Египетский синий

редактировать
Пигмент, использовавшийся в Древнем Египте
Египетский синий
Об этих координатах Цветовые координаты
Шестнадцатеричный триплет # 1034A6
sRGB (r, g, b )(16, 52, 166)
CMYK (c, m, y, k )(90, 69, 0, 35)
HSV (h, s, v )(226 °, 90%, 65%)
ИсточникWebexhibits.org
Дескриптор ISCC – NBS Ярко-синий
B: нормализовано до [0–255] (байт). H: нормализовано до [0–100] (сто)
Египетский синий

Египетский синий, также известный как силикат кальция-меди (CaCuSi 4O10или CaOCuO (SiO 2)4(тетрасиликат кальция-меди)) или купрориваит, является пигментом, который использовался в Древнем Египте на протяжении тысячелетий. Считается первым синтетическим пигментом. Римлянам он был известен под названием caeruleum - см. также английское слово лазурный. После римской эры египетский синий вышел из употребления, и впоследствии способ его создания был забыт. В наше время ученые смогли проанализировать его химию и восстановить ct как это сделать. Однако Рафаэль, по-видимому, также заново открыл его и использовал в своем Триумфе Галатеи.

. Древнеегипетское слово w sign означает синий, сине-зеленый и зеленый.

Первое зарегистрированное использование «египетского синего» в качестве названия цвета на английском было в 1809 году.

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 История и предыстория
  • 3 Состав и производство
  • 4 Источники
  • 5 Археологические данные
  • 6 Связи с другими стекловидными материалами и металлами
  • 7 Появления за пределами Египта
  • 8 Современные приложения
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Определение

Pyxis, сделанное из «египетской синевы» (неправильное название; на самом деле египетский фаянс ): Импортировано в Италию из северной Сирии его производили 750-700 гг. до н.э. (Показано в Altes Museum в Berlin )

Египетский синий - это синтетический синий пигмент, состоящий из смеси кремнезема, извести., медь и щелочь. Его цвет обусловлен кальциевым -медным тетрасиликатом CaCuSi 4O10того же состава, что и встречающиеся в природе минерал. Впервые он был синтезирован в Египте во время Четвертой династии и широко использовался до конца римского периода в Европе, после чего его использование значительно сократилось.

Термин для него в Египетский язык - sbḏ-ỉrjt, что означает искусственный лазурит (ḫsbḏ). В древности он использовался в качестве синего пигмента для окраски различных материалов, таких как камень, дерево, гипс, папирус и холст., а также в производстве множества предметов, включая цилиндрические печати, бусы, скарабеи, инкрустации, горшки и статуэтки. Иногда в египтологической литературе он упоминается как синий фритта. Некоторые утверждали, что это ошибочный термин его следует использовать для описания начальной фазы производства стекла или глазури, в то время как другие утверждают, что египетский синий представляет собой фритту как в мелкой, так и в грубой форме, поскольку он является продуктом твердофазной реакции. Его характерный синий цвет, обусловленный одним из его основных компонентов - медью, - варьируется от светлого до темного оттенка в зависимости от обработки и состава.

Помимо Египта, он также был обнаружен на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье и в пределах Римской империи. Неясно, было ли существование пигмента в другом месте результатом параллельного изобретения или свидетельством распространения технологии из Египта в эти области.

История и предыстория

Древние египтяне очень высоко ценили синий цвет и стремились представить его на многих носителях и в самых разных формах. Они также хотели имитировать полудрагоценные камни бирюзу и лазурит, которые ценились за их редкость и ярко-синий цвет. Использование природных минералов, таких как азурит, для получения этого синего цвета было непрактичным, поскольку эти минералы были редкими и трудными для обработки. Следовательно, чтобы иметь доступ к большому количеству синего цвета для удовлетворения спроса, египтянам нужно было производить пигмент самостоятельно.

Египтяне разработали широкий спектр разновидностей пигментов, в том числе то, что сейчас известно как египетский синий, который был первым его цветом на момент его развития. Это достижение было связано с развитием Египта как оседлого земледельческого общества. Эта стабильная и устоявшаяся цивилизация поощряла рост неработающей рабочей силы, включая священнослужителей и египетскую теократию. Египетские короли были покровителями искусств и, следовательно, были стимулом для развития пигментных технологий.

Самые ранние свидетельства использования египетского синего цвета, обнаруженные египтологом Лорелей Х. Коркоран из Университета Мемфис находится на алебастровой чаше, датируемой концом додинастического периода или Накада III (около 3250 г. до н.э.), раскопанной в Иераконполисе, и сейчас в Музее изящных искусств, Бостон. В Среднем царстве (2050–1652 гг. До н.э.) он продолжал использоваться в качестве пигмента в украшении гробниц, настенных росписей, мебели и статуй, а в Новом царстве ( 1570–1070 гг. До н.э.) стали более широко использоваться в производстве многочисленных предметов. Его использование продолжалось на протяжении всего позднего периода и греко-римского периода, и исчезло только в четвертом веке нашей эры, когда секрет его изготовления был утерян.

В древнеегипетских текстах нет письменной информации об изготовлении египетского синий в древности, и впервые он был упомянут только в римской литературе Витрувием в первом веке до нашей эры. Он называет его coeruleum и описывает в своей работе De Architectura, как он был получен путем измельчения песка, меди и натрона и нагревания смеси в форме в маленькие шарики, в печи. Известь также необходима для производства, но, вероятно, использовался богатый известью песок. Теофраст дает ему греческий термин κύανος (кианос, синий), который первоначально, вероятно, относился к ляпис-лазури. Наконец, только в начале девятнадцатого века возобновился интерес к изучению его производства, когда он был исследован Хэмфри Дэви в 1815 году и другими, такими как У. Т. Рассел и Ф. Фуке.

Состав и производство

Ученые и археологи провели несколько экспериментов, заинтересованных в анализе состава египетского синего и методов, используемых для его производства. В настоящее время он обычно считается многофазным материалом, который был получен путем нагревания вместе кварцевого песка, соединения меди, карбоната кальция и небольшого количества щелочи (золы от солеустойчивых, галофитных растений или натрон ) при температуре от 800 до 1000 ° C (от 1470 до 1830 ° F) (в зависимости от количества используемой щелочи) в течение нескольких часов. Результатом является купрориваит или египетский синий, диоксид углерода и водяной пар:

Cu2CO3(OH) 2 + 8 SiO 2 + 2 CaCO. 3 → 2 CaCuSi 4O10+ 3 CO 2 + H 2O

В своем конечном состоянии египетский синий состоит из прямоугольных синих кристаллов вместе с непрореагировавшим кварцем и небольшим количеством стекла. На основе анализа ряда образцов из Египта и других мест массовый процент материалов, используемых для получения египетского синего в древности, обычно находился в следующих пределах:

60–70% кремнезема (SiO 2)
7– 15% оксид кальция (CaO)
10–20% оксид меди (II) (CuO)

Для получения теоретического купрориваита, в котором присутствуют только синие кристаллы, при отсутствии избытка непрореагировавшего кварца или образования стекла необходимо использовать следующие процентные содержания:

64% кремнезема
15% оксида кальция
21% оксида меди

Однако, ни один из проанализированных образцов древности не был сделан из этого окончательного состава, так как все они имели избыток кремнезема вместе с избытком либо CuO, либо CaO. Это могло быть преднамеренным; увеличение содержания щелочи приводит к тому, что пигмент содержит больше непрореагировавший кварц, внедренный в стеклянную матрицу, что, в свою очередь, приводит к более твердой текстуре. Однако снижение содержания щелочи (менее 1%) не позволяет стеклу образовываться и получаемый египетский синий более мягкий, с твердостью 1-2 по шкале Мооса.

Помимо того, как различные композиции влияют на текстуру, способ обработки египетского синего также влияет на его текстуру с точки зрения грубости и тонкость. После ряда экспериментов et al. пришел к выводу, что для получения мелкозернистого египетского синего необходимы две стадии для получения кристаллов с равномерным распределением. Сначала ингредиенты нагреваются, и в результате получается продукт крупной текстуры. Затем его измельчают до мелкого порошка и добавляют воду. Затем пасте изменяют форму и снова обжигают при температуре от 850 до 950 ° C в течение одного часа. Эти две стадии, возможно, были необходимы для получения пасты, которая подходила бы для изготовления небольших предметов. А вот египетский синий с грубой текстурой не прошел бы вторую стадию. Поскольку он обычно находится в форме плит (в династические периоды) и шаров (в греко-римский период), они либо ожидали обработки на втором этапе, где они были бы измельчены и мелко текстурированы, или они были бы измельчены для использования в качестве синего пигмента.

Достигнутый оттенок синего также был связан с грубостью и тонкостью египетского синего, поскольку он определялся степенью агрегации египетских синих кристаллов. Грубый египетский синий цвет имел относительно густую форму из-за больших скоплений кристаллов, которые прилипали к непрореагировавшему кварцу. Эта группировка приводит к темно-синему цвету, который выглядит как грубый египетский синий. В качестве альтернативы, египетский синий с мелкой текстурой состоит из более мелких кластеров, которые равномерно распределены между непрореагировавшими зернами кварца и имеют тенденцию быть светло-голубого цвета. Однако разбавленный голубой используется для описания цвета египетского синего с мелкой текстурой, в состав которого входит большое количество стекла, которое маскирует синий цвет и придает ему разбавленный вид. Это зависит от уровня щелочи, добавляемой в смесь, поэтому чем больше щелочи, тем больше образуется стекла и тем более разбавленным будет внешний вид. Этот тип египетского синего особенно очевиден во времена восемнадцатой династии и позже, и, вероятно, связан с бурным развитием стекольных технологий в то время.

Если бы определенные условия не были соблюдены, египетский синий не мог бы производиться удовлетворительно.. Например, если бы температура была выше 1050 ° C, она стала бы нестабильной. Если было добавлено слишком много извести, образуется волластонит (CaSiO 3), который придает пигменту зеленый цвет. Слишком большое количество медных ингредиентов приводит к избытку оксидов меди, куприта и тенорита.

Источники

Основным компонентом египетского синего цвета был кремнезем и кварцевый песок, найденный рядом с участками, где египетский синий был изготовлен, возможно, был его источником, хотя никаких конкретных доказательств в поддержку этой гипотезы нет. Единственное указанное свидетельство - это Jakcsh et al., Которые обнаружили кристаллы титаномагнетита, минерала, обнаруженного в песке пустыни, в образцах, взятых из гробницы Сабни (шестая династия). Его присутствие в египетском синем цвете указывает на то, что в качестве источника кремнезема использовался кварцевый песок, а не кремень или сланец. Это контрастирует с источником кремнезема, который использовался для производства стекла в Кантире (участок Нового Королевства в Рамессайде), который представляет собой кварцевую гальку, а не песок.

Считается, что оксид кальция не был добавлен намеренно сам по себе во время производство египетского синего, но введенного в качестве примеси в кварцевый песок и щелочь. Относительно того, осознавали ли мастера, участвовавшие в производстве, важность добавления извести в египетскую голубую смесь, из этого не ясно.

Источником меди могла быть медная руда (например, малахит ), опилки медных слитков или бронзовый лом и другие сплавы. До Нового Царства свидетельств того, какой источник меди использовался, мало, но считается, что это были медные руды. Во времена Нового царства были обнаружены доказательства использования медных сплавов, таких как бронза, из-за присутствия в египетском синем материале различных количеств олова, мышьяка или свинца. Присутствие оксида олова могло происходить из медных руд, содержащих оксид олова, а не из-за использования бронзы. Однако медных руд с таким количеством оксида олова обнаружено не было. Почему переход от использования медных руд в более ранние периоды к использованию бронзового лома в эпоху поздней бронзы пока неясен.

Общее содержание щелочи в проанализированных образцах египетской синей превышает 1%, что свидетельствует о намеренном введении щелочи в смесь, а не в качестве примеси из других компонентов. Источниками щелочи могли быть натрон из таких мест, как Вади-Натрун и Эль-Каб, или растительный пепел. Измеряя количество поташа и магнезии в образцах египетской синей, обычно можно определить, какой источник щелочи использовался, поскольку растительная зола содержит больше поташа и магнезии, чем натрон. Однако из-за низкой концентрации щелочи в египетском синем, которая составляет всего 4% или меньше, по сравнению, например, со стеклом, которая составляет 10–20%, определить источник не всегда легко. Источником щелочи, вероятно, был натрон, хотя причины этого предположения неясны. Однако анализ Jaksch et al. различных образцов египетской синей определили различные количества фосфора (до 2 мас.%), что позволяет предположить, что в качестве источника щелочи использовался зола растений, а не натрон. Поскольку стекольная промышленность в эпоху поздней бронзы использовала растительную золу в качестве источника щелочи, связь с точки зрения щелочи, используемой для египетского синего до и после появления стекольной промышленности, могла быть возможной.

Археологические свидетельства

Амарна: При раскопках Амарна, Лишт и Малката в начале двадцатого века. столетие, Петри обнаружил два типа сосудов, которые, по его предположению, использовались в древности для изготовления египетского синего цвета: чашеобразные кастрюли и цилиндрические сосуды или провалы. Во время недавних раскопок Барри Кемпа (1989) в Амарне было обнаружено очень небольшое количество этих «фриттовых» кастрюль, хотя были обнаружены различные оставшиеся куски египетского синего «торта», что позволило идентифицировать пять различных категорий египетских синих форм и сосуды, связанные с ними: большие круглые лепешки, большие плоские прямоугольные лепешки, лепешки в форме чаш, маленькие мешковидные куски и сферические формы. В проанализированных образцах олова не было обнаружено, что, по мнению авторов, указывает на то, что вместо бронзы можно было использовать медный лом.

Кантир: В 1930-х годах Махмуд Хамза раскопал ряд объектов, связанных с производством египетского синего цвета в Кантир, например, египетские синие лепешки и фрагменты на различных стадиях производства, что свидетельствует о том, что египетский синий цвет действительно производился на этом месте. Недавние раскопки на том же месте обнаружили крупную медную промышленность с несколькими связанными с ней ремеслами, а именно литье бронзы, изготовление красного стекла, производство фаянса и египетского синего. При раскопках были обнаружены керамические тигли с прилипшими к ним остатками египетской синевы, что снова указывает на то, что они были изготовлены на месте. Эти египетские синие «лепешки», возможно, позже были экспортированы в другие районы страны для обработки, так как готовых египетских голубых продуктов на месте было мало. Например, египетские голубые лепешки были найдены в Завиет-Умм-эль-Ракхам, форте Рамессида у ливийского побережья, что фактически указывает на то, что торты продавались, обрабатывались и переделывались вдали от места их основного производства.

Связь с другими стекловидными материалами и металлами

Блюдце и подставка из голубого фаянса, Новое Царство (1400-1325 гг. До н.э.)

Египетский синий тесно связан с другими стекловидными материалами, производимыми древними египтянами, а именно стеклом и египетский фаянс, и вполне возможно, что египтяне не использовали отдельные термины, чтобы отличать три продукта друг от друга. Хотя легче отличить фаянс от египетского синего, из-за четкой сердцевины фаянсовых предметов и их отдельных слоев глазури, иногда трудно отличить стекло от египетского синего из-за очень тонкой текстуры египетской синий иногда мог быть. Это особенно верно во времена Нового царства, когда египетский синий стал более изысканным и стеклянным и сохранился в таком же виде в греко-римский период.

Поскольку египетский синий, как и фаянс, является гораздо более древней технологией, чем стекло, которое Только начинается во время правления Тутмоса III (1479–1425 до н.э.), изменения в производстве египетского синего, несомненно, были связаны с появлением стекольной промышленности.

Анализ источника меди, используемой при производстве египетского синего, указывает на связь с современной металлургической промышленностью. В то время как в более ранние периоды наиболее вероятно, что использовались медные руды, во время правления Тутмоса III медная руда заменена использованием бронзовых опилок. Это было установлено путем обнаружения определенного количества оксида олова в египетском синем, что могло быть только результатом использования обрезков оловянной бронзы в качестве источника меди, что совпадает со временем, когда бронза стала широко доступной в Древнем Египте.

