Эль-Перу (город майя)

редактировать
Археологические раскопки доколумбовых майя в Гватемале Резной алтарь из Эль-Перу ( Вака ') в Гватемале.

Эль-Перу (также известном как Вака ), является доколумбовой майя археологические раскопки, занятые в период доклассического и классического культурной хронологии (примерно с 500 г. до н.э. до 800 г. н.э.). Это место было столицей майя города-государства и расположено недалеко от берега реки Сан-Педро в департаменте Петен на севере Гватемала. Эль-Перу находится в 60 км (37 миль) к западу от Тикаля.

Содержание

  • 1 Исследование
  • 2 Этимология
  • 3 История
  • 4 Торговая мощь
  • 5 Население и расположение
  • 6 Недавние открытия
    • 6.1 Эмблема Глиф
      • 6.1.1 Ранняя классика
      • 6.1.2 Поздняя классика
    • 6.2 Стела 15
    • 6.3 Стела 16
    • 6.4 Стела 30
    • 6.5 Стела 34
    • 6.6 Могила леди К'абель
    • 6.7 Могила двух женщин
    • 6.8 Могила № 39
      • 6.8.1 23 Керамические статуэтки
      • 6.8.2 Фигурка в стиле ольмеков
    • 6.9 Депозитарий группы Толок
    • 6.10 Королева воинов майя
    • 6.11 Алтарь Эль Перу
  • 7 Эль Перу сегодня
  • 8 Примечания
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Исследования

Майя город Вака был вновь открыт разведчиками нефти в 1960-х годах. В 1970-е годы Ян Грэм, исследователь из Гарварда, задокументировал памятники на этом месте. Затем в 2003 году Дэвид Фрейдель из Южного методистского университета и Эктор Эскобедо из Университета Сан-Карлоса начали раскопки Вака'.

Этимология

Это место было названо «Эль Перу», когда было открыто заново в двадцатом веке. Иероглифы, идентифицированные и расшифрованные на этом месте, указывают на то, что древнее название этого места было Вака. Хотя оба названия в настоящее время используются как синонимы, Эль Перу преобладает на существующих картах. В опубликованной литературе обычно используется объединенное название Эль Перу-Вака.

История

Первая зарегистрированная встреча между Теотиуаканом и майя произошла в Ваке в 378 году, за 10 дней до их прибытия в Тикаль. Этот момент известен среди мезоамериканских археологов как «Ла Энтрада». На ранних этапах ранней классики Вака был союзником Тикала.

Вака, однако позже предал Тикаля и заключил союз с Калакмулом. Этот союз был укреплен К'инич Балам («Ягуар с лицом Солнца»), который правил с конца 7-го до начала 8-го века и был женат на леди Т'аби, королевской принцессе из Калакмул, столица династии Кан в то время. Этот союз был политическим маневром, который связал Эль-Перу (К'инич Балам) с Калакмулом и его лидером Юкном Чином в военный союз. Леди Т'аби позже получила титул ix kaloomté («императрица» или «военачальник»), высокий титул, используемый в древних текстах майя . Юкном Чин пытался собрать несколько царств майя в более крупное государство

Падение Ваки, вероятно, было инициировано его союзом с Калакмулом. После возрождения Тикаля после перерыва в поздней классике, Калакмул пал перед его военной мощью. Правитель Калакмула Йик'ин Чан К ' Авил, вероятно, брат леди Т'аби, был побежден, взят в плен и принесен в жертву на центральной площади Тикаля в 732 году. Вака 'был преобразован в вассальное государство Тикаля. Йик' в Чан Кавиил победил Ваку 'в 743. После своей победы он взял изображение небесного змея из Ваки и принес его в Тикаль. Согласно Роберту Шареру, небесный змей, возможно, был божеством-покровителем Ваки. Доказательства поступка Икинь Чана Кавиила можно найти в Храме Тикаля IV. Не прошло и года, как он победил Наранджо. Вака 'в конечном итоге был разрушен десятью годами позже, событие t Это включало захват и принесение в жертву преемника Кинич Балама.

Торговая сила

В качестве торговой державы Вака 'находилась недалеко от реки Сан-Педро, которая текла на запад от реки Петен. Вака также имел доступ к сухопутному маршруту с севера на юг. Этот маршрут соединял юг Кампече и Петен. Близкое расположение к доминирующим майя столицам Калакмул и Тикаль способствовало торговой мощи Ваки. На рынок Waka входили кукуруза, фасоль, перец чили, авокадо, чикл и латекс. Вака 'также добыл нефрит и кетцаль перья, которые использовались для изготовления костюмов.

Население и расположение

Около 400 жителей Вака 'насчитывало десятки тысяч человек. По словам Криса Хардмана в «Силе женщины в мире майя», это был политический пик города. Причиной высокой численности населения было идеальное расположение и торговая мощь города.

В городе были сотни зданий, четыре площадей и церемониальных центров. Археологи разделили Эль-Перу на разные группы и площади. Плаза 1 находится в центре участка. Другие площади, построенные по соседству с площадью 1, включают жилые комплексы. Северо-западная группа расположена около площади 1 и бейсбольной площадки. Группу Паал можно найти возле площади 2 и к югу от площади 1. К юго-востоку от площади 1 находятся группы Чок и Толок. Чуть ниже этих групп находится комплекс Мирадор.

Недавние открытия

В Ваке недавно было обнаружено несколько гробниц, которые способствуют пониманию прошлой культуры майя. Особенно важна «Могила царицы». Этот объект содержит останки женщины в гробнице, в которой хранится богатый ассортимент погребального инвентаря. Особое значение имеет наличие кровопускающих принадлежностей в виде церемониального шипа ската. Этот объект явно связан с областью гениталий человека и указывает на то, что королевские женщины практиковали кровопускание в гениталии ритуалы.

Дополнительная гробница для элитного человека была недавно обнаружена в пределах 18 метров высотой пирамида, расположенная в центральном ядре площадки. В камере гробницы, которая имеет длину 5,1 метра и ширину 1,5 метра, находилось богатое собрание погребального инвентаря, в том числе нефритовые подношения, ракушки артефакты, керамические сосуды, 12 игроков в мяч фигурки, лапы ягуара и камни из Восточного нагорья и Тихоокеанская низменность, которые использовались как знаки богатства. Ранняя дата гробницы, между c. 200 и 400, указывают на раннее региональное значение Ваки в южной низменности Майя.

Недавнее исследование на участке Сапоте Бобал предполагает сильную связь между этим местом и Эль-Перу. Возможно, Эль Перу оказал сильное влияние на династию с центром в Сапоте Бобаль.

Глиф эмблемы

Ранняя классика

Ранняя классика эмблема глиф Эль Перу состоит из глифа Аджав, соединенного с зооморфной головой. По словам Стэнли Пола Гюнтера, это похоже на логограмму Chapa (h) t . Гюнтер также считает, что зооморфная голова представляет собой сороконожку или существо с лицом, как у сороконожки. Главный знак этого символа - Вак. Гюнтер говорит, что это слово могло использоваться для обозначения сороконожки, однако в предшествующих знаниях о майя мало свидетельств.

Поздняя классика

Поздняя классика показывает переход от использования иконографической логограммы для эмблемы. глиф для использования слогов для написания имени.

Первоначально считалось, что «Эмблема Змеиной Головы» представляет Эль Перу. Эта идея пришла из пары украденных стеле , которые, как сказал Ян Грэм, пришли с этого места. Ученые Дэвид Стюарт, Стивен Хьюстон и другие нашли другой знак эмблемы , который, по их мнению, лучше отражает Эль Перу во время поздней классики.

Саймон Мартин первым изучил этот глиф в 2000 году. Эмблема включает два иероглифа. Первый глиф содержит три разных знака. Знак K'uh является префиксом глифа, и, согласно Стэнли Полу Гюнтеру из Южного методистского университета, этот знак используется для обозначения чего-то «божественного». Вторая часть иероглифа составляет мужская голова с пятном на щеке. Гюнтер говорит, что это, скорее всего, изображение бога кукурузы. Над ухом головы находится знак кинь. На верхней части мужской головы находится знак Дэвида Стюарта, а Стивен Хьюстон читается как Нал. Гюнтер говорит, что знак требует дальнейшего изучения, прежде чем его можно будет законно читать как Нал.

Второй иероглиф также содержит три знака. Глиф включает в себя Ajaw, титул лидера, суперфикс. Под этим знаком стоит слог ка. Слог wa составляет третий знак. Саймон Мартин говорит, что этот символ следует читать как Wak Ajaw. Он определил Вака как древний топоним Эль Перу. В статье Стэнли Пола Гюнтера «Эмблемный символ Эль Перу» он говорит, что -a 'относится к слову майя, используемому для обозначения воды. Следовательно, Вака 'означает «Вак-вода» или «Вак-место». Возможные значения слова вак включают число шесть или описание места на откосе. Последняя возможность происходит от слова wa ', что означает «встал».

Короли поздней классики отличались от ранней классики тем, что они прикрепляли вторую часть к эмблеме. Во второй части признаны новые правители и союз с Калакмулом.

Стелой 15

Стела 15 - это памятник, содержащий только глифы майя. Кейт Эппих датирует стелу 416 годом. Памятник содержит имена правителей до середины 4 века. Памятник также описывает, как иностранный военачальник Сиядж К'ахк, или Сиядж К'ак ' прибыл в Ваку в январе 378 г. Согласно эпиграфу Дэвиду Стюарту ( Майянисты), эта стела поддерживает идею о том, что Сиядж К'ахк «путешествует через Ваку» примерно за восемь дней до прихода к власти Тикаля.

Стела 16

Стела 16 был впервые нарисован Яном Грэмом в начале 1970-х годов, а затем в 2004 году Дэвидом Фрейделем.

Памятник, найденный в нескольких ярдах от Стелы 15, изображает человека в головной убор и царское облачение, как у правителей Теотиуакана. Мужчина держит стафилококк с головой птицы справа и сверток слева. Дэвид Фрейдель предполагает, что голова птицы является символом «совы-копьеносца ». Это имя использовалось для некоего царя Теотиуакана и отца Сияджа Каха. Эпиграф Стэнли Гюнтер расшифровал часть надписи майя на Стеле 16 и считает, что там написано «посадил [свой] знаменитый камень, Сиядж К'ахк». Фрейдель считает, что этот памятник - изображение военачальника, много лет спустя после того, как он путешествовал по Ваке ».

Стела 30

Текст стелы 30 описывает контакт Король Эль Перу Мах-Кина-Балам и его жена королю Ягуар-Пау из Калакмула. Стела говорит, что они участвовали вместе с другими королями из западных королевств в ритуале присоединения к Ягуаровой Лапе. Одним из этих королей, возможно, был Флинт-Небесный Бог К. из Дос Пилас, хорошо известный своими многочисленными пленниками. Стела описывает, как Мах-Кина-Балам и его жена были частью обрядов, завершающих период, и явили бога К скипетр Ягуаровой Лапе. Стела 30 также является доказательством посещения Ягуаровой Лапой Эль Перу.

Стела 34

Эта стела изображает женщину, идентифицированную как леди К'абель, которая описывается как леди-военачальник. Она была женой короля Кинич Бахлама II и дочерью Калакмула царя Юкнума Йич'аак К'ака. Стела была найдена мародером в 1960-х годах. Считается, что она датируется 692 годом. Стела 34 должна была быть расположена на одной из площадей.

Могила леди К'абель

В 2004 году могила, датируемая между 650 и 750, были обнаружены Хосе Амбросио Диас. В этой могиле хранятся останки женщины с высоким статусом. Гробница была идентифицирована как царская гробница из-за количества нефрита. Археологи полагают, что гробница может принадлежать леди К'абель, потому что предметы в гробнице похожи на ее изображение на Стеле 34. Гробница была найдена в главном дворе, под зданием. В гробнице было 23 сосуда, используемых для подношений, бус, ракушек и драгоценного камня. Этот драгоценный камень часто помещали на ко'хау, шлемы. Эти каски носили военачальники. Это говорит о том, что женщина была более могущественной, чем большинство женщин своего времени. Археологи не считают, что этот шлем обязательно означает, что она была военачальником. Скорее всего, она действовала как хранитель предметов, использованных в битвах.

Гробница двух женщин

В 2005 году археологи Мишель Рич и Дженнифер Пил нашли останки две, возможно, королевские женщины. Гробница имеет высоту 4 фута и длину 6,5 футов. Обе женщины лежали друг на друге, соприкасаясь спинами. Женщина внизу была беременна. На момент смерти им было от 25 до 35 лет. Считается, что эти женщины были царственными особами из-за их прекрасного состояния здоровья и сосудов в их гробнице. Рич считает, что эти женщины были принесены в жертву новым правителем, который стремился уничтожить нынешнюю семью, находящуюся у власти.

Погребение № 39

В 2006 году полевой директор Мишель Рич и ее Команда обнаружила обрушившуюся гробницу предполагаемого правителя, умершего в начале 7 века. Могильник № 39 находился на пирамиде O14-04 в «адосаде», также известной как парадная площадка. Гробница была запечатана каменной стеной, на которую археологам потребовалось пять дней. артефакты в этой гробнице включают расписные и резные кости, мозаику, нефрит, зеркала, фигурки в виде змей и керамические фигурки. Ценность предметов в этом захоронении предполагает, что этот человек был королем. Царь правил после Муваан-Бахлама и до К'инич-Бахлама II.

23 керамические статуэтки

В погребении № 39 была найдена группа из 23 фигурок. В статье Дэвида Фрейделя «Воскрешая Короля кукурузы» он обсуждает, как эти фигурки представляют собой изображение королевского двора, проводящего церемонию. В частности, на рисунках изображен царь, стоящий на коленях со скрещенными руками. Волосы фигуры короля похожи на волосы [бога кукурузы]. Поэтому Фрейдель называет неизвестного умершего Королем кукурузы. Рядом с королем - дух оленя, возможно, исцеляющий короля. Этот дух оленя, возможно, был способом, духом-товарищем другого царя, наблюдающего за церемонией.

Фигурка певицы вызывает дух оленя. Доказательством этого является косичка, связанная с шаманом. Она также залита красной краской, которая считается цветом жизни. Она держит под мышкой палочки, которые могли быть гусиными перьями или использоваться для счета. Рядом с певцом - карлик в головном уборе, похожем на оленя. Карлик держит ракушечную трубу, которую, возможно, использовали, чтобы вызвать оленей из подземного мира. Над карликом изображена жаба, часто символизирующая рождение в культуре [древних майя]. Две другие фигурки гномов в шлемах и выглядят так, будто собираются драться. Фрейдель предполагает, что это могут быть боксеры. Карл Таубе из Калифорнийского университета и Марк Зендер из Гарвардского университета считают, что бокс, возможно, был видом спорта древней Мезоамерики.

Две фигуры, Считается, что они являются преемниками Ваки и его королевы, расположены слева от духа оленя. Фигура короля называется Королем-писцом, потому что его головной убор напоминает обезьяну, а боги обезьян были связаны с писцами. Головной убор содержит зеленую маску внутри красной ракушки, удерживаемой большим пальцем. Фрейдель говорит, что это символ жизни, восходящей из преисподней и воскрешения души мертвого правителя.

Статуэтка в стиле ольмеков

Еще один примечательный предмет, найденный в захоронении № 39, включает ольмеков -подобная фигурка. Фигурку нашли севернее головы погребенного правителя. Он находился внутри двух сосудов типа «губа к губе» тайника. Внутренняя часть этих сосудов была покрыта красным пигментом, частично сделанным из киновари. Согласно Мишель Рич, древние майя связывали покрытые киноварью тайники, содержащие подношения, с воскрешающими правителями, а точнее богом кукурузы. Росток трилистника на макушке статуэтки является еще одним доказательством связи с богом кукурузы. По словам Мишель Рич, это используется как символ бога кукурузы.

Фигурка поднята одной ногой, возможно, демонстрирует танцевальное движение. Левая рука согнута, правая отсутствует. Верх головы фигурки образует плавник. Это либо рыба, либо акула. Рот фигурки напоминает рот ягуара и содержит зуб, очень похожий на зуб акулы. Глаза в форме полумесяца похожи на глаза ольмекского бога смерти, соединяющего фигурку со смертью. На низких веках фигурки видны перекрещенные полосы мотив справа и U-образная форма слева. Они часто используются как символы королевской власти. Фигурка также имеет гравировку в виде четырехлистника на оборотной стороне. Это говорит о том, что фигурка открывает путь в сверхъестественный мир.

Считается, что фигурка семейная реликвия танцующего мальчика, представителя воскрешения. Эта статуэтка была важным открытием, поскольку она свидетельствует о том, что древние майя знали о боге кукурузы ольмеков.

Месторождение группы Толок

A было найдено недалеко от основного жилого комплекса, обозначается экскаваторами как N14-2 группы Толок. В этом депозите были останки двух человек: двухлетнего ребенка в могиле № 18 и мужчины средних лет в могиле № 19. Мужчина был найден под лестницей №14-2, у него была табличная модификация черепа. Каждого из двух человек поместили между двумя камнями и закопали поверх битой керамики. Возможно, умершие были жертвами. Наряду с этими людьми были предметы, которые предположили, что месторождение использовалось для ритуального застолья, важного для установления социального положения. Среди предметов было много чаш, тарелок, ваз, костей животных, керамических фигурок головы ягуара и обезьяны в головном уборе, музыкальных инструментов. Кейт Эппич из Южного методистского университета считает, что предметы были намеренно сломаны в хранилище для ритуала пиршества. Местоположение месторождения указывает на ритуал пиршества. Ритуал происходил на лестнице N 14-2, обычном месте для ритуала посвящения под названием Оч-Отот, что означает «входит в дом». Этот ритуал был актом выплаты долга потусторонним силам и часто использовался при строительстве новой архитектуры. Эппич говорит, что эти два человека были принесены в жертву, а затем стали «душой» здания, N14-2.

Королева воинов майя

В октябре 2012 года предполагаемая гробница и останки важного майя королевы были обнаружены на месте. Во время раскопок под руководством Дэвида Фрейделя из Вашингтонского университета в Сент-Луисе была обнаружена гробница в главном пирамидальном храме города, которая была идентифицирована как принадлежащая леди Каабель, военному правителю царство Вак между 672 и 692 годами нашей эры. Тело внутри было похоронено с различными подношениями, включая «керамические сосуды, нефритовые украшения, каменные фигурки и небольшой алебастровый сосуд, вырезанный в форме раковины, из которой вырезаны голова и руки. старухи всплывают ». По словам исследовательской группы, иероглифы майя на обратной стороне кувшина включают имена «Рука Леди Кувшинки» и «Леди Змеиный Лорд». Считается, что оба имени относятся к леди К'абель, которая управляла королевством Вак для своей семьи, построившей империю Кан, или династии «Змеи», базирующейся в столице майя Калакмул.

алтаре Эль-Перу

В Эль-Перу был обнаружен алтарь с изображением четырехлистника на спине зооморфного существа, на котором сидит правитель.

«Хотя на изображении есть Примечательное сходство с Исапа Стела 8, текст алтаря Эль-Перу разъясняет значение четырехлистника, описывая его как tu yol ahk, «в сердце черепахи» или «в портале черепаха », отсылка к повествованию о возрождении бога кукурузы ».

Эль Перу сегодня

Хотя Вака открыт для публики, его трудно найти добраться до. Он расположен на вершине откоса в национальном парке Лагуна-дель-Тигре (часть биосферного заповедника майя ), в шести километрах к северу от реки Сан-Педро. До этого места можно добраться по трудному маршруту из Флореса, ближайшего города с аэропортом (Международный аэропорт Мундо Майя ).

Примечания

Библиография

  • Брей, Вероник, Лаура Гамез, Джеймс Л. Фитцсиммонс, Жан-Поль Метайли, Эди Барриос и Эдвин Роман (2004) Primeras noticias de Zapote Bobal, una ciudad maya clasica del norocidente de Peten, Гватемала. Mayab 17: 61-83.
  • Эппич, Кейт (2009). «Пир и жертвоприношение в Эль-Перу-Вака»: депозит N14-2 как посвящение ». Журнал PARI 10 (2): 1-16.
  • Фрейдель, Дэвид (2007). «Майя из прошлого и будущего». Археология 60 (5): 18-63.
  • Фрейдель, Дэвид, Мишель Рич и Ф. Кент Рейли III (2010). «Воскрешая Короля кукурузы». Археология 63 (5): 42-45.
  • Гюнтер, Стэнли Пол (2007). «На гербе Эль Перу». Журнал PARI 7 (2): 20-23.
  • Хардман, Крис (2008). «Сила женщины в мире майя». Americas 60 (3): 57-59.
  • Рич, Мишель, Дэвид Фрейдель, Ф. Кент Рейли III и Кейт Эппич (2010). "Фигурка в ольмекском стиле из Эль-Перу-Вака, Петен, Гватемала: предварительный отчет". Мексикон 17 (5) 115-122.
  • Шеле, Линда; Фрейдель, Дэвид (1990). Лес королей: невыразимая история древних майя. Нью-Йорк: Уильям Морроу и Компания, ИНК. Стр. 180–181.
  • Акционер, Роберт Дж. С Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 400. ISBN 0-8047-4817-9.

Внешние ссылки

Координаты : 17 ° 16′42 ″ N 90 ° 22′50 ″ W / 17,2783 ° N 90,3806 ° W / 17,2783; -90.3806

Последняя правка сделана 2021-05-18 10:19:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте