Франция - представительная демократия. Государственные служащие в законодательной и исполнительной ветвях власти либо избираются гражданами (прямо или косвенно), либо назначаются выборными должностными лицами. Референдумы также могут быть созваны для непосредственных консультаций с французскими гражданами по конкретному вопросу, особенно по вопросу о поправке к Конституции.
Франция избирает на своем национальном уровне главу государства - президент - и законодательный орган.
Кроме того, граждане Франции избирают различные органы местного самоуправления. Также проводятся публичные выборы на некоторые неполитические должности, например, для судей судов, исполняющих трудовое право (consils de prud'hommes ), избираемых работниками и работодателями, или для судей, рассматривающих дела об аренде земли в сельской местности.
Французская политика обычно демонстрирует некоторые тенденции, характеризующие двухпартийную систему, в которой власть чередуется между относительно стабильными коалициями, каждая из которых возглавляется крупной партией: слева, Социалистическая партия, справа , Les Républicains и ее предшественники. Эта картина была нарушена в 2017 году, когда ни один из кандидатов от этих партий не вышел во второй тур президентских выборов, а вновь сформированная партия En Marche! получила и президентское кресло, и <120.>Комфортное большинство в Национальном Собрании.
Выборы проводятся в соответствии с правилами, изложенными в Конституции Франции, организационных законах (lois organiques) и избирательном кодексе. Голосование не является обязательным.
Выборы проводятся по воскресеньям. Кампании заканчиваются в полночь в пятницу перед выборами; затем, в воскресенье, посвященное выборам, по закону нельзя публиковать опросы, предвыборные публикации и трансляции. Избирательные участки открываются в 8:00 и закрываются в 18:00 в малых городах или в 20:00 в городах, в зависимости от решения префектуры. По закону публикация результатов или оценок до этого времени запрещена; такие результаты, однако, часто доступны в СМИ, например Бельгия и Швейцария, или с зарубежных Интернет-сайтов до этого времени. Таким образом, первая оценка результатов известна в воскресенье, в 20:00 по парижскому времени; одним из следствий этого является то, что избиратели, например, Французская Гвиана, Мартиника и Гваделупа знали вероятные результаты выборов до закрытия избирательных участков. Утверждалось, что это мешает голосовать в этих местах. По этой причине с 2000-х годов выборы во французских владениях в Америке, а также в посольства и консульства там проводятся по субботам в качестве особого исключения.
Следующие выборы состоятся в 2022 году. Нынешний президент Эммануэль Макрон имеет право на переизбрание в этом году.
За исключением сенаторских выборов, для которых существует коллегия выборщиков, избирателями являются французские граждане старше 18 лет, зарегистрированные в списках избирателей. Люди автоматически регистрируются по достижении 18-летнего возраста. На муниципальных и европейских, но не национальных выборах, граждане других стран Европейского Союза в возрасте 18 лет и старше могут голосовать во Франции. Регистрация не является обязательной, но отсутствие регистрации исключает возможность голосования.
Граждане могут зарегистрироваться либо по месту жительства, либо в том месте, где они числятся налогоплательщиками по местным налогам не менее 5 лет, но не более чем в одном месте. Граждане, проживающие за рубежом, могут зарегистрироваться в консульстве региона, в котором они проживают.
Только граждане, законно зарегистрированные в качестве избирателей, могут баллотироваться на государственные должности.
Существуют исключения из вышеуказанных правил. Осужденные преступники могут быть лишены своих гражданских прав, в том числе права голоса, на определенный период времени в зависимости от преступления. В частности, избранные должностные лица, злоупотребляющие государственными средствами, могут быть лишены права баллотироваться на государственные государственные должности на срок до 10 лет. Применение таких правил в отношении некоторых политиков вызывает споры; см., например, случай Алена Жюппе.
Голосование по доверенности возможно, когда гражданин не может легко прийти на избирательный участок (причины включают: проблемы со здоровьем, гражданин не проживает в избирательном округе, он или она отсутствует за работу или отпуск он или она находится в тюрьме, но еще не осужден и лишен гражданских прав и т. д.) Гражданин назначает доверенное лицо, которое должно быть избирателем из той же коммуны. Назначение доверенного лица должно производиться перед дееспособным свидетелем: судьей, судебным секретарем или служащим судебной полиции, или, за пределами Франции, перед послом или консулом. В случае инвалидов или тяжело больных людей, сотрудник судебной полиции или его представитель может быть отправлен в дом гражданина для засвидетельствования назначения. Эта процедура призвана избежать давления на избирателей.
На всех выборах, когда для данной области избирается одно должностное лицо, включая два основных общенациональных выбора (выборы Президента Республики и выборы членов Национального собрания ), используется второй тур голосования.
Для выборов в Европейский парламент и некоторых местных выборов используется пропорциональное голосование.
577 членов Национального собрания избираются по двухтуровой системе с одномандатными округами. Чтобы быть избранным в первом туре, кандидат должен получить абсолютное большинство поданных голосов, а также получить голоса, равные как минимум 25% имеющих право голоса избирателей в своем округе. Если ни один из кандидатов не удовлетворяет этим условиям, проводится второй тур голосования. Большинство округов проходят во второй тур выборов. К участию допускаются только кандидаты первого тура при поддержке не менее 12,5% имеющих право голоса, но если только 1 кандидат соответствует этому стандарту, два кандидата с наибольшим количеством голосов в первом туре могут продолжить участие во втором туре. Во втором туре избирается кандидат с множеством . Из 577 округов 539 находятся в столичной Франции, 27 - в заморских департаментах и территориях и 11 - для французских граждан, проживающих за границей.
Первичные выборы в зарегистрированных политических партиях используются для отбора кандидатов в президенты на всеобщих выборах. Праймериз также используют второй тур голосования в два тура, когда в партии участвует несколько кандидатов. (см. Категория: Первичные выборы во Франции ). Открытые праймериз, в которых любой правомочный избиратель может участвовать с минимальными требованиями, также проводятся.
Как правило, голосование проводится с использованием бумаги и ручного подсчета. Избиратель получает заранее распечатанный избирательный бюллетень (бюллетень) со стола у входа в кабинет для голосования (они также выдаются по почте), а также конверт. Избиратель входит в занавешенную кабину (изолуар), где он скрыт от глаз, и вкладывает заполненный бюллетень в конверт. Они подходят к урне для голосования и могут показать свою регистрационную карточку избирателя (не обязательно), а также должны подтвердить свою личность (в мегаполисах с более чем 5000 жителей необходимо предъявить удостоверение личности). После того, как должностные лица подтвердили свое право голоса, урна для голосования открывается, и избиратель вкладывает конверт. Один из чиновников традиционно громко объявляет: «Голосовал!». Это чисто церемониальный характер и имеет двоякое значение: голос (голос) избирателя будет учтен, и он выполнил свой гражданский долг. Затем избиратель подписывает список избирателей, и его регистрационная карточка избирателя ставится штампом.
При использовании электронного голосования процедуры различаются. Он не получил широкого распространения во Франции, но используется в некоторых городах, несмотря на разногласия по поводу его безопасности и эффективности.
Кандидат | Партия | 1-й раунд | 2-й раунд | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Голосов | % | Голосов | % | ||||
Эммануэль Макрон | En Marche! | EM | 8,656,346 | 24,01 | 20,743,128 | 66,10 | |
Марин Ле Пен | Национальный фронт | FN | 7,678,491 | 21,30 | 10,638,475 | 33.90 | |
Франсуа Фийон | Республиканцы | LR | 7212995 | 20.01 | |||
Жан-Люк Меланшон | La France Insoumise | FI | 7,059,951 | 19,58 | |||
Бенуа Хамон | Социалистическая партия | PS | 2,291,288 | 6,36 | |||
Николя Дюпон-Эньян | Debout la France | DLF | 1,695,000 | 4,70 | |||
Жан Лассаль | Резистон! | 435 301 | 1,21 | ||||
Филипп Путу | Новая антикапиталистическая партия | НПА | 394,505 | 1.09 | |||
Франсуа Асселено | Народный республиканский союз | УПО | 332,547 | 0,92 | |||
Натали Арто | Лютте Овриер | LO | 232,384 | 0,64 | |||
Жак Шеминад | Солидарность и Прогресс | SP | 65,586 | 0,18 | |||
Итого | 36,054,394 | 100,00 | 31,381,603 | 100,00 | |||
Действительные голоса | 36,054,394 | 97,43 | 31,381,603 | 88,48 | |||
Пустые бюллетени | 659,997 | 1,78 | 3,021,499 | 8,52 | |||
Нулевые бюллетени | 289,337 | 0,78 | 1,064,225 | 3,00 | |||
Явка | 37 003 728 | 77,77 | 35 467 327 | 74,56 | |||
Воздержавшиеся | 10 578 455 | 22,23 | 12,101,366 | 25,44 | |||
Зарегистрированные избиратели | 47,582,183 | 47,568,693 | |||||
Официальные результаты, опубликованные Конституционным советом - Результат 1-го тура ·Результат 2-го тура |
Партии и коалиции | Первый раунд | Второй раунд | Всего | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Мест | Голоса | % | Мест | Сиденья | % | |||||
La République En Marche! | LREM | 6,391,269 | 28,21 | 2 | 7,826,245 | 43,06 | 306 | 308 | 53,38 | |||
Демократическое движение | MoDem | 932,227 | 4,12 | 0 | 1,100,656 | 6,06 | 42 | 42 | 7,28 | |||
Президентское большинство (в центре) | 7323496 | 32,33 | 2 | 8,926,901 | 49,11 | 348 | 350 | 60,66 | ||||
Республиканцы | LR | 3,573,427 | 15,77 | 0 | 4,040,203 | 22,23 | 112 | 112 | 19,41 | |||
Союз демократов и независимых | UDI | 687,225 | 3,03 | 1 | 551,784 | 3,04 | 17 | 18 | 3,12 | |||
Разное право | DVD | 625,345 | 2,76 | 0 | 306,074 | 1,68 | 6 | 6 | 1,04 | |||
Парламентское право | 4,885,997 | 21,57 | 1 | 4,898,061 | 26,95 | 135 | 136 | 23,57 | ||||
Социалистический Па rty | PS | 1,685,677 | 7,44 | 0 | 1,032,842 | 5,68 | 30 | 30 | 5,20 | |||
Разное слева | DVG | 362,281 | 1,60 | 1 | 263,488 | 1,45 | 11 | 12 | 2,08 | |||
Радикальная партия левых | PRG | 106,311 | 0,47 | 0 | 64,860 | 0,36 | 3 | 3 | 0,52 | |||
Парламентские левые | 2,154,269 | 9,51 | 1 | 1,361,190 | 7,49 | 44 | 45 | 7,80 | ||||
La France Insoumise | FI | 2,497,622 | 11,03 | 0 | 883,573 | 4,86 | 17 | 17 | 2,95 | |||
Коммунистическая партия Франции | PCF | 615,487 | 2,72 | 0 | 217,833 | 1,20 | 10 | 10 | 1,73 | |||
Национальный фронт | FN | 2,990,454 | 13,20 | 0 | 1,590,869 | 8,75 | 8 | 8 | 1,39 | |||
Регионалисты | REG | 204,049 | 0,90 | 0 | 137,490 | 0,76 | 5 | 5 | 0,87 | |||
Разное | DIV | 500 309 | 2,21 | 0 | 100,574 | 0,55 | 3 | 3 | 0,52 | |||
Экологи | ЭКО | 973 527 | 4,30 | 0 | 23,197 | 0,13 | 1 | 1 | 0,17 | |||
Debout la France | DLF | 265,420 | 1,17 | 0 | 17,344 | 0,10 | 1 | 1 | 0,17 | |||
Крайне правый | EXD | 68,320 | 0,30 | 0 | 19,034 | 0,10 | 1 | 1 | 0,17 | |||
Крайний левый | EXG | 175,214 | 0,77 | 0 | – | – | – | 0 | 0,00 | |||
Итого | 22,654,164 | 100,00 | 4 | 18,176,066 | 100,00 | 573 | 577 | 100,00 | ||||
Действительные голоса | 22,654,164 | 97,78 | 18,176,066 | 90,14 | ||||||||
Пустые бюллетени | 357,018 | 1,54 | 1,409,784 | 6,99 | ||||||||
Нулевые бюллетени | 156326 | 0,67 | 578,765 | 2,87 | ||||||||
Явка | 23,167,508 | 48,70 | 20,164,615 | 42,64 | ||||||||
Воздержавшиеся | 24,403,480 | 51,30 | 27,128,488 | 57,36 | ||||||||
Зарегистрированные избиратели | 47 570 988 | 47 293 103 | ||||||||||
Источник: Министерство внутренних дел |
Помимо президентских и парламентских выборов, во Франции также есть муниципальные, кантональные, региональные, европейские и (непрямые) выборы в сенат.
Региональные выборы проводятся с 1986 года для избрания региональных советников и региональных президентов: все избираются на шестилетний срок.
Выборы французской делегации в Европейский парламент проводятся каждые пять лет.
Французские сенаторы обновляются наполовину каждые шесть лет посредством косвенного коллегия выборщиков, состоящая из выборных должностных лиц и генеральных, региональных и некоторых местных советников.
Муниципальные выборы для избрания мэров и советников городов проводятся каждые шесть лет.
Конституция Франции определяет в статье 3, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума ». Конституция описывает два способа проведения референдума:
Конституция прямо заявляет, что референдум может быть назначен только на основании правительственного законопроекта, «который касается организации органов государственной власти или реформ, связанных с к экономической или социальной политике нации, а также к государственным службам, участвующим в ней, или которые предусматривают разрешение на ратификацию договора, который, хотя и не противоречит Конституции, может повлиять на функционирование институтов "(статья 11 Конституции).
Вторая процедура проведения референдума имеет несколько ограничений:
Вторая процедура проведения референдума была добавлена в Конституцию в 2008 году, и она до сих пор не вступила в силу (т.к. 2013 г.). Он вступит в силу, когда соответствующий закон будет принят парламентом.
Конституция Франции может быть изменена двумя способами:
Большинство поправок к конституции прошли через парламентское большинство в Конгрессе.
Ратификация договоров о присоединении государств к ЕС должна пройти ту же процедуру, что и внесение поправок в Конституцию Франции. Все ратификации прошли подавляющее большинство в парламенте, за исключением первого расширения ЕС в 1973 году.
В Пятой республике :