Появления за пределами Египта

Египетский синий был обнаружен в Западной Азии в середине третьего тысячелетия до нашей эры в виде небольших артефактов и инкрустаций, но не как пигмент. Он был найден в этом районе в конце среднего бронзового века, и в его составе были обнаружены следы олова, предполагающие использование бронзового лома вместо медной руды в качестве источника меди. В римский период использование египетского синего было широко распространено, о чем свидетельствует горшок с неиспользованным пигментом, найденный в 1814 году в Помпеи. Он также был найден как неиспользованный пигмент в гробницах ряда художников. Этруски также использовали его в своих настенных росписях. Родственный китайский синий имеет египетские корни.

Современные приложения

Чрезвычайно мощное и долгоживущее инфракрасное свечение египетского синего в видимом свете позволило обнаружить его присутствие на объектах, которые человеческому глазу кажутся неокрашенными. Это свойство также использовалось для выявления следов пигмента на картинах, написанных еще в шестнадцатом веке, спустя много времени после того, как считалось, что его использование прекратилось. Люминесценция в ближнем инфракрасном диапазоне, где ни жир, ни гемоглобин не имеют высоких коэффициентов поглощения, в сочетании со способностью египетского синего расслаиваться путем разделения на нанолисты после погружения в воду, также указывает на то, что он может иметь несколько высокотехнологичных применений, таких как в биомедицине (например, биоимиджинг), телекоммуникациях, лазерных технологиях и защитных чернилах.

Исследователи из Национальной лаборатории Лоуренса Беркли обнаружили, что египетский синий пигмент поглощает видимый свет, и излучает свет в ближнем инфракрасном диапазоне. Это предполагает, что египетский синий пигмент может быть использован в строительных материалах, разработанных для охлаждения крыш и стен в солнечном климате, а также для тонирования стекла для улучшения характеристик фотоэлектрических элементов.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Дейтон, Дж. 1978, Минералы, металлы, глазурь и человек, или Кто был Сезострис I? Лондон: Харрап. ISBN 0-245-52807-5.
  • Лукас, А. и Харрис. J.R. [1948] 1999, Древнеегипетские материалы и промышленность. Дуврские книги о Египте. Минеола, Нью-Йорк: Дувр. ISBN 0-486-40446-3.
  • Нолл В. 1981, Минералогия и технология росписи керамики Древнего Египта. В: MJ Huges (ред.) Научные исследования древней керамики. Случайная статья 19 . Лондон: Британский музей, ISBN 0-86159-018-X.
  • Rehren, Th. И Пуш, Э. И Герольд, А. 1998, Завод по окраске стекла на территории промышленного комплекса с медным центром в Египте позднего бронзового века. В: McCray, P (ed), Предыстория и история технологии производства стекла. Керамика и цивилизация 8 . Вестервиль, Огайо: Американское керамическое общество. ISBN 1-57498-041-6
  • Ридерер, Дж. 1997, Египетский синий. В: Э. В. Фитцхью, (ред.), Художественные пигменты 3 : 23–45. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-89468-256-3
  • Тайт, М.С. 1985, египетская синь, фаянс и сопутствующие материалы: технологические исследования. В: R.E. Джонс и Х. Кэтлинг (ред.) Наука в археологии: Материалы собрания, проведенного в Британской школе в Афинах, январь 1985 г. Лондон: Голова леопарда. ISBN 0-904887-02-2.
  • Warner, T.E. 2011, Искусственный купрориваит CaCuSi 4O10(египетский синий) методом солевого флюса. В: Теренс Э. Уорнер, Синтез, свойства и минералогия важных неорганических материалов, 26–49. Чичестер: Вайли. ISBN 978-0-470-74611-0.
  • Wiedemann, H.G., Bayer, G. Reller, A. 1998, египетский синий и китайский синий. Технологии производства и применения двух исторически важных синих пигментов. В: С. Колинар и М. Меню (редакторы), La couleur dans la peinture et lémaillage de l’Egypte Ancienne. Scienze e materiali del patrimonio culturale 4 . Бари: Эдипулия. ISBN 88-7228-201-2.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 09:15:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте