Египетско-хеттский мирный договор

редактировать
Мирный договор, заключенный между Древним Египтом и хеттами
Египетско-хеттский мирный договор
Кадешский договор.jpg Хеттская версия ( вверху, в Стамбульских археологических музеях ) и египетском (внизу, в районе Амона-Ре в Карнак )
Karnak Ägyptisch-Hethitischer Friedensvertrag 06.jpg
Созданоок. 1259 До н.э.
Обнаружены1828 г. (египтяне) и 1906 г. (хетты)
Текущее местоположениеСтамбульские археологические музеи и район Амона-Ре в Карнак

египетско-хеттский мирный договор, также известный как Вечный договор или Серебряный договор, является единственным древним ближневосточным договор, версии которого сохранились с обеих сторон. Это также самый ранний из известных сохранившихся мирных договоров, который иногда называют Кадешским договором после хорошо документированного Битва при Кадеше, которая произошла около 16 лет назад, хотя Кадеш не упоминается в тексте. Обе стороны договора были предметом интенсивных научных исследований. Сам договор не привел к миру; Фактически, «атмосфера вражды между Хатти и Египтом длилась много лет» до тех пор, пока не был подписан окончательный договор о союзе

Египетские надписи Кадеша с древних времен отображались на больших храмовых надписях; они были впервые переведены Шампольоном, но только в 1858 г. они были идентифицированы с хеттами, упомянутыми в Библии. В 1906 году при раскопках Хьюго Винклера в Анатолии были обнаружены клинописные таблички, соответствующие египетскому тексту.

Перевод текстов показал, что эта гравюра изначально была переведена с серебряных табличек, переданных каждой стороне, которые с тех пор были потеряны.

Египетская версия мирного договора была выгравирована иероглифами на стенах двух храмов, принадлежащих фараону Рамсесу II в Фивах : Рамессеум и Участок Амона-Ре в Храме Карнака. Писцы, которые выгравировали египетский вариант договора, включили описания фигур и печатей, которые были на табличке, доставленной хеттами.

Египетско-хеттский мирный договор между Рамсесом II и Чаттушили III, середина 13 века до н.э. Музей Нойса, Берлин

. Хеттская версия была найдена в столице хеттов Хаттуса, ныне в Турции, и сохранилась на обожженных глиняных табличках, обнаруженных в обширных архивах хеттского королевского дворца. Две хеттские таблички сейчас выставлены в Музее Древнего Востока, входящем в Стамбульские археологические музеи. Третья выставлена ​​в Берлинских государственных музеях в Германии. Копия договора висит на видном месте на стене штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Более ранние отношения с хеттами
    • 1.2 Битва при Кадеше
    • 1.3 Последующие кампании в Сирии
    • 1.4 Египетский текст
    • 1.5 Хеттский текст
  • 2 Содержание
  • 3 Анализ и теории
  • 4 Цели
    • 4.1 Египет
    • 4.2 Хеттская империя
  • 5 Последствия
  • 6 Текст
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
Предпосылки

Договор был подписан, чтобы положить конец долгой войне между Хеттской империей и египтянами, которые на протяжении более двух веков боролись за господство над землями восточного Средиземноморья. Конфликт завершился попыткой египетского вторжения в 1274 г. до н.э., которое было остановлено хеттами в городе Кадеш на реке Оронт на территории нынешней Сирии. Битва при Кадеше привела к тяжелым потерям обеих сторон, но ни одна из них не смогла решительно победить ни в битве, ни в войне. Конфликт продолжался безрезультатно еще около пятнадцати лет до подписания договора. Хотя его часто называют «Кадешским договором», на самом деле он был подписан спустя много времени после битвы, и Кадеш не упоминается в тексте. Считается, что договор был заключен посредниками без личной встречи двух монархов. Обе стороны имели общие интересы в заключении мира; Египет столкнулся с растущей угрозой со стороны «народов моря », в то время как хетты были озабочены ростом Ассирии на востоке. Договор был ратифицирован на 21-м году правления Рамсеса II (1258 г. до н.э.) и продолжал действовать до тех пор, пока восемьдесят лет спустя не рухнула Хеттская империя.

Ранние отношения с хеттами

Официально хеттско-египетские отношения началось после того, как Хатти взял на себя роль Митанни как правящей силы в центральной Сирии, и оттуда напряженность будет оставаться высокой до заключения договора почти 100 лет спустя. Во время вторжения и окончательного разгрома Митанни хеттские армии хлынули в Сирию и начали устанавливать свою власть над египетскими вассалами Кадеша и Амурру. Потеря этих земель на севере Сирии никогда не будет забыта египетскими фараонами, и их более поздние действия показали, что они никогда полностью не признают эту потерю от рук Хеттской империи. Попытки Египта вернуть себе территорию, утраченную во время правления Эхнатона, продолжали быть тщетными, пока под руководством Сети I, отца Рамсеса II, не стали достигнуты значительные успехи. В своей собственной кампании Кадеш-Амурру против хеттских армий Сети I победил своих врагов в битве у Кадеша, но успехи оказались недолговечными, так как Кадеш в конечном итоге был отдан Сети в более позднем договоре.

Незначительным успехом египтян стал «первый залп» конфликта между двумя империями, который затянется в течение следующих двух десятилетий.

Битва при Кадеше

В основном рассказы об этой битве взяты из египетских литературных источников, известных как Бюллетень (также известный как Рекорд) и Поэма, а также живописные рельефы. К сожалению для ученых и людей, интересующихся битвой при Кадеше, подробности, которые предоставляют эти источники, являются сильно предвзятым толкованием событий. Поскольку Рамсес II полностью контролировал строительные проекты, фараон использовал эти ресурсы в пропагандистских целях, чтобы хвастаться своей победой при Кадеше. До сих пор известно, что Рамсес прошел через Сирию с четырьмя подразделениями войск в надежде уничтожить там хеттское присутствие и вернуть Египту «выдающееся положение, которое он занимал при Тутмосе III ». Хеттский царь Муваталли II собрал армию своих союзников, чтобы предотвратить вторжение на свою территорию. На месте Кадеша Рамсес по глупости обогнал оставшуюся часть своих войск и, услышав недостоверные сведения о положении хеттов от пары захваченных в плен, фараон разбил лагерь напротив города. Хеттские армии, спрятанные за городом, внезапно атаковали дивизию Амона и быстро рассеяли дивизию. Хотя Рамсес пытался сплотить свои войска против нападения хеттских колесниц, только после прибытия сил помощи из Амурру нападение хеттов было отброшено.

Хотя египтяне смогли выжить в ужасном затруднительном положении. в Кадеше Рамсес пытался изобразить не блестящую победу, а тупиковую ситуацию, в которой обе стороны понесли тяжелые потери. После неудачной попытки на следующий день Рамсес вернулся на юг, в Египет, хвастаясь своими личными достижениями во время Кадеша. Хотя Рамсес технически выиграл битву, он в конечном итоге проиграл войну, так как Муваталли и его армия отвоевали Амурру и расширили буферную зону с Египтом дальше на юг.

Последующие кампании в Сирию

Несмотря на более поздние потери во время вторжения в Сирию, Рамсес II начал еще одну кампанию на восьмом году своего правления, которая оказалась в значительной степени успешной. Вместо того, чтобы начать атаку на сильно укрепленные позиции Кадеша или пройти через Амурру, Рамсес захватил город Дапур в надежде использовать город в качестве плацдарма для будущих кампаний. После успешного захвата Дапура армия вернулась в Египет, и недавно приобретенная территория вернулась под контроль хеттов. На десятом году своего правления он предпринял еще одну атаку на владения хеттов в центральной Сирии, и снова все завоеванные территории в конечном итоге вернулись в руки хеттов. Теперь фараон осознал невыполнимость задачи удержать Сирию таким образом и положил конец северной кампании.

Этот период примечателен в отношениях между хеттами и египтянами, потому что, несмотря на военные действия между двумя народами и военными завоевания в Сирии, Кадеш был последним прямым официальным военным противостоянием между хеттами и египтянами. В некоторых отношениях, как отметили историки, период можно было считать «холодной войной » между Хатти и Египтом.

Египетский текст

Египетский договор был найден в двух оригиналы: один с 30 линиями в Храме Карнак на стене, идущей к югу от Большого гипостильного зала, а второй с 10 линиями в Рамессеум Жан-Франсуа Шампольон скопировал часть соглашений в 1828 году, и его результаты были опубликованы посмертно в 1844 году. В египетском отчете описывается великая битва против «Великого царя Хатти».

