Образование в Марокко

редактировать
Университет Аль-Ахавейн в Ифран.

Система образования в Марокко включает дошкольное, начальное, среднее и высшее уровни. Школьное образование контролируется Министерством национального образования со значительной передачей полномочий на региональный уровень. Высшее образование находится в ведении Министерства высшего образования и подготовки руководителей.

Посещение школы обязательно до 13 лет. Около 56% молодых людей получают среднее образование, а 11% - высшее образование. Правительство провело несколько обзоров политики для улучшения качества и доступа к образованию, и, в частности, для решения сохраняющейся проблемы неграмотности. Поддержка была получена от ряда международных организаций, таких как USAID, UNICEF и Всемирный банк. Недавний отчет после формирования нового правительства в 2017 году объявил арабский, а также французский обязательным в государственных школах.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Исламский
    • 1.2 Еврейский
    • 1.3 Французский протекторат
    • 1.4 Независимость
    • 1.5 Французские школы
  • 2 Структура системы образования
    • 2.1 Pre -школа
    • 2.2 Начальное образование
    • 2.3 Среднее
    • 2.4 Высшее
  • 3 Результаты в секторе образования
    • 3.1 Частные высшие учебные заведения
    • 3.2 Доступ к школьному образованию
    • 3.3 Грамотность
    • 3.4 Эмиграция
  • 4 Реформы
    • 4.1 Грамотность
    • 4.2 Государственные обзоры
    • 4.3 Внешние органы
  • 5 Источники

История

Фрагмент фонтана в центральном дворе Медрасат Аль-Аттарин (Школа торговцев пряностями) в Фесе, медерса, завершенная в 1325 году при маринидах.

исламских

в 859 году, Фатима аль-Фихри основала мечеть Аль-Каравийин в Фесе, и связанные с ней медресе рассматриваются некоторыми учреждениями, такими как ЮНЕСКО и Книга рекордов Гиннеса считается самой старой из существующих, постоянно действующих высших учебных заведений. национальное учреждение в мире. Марокканский историк Мохаммед Джабрун писал, что школы в Марокко были сначала построены при халифате Альмохадов (1121–1269). На протяжении веков государственное образование в Марокко происходило в основном в медресе и куттабах (كُتَّاب) - или, как их называли в Марокко, msids (مسيد). Обучение в MSID было исламским и преподавалось на арабском языке. Помимо преподавания Корана экзегезы (тафсир ) и исламского права (фикх ), в исламских школах часто преподается широкий спектр предметов, включая литературу, естественные науки и историю.. Мариниды основали несколько таких школ, в том числе в Фесе, Мекнесе и Сале, а Саади расширили медресе Бен Юсефа в Марракеше.

Еврей

После увольнения Меллы в испано-марокканской войне, Израильский альянс, французская организация, работающая над расширением прав и возможностей евреев во всем мире посредством французского образования, основала свою первую школу в Тетуане в 1862 году, а затем школы в Танжере (1864), Эс-Сувейра (1866 г.) и Асфи (1867 г.), в конечном итоге достигнув 83 школ - больше, чем все школы AIU в остальном мире.

До Французский протекторат, еврейские школы для девочек обучали чтению и письму, а также профессионально-техническому обучению на рабочем месте с помощью таких навыков, как пошив одежды и стирка, а затем чтение, письмо и стенография. В 1913 году французские власти воспроизвели эту систему для мусульманских девочек в Сале, а затем и в других городах.

Французский протекторат

После Фесского договора 1912 года и создания Французский протекторат, Франция открыла государственные школы, в которых обучение велось на французском языке.

Официальные лица протектората не решались предоставлять образование для широкой публики, опасаясь, что образованное население станет источником оппозиции колониальный режим. Элитарность генерала-резидента Юбера Лиоте сформировала образовательную систему под французским протекторатом, и доступ к современному образованию зависел от этнической принадлежности и класса студента, с отдельными образовательными возможностями для европейцев, евреев и мусульман. Лишь определенный процент детей, посещающих школу, были мусульманами, и большинство из них посещали традиционные коранические школы, или msids, которые не входили в компетенцию Протектората. Большинство студентов-мусульман, обучающихся в системе образования Протектората, получили профессиональное образование для работы в различных сферах физического труда.

Пять школ для «сыновей знатных людей» были открыты после 1916 года для мальчиков из элиты Марокко. семьи. Были также основаны два колледжа в Фесе (1914 г.) и Рабате (1916 г.). Эти школы-интернаты, которые уподобляются Итонскому колледжу, служили для создания видения Лиоти класса двухкультурных марокканских «джентльменов» - пропитанных традиционными идеалами, но эффективных в управлении современной бюрократической системой выполнять функции в администрации страны.

В 1920 году Лиоти основал в Bibliothèque Générale рядом со штаб-квартирой в Рабате колониальные администраторы, которые хотели больше узнать об истории и обществе Марокко.

После 1920 года французские институты, которые были тщательно подготовлены к диалекту амазигов и обучены как учителя и собиратели информации, были направлены в школы в сельских районах для говорящих на языках амазигов. Одна из этих школ, которая была преобразована в коллеж, была одним из инструментов для реализации берберского захира. Его цель - подготовить своих студентов-амазигов к высоким ролям в колониальной администрации, а также сформировать «берберскую элиту , пропитанную французской культурой, в среде, где арабское влияние было строго не входит." Эта иерархическая образовательная система была разработана, чтобы «гарантировать коренную элиту, лояльную Франции и готовую поступить к ней на службу», хотя ее проницаемость на практике сделала ее «средством социальной мобильности».

Несоответствия традиционного образования в Это стало очевидным, и частные марокканские граждане, особенно из класса буржуазных торговцев, начали основывать то, что позже стало известно как «бесплатные школы» - с модернизированными учебными программами и преподаванием на арабском - независимо друг от друга. Качество преподавания в этих бесплатных школах сильно варьировалось: от «скучных учителей, едва оторванных от своих учеников» до «самых выдающихся и творческих улама ». Многие из молодых учителей в Фесе одновременно посещали занятия в Университете аль-Каравийин, и некоторые из них продолжили руководить.

Независимость

[ar ] опубликовано [ar ] (اِقْرَأ, «Читать»), первая серия учебников арабского языка в Марокко в 1956, 1957 и 1958 годах.

В 1957 году [ar ] попытались Arabize первый класс, но эта попытка не увенчалась успехом.

Документ, подписанный правительствами Марокко и Франции, разрешал продолжение французского образования в Марокко, находящегося под управлением организации, известной как (которая была заменен на AEFE в 1990 г.).

В 1958 году преемник Мухаммада аль-Фаси, [ar ], сформулировал план реформы образования, преследуя четыре цели:

  1. унифицировать традиционную и современную системы
  2. арабизировать все предметы
  3. обобщить грамотность
  4. , т.е. подготовить национальных кадров для замены иностранных учителей

арабизация стала приоритетом; Институт арабизации был основан в 1960 году, а первый Конгресс арабизации состоялся в Рабате в 1961 году.

Именно в 1963 году образование стало обязательным для всех марокканских детей в возрасте от 6 до 13 лет. в то время как все предметы были арабизированы в первом и втором классах, в то время как французский оставался языком преподавания математики и естественных наук как в начальной, так и в средней школе.

В 1965 году, требуя права на государственное высшее образование для марокканцев, (الاتحاد الوطني لطلبة المغرب, UNEM) организовал марш, начавшийся в Касабланке, который на следующий день перешел в марокканские беспорядки 1965 года 75>. Король Хасан II обвинил в случившемся учителей и родителей и заявил: «Позвольте мне сказать вам, что нет большей опасности для государства, чем псевдоинтеллектуал, а вы псевдоинтеллектуалы. было бы лучше, если бы вы все были неграмотными. После этого учителя подвергались преследованиям.

При Хасане II Институт социологии (معهد السوسيولوجيا), которым руководил Абделькебир Хатиби, был распущен в 1970 году. В 1973 году гуманитарные науки находились под контролем правительства. были арабизированы университеты, в которых лидер истикляль Аллал аль-Фасси играл важную роль, а учебные программы были существенно изменены. Арабизация использовалась для подавления критического мышления, что доктор назвал "грубым и очевидным". попытка создать более консервативную атмосферу в академических кругах и ослабить энтузиазм по поводу радикализирующих влияний, проникающих из Европы ». Министр образования Аззеддин Лараки после доклада, проведенного комитетом из четырех египтян, в том числе двух из Университет аль-Азхар заменил социологию исламской мыслью в 1983 году.

Чтобы удовлетворить растущий спрос на среднее образование в 1970-х годах, Марокко импортировало франкоязычных учителей из таких стран, как Франция, Румыния, а и Болгария, чтобы преподавать математику и естественные науки, и арабские учителя, чтобы преподавать гуманитарные науки и социальные науки.

