Эдвард Торндайк

редактировать
Эдвард Торндайк
PSM V80 D211 Edward Lee Thorndike.png Торндайк в 1912 году
РодилсяЭдвард Ли Торндайк. (1874- 08-31) 31 августа 1874 г.. Вильямсбург, Массачусетс, США
Умер9 августа 1949 г. (1949-08-09) (74 года). Монтроуз, Нью-Йорк, США
НациональностьАмериканец
ОбразованиеЛатинская школа Роксбери
Alma materУэслианский университет. Гарвардский университет. Колумбийский университет
ПрофессияПсихолог
РаботодательПедагогический колледж Колумбийского университета
ИзвестенОтец Психологии образования. Закон воздействия. Поведение Модификация
ДолжностьПрофессор
Супруг (ы)Элизабет Моултон (вышла замуж 29 августа 1900 г.)

Эдвард Ли Торндайк (31 августа 1874 г. - август 9, 1949) был американским психологом, который провел почти всю свою карьеру в педагогическом колледже Колумбийского университета. Его работа по сравнительной психологии и процессу обучения привела к теории коннекционизма и помогла заложить научную основу педагогической психологии. Он также работал над решением промышленных проблем, таких как экзамены и тестирование сотрудников. Он был членом правления Психологической корпорации и был президентом Американской психологической ассоциации в 1912 году. Обзор Review of General Psychology, опубликованный в В 2002 году Торндайк занял девятое место среди наиболее цитируемых психологов ХХ века. Эдвард Торндайк оказал мощное влияние на теорию подкрепления и анализ поведения, обеспечив базовую основу для эмпирических законов в психологии поведения с помощью своего закона эффекта. Благодаря его вкладу в область поведенческой психологии он оказал большое влияние на образование, где закон эффекта имеет большое влияние в классе.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Коннекционизм
  • 3 Обучение взрослых
    • 3.1 Развитие закона эффекта
  • 4 Евгенические взгляды
  • 5 Критика
  • 6 Торндайк об образовании
  • 7 Представления о поведении женщин
  • 8 Словари Торндайка
  • 9 Влияние Торндайка
  • 10 Достижения
  • 11 Противодействие Торндайку
  • 12 Избранные работы
    • 12.1 Статьи
    • 12.2 Разное
  • 13 См. Также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки
  • 16 Внешние ссылки

Ранние годы

Торндайк, родившийся в Вильямсбурге, Массачусетс, был сыном Эдвард Р. и Эбби Б. Торндайк, методистский священник из Лоуэлла, Массачусетс. Торндайк окончил Латинскую школу Роксбери (1891), в Вест-Роксбери, Массачусетс, и Уэслианский университет (бакалавр 1895). Он получил степень магистра Гарвардского университета в 1897 году. Два его брата (Линн и Эшли) также стали важными учеными. Младший, Линн, был медиевистом, специализирующимся на истории науки и магии, а старший, Эшли, был английским профессором и обладал авторитетом в Шекспир.

В то время как в Гарварде он интересовался, как животные учатся (этология ), и работал с Уильямом Джеймсом. Впоследствии он заинтересовался животным «человеком», изучению которого он затем посвятил свою жизнь. Тезис Эдварда иногда считают важнейшим документом современной сравнительной психологии. По окончании учебы Торндайк вернулся к своему первоначальному интересу - педагогической психологии. В 1898 году он защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете под руководством Джеймса МакКина Кеттелла, одного из отцов-основателей психометрии.

. В 1899 году, после года неудачной первоначальной работы в Колледже для Женщины Case Western Reserve в Кливленде, штат Огайо, он стал преподавателем психологии в педагогическом колледже Колумбийского университета, где он оставался до конца своей карьеры, изучая человеческое обучение, образование и психологическое тестирование. В 1937 году Торндайк стал вторым президентом Психометрического общества, следуя по стопам Луи Леона Терстона, который основал общество и его журнал Psychometrika годом ранее..

29 августа 1900 года он женился на Элизабет Моултон. У них было четверо детей, среди них Фрэнсис, которая стала математиком.

На ранних этапах своей карьеры он купил большой участок земли на Гудзоне и призвал других исследователей поселиться вокруг него. Вскоре там образовалась колония, в которой он был вождем «племени».

Коннекционизм

Торндайк был пионером не только в бихевиоризме и обучении, но и в использовании животных в клинических экспериментах. Торндайк смог создать теорию обучения на основе своих исследований на животных. Его докторская диссертация «Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» была первой в психологии, в которой испытуемые не были людьми. Торндайка интересовало, могут ли животные учиться заданию путем подражания или наблюдения. Чтобы проверить это, Торндайк создал коробки-головоломки. Коробки с пазлами были примерно 20 дюймов в длину, 15 дюймов в ширину и 12 дюймов в высоту. У каждой коробки была дверь, которая открывалась грузом, прикрепленным к веревке, которая проходила через шкив и прикреплялась к двери. Веревка, прикрепленная к двери, вела к рычагу или кнопке внутри коробки. Когда животное нажимало на перекладину или тянуло за рычаг, веревка, прикрепленная к двери, заставляла вес подниматься, и дверь открывалась. Ящики с пазлами Торндайка были устроены так, что от животного требовалось выполнить определенную реакцию (потянуть за рычаг или нажать кнопку), в то время как он измерял количество времени, которое потребовалось им для побега. Как только животное выполнило желаемую реакцию, ему разрешили убежать, а также дали награду, обычно пищу. Торндайк в основном использовал кошек в своих коробках-головоломках. Когда кошек помещали в клетки, они беспокойно бродили и мяукали, но не знали, как спастись. В конце концов, кошки случайно наступят на выключатель на полу, и дверь откроется. Чтобы увидеть, могут ли кошки учиться посредством наблюдения, он попросил их понаблюдать за другими животными, убегающими из ящика. Затем он сравнил время тех, кому довелось наблюдать, как другие убегают, с теми, кто этого не сделал, и обнаружил, что нет никакой разницы в их скорости обучения. Торндайк видел те же результаты с другими животными, и он заметил, что не было никаких улучшений, даже когда он поместил лапы животных на правильные рычаги, кнопки или планку. Эти неудачи заставили его прибегнуть к объяснению обучения методом проб и ошибок. Он обнаружил, что после случайного нажатия на переключатель один раз они нажимали переключатель быстрее в каждом последующем испытании внутри коробки с головоломкой. Наблюдая и записывая побеги животных и время их побега, Торндайк смог построить график времени, которое потребовалось животным в каждом испытании, чтобы сбежать, что привело к кривой обучения. Поначалу животным было трудно убежать, но в конце концов они «схватились» и убегали все быстрее и быстрее с каждым последующим испытанием коробки с головоломками, пока в конце концов не выровнялись. Увеличение скорости побега приводит к s-образной форме кривой обучения. Кривая обучения также предполагала, что разные виды обучаются одинаково, но с разной скоростью. Изучая коробки-головоломки, Торндайк смог создать свою собственную теорию обучения. Эксперименты с коробками-головоломками были частично мотивированы неприязнью Торндайка к утверждениям о том, что животные использовали необычные способности, такие как проницательность, при решении проблем: «Во-первых, большинство книг не дают нам психологической информации., а скорее панегирик животных. Все они были посвящены разуму животных, а не глупости животных ».

Торндайк имел в виду четко различать, используют ли кошки, спасающиеся из ящиков с головоломками, понимание. Инструментами Торндайка для ответа на этот вопрос были кривые обучения, выявленные путем построения графика времени, которое требовалось животному, чтобы выбраться из коробки каждый раз, когда оно попадало в нее. Он рассудил, что если бы животные проявляли проницательность, то время их побега внезапно упало бы до незначительного периода, что также было бы показано на кривой обучения как резкое падение; в то время как животные, использующие более обычный метод проб и ошибок, будут показывать постепенные кривые. Его открытие заключалось в том, что кошки постоянно обучались постепенно.

Обучение взрослых

Торндайк применил свой опыт тестирования в армии США во время Первой мировой войны. Он создал как альфа-, так и бета-версии, которые привели к сегодняшнему ASVAB, тесту с несколькими вариантами ответов, проводимому Военным командованием обработки въезда в США, который используется для определения квалификации для призыва в вооруженные силы США. В целях классификации солдатам были проведены альфа-тесты. Осознав, что некоторые солдаты не умеют читать достаточно хорошо, чтобы пройти альфа-тест, был проведен бета-тест (состоящий из изображений и диаграмм). Такой вклад укрепил психологию и способствовал дальнейшему развитию педагогической психологии.

Торндайк считал, что «обучение должно преследовать определенные, общественно полезные цели». Торндайк считал, что способность к обучению не снижается до 35 лет, и только затем со скоростью 1 процент в год, что противоречит представлениям того времени о том, что «старых собак нельзя научить новым трюкам». Позже было показано, что с возрастом снижается скорость обучения, а не способность к обучению. Торндайк также сформулировал закон эффекта, который гласит, что поведение, за которым следуют хорошие последствия, вероятно, будет повторяться в будущем.

Торндайк выделил три основных области интеллектуального развития. Первый - это абстрактный интеллект. Это способность обрабатывать и понимать разные концепции. Второй - механический интеллект, то есть способность обращаться с физическими объектами. Наконец, есть социальный интеллект. Это способность справляться с человеческим взаимодействием.

  1. Обучение происходит постепенно.
  2. Обучение происходит автоматически.
  3. Все животные обучаются одинаково.
  4. Закон эффекта - если ассоциация сопровождается «удовлетворительным положением дел», оно будет усилено, а если за ним последует «раздражающее положение дел», оно будет ослаблено.
  5. Закон действия Торндайка состоит из двух частей; закон использования и закон неиспользования.
    1. Закон использования - чем чаще используется ассоциация, тем сильнее она становится.
    2. Закон неиспользования - чем дольше ассоциация не используется, тем слабее она становится.
  6. Закон новизны- самый последний ответ, скорее всего, повторится.
  7. Множественный ответ - решение проблемы методом проб и ошибок. Животное будет пробовать несколько ответов, если первый ответ не приводит к определенному положению вещей.
  8. Установка или отношение - животные предрасположены к определенным действиям.
  9. Преимущество элементов- субъект может отфильтровать нерелевантные аспекты проблемы и сосредоточиться и реагировать только на важные элементы проблемы.
  10. Ответ по аналогии - ответы из связанного или аналогичного контекста могут использоваться в новом контексте.
  11. Теория передачи идентичных элементов. Эта теория утверждает, что степень, в которой информация, полученная в одной ситуации, будет передаваться в другую, определяется сходством между двумя ситуациями. Чем более похожи ситуации, тем больший объем информации будет передан. Точно так же, если ситуации не имеют ничего общего, информация, полученная в одной ситуации, не будет иметь никакой ценности в другой ситуации.
  12. Ассоциативное смещение - можно сместить любую реакцию, возникшую с одним стимулом, на возникновение с еще один стимул. Ассоциативный сдвиг утверждает, что сначала происходит реакция на ситуацию A, затем на AB, а затем, наконец, на B, таким образом переводя реакцию из одного состояния в другое, связывая его с этим условием.
  13. Закон готовности - a качество ответов и связей, которое приводит к готовности действовать. Торндайк признает, что ответы могут отличаться по степени готовности. Он утверждает, что еда дает более высокую степень готовности, чем рвота, что усталость снижает готовность к игре и повышает готовность ко сну. Кроме того, Торндайк утверждает, что низкий или отрицательный статус в отношении готовности называется неготовностью. На поведение и обучение влияет готовность или неготовность ответов, а также их сила.
  14. Идентифицируемость. Согласно Торндайку, идентификация или определение ситуации - это первая реакция нервной системы, которая может признать это. Затем могут быть установлены соединения друг с другом или с другим ответом, и эти соединения зависят от исходной идентификации. Следовательно, большая часть обучения состоит из изменений в возможности идентификации ситуаций. Торндайк также считал, что анализ может превращать ситуации в совокупность характеристик, таких как количество сторон фигуры, чтобы помочь уму понять и удержать ситуацию, а также повысить их идентифицируемость.
  15. Доступность - легкость получения конкретный ответ. Например, человеку было бы легче научиться прикасаться к своему носу или рту, чем ему рисовать линию длиной 5 дюймов с закрытыми глазами.