Хеттский текст

В 1906–1908 годах немецкий археолог Хьюго Винклер раскопал место хеттской столицы Хаттуса (ныне Богазкале в Турции ) вместе с Теодором Макриди, вторым директором Стамбульского археологического музея. Совместная турецко-германская группа обнаружила остатки королевских архивов, где они обнаружили 10 000 глиняных табличек, написанных клинописью и документирующих многие дипломатические действия хеттов. Улов включал три таблички, на которых текст договора был начертан на аккадском языке, lingua franca того времени. Винклер сразу понял значение открытия:

... чудесно сохранившаяся табличка, которая сразу же обещала стать важной. Один взгляд на нее, и все достижения моей жизни сошли на нет. Вот это - то, что я в шутку назвал подарком от фей. Вот оно: Рамзес пишет Хаттусили об их совместном договоре... подтверждение того, что знаменитый договор, который мы знали из версии, высеченной на стенах храма в Карнаке, мог быть освещен и с другой стороны. Рамзес идентифицируется по его королевским титулам и родословной точно так же, как в карнакском тексте договора; Хаттусили описывается таким же образом - содержание идентично, слово в слово с частями египетской версии [и] написано красивой клинописью и превосходным вавилонским языком... Как и в случае с историей народа Хатти, название этого места было полностью забыто. Но люди Хатти, очевидно, сыграли важную роль в эволюции древнего западного мира, и хотя название этого города и имена людей были полностью утеряны так долго, их повторное открытие теперь открывает возможности, которые мы пока не можем начать. задуматься.

Хеттский договор был открыт Хьюго Винклером в 1906 году в Богазкале в Турции. В 1921 г. Дэниел Дэвид Лаккенбилл, приписывая Бруно Мейснеру за первоначальное наблюдение, отмечал, что «этот сильно оторванный текст, очевидно, является хеттской версией знаменитой битвы при Кадеше, описанной в прозе и в прозе. стихи писцов Рамзеса II ».

Содержание

Мирный договор Рамсеса II и Хаттушилиша III известен как один из наиболее важных официальных« международных »мирных договоров между двумя великими державами из древний Ближний Восток, потому что его точная формулировка нам известна. Разделенный на пункты договор проходит между египтянами и хеттами, поскольку каждая сторона дает клятвы братства и мира с точки зрения целей. Договор можно рассматривать как обещание мира и союза, поскольку обе державы дают взаимную гарантию того, что они не вторгнутся на землю друг друга. Это положение гарантировало, что оба участника будут действовать согласованно в отношении спорных сирийских владений, и, по сути, установило границы для двух конфликтующих требований. Согласно договору, между двумя ближневосточными державами больше не будет проводиться дорогостоящих сирийских кампаний, поскольку делается формальный отказ от дальнейших боевых действий.

Второй пункт продвигал альянс, давая заверения в помощи, вероятнее всего, в военной поддержке, если одна из сторон подверглась нападению со стороны третьей стороны или внутренних сил восстания или мятежа. Остальные условия совпадают с целями Хаттушилиша (см. Раздел о целях хеттов) в том, что хеттский правитель уделял большое внимание установлению легитимности своего правления. Каждая страна поклялась другой выдать политических беженцев обратно на родину, и в хеттской версии договора Рамсес II согласился оказать поддержку преемникам Хаттушилиша в удержании хеттского престола против несогласные. После заключения положения о выдаче эмигрантов на их родину, оба правителя призывают соответствующих богов Хатти и Египта засвидетельствовать свое согласие. Включение богов - обычная черта в основных частях международного права, поскольку только прямое обращение к богам могло обеспечить надлежащие средства, гарантирующие соблюдение договора. Их отмеченная способность дарить людям проклятия и благословения была серьезным наказанием, которое налагалось в случае нарушения.

Это единственный древний ближневосточный договор, в котором сохранились версии обеих сторон, что позволяет сравнивать их напрямую. Он был построен почти полностью симметрично, одинаково относясь к обеим сторонам и требуя от них брать на себя взаимные обязательства. Однако есть несколько отличий; например, хеттская версия принимает несколько уклончивую преамбулу, утверждая, что «что касается отношений между землей Египта и землей Хатти, поскольку вечность бог не допускает вражды между ними из-за договора, действующего вечно». Напротив, египетская версия прямо заявляет, что два государства находились в состоянии войны.

В договоре провозглашалось, что обе стороны навсегда останутся в мире, и связаны дети и внуки сторон. Они не будут совершать акты агрессии друг против друга, они будут репатриировать политических беженцев и преступников друг друга и будут помогать друг другу в подавлении восстаний. Каждый пришел бы на помощь другому, если бы ему угрожали посторонние: «И если другой враг выйдет [на] землю Хатти... великий царь Египта пошлет свои войска и свои колесницы и убьет своего врага, и он должен восстановить доверие в земле Хатти ».

Текст завершается клятвой перед« тысячей богов, мужских богов и женских богов »земель Египта и Хатти, о чем свидетельствуют« горы и реки земли Египта; небо; земля; великое море; ветры; облака ". Если договор когда-либо будет нарушен, нарушитель клятвы будет проклят богами, которые «разрушат его дом, его землю и его слуг». И наоборот, если бы он сохранил свои клятвы, он был бы вознагражден богами, которые «сделают его здоровым и живым».