В статье 1973 года в Ламалифе марокканское общество описывается как сломанные и фрагментированные, с неверно направленной энергией разочарованной и стыдливой элиты, способствующей низким стандартам образования.

К 1989 году арабизация всех предметов во всех классах как начального, так и среднего государственного образования была завершена. Тем не менее, французский язык оставался средством преподавания научных дисциплин в технических и профессиональных средних школах, технических институтах и ​​университетах.

Правительство провело несколько реформ для улучшения доступа к образованию и уменьшения региональных различий в предоставлении образования.. Король объявил период с 1999 по 2009 год «Десятилетием образования». За это время инициатива правительства по реформе была сосредоточена на пяти основных темах, призванных повысить роль знаний в экономическом развитии; ключевыми темами были образование, управление, развитие частного сектора, электронная торговля и доступ. Всемирный банк и другие многосторонние агентства помогли Марокко улучшить систему базового образования.

Французские школы

По сей день французские школы, которые в просторечии называются «миссия», действительно ли они связаны с Mission Laïque Française или нет - все еще имеют большое присутствие в Марокко. В этих школах французский язык является языком обучения, а арабский язык преподается только как второй язык, если вообще преподается.

Школы сертифицированы Агентством французского образования за рубежом и управляются французским Министерством иностранных дел, а студенческий состав обычно состоит из детей марокко из элитных и обеспеченных классов. Эти школы, такие как Lycée Lyautey в Касабланке, обычно расположены в больших городах, таких как Касабланка, Рабат, Фес, Марракеш, Мекнес и Уджда.

Франция - это страна номер 1 для марокканских студентов, уезжающих из страны на учебу за границу, где принимают 57,7% всех марокканцев, обучающихся за пределами Марокко. Марокканские студенты также представляют собой самую большую группу иностранных студентов во Франции, составляющую 11,7% от всех иностранных студентов в университетах Франции, согласно исследованию ЮНЕСКО 2015 года.

Структура системы образования

Система образования в Марокко включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Усилия правительства по увеличению доступности образовательных услуг привели к расширению доступа на всех уровнях образования. Система образования Марокко состоит из 6 лет начального образования, 3 лет неполного среднего / среднего образования, 3 лет полного среднего образования и высшего образования.

Система образования находится в ведении Министерства национального образования (МНП) и Министерства высшего образования и подготовки руководителей. Министерство национального образования децентрализовало свои функции до региональных уровней, созданных в 1999 году, когда 72 провинции были включены в 12 региональных административных единиц. Затем ответственность за предоставление образовательных услуг постепенно перешла на региональный уровень. Этот процесс децентрализации обеспечит соответствие образовательных программ региональным потребностям, а управление бюджетом будет осуществляться на местном уровне. В каждом регионе есть Региональная академия образования и профессиональной подготовки и региональный директор, который является старшим по отношению к делегатам от провинций в регионе. Региональные академии также будут отвечать за разработку 30 процентов учебной программы, чтобы она соответствовала местным условиям. Центральный уровень МНП продолжает управлять остальными 70 процентами. Кроме того, на делегации возложены услуги по предоставлению образовательных услуг в своих регионах.

Дошкольное образование

Согласно Национальной хартии, дошкольное образование является обязательным и доступно для всех детей в возрасте до 6 лет. Этот уровень открыт для детей в возрасте 4–6 лет. В Марокко есть два типа дошкольных учреждений: детские сады и школы Корана. Детский сад - это частная школа, которая дает образование в основном в городах; Коранические школы готовят детей к начальному образованию, помогая им развить базовые навыки грамотности и счета. Школы Корана могут стать главной силой в борьбе с неграмотностью. (timss) примерно 80 процентов всех детей посещают те или иные формы Корана в течение некоторой части школьных лет. В 2007 году общий коэффициент охвата дошкольным образованием в Марокко составлял около 60 процентов, при этом GER мужчин составлял 69,4 процента, а женщин - 49,6 процента. GER для женщин увеличивался за последние несколько лет, а для мужчин он составил около 69 процентов с 2003 года.

Начальное

Начальное образование длится 6 лет для детей в возрасте 6 лет. -12 лет. Учащиеся должны сдать Certificat d'etudes primaires, чтобы иметь право на зачисление в неполные средние школы.

Общий коэффициент охвата образованием (GER) на уровне начальной школы неуклонно растет в 2000-х годах.. В 2007 году общий GER на уровне начальной школы составил 107,4 процента, из которых 112 процентов для мужчин и 101 процент для женщин. Но Индекс гендерного равенства для GER составил 0,89, что показывает, что проблема гендерного неравенства сохраняется на начальном уровне. Уровень второгодничества в начальной школе составляет 11,8 процента; коэффициент второгодничества для мужчин на уровне начальной школы составляет 13,7 процента, а для женщин - 9,7 процента, и в последние несколько лет этот показатель снижается для обоих полов. Показатель отсева из начальной школы в 2006 году составлял 22 процента, а среди девочек он немного выше, чем среди мальчиков - 22 и 21 процент соответственно. Показатель отсева снижается с 2003 года, но все еще очень высок по сравнению с другими арабскими странами, такими как Алжир, Оман, Египет и Тунис.

Среднее образование

Есть три года неполной средней школы. Этот тип образования предоставляется в так называемом Коллеж. После 9 лет базового образования учащиеся поступают в старшую среднюю школу и проходят одногодичную общую базовую учебную программу по искусствам или естествознанию. Студенты первого года обучения получают гуманитарное или естественное образование, математику или оригинальное образование. Студенты второго курса изучают землю и науки о жизни, физику, сельское хозяйство, технические науки или находятся на уровне A или B.

Общий коэффициент охвата средним образованием (GER) в 2007 году составил 55,8 процента. Но в среднем образовании показатели второгодничества и отсева остаются особенно высокими. Индекс гендерного паритета для GER на уровне средней школы составлял 0,86 в 2007 году; он не лучше, чем в других арабских странах, и отражает значительную разницу между полами при зачислении в среднюю школу.

Высшее образование

Система высшего образования состоит как из частных, так и из государственных институтов. В стране четырнадцать крупных государственных университетов, в том числе Университет Мохаммеда V в Рабате и Университет Аль-Карауин, Фес, наряду со специализированными школами, такими как музыкальные консерватории Марокко, поддерживаемые Министерством культуры. Университет Карауин в Фесе преподает с 859 года, что делает его старейшим постоянно действующим университетом в мире. Тем не менее, существуют десятки национальных и международных университетов, таких как Британский университет SIST, которые работают вместе с государственными университетами над улучшением высшего образования в Марокко. Кроме того, существует большое количество частных университетов. Общее количество выпускников высших учебных заведений в 2007 году составило 88 137 человек: общий коэффициент охвата высшим образованием составляет 11 процентов, и за последние несколько лет он существенно не менялся. Для поступления в государственные университеты требуется только бакалавриат, тогда как для поступления в другие высшие государственные учебные заведения, такие как инженерное училище, требуются конкурсные специальные тесты и специальная подготовка перед экзаменами.

Еще одна развивающаяся область помимо инженерии и медицины - это управление бизнесом. По данным Министерства образования, количество студентов, обучающихся по специальности «Управление бизнесом», увеличилось на 3,1 процента в 2003-04 годах по сравнению с предыдущим 2002-2003 годом. Как правило, для получения степени бакалавра по бизнесу требуется три года, а для получения степени магистра - в среднем два года.

Университеты в Марокко также начали внедрять использование информационных и коммуникационных технологий. Ряд университетов также начали предоставлять курсы программное обеспечение и аппаратная инженерия ; ежегодно академический сектор выпускает 2000 выпускников в области информационных и коммуникационных технологий.

Марокканские учреждения установили партнерские отношения с институтами в Европе и Канаде и предлагают совместные программы получения степени в различных областях от известных университетов.

Чтобы повысить общественную ответственность, с 2000 года марокканские университеты проходят оценку с намерением сделать результаты общедоступными для всех заинтересованных сторон, включая родителей и студентов.

Результаты в секторе образования

Частные высшие учебные заведения

Несмотря на наличие ряда частных институтов, прием в частные высшие учебные заведения по-прежнему низок, менее 3,5% от общего числа студентов университетов. Частные институты также страдают от менее квалифицированного или неадекватного персонала. В первую очередь это связано с уменьшением стоимости обучения. Учебные программы, особенно бизнес-школ, устарели и должны быть пересмотрены в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда. Компании частного сектора также не вносят достаточного вклада в предоставление рабочих знаний профессиональным институтам в текущей деловой среде.

Доступ к школьному образованию

Внутренняя эффективность также низкая, высокий процент отсева и второгодничества. Существует также неудовлетворенная потребность в растущем спросе в средних школах после достижения высоких показателей доступа к начальному образованию. Проблема стоит более остро в сельских школах из-за недостаточного количества и качества учебных материалов. Низкое качество образования становится еще большей проблемой из-за арабского - берберского языковых проблем: большинство детей из берберских семей почти не знают арабского языка, который является языком обучения в школах., когда они поступают в начальную школу.

Грамотность

В регионе Магриба уровень грамотности низкий. В Марокко уровень неграмотности среди взрослого населения по-прежнему высок и составляет около 40 процентов в 2007 году, несмотря на согласованные усилия, предпринимаемые с момента обретения независимости в 1956 году, чтобы снизить уровень неграмотности, который в то время составлял 87 процентов. В абсолютном выражении количество неграмотных взрослых выросло с шести до девяти миллионов. Марокко - одна из пяти арабских стран, в которых проживает 70 процентов из примерно 70 миллионов неграмотных взрослых в арабском мире. В сельской местности и среди женщин неграмотность более распространена; в 2004 г. три четверти женщин считались неграмотными.

Эмиграция

Также был высокий уровень эмиграции квалифицированных рабочих, то есть доля высококвалифицированных эмигрантов среди образованных людей составляет высоко. Таким образом, Марокко теряет значительную часть своей квалифицированной рабочей силы в зарубежные страны, образуя самое большое количество мигрантов среди североафриканцев в Европе.

Реформирование

Грамотность

UIS Уровень грамотности Население Марокко в возрасте старше 15 лет 1980-2015

С конца 1980-х годов правительства стран Магриба сотрудничают с организациями гражданского общества в борьбе с неграмотностью. Программа НПО, запущенная в 1988 году, обеспечивает обучение грамоте 54% всех учащихся, охваченных программами обучения грамоте взрослых. Министерская и Общая программа также ориентирована на различные министерства и сообщества, которые проводят программы обучения грамоте. Корпоративные программы ориентированы на потребности работающего населения и ориентированы на непрерывное обучение на предприятии. Марокко и другие страны Магриба теперь полностью привержены искоренению неграмотности. Марокко официально приняло свою Национальную стратегию грамотности и неформального образования в 2004 году. Комплексное видение грамотности, развития и сокращения бедности было продвинуто Национальной инициативой по человеческому развитию (INDH), запущенной королем Мохаммедом VI в мае 2005 года.

Обзоры правительства

Повышение качества результатов в секторе образования стало ключевым приоритетом для правительства Марокко. Комплексное обновление системы образования и профессиональной подготовки было разработано на основе широкого участия в 1998–1999 годах, что привело к появлению видения долгосрочного расширения этого сектора в соответствии с потребностями социально-экономического развития страны. Результатом стало обнародование Национальной хартии образования и профессиональной подготовки 1999 года (CNEF). CNEF, опираясь на твердый национальный консенсус, провозгласил 2000-2009 годы десятилетием образования и профессиональной подготовки и установил образование и профессиональную подготовку в качестве национального приоритета, уступающего только территориальной целостности. Программа реформ, изложенная CNEF, также получила сильную поддержку со стороны сообщества доноров. Тем не менее, в ходе реализации программа реформ столкнулась с задержками.

В 2005 году правительство Марокко приняло стратегию, цель которой - сделать ИКТ доступными во всех государственных школах с целью повышения качества обучения; инфраструктура, подготовка учителей и развитие педагогического содержания также были частью этой национальной программы. В августе 2019 года правительство приняло закон о начале реформ в сфере образования, включая преподавание научных дисциплин на французском языке.

Внешние органы

Ряд доноров, включая USAID и ЮНИСЕФ реализуют программы по повышению качества образования на базовом уровне и по обучению учителей. Всемирный банк также оказывает помощь в модернизации инфраструктуры для всех уровней образования и предлагает различные заинтересованные стороны тренинги по развитию навыков и комплексные стратегии создания рабочих мест. По просьбе высших властей правительства был составлен смелый план действий в чрезвычайной ситуации в сфере образования (EEP), чтобы наверстать упущенное в процессе этой реформы. EEP, охватывающий период 2009–2012 годов, основан на уроках, извлеченных за последнее десятилетие. В этом контексте правительство обратилось к пяти основным донорам (Европейский Союз (ЕС), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Французское агентство развития (AFD), Африканский банк развития (АфБР) и Всемирный банк) для оказания помощи в реализации программы реформ EEP.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:43:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте