Люди Экити

редактировать
kìtì
Общая численность населения
~ 4,175,608 (2011-2016 гг.)
Регионы со значительной численностью населения
Штат Экити - 3,270,798 (2016)

Штат Ондо -775,420 . • Северный Акуре : 151,930. • Южный Акуре : 418,570. • Ифедор : 204,920

Штат Квара -129,390 . • Экити : 63,200. • Оке Эро : 66,190
Религия
В первую очередь :Христианство. Также :Религия йорубаИслам

Люди Экити - одна из крупнейших исторических подгрупп более крупных йоруба человек Западной Африки, расположенный в Нигерии. Они классифицируются как группа центральных йоруба, наряду с Иджеша, Игбомина, Ягба и Ифес. Штат Экити населен исключительно людьми Экити; тем не менее, это всего лишь сегмент исторической территориальной области групп, говорящих на языке экити, которая исторически включала города в штате Ондо, например, Акуре (нынешняя столица и крупнейший город Штат Ондо ), Илара-Мокин, Иджаре и Игбара-оке. Ирун, Огбаги, Эсе и Эрити в регионе Акоко, а также некоторые города в штате Квара также являются культурно Экити, хотя сегодня они принадлежат другим штатам.

Имя Экити является производным от более раннего термина Окити, что на языке йоруба означает «холмистый», что характеризует в целом холмистую местность, в которой обитают экити.

Содержание
  • 1 Язык и диалект
  • 2 География
  • 3 Местная администрация и население
  • 4 История
    • 4.1 Школа Атолагбе
    • 4.2 Школа Фалеган
    • 4.3 Последние события
  • 5 Источники
Язык и диалект

Язык, на котором обычно говорят люди экити, представляет собой особый диалект йоруба, также называемый «экити». Несмотря на сравнительно большой географический охват, экити остается относительно однородным в регионах, где на нем говорят. Диалект обычно переходит в ижеша речь на западе за хребтом Эффон, и на Игбомина на севере и северо-западе в направлении города Ому Аран., оба из которых все еще находятся в Континууме Центральных Йоруба. К северо-востоку, вдали от города Иколе и Омуо, диалект постепенно переходит в типы ягба и иджуму соответственно.

География

Экити занимают площадь 8,557 км² и культурно связаны Игбоминой на севере и Ижешас на западе ( традиционная культурная граница Экити-Ижеша, проходящая в Ипету-Ижеша ). Ондо расположены на юго-западе, Овос на юго-востоке, и Акокос, Ягбас и Иджумус на северо-востоке.

Экити. Штат, как правило, представляет собой возвышенную зону с высотами выше 450 м. Около Акуре высота падает примерно до 360 метров. Он расположен на территории, подстилаемой метаморфической породой, и, как правило, представляет собой холмистую местность с характерным ландшафтом, состоящим из старых равнин, разбитых крутыми выходами на поверхность, которые могут встречаться единично, группами или гребнями. Такие обнажения можно увидеть в местах в Арамоко, Эфон-Алайе, Икере-Экити, Игбара-одо и Окемеси-Экити среди других. Изрезанные холмы усеивают ландшафт, среди которых выделяются холмы Олосунта в Икере-Экити на юге, хребет Эффон, который проходит в продольном направлении вокруг Эфон-Алайе на западной границе, и холмы Адо в центре. Топография была, пожалуй, единственной сильнейшей причиной того, что Экитис так и не стал политически единым целым. В этом районе тропический климат с двумя разными сезонами: сезон дождей, который длится с апреля по октябрь, и сухой сезон, который начинается в конце ноября и заканчивается в марте. Диапазон температур от 21 ° C до 28 ° C при высокой влажности. На юге растительность в основном представлена ​​тропическими лиственными лесами, тогда как на северной периферии можно наблюдать саванны смешанного / производного типа.

Местная администрация и население

После 1854 года Акуре и другие города Экити попали под власть Ибадана, и многие поселения были разрушены. Это продолжалось до восстания в 1876 году, за которым последовала длительная война между штатами йоруба, в которой Экитис объединил силы с ижеша и некоторыми городами Акоко в виде клановой конфедерации, известной как Экити Парапо, чтобы противостоять правлению Ибадана, во главе с вождем Фабунми из Окэ-Имеси и вождь Угеденгбе Ижешаланд.

К ​​концу XIX века британцы, опираясь на свою колонию в Лагосе, установили протекторат над этой территорией, хотя и правили через «туземцев». "администрации. Они стремились объединить королевства Экити в этом регионе в единую административную единицу, чтобы противостоять сопротивлению народа Экити, предпочитавшего местную автономию. В 1899 году Экити и Илеша образовали северо-восточную часть протектората. В 1915 году Экити, Ово и Ондо были объединены, чтобы сформировать провинцию Ондо со штаб-квартирой в Акуре.

Рассматривая создание местных властей в Оке-Имо, Илеса в 1900 году майором Ривом Такером и реорганизацией Северо-Восточного округа в декабре 1912 года; разделение Иджеса, Экити и других областей 1 января 1913 года и создание Экити коренных властей со штаб-квартирой в Адо-Экити, конфликты и агитация за местную автономию проникли в политику традиционных институтов Экитиленда. Когда в 1913 году британцы переместили свой административный центр района Экити в Адо-Экити, где правят эви, изменение политического статуса Адо-Экити вызвало желание других традиционных властей по всему Экитиленду повысить спрос на местные автономии. Усиление борьбы не придало правдоподобности тому факту, что Адо-Экити, который в конечном итоге был выбран, уже был официальной и главной административной столицей Экитиленда с 1 января 1913 года, и агитаторам не приходило в голову, что со временем он стал вторым домом для все люди Экити, независимо от их родного города или места происхождения. Следовательно, борьба за актуальность и превосходство, которая продолжала поднимать голову, заслуживает более полного изучения, и требуется понимание, если мы хотим найти долговременные решения.

В том же духе, когда британцы обсуждали идею признания верховного правителя Экитиленда; как это было в Иджебу и Эгбалэнде, где Авуджале и Алаке стали главными правителями; его агенты столкнулись с сопротивлением Экити Обаса, который выступал против включения в список и роли традиционных правителей на встречах Оке-Имо. Попытка британских колонистов навязать единоличную туземную власть в Экитиленде, преследуя свою политику непрямого правления, потерпела неудачу из-за отказа Экити Обаса от теории превосходства. Любые попытки дальнейшей централизации традиционных политических властей под эви Адо-Экити с Адо-Экити в качестве столицы Экитиленда, несмотря на изобретательность его экспериментов, также встречали сопротивление. Создание колониальных территорий, которые преобразовались в современные государства после того, как различные колониальные интересы оставили Африку, привело к разделению существующих традиционных сообществ. Провинция Ондо позже стала частью Западного государства. В 1976 году было сформировано старое государство Ондо, а в 1996 году штат Экити был отделен от современного штата Ондо, столицей которого является Акуре.

История
Чаша йоруба из культурного района Экити

Штат Экити был создан 1 октября 1996 года вместе с пятью другими штатами главой государства и главнокомандующим вооруженными силами Федеративной Республики Нигерия генералом Сани Абача, GCON в общенациональной трансляции на отметить 36-ю годовщину независимости Нигерии. Штат, выделенный из штата Ондо, охватывает бывшие двенадцать районов местного самоуправления, которые составляли зону Экити старого штата Ондо. Экити как нация в пределах этноса йоруба имеет своего предка в Одудува, как и большинство других основных субэтнических подразделений в Йорубаленд. Однако, в отличие от более централизованных королевств и городов-государств на Западе, Экитисы традиционно жили в меньших, менее политически централизованных королевствах, которые были в значительной степени независимы друг от друга, хотя они торговали между собой и их правящие семьи часто заключали династические браки ..

Границы современного Экитиленда менялись несколько раз в течение 23 лет без учета существующей практики определения традиционных границ в африканском традиционном обществе. Некоторые из основных поселений Экити, затронутых сдвигом границ в политических и административных целях, следующие:

Поселения Экити, переданные Северной Нигерии в колониальную эпоху.

  • Королевство Отун (Автун) - Отун, Экан, Аайе Экан, Илоффа, Эруку, Идофин, Илале, Эринмопе, Ипету, Орота, Ола.
  • Королевство Оббо (Обо) - Оси, Ора Айеторо, Эдзиу.
  • Омуо-Экити и его соседи - Омуо, Ойин, Иро, Афин, части Эгбе Оба Королевства.
  • Эка. Сообщество - Эринмоп Экити, Ааре Опин, Изоло Опин, Исаре Опин, Оси, Икерин Опин, Оке Опин, Эпе Опин, Оваатун Опин, Этан, Оббо-Айегунле, Онно-Иле, Эруку, Аджуба, Исапа, Эдзиу и другие.

Поселения Экити переданы регионам Ондо и Ово под колониальной Нигерией.

Экити раньше существует s шестнадцать главных королевств. За каждой территорией руководил старший Оба. Среди народа экити никогда не существовало единой централизованной политической единицы. Несмотря на то, что Оре Отун Экити - город к северу от культурного района Экити - считался самым старшим из королей Экити с момента британской оккупации Экитиленда до конца колониального правления Нигерии. Правление, старший Экити Обас из Акуре (Деджи), Адо (Эви) и Икере (Огога) руководил крупнейшими городами, а Акуре был городом Экити, наиболее тесно связанным с Бенином.

