Пока
излучение черного тела (не показано) не выходит из системы, атомы в тепловом агитации претерпевают существенно упругие столкновения. В среднем два атома отскакивают друг от друга с той же кинетической энергией, что и до столкновения. Пять атомов окрашены в красный цвет, поэтому их траектории движения легче увидеть.
упругое столкновение - это столкновение двух тел, при котором общая кинетическая энергия двух тел остается то же. В идеальном, идеально упругом столкновении нет чистого преобразования кинетической энергии в другие формы, такие как тепло, шум или потенциальная энергия.
Во время столкновения небольших объектов кинетическая энергия сначала преобразуется в потенциальную энергию, связанную с силой отталкивания между частицами (когда частицы движутся против этой силы, т.е. угол между силой и относительной скоростью тупой), тогда эта потенциальная энергия преобразуется обратно в кинетическую энергию (когда частицы движутся с этой силой, т.е. угол между силой и относительной скоростью острый).
Столкновения атомов являются упругими, например Резерфордовское обратное рассеяние.
Полезный частный случай упругого столкновения - это когда два тела имеют равную массу, и в этом случае они просто обмениваются импульсами.
молекулы - в отличие от атомов - газа или жидкости редко испытывают идеально упругие столкновения, поскольку кинетические Между поступательным движением молекул и их внутренними степенями свободы происходит обмен энергией при каждом столкновении. В любой момент половина столкновений в той или иной степени являются неупругими столкновениями (пара после столкновения обладает меньшей кинетической энергией в своих поступательных движениях, чем прежде), а половину можно описать как «сверхупругие» ”(Обладая большей кинетической энергией после столкновения, чем до этого). В среднем по всему образцу, столкновения молекул можно рассматривать как по существу упругие, если закон Планка запрещает фотонам черного тела уносить энергию из системы.
В случае макроскопических тел идеально упругие столкновения - это идеал, который никогда не реализуется полностью, но приближается к взаимодействию таких объектов, как бильярдные шары.
При рассмотрении энергий возможная энергия вращения до и / или после столкновения также может играть роль.
Содержание
- 1 Уравнения
- 1.1 Одномерный ньютоновский
- 1.1.1 Примеры
- 1.1.2 Выведение решения
- 1.1.3 Система центра масс
- 1.2 Одномерная релятивистский
- 1.3 Релятивистский вывод с использованием гиперболических функций
- 2 Двумерный
- 2.1 Двумерное столкновение с двумя движущимися объектами
- 3 См. также
- 4 Ссылки
- 5 Внешние ссылки
Уравнения
Одномерный ньютоновский
Воспроизвести медиа Профессор
Уолтер Левин, объясняющий одномерные упругие столкновения
В упругом столкновении импульс и кинетическая энергия сохраняется. Рассмотрим частицы 1 и 2 с массами m 1, m 2 и скоростями u 1, u 2 до столкновения, v 1, v 2 после столкновения. Сохранение полного импульса до и после столкновения выражается следующим образом:
Аналогично, сохранение общей кинетической энергии выражается следующим образом:
Эти уравнения можно решить напрямую, чтобы найти , когда известны:
Если обе массы одинаковы, у нас есть тривиальное решение:
- .
Это просто соответствует обмену телами начальных скоростей друг к другу.
Как и следовало ожидать, решение инвариантно относительно добавления константы к ll скоростей, что похоже на использование системы отсчета с постоянной поступательной скоростью. Действительно, чтобы вывести уравнения, можно сначала изменить систему отсчета так, чтобы одна из известных скоростей была равна нулю, определить неизвестные скорости в новой системе отсчета и преобразовать обратно в исходную систему отсчета.
Примеры
- Шар 1: масса = 3 кг, скорость = 4 м / с
- Шар 2: масса = 5 кг, скорость = −6 м / с
После столкновения :
- Шар 1: скорость = -8,5 м / с
- Шар 2: скорость = 1,5 м / с
Другая ситуация:
Упругое столкновение неравных масс.
На иллюстрации случай равной массы .
Упругое столкновение равных масс
Упругое столкновение масс в системе с движущейся структурой ссылка
В предельном случае, когда намного больше, чем , например, ракетка для пинг-понга, ударяющая по мячу для пинг-понга или внедорожник, ударяющий по мусорному ведру, более тяжелая масса почти не меняет скорость, в то время как более легкая масса отскакивает, изменяя свою скорость примерно вдвое, чем тяжелая.