Развитие закона эффекта

Исследования Торндайка сосредоточены на инструментальном обучении, что означает, что обучение развивается в организме, который что-то делает. Например, он поместил кошку в деревянный ящик. Кошка использовала разные методы, пытаясь выбраться, однако ничего не получалось, пока она не нажала на рычаг. После этого Торндайк снова попытался поместить кошку в деревянный ящик. На этот раз кошка смогла быстро нажать на рычаг и вылезла из ящика.

Сначала Торндайк подчеркивал важность неудовлетворенности, проистекающей из неудач, как равную награде за удовлетворение успехом, хотя в своих экспериментах и ​​испытаниях на людях он пришел к выводу, что награда является гораздо более эффективным мотиватором, чем наказание.. Он также подчеркнул, что удовлетворение должно прийти сразу после успеха, иначе урок не будет усвоен.

евгенические взгляды

Торндайк был сторонником евгеники. Он утверждал, что «селекционное разведение может изменить способность человека учиться, сохранять рассудок, ценить справедливость или быть счастливым. Нет более надежного и экономичного способа улучшить окружающую среду человека, чтобы улучшить его природу».

Критика

Закон эффекта Торндайка и методология головоломки подверглись подробной критике со стороны бихевиористов и многих других психологов. Критика закона следствия в основном охватывает четыре аспекта теории: подразумеваемое или обратное действие эффекта, философское значение закона, определение эффективных условий, вызывающих обучение, и всесторонняя полезность закона.

Торндайк об образовании

Педагогическая психология Торндайка положила начало тенденции к поведенческой психологии, которая стремилась использовать эмпирические данные и научный подход к решению проблем. Торндайк был одним из первых психологов, которые объединили теорию обучения, психометрию и прикладные исследования школьных предметов, чтобы сформировать психологию образования. Одно из его влияний на образование видно из его идей о массовом маркетинге тестов и учебников в то время. Торндайк выступал против идеи о том, что обучение должно отражать природу, что было основной идеей ученых-разработчиков того времени. Вместо этого он думал, что обучение должно улучшать природу. В отличие от многих других психологов своего времени, Торндайк применил статистический подход к образованию в последние годы своей жизни, собирая качественную (количественную?) Информацию, предназначенную для помощи учителям и педагогам в решении практических образовательных проблем. Теория Торндайка была теорией ассоциации, как и многие другие в то время. Он считал, что связь между стимулом и реакцией укрепляется наградой или подтверждением. Он также считал, что мотивация является важным фактором в обучении. Закон действия ввел отношения между подкрепителями и карателями. Хотя описание Торндайком отношений между подкрепителями и карателями было неполным, его работа в этой области позже стала катализатором для дальнейших исследований, таких как работа Б.Ф. Скиннер.

Закон эффекта Торндайка гласит, что «ответы, которые производят желаемый эффект, с большей вероятностью произойдут снова, тогда как ответы, которые производят неприятный эффект, с меньшей вероятностью произойдут снова». Термины «желаемый эффект» и «неприятный эффект» со временем стали известны как «подкрепляющие» и «наказывающие». Вклад Торндайка в Общество поведенческой психологии прослеживается через его влияние в классе, с особым акцентом на хвалу и игнорирование поведения. Хвала используется в классе для поощрения и поддержки желаемого поведения. Было показано, что при использовании в классе похвала увеличивает правильные ответы и надлежащее поведение. Планируемое игнорирование используется для уменьшения, ослабления или устранения целевого поведения. Плановое игнорирование достигается удалением поощрения, поддерживающего поведение. Например, когда учитель не обращает внимания на «нытье» ученика, это позволяет ученику осознать, что скуление не сможет привлечь внимание учителя.

Представления о поведении ученика. женщины

В отличие от более поздних бихевиористов, таких как Джон Уотсон, которые уделяли очень много внимания влиянию факторов окружающей среды на поведение, Торндайк считал, что различия в родительском поведении мужчин и женщин были обусловлены биологическими, а не культурными факторами., причины. Признавая, что общество может «усложнять или искажать» то, что он считал врожденными различиями, он полагал, что «если мы [исследователи] должны поддерживать абсолютно одинаковую среду мальчиков и девочек, эти инстинкты создадут явные и важные различия между умственной и моральной деятельностью. мальчиков и девочек ". В самом деле, сам Уотсон открыто критиковал идею материнских инстинктов у людей в отчете о своих наблюдениях за матерями, которые впервые пытались кормить грудью. Уотсон утверждал, что те самые действия, которые Торндайк называл результатом «инстинкта кормления», проистекающего из «необоснованной склонности ласкать, баловать и« делать для других »», с трудом выполнялись молодыми матерями и, следовательно, должны были быть усвоены, в то время как «инстинктивные факторы практически равны нулю».

Убеждения Торндайка о врожденных различиях между мыслями и поведением мужчин и женщин включали женоненавистнические, псевдонаучные аргументы о роли женщин в обществе. Например, наряду с «инстинктом кормления» Торндайк говорил об инстинкте «подчинения господству», написав: «Таким образом, женщины в целом по своей изначальной природе покорны мужчинам в целом». Хотя эти мнения не имеют убедительных доказательств, такие убеждения были обычным явлением в ту эпоху и во многих случаях служили оправданием предубеждений против женщин в академических кругах (включая поступление в докторские программы, психологические лаборатории и научные общества).

Сборники слов Торндайка.

Торндайк составил три разных словаря, чтобы помочь учителям с обучением слову и чтению. После публикации первой книги серии «Книга слов учителя» (1921) были написаны и опубликованы две другие книги, каждая примерно на десять лет позже своей предшественницы. Вторая книга этой серии, полное название которой - Книга слов учителя из двадцати тысяч слов, наиболее часто и широко используемых в общем чтении для детей и молодежи, была опубликована в 1932 году, а третья и последняя книга - Книга слов учителя. из 30 000 слов был опубликован в 1944 году.

В предисловии к третьей книге Торндайк пишет, что содержащийся в нем список «сообщает любому, кто хочет знать, использовать ли слово в письменной форме, в устной речи или в обучении тому, как распространено это слово в стандартном английском тексте для чтения »(стр. x), и он далее советует, что список может быть лучше всего использован учителями, если они позволяют ему руководствоваться решениями, которые они принимают, выбирая, какие слова выделить во время обучения чтению. Некоторые слова требуют большего акцента, чем другие, и, согласно Торндайку, его список информирует учителей о наиболее часто встречающихся словах, которые должны быть усилены инструкциями и, таким образом, стать «постоянной частью запаса словесных знаний [учащихся]» (стр. xi). Если слово отсутствует в списке, но присутствует в учебном тексте, его значение нужно только временно понять в контексте, в котором оно было найдено, а затем сразу же выбросить из памяти.

В Приложении А ко второй книге Торндайк отдает должное своему количеству слов и тому, как частоты были присвоены определенным словам. Избранные источники, экстраполированные из Приложения A, включают:

  • Детское чтение: Черная красавица, Маленькие женщины, Остров сокровищ, Рождественский гимн, Легенда о Сонной Лощине, Спутник молодежи, школьные буквицы, первые читатели, вторые читатели и третьи читатели
  • Стандартная литература: Библия, Шекспир, Теннисон, Вордсворт, Каупер, Поуп и Милтон
  • Общие факты и обычаи: Конституция Соединенных Штатов и Декларация независимости, A Новая книга по кулинарии, практическому шитью и пошиву одежды, альманах для садов и ферм и каталоги заказов по почте

Торндайк также изучил местные газеты и переписку, чтобы найти общие слова, которые можно было бы включить в книгу.

Влияние Торндайка

Торндайк внес большой вклад в психологию. Его влияние на психологов-животных, особенно тех, кто сосредоточился на пластичности поведения, внесло большой вклад в будущее этой области. Помимо того, что он помог проложить путь к бихевиоризму, его вклад в измерения повлиял на философию, управление и практику образования, военное управление, управление производственным персоналом, государственную службу и многие государственные и частные социальные службы. Торндайк оказал влияние на многие школы психологии, поскольку гештальт-психологи, психологи, изучающие условный рефлекс, и поведенческие психологи изучили исследования Торндайка в качестве отправной точки. Торндайк был современником Джона Б. Уотсона и Ивана Павлова. Однако, в отличие от Ватсона, Торндайк ввел понятие подкрепления. Торндайк был первым, кто применил психологические принципы к сфере обучения. Его исследования привели к появлению множества теорий и законов обучения. Его теория обучения, особенно закона эффекта, чаще всего считается его величайшим достижением. В 1929 году Торндайк обратился к своей ранней теории обучения и заявил, что он ошибался. После дальнейших исследований он был вынужден полностью отвергнуть свой закон упражнений, потому что он обнаружил, что сама по себе практика не укрепляет ассоциацию, и это время само по себе не ослабляет ассоциацию. Он также избавился от половины закона эффекта, обнаружив, что удовлетворительное состояние дел усиливает ассоциацию, но наказание неэффективно для изменения поведения. Он придавал большое значение последствиям поведения как закладке основы для того, чему можно научиться, а что - нет. Его работа представляет собой переход от школы функционализма к бихевиоризму и позволила психологии сосредоточиться на теории обучения. Работа Торндайка в конечном итоге оказала большое влияние на Б.Ф. Скиннер и Кларк Халл. Скиннер, как и Торндайк, клал животных в ящики и наблюдал за ними, чтобы увидеть, что они могут узнать. Теории обучения Торндайка и Павлова были позже синтезированы Кларком Халлом. Его работа над мотивацией и формированием отношения напрямую повлияла на исследования природы человека, а также социального порядка. Исследования Торндайка лежали в основе сравнительной психологии на протяжении пятидесяти лет и оказали влияние на бесчисленное количество психологов за этот период времени и даже сегодня.

Достижения

В 1912 году Торндайк был избран президентом Американской психологической ассоциации. В 1917 году он был избран членом Американской статистической ассоциации. Он был принят в Национальную академию наук в 1917 году. Он был одним из первых психологов, принятых в ассоциацию. Торндайк хорошо известен своими экспериментами на животных, подтверждающими закон эффекта. В 1934 году Торндайк был избран президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Оппозиция Торндайка

из-за его «расистских, сексистских и антисемитских идеалов» среди Джорджа Флойд протестует. В 2020 году попечительский совет педагогического колледжа единогласно проголосовал за удаление его имени из Торндайк-холла.

Избранные работы

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Курти, Мерл. Социальные идеи американских педагогов (1935), стр. 459–98
  • Hergenhahn, B.R.; Олсон, Мэтью Х. (2005), Введение в теории обучения, Pearson Education, ISBN 978-81-317-2056-1.
  • Hergenhahn, B.R. (2009), Введение в историю психологии, Wadsworth, Cengage Learning, ISBN 978-0-495-50621-8.
  • Джонсич, Джеральдин (1968), Разумный позитивист: Биография Эдварда Л. Торндайка, Wesleyan University Press, LCCN 68-27542.
  • Торндайк, Эдвард (1932), Основы обучения, AMS Press Inc., ISBN 978-0-404-06429-7.
  • Кентридж, Роберт (2005), Эдвард Торндайк, коробки-головоломки и закон воздействия, Даремский университет.
  • Дьюи, Russ (2007), Поиск законов обучения, www.psywww.com.
  • Купер, Санни (2009), Теории обучения в педагогической психологии, www.lifecircles -inc.com, заархивировано с оригинала 29.06.2011.
  • Эстерхилл, Фрэнк Дж. (2000), Interlingua Institute: A History, Interlingua Institute, ISBN 978-0-917848-02-5.
  • Линн, Ричард (2001), Евгеника: переоценка, Прегер, ISBN 978-0-275-95822-0.
  • Сэттлер, Л. Пол (2004), Эволюция американского образования ional Technology, IAP, ISBN 978-1-59311-139-7.
  • Торндайк, Эдвард Ли (1911), Animal Intelligence, Macmillan.
  • Darity, Уильям А. (2008), Международная энциклопедия социальных наук, Гейл, ISBN 978-0-02-865965-7.
  • Циммерман, Барри Дж.; Шунк, Дейл Х. (2003), Психология образования: столетие вкладов, сотрудник Лоуренса Эрлбаума, ISBN 978-0-8058-3682-0.
  • Гуденаф, Флоренс Л. (1950) Эдвард Ли Торндайк: 1874-1949. Американский журнал психологии. 63, 291-301.
  • Woodworth, R. S. (1950). «Эдвард Торндайк 1874-1949». Наука, Новая серия. 111 (2880): 251. JSTOR 1676976

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Эдварде Торндайке
Последняя правка сделана 2021-05-18 08:26:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте