Эльфриде Елинек | |
---|---|
Эльфриде Елинек в 2004 году | |
Родился | ( 1946-10-20) 20 октября 1946 (возраст 74). Мюрццушлаг, Штирия, Австрия |
Род занятий | драматург, романист |
Национальность | Австрийский |
Жанр | Феминизм, социальная критика, постдраматический театр |
Известные произведения | Учитель фортепиано, Die Kinder der Toten, Greed, Lust |
Известные награды | Нобелевская премия по литературе. 2004. |
Годы деятельности | 1963 - настоящее время |
Подпись |
Эльфриде Елинек (немецкий: ; родился 20 октября 1946 года) - австрийский драматург и писательница. В 2004 году она была удостоена Нобелевской премии по литературе за «музыкальный поток голосов и контрголос в романах и пьесах, которые с необычайным лингвистическим рвением раскрывают абсурдность клише общества и их подчиняющую силу».
Эльфриде Елинек родилась 20 октября 1946 года в Мюрццушлаге, Штирия, Австрия, в семье Ольга Илона (урожденная Бюхнер), директор по персоналу, и Фридрих Елинек. Она выросла в Вене своей румынско-немецкой католической матерью и чешским евреем отцом (чья фамилия «Елинек» означает «маленький олень» на чешском языке. ).
Ее отец был химиком, которому удалось избежать преследований во время Второй мировой войны, работая на стратегически важном промышленном производстве. Однако многие из его родственников стали жертвами Холокост. Ее мать, с которой у нее были натянутые отношения, была из прежде зажиточной Вены семьи. В детстве Эльфриде посещала школу при римско-католическом монастыре в Вене. Ее мать планировала Ее карьера мюзикла "вундеркинд ". С раннего возраста она обучалась игре на фортепиано, органе, гитаре, скрипке, альте и флейте. Позже она продолжила учебу в Вене. Консерваторию, которую окончила с дипломом органиста, за это время пыталась оправдать большие надежды матери, одновременно справляясь с психологически больным отцом. изд история искусства и театр в Венском университете. Однако ей пришлось прекратить учебу из-за тревожного расстройства, которое привело к самоизоляции в доме ее родителей на год. В это время она начала серьезную литературную работу как форму терапии. Через год она начала чувствовать себя комфортно, выходя из дома, часто с мамой. Она начала писать стихи в молодом возрасте. Она дебютировала в роли литературной партии Лизас Шаттен (Тень Лизы) в 1967 году и получила свою первую литературную премию в 1969 году. В 1960-е годы она стала активным политиком, много читала и «проводила огромное количество времени перед телевизором».
Она вышла замуж за Готфрида Хюнсберга 12 июня 1974 года.
Мне было 27 лет; ему было 29. Я знал достаточно мужчин. Как ни странно, сексуальность была единственной областью, где я рано освободился. Наш брак проходит в двух городах. Это своего рода Повесть о двух городах в диккенсовском смысле. Я всегда ездил между Веной и Мюнхеном. Вена - это место, где я всегда жил, потому что здесь мои друзья и потому что я никогда не хотел уезжать из Вены. В конце концов, я оказался здесь. Мюнхен - город моего мужа, поэтому я всегда ездила туда и обратно, и это было хорошо для нашего брака.
Несмотря на то, что автор отличается от Австрии (из-за ее критики Нацистское прошлое Австрии), письмо Елинека глубоко уходит корнями в традиции австрийской литературы, показывая влияние таких австрийских писателей, как Ингеборг Бахманн, Марлен Хаусхофер и Роберт Мусил.
Политическая позиция Елинек, в частности ее феминистская позиция и ее принадлежность к коммунистической партии, имеют жизненно важное значение для любой оценки ее работы. Они также являются одной из причин разногласий, направленных на Елинек и ее работу. Редактор Фридерике Эйглер заявляет, что Елинек преследует три основных и взаимосвязанных «цели» в своих работах: то, что она считает капиталистическим обществом потребления, и его превращение в товар всех людей и отношений, то, что она считает остатками Фашистское прошлое Австрии в общественной и частной жизни, и то, что она рассматривает как систематическую эксплуатацию и угнетение женщин в капиталистическом- патриархальном обществе.
Продукция Елинека включала радиоспектакли, стихи, театральные тексты, полемические эссе, антологии, романы, переводы, сценарии, музыкальные композиции, либретти и балеты, кино и видеоарт. Работа Елинека многогранна и весьма спорна. Он получил высокую оценку и осуждение ведущих литературоведов. Например, после дела Фритцль ее обвинили в «выполнении« истерических »портретов австрийской порочности». Точно так же ее политическая активность вызвала разную и часто бурную реакцию. Несмотря на споры вокруг ее работ, Елинек завоевала множество выдающихся наград; среди них: премия Георга Бюхнера 1998 г.; Премия драматургов Мюльхайма в 2002 и 2004 годах; Премией Франца Кафки 2004 г.; и Нобелевская премия по литературе, также в 2004 году.
Женская сексуальность, сексуальное насилие и борьба полов в целом - важные темы в ее работах. Такие тексты, как Wir sind Lockvögel, Baby! (Мы приманки, детка!), Die Liebhaberinnen (Женщины как любовницы) и Die Klavierspielerin (Учитель фортепиано) демонстрируют жестокость и силовую игру, присущие человеческим отношениям, в стиле, который временами является ироничным. формальный и жестко контролируемый. По словам Елинека, сила и агрессия часто являются основными движущими силами отношений. Точно так же Ein Sportstück (спортивная игра) исследует темную сторону соревновательных видов спорта. Ее провокационный роман Похоть содержит графическое описание сексуальности, агрессии и жестокого обращения. Он получил плохие отзывы многих критиков, некоторые из которых уподобить его к порнографии. Но другие, отметившие силу холодных описаний моральных неудач, считали, что они неправильно их поняли и недооценили.
Ее роман Учитель фортепиано стал основой для Одноименный фильм 2001 года австрийского режиссера Михаэля Ханеке, в главной роли Изабель Юппер. В апреле 2006 года Елинек высказался в поддержку Питера Хандке, чья пьеса (Искусство спрашивать) была удалена из репертуара Французской комедии за его предполагаемую поддержку Слободан Милошевич. Ее работы менее известны в англоязычных странах. Однако в июле и августе 2012 года крупная англоязычная премьера ее пьесы Ein Sportstück театральной труппой Just a Must привлекла внимание англоязычной публики к ее драматическим произведениям. В следующем году, в феврале и марте 2013 года, Женский проект в Нью-Йорке организовал североамериканскую премьеру Джеки, одной из ее драм о принцессе.
Елинек была членом австрийской партии. Коммунистическая партия с 1974 по 1991 год. Ее имя стало нарицательным в 1990-е годы из-за ее громких столкновений с партией свободы Йорга Хайдера . После выборов в Национальный совет 1999 года и последующего формирования коалиционного кабинета, состоящего из Партии свободы и Австрийской народной партии, Елинек стал одним из наиболее ярых критиков нового кабинета. 240>
Многие иностранные правительства поспешили подвергнуть остракизму австрийскую администрацию, ссылаясь на предполагаемый национализм и авторитаризм Партии свободы. Кабинет истолковал санкции против него как направленные против Австрии как таковой и попытался подтолкнуть нацию к национальному сплочению (Nationaler Schulterschluss) за коалиционные партии.
Это спровоцировало временное нагревание достаточно сурового политического климата. чтобы диссиденты, такие как Елинек, были обвинены сторонниками коалиции в измене.
В середине-конце 1980-х годов Елинек был одним из многих австрийских интеллектуалов, подписавших петицию об освобождении Джек Унтервегер, который был заключен в тюрьму за убийство проститутки и которого интеллектуалы и политики считали примером успешной реабилитации. Позже Унтервегер была признана виновной в убийстве еще девяти женщин в течение двух лет после его освобождения и покончила жизнь самоубийством после ареста.
Елинек сказала, что была очень счастлива получить Нобелевскую премию, но чувствовал «отчаяние стать известным, публичным человеком». Известная своей скромностью и тонкой самоиронией, она, известная писательница-феминистка, поинтересовалась, была ли она удостоена премии в основном за «то, что она была женщиной», и предположила, что среди авторов, пишущих на немецком языке, Питер Хандке, которого она хвалит как «живого классика», был бы более достойным получателем.
Елинек критиковали за то, что он не принял приз лично; вместо этого на церемонии было представлено видеообращение. Другие оценили, как Елинек рассказала, что страдает агорафобией и социальной фобией, параноидальными состояниями, которые возникли, когда она впервые решила серьезно писать.
Она сказала, что у нее тревожные расстройства. сделать невозможным для нее пойти в кино или сесть на самолет (в интервью она хотела иметь возможность прилететь в Нью-Йорк, чтобы увидеть небоскребы за день до смерти) и неспособна принять участие в какой-либо церемонии.
в 2005 году Нат Анлунд покинул шведскую академию в знак протеста, описывая работу Елинек как «ныть, unenjoyable общественной порнографии», а также «масса текста перелопатить вместе без художественная структура ». Позже он сказал, что ее избрание на премию «не только нанесло непоправимый урон всем прогрессивным силам, но и запутало общий взгляд на литературу как искусство».
В интервью, которое Елинек дал Frankfurter Allgemeine Zeitung После получения Нобелевской премии Елинек сказала, что до тех пор она писала против огромного внутреннего сопротивления («как будто постоянно рвота») из чувства социальных и политических обязательств.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эльфриде Елинек. |
Викицитатник содержит цитаты связанные с: Эльфриде Елинек |