Электра | |
---|---|
Орест, Электра и Гермес у гробницы Агамемнона. Сторона A луканского краснофигурного пеликана, c. 380–370 гг. До н. Э. | |
Автор | Еврипид |
Хор | Аргос женщины |
Персонажи | Фермер, муж Электры. Электры. Орест. Старый слуга. Посланник. Клитемнестра. Кастор |
Немой | Пилад. Полидевк. Слуги |
Место премьера | Город Дионисия |
Язык оригинала | Древнегреческий |
Жанр | Трагедия |
Сеттинг | Аргос, в доме мужа Электры |
Еврипид 'Электра (Древнегреческий : Ἠλέκτρα, Ēlektra) - пьеса, написанная, вероятно, в середине 410-х годов до нашей эры, вероятно, до 413 года до нашей эры. Неясно, было ли оно впервые произведено до или после Софокла 'версии рассказа Электры.
За несколько лет до начала пьесы, незадолго до начала Троянской войны, греческий генерал Агамемнон принес в жертву свою дочь Ифигения, чтобы умилостивить богиню Артемиду. Его жертва позволила греческой армии отправиться в Трою, но вызвала глубокое негодование в его жене, Клитемнестре. По возвращении Агамемнона с Троянской войны десять лет спустя Клитемнестра и ее любовник Эгист убили его.
Пьеса начинается с представления Электры, дочери Клитемнестры и покойного Агамемнона. Спустя несколько лет после смерти Агамемнона женихи стали просить Электры руки и сердца. Из страха, что ребенок Электры может отомстить, Клитемнестра и Эгис выдали ее замуж за крестьянина из Микен. Крестьянин добр к ней, уважает ее фамилию и девственность. За его доброту Электра помогает мужу по дому. Несмотря на то, что она ценит доброту мужа, Электра возмущается, что ее изгнали из дома, и оплакивает Хор о своей борьбе с резким изменением своего социального статуса.
После убийства Агамемнона Клитемнестра и Эгис поставили Ореста, другого ребенка Клитемнестры и Агамемнона, на попечение царя Фокиды, где он подружился с сын царя, Пилад. Выросшие, Орест и Пилад едут в дом Электры и ее мужа. Орест скрывает свою личность от Электры, утверждая, что является посланником Ореста. Он использует свою анонимность, чтобы определить лояльность Электры к нему и Агамемнону, прежде чем он раскрывает свои планы мести. Спустя некоторое время становится ясно, что Электра страстно желает отомстить за смерть своего отца. Здесь вступает в игру престарелый слуга, который за несколько лет до этого привел Ореста в Фокиду. Он узнает Ореста из-за шрама на лбу, и братья и сестры воссоединяются.
Они начинают строить планы убийства Эгиста и Клитемнестры. Престарелый слуга объясняет, что Эгистос в настоящее время находится в своей конюшне, готовясь принести в жертву быков для пиршества. Орест идет, чтобы противостоять Эгисфу, в то время как Электра посылает престарелую слугу, чтобы сказать Клитемнестре, что у нее был сын десять дней назад, зная, что это приведет Клитемнестру в ее дом. Прибывает посыльный и описывает успешное убийство Орестом Эгиста. Орест и Пилад возвращаются с телом Эгиста. Когда Клитемнестра приближается, Орест начинает колебаться в своем решении убить их мать. Электра убеждает Ореста, что он должен выполнить свой долг перед Агамемноном и убить их мать. Когда прибывает Клитемнестра, Орест и Электра заманивают ее в дом, где вонзают меч ей в горло.
Двое покидают дом, полные горя и вины. Пока они сетуют, появляются обожествленные братья Клитемнестры, Кастор и Поллукс. Они говорят Электре и Оресту, что их мать получила справедливое наказание, но их матереубийство все еще было постыдным поступком, и они учат братьев и сестер, что они должны сделать, чтобы искупить и очистить свои души.
Непреходящая популярность трилогии Эсхила 'Орестеи (созданной в 458 г. до н.э.) очевидна в построении Еврипида сцена узнавания между Орестом и Электрой, высмеивающая пьесу Эсхила. В Несущие Освобождение (сюжет которого примерно соответствует событиям в Электре) Электра узнает своего брата по ряду знаков: прядь его волос, след, который он оставляет на могиле Агамемнона, и статья одежды, которую она сшила для него много лет назад. Сцена узнавания Еврипида явно высмеивает рассказ Эсхила. В пьесе Еврипида (510 и сл.) Электра смеется над идеей использования таких знаков, чтобы узнать своего брата, потому что: нет причин, по которым их волосы должны совпадать; След Ореста ни в коей мере не походил бы на ее меньший след; и было бы нелогично для взрослого Ореста иметь одежду, сшитую для него, когда он был маленьким ребенком.
Вместо этого Ореста узнают по шраму на лбу, который он получил, когда в детстве гнался за оленем в доме (571-74). Это притворно-героический намек на сцену из Гомера Одиссея. В «Одиссее» 19.428-54 медсестра Эвриклея узнает недавно вернувшегося Одиссея по шраму на бедре, который он получил в детстве во время своей первой охоты на кабана. В «Одиссее» возвращение Ореста на Аргос и его месть за смерть своего отца несколько раз приводится в качестве модели поведения Телемаха (см. Телемахия ). Еврипид, в свою очередь, использует свою сцену узнавания, чтобы отсылать к сцене из «Одиссеи 19». Вместо эпической героической охоты на кабана, Еврипид изобретает полукомический инцидент с участием олененка.