школой Атолагбе

Точка зрения части историков Экити (таких как Атолагбе) заключается в том, что превосходство оур как наиболее высокопоставленных йоруба и Экити Оба было связано с тем, что ооре подписали мирный договор 1886 года, который британцы координировалась, среди прочего, с алаафинами Ойо и Ова Обокун из Ижешаланда. Оба из Бенина также были вынуждены заключить договор с алаафинами из Ойо. Согласно этому договору, Экити, Ондо и Эдо считались частью его традиционных областей влияния и были свободны от территориальных вторжений Ойо, в то время как алаафины из Ойо будет иметь западные и северные территории йоруба, включая части соседей, не говорящих на йоруба, таких как Нупе, Ибариба и Аджа в Дагомее (ныне Республика Бенин). Сэмюэл Роу, губернатор колонии Голд-Кост, задокументировал некоторые полезные намеки относительно превосходства Ура Отуна 29 мая 1883 года, когда он написал:

«Экити Парапо - это имя, данное конфедерация "племен эфонов". Говорят, что среди них 132 царя. Главный из этих царей - один Орай (Оор) ".

Из-за разногласий между Северным правительством и администрацией майора Ривза Такера, территории Отун, Обо, Ишан, Айед и Иколе были отделены от Юга и затем слились с территории Северной Нигерии. Впоследствии, после корректировки границы между дивизиями Экити (Южный) и Кабба (Северный) в 1909 году, Ишан, Айеде и Иколе вернулись в дивизию Экити, в то время как Отун, Обо и другие остались на Севере, под Илорин дивизией. В период отсутствия Оора в Экитиленде идея экити совета Обаса угасла. Заседания совета не проводились в течение всего периода из-за отсутствия приемлемого руководства среди всех Оба. Лидерство, естественно, выпало на долю эви Адо, который фактически представлял Экити Обаса на конференции Йоруба Обаса, состоявшейся в Ибадане в 1939 году. После возвращения города Отун Подразделению Экити в 1936 году совет Экити Обаса был вновь представлен в форме Пелупелу (имя которого произошло от «Пе Олу», т. е. «призвание лордов»), и Ооре снова стал президентом. В биографии H.R.H. Оба Аладесанми, эви Адо Экити, Оба сказал:

«Я нахожусь на третьей позиции в Совете традиционных правителей Дивизиона Экити, у которого есть Аджеро Иджеро Экити в качестве второго. Район старшего, Ооре из Отуна, был передан Совету эмирата Илорин. Позже он был возвращен в подразделение Экити провинции Ондо после долгих волнений со стороны народа правительству ".

Школа Фалеган

Другая школа мысли оспаривает превосходство Оора как самого старшего Оба в Экити по нескольким причинам. Во-первых, в доколониальную эпоху у Ора не было самого большого королевства. Эви Адо-Экити и Деджи Акуре владели гораздо большими территориями. Утверждается, что во время войны Кириджи Уор был скорее королем-наемником, в отличие от главных королей, которые почти не покидали свои дворцы даже перед лицом войны. Примером этого является тот факт, что эви остался в Адо и покинул его только тогда, когда его город временно переехал из-за вторжения орды Бенина. Атолагбе признал, что Оор не был принцем династии Одудува, а был его другом или благодетелем. Следовательно, он был коренной личностью, которая была интегрирована в культуру йоруба во время династического правления Одудува и его преемников. Поскольку среди детей и внуков Одудува были Эви, Аджеро, Алара и Элеколе, все они, следовательно, являются прямыми наследниками Одудува. Из-за этого оор не мог иметь равный с ними статус согласно обычному праву йоруба. Он не мог быть самым старшим королем йоруба в Экитиленде, даже если бы он был уроженцем Экити, который выжил, или последователем Обаталы, который был побежден. Кроме того, ссылки на Ура в оракуле Ифа только утверждают, что Уор был также последователем Ифа, тогда как в том же разделе Ифа упоминается, что Адо-Экити является домом (или обителью) Ифа, который неизменно делал Оре - приверженец, как и любой другой, в то время как эви - хранитель религии Ифа.

Более того, на пелупелусе, которым руководили ооры в начале войны Кириджи в Отуне, присутствовало несколько основных Оба. В их число не входили эви, деджи и огога, если не упомянуть некоторых. Встречи считались менее важными, за исключением мобилизации коалиции воинов и охотников на освободительную войну Экити, которую возглавил Фабунми. Есть записи, в которых говорится, что пелупели, проводившиеся до этого, часто проводились в Адо-Экити под эви, встречи, на которых Оба никогда не встречались, потому что традиция запрещала Обасам смотреть друг другу в глаза в Йорубаленд до прибытия британцев. Пелупелу, в котором Ооре был признан британцами самым высокопоставленным Оба, был наложен в Оке-Имо в 1900 году майором Такером из-за признания его героического вклада в войны Кириджи и подписания договора 1886 года. Оре во время встречи, ошибка в маршруте визита Такера в Экити, в результате которой он предоставил ору более высокий статус, и роль ора как первого Экити Оба, принявшего британское колониальное правление в Экитиленде. Наконец, история Ура, где он упоминается как равный друг Одудува, никогда не принималась в традиции Ифе как истина.