В случае большого значение мала, если массы примерно то же самое: столкновение с гораздо более легкой частицей не сильно меняет скорость, удар по гораздо более тяжелой частице заставляет быструю частицу отскакивать назад с высокой скоростью. Вот почему замедлитель нейтронов (среда, которая замедляет быстрые нейтроны, тем самым превращая их в тепловые нейтроны, способные поддерживать цепную реакцию ) представляет собой материал, наполненный атомами с легкими ядрами, которые не легко поглощают нейтроны: самые легкие ядра имеют примерно такую же массу, как нейтрон.
Вывод решения
Вывести приведенные выше уравнения для , переставьте уравнения кинетической энергии и импульса:
Разделив каждую сторону верхнего уравнения на каждую сторону нижнего уравнения и используя , дает:
- .
Это То есть, относительная скорость одной частицы относительно другой меняется на противоположную в результате столкновения.
Теперь приведенные выше формулы следуют из решения системы линейных уравнений для , относительно как константы:
Один раз определено, можно найти по симметрии.
Система центра масс
По отношению к центру масс обе скорости меняются в результате столкновения: тяжелая частица медленно движется к центру масс и отскакивает назад с той же низкой скоростью. скорость, и легкая частица быстро движется к центру масс и отскакивает обратно с такой же высокой скоростью.
Скорость центра масс не изменяется при столкновении. Чтобы увидеть это, рассмотрим центр масс в момент до столкновения и время после столкновение:
- .
Следовательно, скорости центра масс до и после столкновения равны:
- .
Числители и - суммарные импульсы до и после столкновения. Поскольку импульс сохраняется, мы имеем .
Одномерный релятивистский
Согласно специальной теории относительности,
Где p обозначает импульс любой частицы с массой, v обозначает скорость, а c - скорость света.
В кадре центра импульса, где полный импульс равен нулю,
- .
Здесь представляют массы покоя es двух сталкивающихся тел, представляют их скорости до столкновения, их скорости после столкновения, их импульсы, - скорость света в вакууме, а обозначает полную энергию, сумму масс покоя и кинетических энергий двух тел.
Поскольку полная энергия и импульс системы сохраняются, а их массы покоя не изменяются, показано, что импульс сталкивающегося тела определяется массами покоя сталкивающихся тел, полной энергией и общий импульс. Относительно центра импульса системы импульс каждого сталкивающегося тела не меняет величину после столкновения, но меняет направление своего движения на противоположное.
По сравнению с классической механикой, которая дает точные результаты, имея дело с макроскопическими объектами, движущимися намного медленнее, чем скорость света, общий импульс двух сталкивающихся тел равен кадру- зависимый. В системе отсчета центра импульса, согласно классической механике,
Это согласуется с релятивистским расчетом , несмотря на другие различия.
Один из постулатов специальной теории относительности гласит, что законы физики, такие как сохранение количества движения, должны быть инвариантными во всех инерциальных системах отсчета. В общей инерциальной системе отсчета, где полный импульс может быть произвольным,
Мы можем рассматривать два движущихся тела как одну систему, общий импульс которой равен , полная энергия и его скорость - это скорость его центра r массы. Относительно центра системы отсчета количества движения полный импульс равен нулю. Можно показать, что определяется как:
Теперь скорости до столкновения в центре импульса кадра и :
Когда и ,
- ≈
- ≈
- ≈ ≈
- ≈
- ≈
- ≈
- ≈ ≈
- ≈
Следовательно, классический расчет верен, когда скорость обоих сталкивающихся тел намного ниже скорости света (~ 300 миллионов м / с).
Релятивистский вывод с использованием гиперболических функций
Мы используем так называемый параметр скорости (обычно называемый быстротой ), чтобы получить:
, следовательно, мы получаем
релятивистский энергия и импульс выражаются следующим образом:
Уравнение суммы энергии и импульса сталкивающихся масс и , (скорости , , ,соответствуют параметрам скорости , , , ) после деления на соответствующую мощность следующие:
и зависимое уравнение, сумма приведенных выше уравнений:
вычесть в квадрате обе стороны уравнения «импульс» из «энергии» и использовать тождество , после простоты получаем:
для ненулевой массы с использованием гиперболического тригонометрического тождества cosh (a – b) = cosh (a) cosh (b) - sinh (b) sinh (a), получаем:
как функции даже если мы получаем два решения:
из последнего уравнения, приводящего к нетривиальному решению, мы решаем и подставляем в зависимое уравнение, получаем , а затем , имеем:
Это решение проблемы, но выражается параметрами скорость. Возвратная подстановка для получения решения для скоростей:
Подставьте предыдущие решения и замените: и , после долгого преобразования, с заменой: получаем:
- .
Два -мерный
В случае двух сталкивающихся тел в двух измерениях общая скорость каждого тела должна быть разделена на две перпендикулярные скорости: одна касательная к общим нормальным поверхностям сталкивающихся тел в точке контакта, другой - по линии столкновения. Поскольку столкновение передает силу только вдоль линии столкновения, скорости, касающиеся точки столкновения, не изменяются. Затем скорости вдоль линии столкновения можно использовать в тех же уравнениях, что и для одномерного столкновения. Конечные скорости затем могут быть рассчитаны из двух новых компонентных скоростей и будут зависеть от точки столкновения. Исследования двумерных столкновений проводятся для многих тел в рамках двумерного газа.
Двумерного упругого столкновения
В системе отсчета импульса в любое время Скорости двух тел противоположны, а их величина обратно пропорциональна массам. При упругом столкновении эти величины не меняются. Направления могут меняться в зависимости от формы тел и точки удара. Например, в случае сфер угол зависит от расстояния между (параллельными) путями центров двух тел. Возможно любое ненулевое изменение направления: если это расстояние равно нулю, скорости при столкновении меняются на противоположные; если он близок к сумме радиусов сфер, два тела отклоняются лишь незначительно.
Предполагая, что вторая частица находится в состоянии покоя перед столкновением, углы отклонения двух частиц, и , связаны с углом отклонения в системе центра массы на
Значения скоростей частиц после столкновения:
Двумерное столкновение с двумя движущимися объектами
Конечные компоненты скоростей x и y первого шара могут быть рассчитаны как:
где v 1 и v 2 - скалярные размеры две исходные скорости объектов, m 1 и m 2 - их массы, θ 1 и θ 2 - их углы движения, то есть (это означает, что движение прямо вниз вправо составляет либо угол -45 °, либо угол 315 °), и строчные буквы phi (φ) - контактный угол. (Чтобы получить скорости второго шара по осям x и y, нужно поменять местами все индексы «1» на индексы «2».)
Это уравнение выводится из того факта, что взаимодействие между двумя телами легко вычисляется по краю контакта, то есть скорости объектов можно рассчитать в одном измерении, вращая оси x и y, чтобы они были параллельны углу контакта объектов, а затем повернули обратно в исходную ориентацию, чтобы получить истинное x и y компоненты скоростей
В безугловом представлении измененные скорости вычисляются с использованием центров x1и x2во время контакта как
где угловые скобки указывают на внутреннее произведение (или скалярное произведение ) двух векторов.
См. Также
Ссылки
Общие ссылки
- Раймонд, Дэвид Дж. «10.4.1 Упругие столкновения». Радикально современный подход к вводной физике: Том 1: Основные принципы. Сокорро, Нью-Мексико: New Mexico Tech Press. ISBN 978-0-9830394-5-7.
Внешние ссылки
- Разрешение столкновений твердых тел в трех измерениях, включая вывод с использованием законов сохранения
- VNE Rigid Body Моделирование столкновений Небольшой трехмерный движок с открытым исходным кодом с простой для понимания реализацией упругих столкновений в C
- Визуализация двухмерных столкновений Бесплатное моделирование столкновения двух частиц с настраиваемым пользователем коэффициентом восстановления и скоростями частиц (Требуется Adobe Shockwave)
- Двумерные упругие столкновения без тригонометрии Объяснение того, как рассчитать двухмерные упругие столкновения с использованием векторов
- Bouncescope Бесплатный симулятор упругих столкновений десятков настраиваемых пользователем объектов
- Управление столкновением мяча с мячом с помощью Flash Скрипт Flash для управления упругими столкновениями между любым количеством сфер
- Вывод упругих столкновений
- Вывод формулы упругого столкновения, если скорость одного из шариков равна 0