Анализ и теории

Предыдущие и современные египтологи утверждали по характеру договора. Некоторые истолковали его как мирный договор, но другие рассматривали его как договор о союзе после предыдущего завершения военных действий. Джеймс Брестед в 1906 году одним из первых собрал исторические документы Древнего Египта в антологию и понимал договор как «не только договор о союзе, но и договор. мира и войны [сирийские кампании Рамсеса], очевидно, продолжались до тех пор, пока не начались переговоры по договору ». По мнению Бристеда, промежуточные периоды конфликта разрешались непосредственно путем подписания договора, и поэтому требовалось, чтобы он был одновременно союзом и миром. Однако позже египтологи и другие ученые, даже в течение 20 лет работы Брестеда, начали сомневаться в том, был ли договор между Рамсесом II и Хаттушилишем III мирным. Алан Гардинер и его партнер С. Лэнгдон изучили предыдущие интерпретации и определили, что их предшественники неверно истолковали строку «просить мира» в тексте. Недостаток в языке заставил египтологов неправильно рассматривать договор как прекращение войны, вместо того, чтобы искать выгодный союз между Хатти и Египтом. Тревор Брайс далее утверждает, что в позднем бронзовом веке договоры заключались «по соображениям целесообразности и личного интереса... их больше интересовало создание стратегических союзов, чем мир ради него самого». Возникает консенсус в том, что, несмотря на то, что в договоре упоминается об установлении «братства и мира навеки», его главной целью было формирование взаимовыгодного союза между двумя державами.

Другой предмет спекуляций - какая из двух стран вела переговоры первой. Как уже упоминалось, Рамсес II потерял часть своей сирийской территории, когда он отступил в Египет после битвы при Кадеше. В этом смысле Хаттушилиш имел бы преимущество в переговорах, поскольку Рамсес хотел повторить военные успехи Тутмоса III. До 1920-х годов египтологи ошибочно принимали небезопасность сирийских владений Египта, чтобы означать, что Рамсес приехал в Хаттушилиш, чтобы просить разрешения сирийской проблемы. поднимает вопрос о том, что обязанность фараона привести смертную деятельность в соответствие с божественным порядком посредством поддержания маат была бы достаточной причиной для Рамсеса II, чтобы добиться мира. Однако такая интерпретация неверна, поскольку вопросы о легитимности Хаттушилиша как монарха потребуют признания его соратниками на Ближнем Востоке. Его слабое положение за границей и внутри страны, которое определило его правление, предполагает, что именно лидер Хатти потребовал мира. Фактически, Тревор Брайс интерпретирует первые строки договора как «Рамсес, возлюбленный Амона, великий царь, царь Египта, герой, заключенный на серебряной табличке с Хаттушилишем, Великим царем, королем Хатти, своим братом». убедить, что побуждения правителя Хатти имели гораздо более серьезные последствия, которые вынудили его просить о мире.

Цели

Египет

Учитывая его относительно более сильное положение над Хаттушилишем, что имело Рамсес надеется достичь этого, заключив союз со своими ненавистными хеттскими врагами? Ученые утверждают, что после 15 лет тщетных попыток вернуть себе потерянную территорию в Сирии, Рамсес понял, что его возможности сопоставить военные достижения Тутмоса III нереализуемы. В этом свете для Рамсеса становилось все более важным одержать международную победу с помощью дипломатии, чтобы поддержать его дела как фараона. Попытки вернуть себе земли, захваченные хеттами, в конечном итоге не смогли сломить власть хеттов над регионом. Вместо этого Рамсес понесет свои потери до тех пор, пока хетты признают нынешнее разделение Сирии, предоставят Египту доступ к портам на территории хеттов для развития торговли и предоставят торговый доступ на север вплоть до Угарита. Его способность продвигать финансовые интересы и интересы безопасности Египта средствами, отличными от войны, привела к готовности Рамсеса к установлению более дружеских отношений с хеттами.

Сохранение статус-кво в регионе стало приоритетом для Рамсеса из-за появления военной мощи Ассирии, мощь которой была силой, с которой нужно было считаться. Таким образом, Рамсес счел желательным гарантировать, что Ассирия не будет присутствовать в Сирии. Если бы ассирийцам разрешили войти в Сирию, они были бы на расстоянии вытянутой руки от самого Египта и представляли бы угрозу для самого Египта. Принимая предложение хеттов о союзе, Рамсес будет рассчитывать на тот факт, что новые союзники помогут Томсу защитить свои общие владения в Сирии от выскочки из Ассирии.

Помимо дополнительного стимула, чтобы больше не истощать Египет. Финансирование дорогостоящими войнами против Хатти и усиление безопасности требований Египта в Сирии, подписание договора с Хатти также дало Рамсесу возможность похвастаться своим «поражением» хеттов. Поскольку Хаттушилиш был тем, кто приблизился к Рамсесу, фараон в своих изображениях в Рамессеуме представляет поселение как то, о чем хеттский царь просил в позиции подчинения. Считая официальный язык договоров в то время полностью независимым друг от друга, Рамсес смог представить условия договора со своей точки зрения. Этот свободный контроль над изображением своей роли языком договора давал фараону возможность представить в значительной степени идеализированную точку зрения. Его способность утверждать чувство превосходства в качестве правителя Египта и его попытки изобразить этот стратегический союз как победу над хеттами демонстрируют причины, по которым Рамсес так охотно выбрал такой взаимовыгодный мир. Завершение открытых боевых действий между региональными державами было личным триумфом стареющего фараона, и, как показывает его памятник в Абу-Симбеле, фараон хорошо осведомил своих подданных о том, что Рамсес победил хеттов.

Хеттская империя

В отличие от силы Рамсеса в международных делах, Хаттушилиш III был поставлен в невыгодное положение из-за вопросов легитимности, которые вызвали сомнения в его положении как царя хеттов. Хаттушилиш во всех отношениях победил своего племянника, Урхи-Тесуба, но по-прежнему считался узурпатором царской власти. Решимость Урхи-Тесуба вернуть трон у своего дяди привела к тому, что Хеттская империя вступила в период нестабильности как дома, так и за рубежом. Племянник был изгнан после неудачного переворота и оказался в Египте. Рамсес II, таким образом, представлял прямую угрозу правлению Хаттушилиша, укрыв Урхи-Тесуб в пределах границ Египта. Хаттушилиш понял, что только союз с Рамсесом может помешать монарху спровоцировать своего племянника на борьбу с ним за трон. Заключив договор с Египтом, Хаттушилиш также надеялся, что признание Рамсеса его положения истинным царем Хатти позволит эффективно примирить недовольные элементы в его королевстве, которые поддержали Урхи-Тесуб как законного обладателя королевского сана.

В ближневосточном мире Рамсес обладал огромной властью среди правителей того времени, и официальное признание с его стороны придало Хаттушилису авторитет на международной арене.

Угроза того, что его племянник устроит против него еще один переворот, сильно обеспокоила Хаттушилиша, когда он столкнулся со значительной угрозой со стороны ассирийцев на востоке. Предшественник Хаттушилиша, ассирийский царь, взял Ханигалбат, который был вассальной территорией под контролем хеттов. Эта агрессия обострила отношения между двумя странами, но, что еще более важно, ассирийцы, похоже, оказались в состоянии предпринять дальнейшие атаки через реку Евфрат. Предполагаемая угроза ассирийского вторжения оказалась сильным мотивом для хеттов, чтобы начать переговоры с Египтом. Именно это чувство ассирийской опасности подтолкнуло Хатти к отношениям с Египтом.

По условиям договора, египтяне должны были присоединиться к своим союзникам-хатти, если Ассирия вторглась на территорию хеттов. Помимо этой угрозы с востока, Хаттушилиш осознавал необходимость укрепления своих отношений со своими египетскими соседями. Соревнование, которое существовало между Хатти и Египтом за сирийские земли, больше не служило интересам Хаттушилиша. Фактически, Тревор Брайс утверждает, что Хаттушилиш был удовлетворен своими нынешними владениями в Сирии и что любое дальнейшее расширение территории хеттов на юг было как неоправданным, так и нежелательным.

Последствия

После достижения желаемого союза с Хатти, Рамсес теперь мог направить свои силы на внутренние строительные проекты, такие как завершение его огромных высеченных в скале храмов Абу-Симбела. Потепление отношений между Рамсесом и хеттским царем позволило фараону отвлечь ресурсы от своей армии на свои обширные строительные проекты. Есть свидетельства того, что на 34-м году правления Рамсеса II, пытаясь установить более крепкие семейные узы с Хатти, фараон женился на хеттской принцессе. Оба доказательства династического брака и отсутствие текстовых свидетельств ухудшения дружеских отношений демонстрируют, что мирные отношения между Хатти и Египтом продолжались до конца правления Рамсеса. Укрепляя узы дружбы через брак, хетты и египтяне поддерживали взаимовыгодный мир, который существовал между ними до падения Хатти в Ассирию, почти столетие спустя.

Текст
Библиография
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Кадешским договором.
Последняя правка сделана 2021-05-18 09:17:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте