Вашингтоне, ОКРУГ КОЛУМБИЯ. В 1951–52 чайная урна была представлена на Мемориальной выставке Элиэля Сааринена, которая посетила несколько площадок по всей территории Соединенных Штатов. Помимо Крэнбрука, в музее Далласа и Сент-Луисе, в Британском музее в Лондоне и Метрополитен-музей также хранятся проекты Элиэля Сааринена, связанные с чайными урнами.
Элиэль Сааринен стал профессором архитектурного факультета Мичиганского университета.
Его сын, Ээро (1910–1961), стал одним из самых важных американских архитекторов середины 20 века, как один из лидеров международного стиля. Ученик Сааринена Эдмунд Н. Бэкон добился национального признания в качестве исполнительного директора Филадельфийской городской комиссии по планированию с 1949 по 1970 год.
Элиэль получил золотую медаль AIA. в 1947 году.
Работа | Местоположение | Завершено | Фото |
---|---|---|---|
Финский павильон на Exposition Universelle. (разработан совместно с Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном) | Париж | 1900 | |
Хвиттреск | Киркконумми | 1902 | |
Национальный музей Финляндии | Хельсинки | 1904 | |
Столовая фабричных рабочих Лютера и Народный дом. (разработан совместно с Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном) | Таллинн | 1905 | |
Центральный вокзал Хельсинки | Хельсинки | 1909 | |
Ратуша Лахти | Лахти | 1911 | |
Бывшая штаб-квартира кредитного банка («Дом Сааринена») | Таллинн | 1912 | |
Выборгский вокзал | Выборг | 1913 | |
Йоэнсуу | 1914 | ||
Церковь Святого Павла | Тарту | 1917 | |
Хельсинки | 1918 | ||
Хельсинки | 1920 | ||
Музыкальный Сарай Кусевицкого | Ленокс | 1938 | |
Мюзик-холл Кляйнханса | Буффало | 1940 | |
Школа Кроу-Айленд | Виннетка | 1940–41 | |
Первый христианин Churc h | Колумбус, IN | 1942 | |
Образовательное сообщество Крэнбрука | Блумфилд-Хиллз | 1940-е | |
Центр искусств Де-Мойна | Де-Мойн | 1948 | |
Лютеранская церковь Крайстчерч | Миннеаполис | 1949 |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Элиэлем Саариненом. |