Образование в Польской Народной Республике в годы ее существования контролировалось коммунистическим государством, которое предоставляло начальные школы, средние школы, профессиональное образование и университеты. Образование в коммунистической Польше было обязательным с 7 до 15 лет.
Образование во Второй Польской республике, существовавшей до Второй мировой войны, было ограниченным. Согласно официальной статистике того времени, число детей, не посещавших школу в 1935-1936 учебном году, составляло 600 000 из 5 143 100 детей школьного возраста. В 1937-1938 годах седьмой класс закончили 127,1 тыс., Из них только 36,4 тыс. Были из сельской местности. Все средние школы, даже государственные, взимали высокую плату за обучение, которую многие поляки просто не могли себе позволить. Это означает, что только 11,1% школьников продолжат обучение в начальной школе.
Когда коммунистическое правительство пришло к власти после Второй мировой войны, оно реформировало систему образования. В мае 1945 года Министерство образования разработало план системы образования, основанной на нескольких принципах: образование в Польше должно быть бесплатным, единообразным, публичным и обязательным. Он должен был быть бесплатным, так как плата за обучение была отменена, а система стипендий, общежитий и государственной помощи была введена в действие, гарантируя, что каждый ребенок имеет равный доступ к образованию. Он должен был быть единообразным, чтобы в каждой школе преподавалась одна и та же учебная программа и чтобы сельские учебные заведения были приведены в соответствие с тем же стандартом, что и городские. Это должно было быть публичным, поскольку государство контролировало каждое учебное заведение. Обязательность означает, что родители или законные опекуны могут быть заключены в тюрьму, если дети, находящиеся на их попечении, не посещают школу. В плане также говорилось, что учебная программа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили широкую базу знаний, научились думать самостоятельно и ушли из школы с научным мировоззрением.
Хотя план был сформулирован в 1945 году, лишь в 1947 году он в значительной степени претворился в жизнь. Приобретение новой территории и разрушения, нанесенные стране во время войны, означали, что школы нужно было строить или восстанавливать заново, а также готовить новых учителей.
Из-за нацистской и советской резни довоенной польской интеллигенции и эмиграции многих других интеллектуалов и квалифицированных людей в Польше остро не хватало образования. В результате коммунистическая программа бесплатного и обязательного школьного образования для всех и создание новых бесплатных университетов получили большую поддержку. Университеты с потерянных восточных территорий были эвакуированы на новые западные территории: из Вильно в Торунь и из Львова во Вроцлав. Было основано много новых университетов, в том числе знаменитый Лодзинский киноуниверситет.
Коммунисты, таким образом, воспользовались возможностью, чтобы создать новый образованный польский класс, обучающийся в системе образования, которую они контролировали; история, как и другие науки, должна была следовать марксистским взглядам, а также подвергаться политической цензуре. В 1948 году учебная программа была изменена, чтобы сделать коммунистическую идеологию и теорию более центральными. Кроме того, коммунистическая идеология затронула различные науки. Многие западные книги и публикации были объявлены незаконными, и владение любой из них могло привести к штрафу или даже тюремному заключению. История была особенно изменена, чтобы минимизировать роль событий, которые могли подорвать позицию коммунистического правительства; например, польско-советская война 1919-1921 годов была полностью исключена из некоторых учебников истории, а члены польского правительства в изгнании, такие как Владислав Сикорский, изображались как предатели. Экономическая наука также была сильно затронута, поскольку коммунистическая идеология подчеркивала, что централизованное планирование всегда выше капитализма, и запрещала работы, подобные работам Яноша Корнаи, о дефиците экономики. Эти акты цензуры теперь будут считаться незаконными. В период с 1951 по 1953 год большое количество довоенных реакционных профессоров было уволено из университетов. Среди них были Мария и Станислав Оссовские, Владислав Татаркевич, Изидора Думбска и многие из самых выдающихся польских ученых той эпохи. Контроль над искусством и художниками был углублен, и со временем социалистический реализм стал единственным движением, которое было принято властями. После 1949 года большая часть произведений искусства, представленных публике, должна была соответствовать голосу партии и представлять ее пропагандистскую направленность.
Школы были преобразованы в семилетние начальные школы и четырехлетние средние школы. Также была начата широкомасштабная кампания по строительству сотен новых средних школ в сельской местности, центральной части города и на окраинах городов. Была надежда, что это устранит привилегию более богатых поляков в области образования и сделает систему более справедливой для всех.
К 1950-м годам быстрая урбанизация и связанная с ней внутренняя миграция означали, что в сельские школы поступало меньше детей. 1950-е годы также ознаменовались резким ростом числа учителей. Если в 1948-1949 учебном году насчитывалось 79 319 учителей, то к 1962-1963 году их было 156 193 человека. Во многом благодаря строительству новых университетов по всей стране, эти преподаватели были самыми высококвалифицированными преподавателями, которых когда-либо испытывали поляки.
Чтобы иметь возможность принимать всех детей в семилетние школы, намеченные в 1948 году, была предпринята кампания по расширению школьной сети. Было построено так много новых школ (4834 новых классных комнаты только в 1956 году), что правительство могло принять и действительно приняло закон, устанавливающий максимальное расстояние между домом ребенка и его школой. Для учащихся с первого по четвертый класс школа должна быть в пределах 3 км от дома, а для учащихся с пятого по седьмой класс - в пределах 4 км от дома.
В 1956 году подробное исследование Центрального статистического управления заявило, что каждый психически и физически здоровый польский ребенок получил образование. Создавались специальные школы для глухонемых, немых и слепых детей. В общей сложности в период с 1945 по 1963 год начальную школу в Польше окончили до 5 650 000 учащихся.
15 июля 1961 года Сейм (польский парламент ) принял закон о развитии системы образования. Он ввел двухлетнее обязательное сельскохозяйственное или профессионально-техническое обучение, официально секуляризировал все школы и повысил минимальный возраст окончания учебы с 14 до 15 лет. Эта реформа проводилась постепенно с 1962 по 1966 год.
В 1920-е и 1930-е годы профессиональное образование действительно существовало в относительно адекватных масштабах, и довольно большое количество студентов (110 000 в 1937-1938 годах) посещали профессиональные учебные заведения. Однако уровень образования был очень низким. У многих не было учебников, и почти ни один из них не мог предложить студентам какой-либо среды для применения на практике того, чему они научились. Отсутствие широкомасштабной индустриализации в Польше в то время означало, что многим выпускникам не была гарантирована работа, и только 4,1% посещали полные средние профессиональные училища, что позволило им перейти на университетский уровень.
Поскольку быстрая индустриализация была одним из ключевых коммунистических приоритетов, совершенствовались и профессиональные училища. Министерства образования и промышленности начали открывать новые школы. К 1946–1947 годам в профессионально-технических училищах обучалось на 60 000 студентов больше, чем в 1937–1938 годах. Широко издавались стандартизированные учебники, необходимое количество часов теории было увеличено до 18, и был введен ряд новых предметов, основанных на более современных технологических навыках.
В 1949 году было создано Центральное агентство профессионального обучения, чтобы разработать учебную программу таким образом, чтобы удовлетворить потребности плановой экономики Польши. Существующие профессиональные училища были преобразованы в подготовительные профессиональные училища, базовые профессиональные училища, готовящие квалифицированную рабочую силу, и профессиональные средние школы. Выполнив свою задачу, в 1956 году Агентство было передано в состав Министерства образования. В том же году были построены первые двухгодичные сельскохозяйственные профессиональные училища, которые предлагали обучение для сельских студентов, желающих стать фермерами. К 1962 году их было три тысячи, при этом официально зарегистрировано 100 тысяч студентов.
Число студентов в профессиональных учебных заведениях быстро росло с 1930-х по 1960-е годы: 207 529 студентов в 1937/1938 годах и 1 371 400 человек в 1963/1964 годах.
Поскольку почти все университеты Польши до Второй мировой войны располагались в крупных городах, во время войны они были полностью разрушены. Польши немецких оккупанты взяли большие коллекции учебников и оборудования из польских университетов в Германию и закрыли объекты. Многие из них были разрушены в результате сильных бомбардировок, а 60% Варшавского университета было разрушено во время восстания 1944 года. Однако послесреднее образование продолжалось в Польше (см. Подпольное образование в Польше во время Второй мировой войны ).
Университет Вроцлава был назван в честь президента Польши Болеслава Берута в 1952 году некоторые из его преподавателей пришли из упразднены Ян Казимир университет в г. Львов.После войны университеты были перестроены и реструктурированы по коммунистической модели: медицинские, сельскохозяйственные, экономические, инженерные и спортивные факультеты стали колледжами. Из государственных университетов были выведены теологические факультеты, в Варшаве были созданы два духовных колледжа. Новое правительство, как часть плана по укреплению польской экономики, создало множество новых факультетов по всей стране, в том числе молочное, рыбное, текстильное, химию и механизацию сельского хозяйства, а также новые курсы марксистской экономики. Также было построено много новых университетов. К 1963 году количество университетов и колледжей в Польше почти вдвое увеличилось по сравнению с 1938 годом (73 и 32 соответственно). Среди этих новых колледжей было десять медицинских школ, которых в довоенной Польше не было.
В Польше было значительное количество дневных студентов в университетах, примерно 57,2 студента на 10 000 человек в 1964 году по сравнению с 14,4 в 1938 году. Это поставило Польшу на пятое место в Восточном блоке (после Советского Союза, Болгарии, Чехословакии и Югославии ). а по отношению к капиталистическому миру - за США, Канадой, Японией и Австралией.
После войны предпочтение отдавалось выходцам из рабочих или крестьянских семей. Эта система была отменена примерно в 1956 году. Позже была внедрена система, аналогичная системе позитивных действий, в которой людям из рабочих или фермерских семей ( pochodzenie robotniczo-chłopskie) при поступлении в университет предоставлялись льготы, обычно в виде дополнительных баллов. в процессе приема на работу предоставляется социальному классу ( пункты за переход). Частично это было мотивировано коммунистами, которые считали традиционную интеллигенцию враждебной и пытались создать новый образованный класс, более дружелюбный по отношению к ней. После падения коммунизма все виды позитивных действий были отменены. После студенческих протестов 1968 года студентам пришлось подавать документы на получение политических аттестатов, в результате чего многие из них лишились стипендий.