Выборы в Казахстане проводятся на национальном уровне для избрания Президента и Парламента, который разделен на два органа: Мажилис (нижняя палата) и Сенат (Верхняя палата). Местные выборы в маслихаты (местные представительные органы) проводятся каждые пять лет.
Выборы администрируются Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.
В Казахстане 6 политических партий.. Казахстанская политическая оппозиция является наиболее развитой в регионе с точки зрения ее организационных возможностей и ресурсов.
Ни один из выборов, проведенных в Казахстане, не был признан западными странами или международными наблюдателями свободными или справедливыми с отмеченными проблемами, включая фальсификация бюллетеней, многократное голосование, репрессии оппозиционных кандидатов и цензура прессы. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека направило в Казахстан наблюдателей за выборами для наблюдения за парламентскими и президентскими выборами с 1999 года.
На недавних выборах в Казахстане многим казахстанским избирателям был предложен выбор голосования на электронных машинах для голосования или на бумажных бюллетенях. По крайней мере, некоторые из урн, используемых в Казахстане, прозрачны для защиты от вброса бюллетеней. На каждом избирательном участке имелись как большая урна для голосования, так и переносные урны меньшего размера. Последние предназначены для того, чтобы работники избирательных участков переносили их к избирателям за пределами избирательного участка. Это альтернатива предложению открепительных удостоверений или голосования по доверенности избирателям с ограниченными возможностями, которые не позволяют им идти на избирательные участки.
Электронное голосование в Казахстане основано на системе электронного голосования АИС «Сайлау», разработанной в Беларуси и Казахстане. Эту систему лучше всего описать как систему электронного голосования с косвенной записью в отличие от более широко изученных машин для голосования DRE. В этой системе терминал для голосования с сенсорным экраном в кабине для голосования служит устройством для маркировки бюллетеней, записывая выборы на смарт-карту . Сам терминал для голосования не сохраняет записи о голосовании после того, как избиратель берет смарт-карту. Затем избиратель переносит смарт-карту, содержащую запись бюллетеня для голосования, к компьютеру у регистрационного стола, который служит электронной урной для голосования, где сохраняется и табулируется постоянная запись голосования.
16 ноября 2011 года Куандык Турганкулов, глава Центральной избирательной комиссии, заявил, что система Сайлау будет прекращена, потому что избиратели предпочитают бумажные бюллетени, а политические партии этому не доверяют., и стране не хватает средств, необходимых для обновления системы.
Кандидаты на выборные должности в Казахстане могут получить государственную финансовую поддержку для покрытия расходов на избирательную кампанию. На выборах в Сенат каждый кандидат получает около 2170 долларов.
В сенатских гонках из государственного бюджета оплачивается 15-минутное телеобращение каждого кандидата (115 тысяч тенге, примерно 303 доллара США), 10 минут выступления по радио (60 тысяч тенге, примерно 158 долларов США), 2 статьи в средства массовой информации (105 тысяч тенге, около 276 долларов США), аренда зала для встреч с избирателями (20 тысяч тенге, около 53 долларов США), публикация печатных агитационных материалов (25 тысяч тенге, около 66 долларов США) и поездки (для областей - 70 долларов США). тыс. тенге, около 184 долларов США; для городов Астана и Алматы - 35 тысяч тенге, около 92 долларов США).
В Казахстане было организовано несколько международных миссий по наблюдению за выборами. ОБСЕ наблюдает за выборами.
Выборы | дата | наблюдающая организация | глава миссии |
---|---|---|---|
досрочно Мажилис | 20160320 | БДИПЧ / ОБСЕ | |
досрочно Мажилис | 20160320 | исполком / СНГ | Сергей Лебедев |
досрочно президентский | 20150426 | БДИПЧ / ОБСЕ | |
ранний Мажилис | 20120115 | БДИПЧ / ОБСЕ | Миклош Харасти |
ранний сенат | 20120115 | БДИПЧ / ОБСЕ | Миклош Харасти |
президент Казахстана избирается народом на срок не более двух пятилетних сроков. Срок полномочий действующего президента Нурсултана Назарбаева был снят 18 мая 2007 года, когда парламент также проголосовал за сокращение срока полномочий с семи до пяти лет.
Досрочные президентские выборы были объявлены Президентом Назарбаевым и состоялись 26 апреля 2015 года. Президент Барак Обама направил Президенту Назарбаеву письмо, в котором поздравил его с переизбранием на выборах 26 апреля.
Кандидат | Партия | Голосов | % | |
---|---|---|---|---|
Касым-Жомарт Токаев | Нур Отан | 6,539,715 | 70,96 | |
Амирджан Косанов | Улт Тагдыры | 1,495,401 | 16,23 | |
Дания Еспаева | Ак Жол | 465,714 | 5,05 | |
Толеутай Рахымбеков | Ауыл | 280,451 | 3,04 | |
Амангельды Таспихов | Федерация профсоюзов | 182,898 | 1,98 | |
Жамбыл Ахметбеков | Коммунистическая народная партия | 167649 | 1,82 | |
Садыбек Тугель | Улы Дала Кирандари | 84,582 | 0,92 | |
Недействительные / пустые голоса | 57,700 | – | ||
Всего | 9 274 110 | 100 | ||
Зарегистрированные избиратели / явка | 11 960 364 | 77,54 | ||
Источник: ЦИК |
Законодательный орган, известный как Парламент (Parlamenti), имеет две палаты.
Ассамблея (Мажилис) имеет 107 мест, избираемых на пятилетний срок. срок, 98 избранных на всеобщих выборах по пропорциональному представительству с порогом в 7% и 9 избранных Ассамблеей народа Казахстана.
Сенат состоит из 47 членов, 40 из которых избираются на шестилетний срок в двухместных округах местными ассамблеями, половина обновляется каждые два года, и 7 назначаются президентом. Кроме того, экс-президенты являются ex-officio пожизненными сенаторами.
По состоянию на март 2015 года ни одни из проведенных в Казахстане выборов не были признаны западными странами или международными наблюдателями свободными или справедливыми.. Президентские выборы 1999 г. вызвали критику со стороны Соединенных Штатов и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые сочли, что преследование и запугивание кандидатов и сторонников оппозиции и дисквалификация оппонента Назарбаева сделали значимые выборы невозможными. ОБСЕ раскритиковала президентские выборы 2011 года, сославшись на отсутствие свободы прессы, прозрачности и конкуренции. После выборов 2005 года они отметили ряд проблем, включая фальсификацию бюллетеней, многократное голосование, запугивание и преследование кандидатов от оппозиции и их сторонников, предвзятость СМИ и официальные ограничения свободы слова.
Партия | Голосов | % | Количество мест | +/– |
---|---|---|---|---|
Нур Отан | 82,15 | |||
Демократическая партия Казахстана Ак Жол | 7,18 | |||
Коммунистическая народная партия Казахстана | 7,14 | |||
Казахстанская социал-демократическая партия Ауыл | 2,00 | |||
Общенациональная социал-демократическая партия | 1,18 | |||
Бирлик | 0,29 | Новое | ||
Недействительные / пустые голоса | – | – | – | |
Всего | 7,564,281 | 100 | 98 | 0 |
Зарегистрированные избиратели / явка | 9,810,920 | 77,10 | – | – |
Источник: ЦИК |