По словам Бабатолы, тот факт, что одна из школ истории йоруба считала Ура принцем Иле-Ифе, в то время как другие называли его последователем Обаталы, которого Одудува сверг с престола по прибытии в Ифе, это достаточная причина, чтобы задать больше вопросов. С другой стороны, Фалеган настаивал на том, что оор не может претендовать на какое-либо превосходство или превосходство, которыми он не обладал в Экитиленде до колониального правления. Он настаивал на том, что, если Ооре - сын Одудува, его статус будет зависеть от того, где он находится в списке выдающихся детей Одудува, добившихся впечатляющих успехов в своих приключениях вдали от Иле-Ифе, особенно тех, кто дрейфовал в сторону Экитиленда. В противном случае, если Оор является последователем Обаталы, который выжил как коренное существо, которое Ододува встретил в Иле-Ифе и впоследствии интегрировал, он не смог бы продвинуться в традициях над новой династией Одудува и его сыновьями в Йорубаланде.

Поэтому Фалеган заметил так: «Как Уор стал королем, если он не был ни сыном Одудува, ни его лейтенантом?»

Бабатола аналогичным образом проанализировал версию истории Ооре, представленную Атолагбе и другими Моба историками, и представил так: «Реконструкция Атолагбе истории Моба и место, которое он отстаивал для Ора в истории Йоруба и Экити. Повышение статуса Ура в глазах всего мира как самого высокопоставленного Экити Оба нанесет серьезный урон истории йоруба. В самом деле, в нем есть элемент глубоко разрушительной конъюнктуры традиций и культуры в нашей истории, который следует исправить. степень его заблуждений или искажений. Хотя нанесенный ущерб обратим за счет гармонизации различных традиций народа Экити, чтобы разоблачить его деликатесы и ложные утверждения, Атолагбе, скорее всего, также попытался набрать очко против Экити Обаса, который выступил против включения Ура в их на собраниях Оке-Имо в поисках средства восстановления превосходства Ооре, которое было получено в конце правления Кириджи и в первые годы британского колониального правления в Экитиленде ".

Недавние события

С созданием в январе 1913 г. в Адо-Экити Власти коренных народов Экити (Подразделение Экити) и превращением Акуре в провинциальный центр, и, соответственно, с его ростом в размерах и статусе превосходство оур и выдающееся положение эви постепенно решались политически.

Кенио составил список из 104 автономных сообществ Экити, существовавших в 1950-х годах, с именами их традиционных правителей, которые прибыли из Иле-Ифе или Бенина и других мест в Экитиленд, хотя некоторые из них сейчас расположены за пределами штата Экити. Несмотря на то, что количество автономных сообществ в Экитиленде в 1955 году составляло 104 (некоторые из этих городов в конечном итоге были переданы соседним штатам Ондо, Коги и Квара ), количество автономных местных сообществ Количество общин в нынешнем штате Экити в 2014 году увеличилось до 134 из-за официального вмешательства и правительственных заявлений. Скрытый вопрос, который следует задать здесь: были ли Экити Оба и их общины, которые позже получили местную автономию, первоначально затронули британскую реорганизацию городов Экити, или они были покорены более крупными королевствами или общинами в течение длительного периода времени, прежде чем они успешно утвердили их автономия. Другая возможность состоит в том, что другие проблемы привели к их разногласиям, которые, в свою очередь, вызвали их требования отделения со времен британского колониального правления до настоящего времени.

Ссылки
  1. ^«Архивная копия». Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года. Проверено 10 декабря 2016 года. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (ссылка )
  2. ^«The World Factbook - Central Intelligence Agency». Www.cia.gov. Проверено 12 июня 2018 г.
  3. ^Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба. Кембридшир, Англия: Cambridge University Press. ISBN 9780511702617.
  4. ^Джереми Сеймур Идс (1980). Йоруба сегодня. Архив CUP. Стр. 9. ISBN 0-521-22656-2.
  5. ^«Люди Экити». Litcaf. 2017-02-02. Проверено 2017- 06-04.
  6. ^Эндрю Герман Аптер (1992). Черные критики и короли: герменевтика власти в обществе йоруба. University of Chicago Press. Стр. 166. ISBN 0226023427.
  7. ^http://www.ngex.com/nigeria/places/states/ekiti.htm
  8. ^«Архивная копия». Заархивировано с оригинала 14 февраля 2017 г. Получено 28 октября 2016 г. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-05-18 09:56:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте