Эдикт Торда

редактировать

Эдикт Торда (венгерский : tordai ediktum) был указом, который разрешил местным общинам свободно выбирать своих проповедников в «восточно-Венгерском королевстве » Иоанна Сигизмунда Заполя. Делегаты Трех Наций Трансильвании - венгерская знать, трансильванские саксы и Секели - приняли его по просьбе антитринитарный придворный проповедник монарха, Ференц Давид, в Торде (ныне Турда в Румынии) 28 января 1568 года. Хотя он не признавал права человека на свобода вероисповедания, санкционируя существование радикальной христианской религии в европейском государстве, этот указ был беспрецедентным актом религиозной терпимости.

Католическая и Православная церкви уже веками сосуществовали на южных и восточных территориях средневекового Венгерского королевства. Однако идеи, которые католическая церковь считала ересью, были недопустимы: венгерские гуситы были изгнаны из страны в 1430-х годах, и сейм Венгрии принял указ о преследовании лютеран в 1523 году. Последний указ на практике игнорировался во время гражданской войны, последовавшей за победой османов над венгерской армией в битве при Мохач в 1526 году. После того, как османы заняли центральные районы средневекового королевства в 1541 году, они позволили младенцу Иоанну Сигизмунду править землями к востоку от реки Тиса под регентством его матери., Изабелла Ягеллон. В начале 1540-х годов диеты признали право трех народов свободно регулировать свои внутренние дела. Саксы рассматривали религию как внутреннее дело и приказали ввести лютеранскую Реформацию в своих поселениях в 1544–1545 годах. Сейм санкционировал сосуществование католической и лютеранской конфессий только в 1557 году.

Джон Сигизмунд начал лично править после смерти своей матери в 1559 году. Он интересовался религиозными делами и организовал серию споров между представителями различных протестантских теологий. Он перешел из католицизма в лютеранство в 1562 году и из лютеранства в кальвинизм в 1564 году. Его придворный врач Джорджо Бьяндрата и Ференц Давид совместно убедили его также разрешить публичное обсуждение догмат Троицы. Он принял антитринитарные взгляды Давида и Биандрата в 1567 году. Эдикт Торда был принят на следующем сейме. В нем говорилось, что «вера - это дар Божий», и запрещалось преследование людей по религиозным мотивам. На практике указ санкционировал существование только четырех «принятых» деноминаций - католической, лютеранской, кальвинистской и унитарной церквей. Дальнейшие религиозные нововведения были запрещены во время правления преемника Джона Сигизмунда, Стивена Батори, но религиозная терпимость оставалась отличительной чертой Княжества Трансильвания (государства-преемника царства Джона Сигизмунда) в Ранняя современная Европа.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 К толерантности
  • 3 Джон Сигизмунд, Давид и Биандрата
  • 4 Эдикт
  • 5 Впоследствии
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
История вопроса
Украшенная страница из кодекса Страница из Мюнхенского кодекса первого венгерского перевода Библии

Католическая церковь столкнулась с глубоким кризисом в Королевстве Венгрия в конце Средневековья. Идеи, которые католическая церковь считала ересью, возникли в основном в небольших городах в конце 14 века. Молодые бюргеры, которые учились в Пражском университете, начали преподавать богословие Яну Гусу в 1430-х годах. Два гуситских проповедника завершили первый венгерский перевод Библии в начале 1430-х гг. Папа Евгений IV назначил францисканца Иакова Марковского чтобы искоренить гуситизм в Венгрии в 1436 году. Гуситы, пережившие чистку, бежали в Молдавию в 1439 году.

Немецкие бюргеры Верхней Венгрии (сейчас в основном в Словакии) были первым принял взгляды Мартина Лютера в начале 1520-х годов. Десятки немецких придворных Марии Габсбургской (жены Людовика II Венгерского ) также поддерживали идеи Реформации. Однако венгерская знать оставалась враждебной по отношению к лютеранскому богословию, прежде всего потому, что они хотели заручиться поддержкой Святого Престола в борьбе с османами. 24 апреля 1523 г. сейм Венгрии принял указ, предписывающий преследование и казнь последователей Лютера во всем королевстве.

Затем королевское величество, как католический принц, соизволит наказать все лютеране и их сторонники, а также приверженцы их секты как публичные еретики и враги Пресвятой Девы Марии смертной казнью и конфискацией всего их имущества.

— Статья 48 (54): 1523

77>Османский султан Сулейман Великолепный уничтожил венгерскую армию в битве при Мохаче в 1526 году. Людовик II утонул в близлежащем ручье, спасаясь бегством с поля битвы. Большинство дворян избрали королем одного из своих, Иоанна Заполя, но самые могущественные дворяне провозгласили зятя Людовика II, Фердинанда Габсбургского, законным монархом, что привело к гражданской войне, которая длилась почти два десятилетия.

Фердинанд и Иоанн достигли компромисса в 1538. Каждый признал право другого на правление, но они также согласились с тем, что королевство будет воссоединено под властью того, кто пережил другое. Однако бездетный Джон женился на Изабелле Ягеллон, которая в 1540 году родила сына, Джона Сигизмунда. Две недели спустя Джон умер, но только после того, как убедил своих сторонников дать обещание, что они обеспечат правление его маленького сына.

Воспользовавшись новой гражданской войной, Сулейман снова вторгся в Венгрию в 1541 году. Он оккупировал центральный регион, но подтвердил правление Джона Сигизмунда на землях к востоку от реки. Тиса как его вассал. Сословия Джона Сигизмунда «Восточно-Венгерское Королевство » признали ситуацию и поклялись в верности маленькому королю и его матери.

На пути к терпимости

Королевство Венгрия, особенно его восточная территория была границей между католической и православной церквями. Две церкви сосуществовали без серьезных конфликтов, хотя монархи иногда принимали (в основном маргинальные) меры против православных верующих в 14 веке. Православные владыки основали монастыри василитов в южных и северо-восточных областях; Православные епископы, проживающие в монастырях Трансильвании, были зарегистрированы в конце 14 века.

Карпатский бассейн, разделенный на три части Царство Иоанна Сигизмунда около 1550 года

Гражданская война, последовавшая за битвой при Мохаче, затруднила соблюдение антилютеранского законодательства после 1526 года. Победа османов при Мохаче как знак гнева Божьего способствовала распространению идей Реформации. Иоанн Заполья стал особенно неохотно преследовать лютеран после того, как папа отлучил его за союз с османами в 1529 году. Он организовал публичные дебаты между католическими прелатами и лютеранским проповедником в Шессбурге (ныне Сигишоара, Румыния) в 1538 году.

Между 1541 и 1545 годами Диеты (или законодательные собрания) в Восточном Венгерском Королевстве подтвердили соглашение о том, что Венгерские дворяне, трансильванские саксы и Секели подписались во время трансильванского крестьянского восстания в 1437 году, создав «Союз Трех Наций «основной закон. Сеймы постановили, что каждая нация могла свободно регулировать свои внутренние дела на своих собраниях. Саксы считали религиозные вопросы внутренним делом, и их общее собрание распорядилось о введении Реформации в их городах и деревнях в 1544–1545 годах. Лютеранские идеи также распространились среди дворян с 1540-х годов. Двадцать девять венгерских проповедников из региона Варад (ныне Орадя в Румынии) приняли символ веры, аналогичный Аугсбургскому Исповеданию на своем синоде в Эрдёде (ныне Ардуд в Румынии) в 1545 году.

Османские власти всегда признавали сосуществование нескольких монотеистических религий в соответствии с исламскими традициями, хотя христиане и евреи были обязаны платить специальный налог, известный как джизья, в Османской империи. В 1548 году османский паша (или губернатор) Буды запретил католическим властям Толны преследовать местного лютеранского проповедника, заявив, что все местные жители «должны иметь возможность слушать и принимать слово Божье без всякой опасности ». Историк Сьюзен Дж. Ричи говорит, что приказ паши, возможно, повлиял на Эдикт Торда, хотя «прямых доказательств того, что составители указа знали об этом приказе, не существует».

Изабелла была вынуждена передать царство своего сына. Фердинанд Габсбургский в 1551 году. В том же году лютеранские члены городского совета Дебрецена обвинили городского пастора Мартона Калманчехи Санту в ереси, поскольку он отрицал реальное присутствие Христа в церкви. Евхаристия. Он был вынужден бежать из города, но богатый Петер Петрович поставил его под свою защиту.

После того, как Фердинанд Габсбургский оказался не в состоянии обеспечить защиту восточных территорий, Сейм убедил Изабелла и Иоанн Сигизмунд вернутся в 1556 году. Петрович, который всегда был их главным сторонником, вскоре инициировал новые религиозные дебаты между лютеранскими и кальвинистскими священнослужителями. В 1557 году Сейм принял указ, который историк Криста Зак назвала «основополагающим документом так называемой религиозной терпимости» в царстве Джона Сигизмунда. Фактически, указ лишь признал существование отдельной лютеранской церкви, призывая католиков и лютеранских верующих избегать актов насилия друг против друга. В том же году венгерские священнослужители региона Варад подтвердили свою приверженность кальвинистскому взгляду на Евхаристию, за что лютеране назвали их «сакраментариями ». Следующий сейм подтвердил указ, который был принят в 1557 году, но он также объявил сакраментариев вне закона в 1558 году.

Потому что мы и наш благородный сын, в ответ на горячие мольбы [E] государств страны, решили, что все Он может хранить веру, которую он желает, включая новые и старые обычаи поклонения, мы оставили вопросы веры на их усмотрение, чтобы это могло происходить так, как им заблагорассудится [сословия]. В этом вопросе, однако, нельзя делать несправедливости по отношению к кому-либо.

— Декрет сейма 1557 г.
Джон Сигизмунд, Давид и Биандрата
Юноша с усами Джон Сигизмунд Заполя

Джон Сигизмунд стал фактическим правителем после смерти его матери 15 ноября 1559 года. Он вырос католиком, но проявлял любопытство к богословским вопросам. Он организовал новые религиозные дебаты между представителями лютеранского и кальвинистского богословия в Медиаше (ныне Медиа в Румынии) в январе 1560 и феврале 1561 года. Его лютеранский канцлер Михай Чаки убедил его сделать это приказать обеим сторонам изложить свои взгляды в письменной форме. Резюме были отправлены для ознакомления в Виттенберг, Лейпциг и два других центра теологических исследований в Священной Римской Империи. Четыре немецкие академии ответили в начале 1562 года, и их мнения были приняты во внимание, когда синод лютеранского духовенства принял новый символ веры в том же году. Иоанн Сигизмунд вскоре перешел из католицизма в лютеранство.

священнослужитель из Коложвара (ныне Клуж-Напока в Румынии), Ференц Давид, тем временем стал ключевой фигурой в развитие протестантских идей в царстве Джона Сигизмунда. Историк Иштван Кеул говорит, что карьера Давида демонстрирует его необычайную «конфессиональную гибкость». Он был избран суперинтендантом церкви венгерских лютеран в 1557 году. Он пытался примирить лютеранское и кальвинистское духовенство, но их взгляды на Евхаристию были несовместимы. Изучение Давидом работ Эразма Роттердамского и Михаила Серветуса способствовало его критическому отношению к догмам и развитию его убеждения в свободном выборе религии

. Эразм уже в начале 16 века призывал простых людей регулярно читать Библию. При публикации греческой версии Нового Завета в 1516 году он проигнорировал восьмой стих пятой главы Первого послания Иоанна. Его текст всегда рассматривался как главное свидетельство Троицы (или учения о существовании трех личностей Бога ). Сервет прочитал критические исследования Иосифа Кимхи и других еврейских ученых о Троице и пришел к выводу, что эта догма была основной доктриной, отделявшей христианство от иудаизма и ислама. Он был вынужден покинуть родную Испанию из-за своих антитринитарных взглядов. Он был казнен с согласия Жана Кальвина в Женеве в 1553 году.

Давид был избран суперинтендантом новообразованной Реформатской епархии Трансильвании, который придерживался теологии Кальвина, в 1564 году. В том же году Иоанн Сигизмунд перешел из лютеранства в кальвинизм и сделал Давида своим придворным проповедником. Сейм также признал существование отдельной кальвинистской церкви. Два года спустя сейм сделал румынского кальвинистского пастора главой румынской церкви. Сейм также приказал изгнать ортодоксальных священнослужителей, не желавших придерживаться кальвинизма, но указ так и не был выполнен.

Иоанн Сигизмунд сделал итальянца Джорджо Бьандрата своим придворным врачом в 1563 году. Биандрата подвергал сомнению божественность Иисуса Христа еще в конце 1550-х годов, за что Кальвин считал его «чудовищем». Под влиянием Биандрата Давид принял антитринитарное богословие в 1565 году. Петер Мелиус Юхас, кальвинистский епископ Дебрецена, резко критиковал его, но самые влиятельные бюргеры Колозвара оставались стойкими сторонниками Давида. Они запретили проповедь доктрин, отличных от его взглядов.

Джон Сигизмунд изначально поддерживал Мелиуса Юхаса, но его врач-антитринитарийский придворный сильно повлиял на него. Он не помешал Биандрате и Давиду провести синод в начале 1567 года. Синод принял антитринитарный кредо, провозгласив, что Бог-Отец был единым Богом. Гаспар Хелтай, Петер Кароли, и другие кальвинистские священники покинули Коложвар, но все больше и больше венгерских дворян и бюргеров были готовы принять взгляды Давида. Мелиус Юхас провел в Дебрецене синод, на котором был принят тринитарийский кредо. Его сторонники требовали побить Давида камнями за его ересь.

Эдикт
Седовласый мужчина в черном в посреди толпы слушающих его Сейм Торды, картина Аладара Кёрёсфди-Криша

Давид опубликовал серию книг на латинском и латинском языках. Венгр, защищавший свои взгляды в 1567 и 1568 годах. В его первой венгерской книге, озаглавленной «Краткое объяснение того, как антихрист затуманил познание истинного Бога», говорилось, что отказ от доктрины Троицы был необходим для обеспечения реализации Царство Божье. Он подчеркнул, что ни один крестьянин не мог бы получить спасение, если бы для этого требовалось понимание богословских терминов, таких как личность и сущность. Чтобы защитить идею религиозной свободы, он процитировал совет Гамалиила о заключенных в тюрьму Апостолов судьям синедриона из Деяния апостолов : Гамалиил предложил, чтобы апостолы были освобождены без наказания, потому что, если их дела «будут человеческими, то ничего не будет», но если их дела «будут от Бога», судьи не могут «ниспровергнуть их». Давид также сослался на притчу о плевелах, в которой Иисус сказал, что плевелы, появившиеся на пшеничном поле, должны собираться и сжигаться только во время жатвы.

Биандрата и Давид убедили Иоанна Сигизмунда принять их антитринитарное богословие к концу 1567 года. Король созвал сейм, который собрался в Торде (ныне Турда в Румынии) 6 января 1568 года. По горячему требованию Давида, делегаты Трех Наций подтвердили 28 января указы веротерпимости, которые были приняты в 1557 и 1563 годах. Фактически, был принят новый указ, который гарантировал, что как антитринитарное, так и тринитарное богословие может свободно проповедоваться в стране. Повторяя текст из восьмого стиха второй главы Послания к Ефесянам, указ объявил, что «вера - это дар Божий». В указе также упоминается семнадцатый стих десятой главы Послания к римлянам, в котором говорится, что вера «приходит от слышания, а слышание - от слова Божьего». Указ запрещал людям плохо обращаться друг с другом по религиозным мотивам.

Его величество, наш Господь, каким образом он - вместе со своим царством - издавал законы в вопросах религии на предыдущих диетах, по тому же вопросу сейчас, в этом Диета вновь подтверждает, что проповедники должны проповедовать и объяснять Евангелие каждый в соответствии со своим пониманием Евангелия, и если это нравится общине, хорошо. В противном случае никто не должен принуждать их, поскольку их души не будут удовлетворены, но им будет позволено иметь проповедника, чье учение они одобряют. Следовательно, ни один из суперинтендантов или другие лица не должны оскорблять проповедников, никто не должен осуждаться за его религию со стороны кого-либо в соответствии с предыдущими законами, и не разрешается, чтобы кто-либо угрожал кому-либо еще тюремным заключением или снятием с должности за его обучение. Ибо вера - это дар Божий, и это происходит от слышания, а слышание от слова Божьего.

— Эдикт Торды

Эдикт Торды не признавал право отдельных лиц на свободу вероисповедания. Вместо этого в нем подчеркивалось право местных сообществ свободно выбирать своих пасторов. Более того, он не охватывал православных румын, евреев и мусульман. Тем не менее, Эдикт Торда был выдающимся достижением религиозной терпимости по стандартам Европы 16 века. Это был первый закон, официально санкционировавший существование радикального христианского сообщества в европейском государстве. После принятия указа последовала серия религиозных дебатов между представителями тринитариев и антитринитаристов. Джон Сигизмунд был предвзято относился к проповедникам антитринитаристов, но 25 октября 1569 года он заявил, что религия всегда может свободно обсуждаться в его царстве.

Впоследствии

Джон Сигизмунд умер 14 марта 1571 года. уже отказался от титула короля Венгрии и начал называть себя принцем Трансильвании. Сейм избрал могущественного римско-католического дворянина Стивена Батори, воевода (или правителя) Трансильвании. Хотя указы запрещали священнослужителям нападать на священников другой религии за их обучение, Батори призвал саксонских проповедников осудить кальвинистское и унитарное богословие. Саксы не повиновались его требованию.

Батори также хотел остановить распространение Реформации среди румын в Трансильвании. Он сделал православного монаха из Молдавии, Эфтимия, своим епископом 5 октября 1571 года, но без ограничения деятельности кальвинистского суперинтенданта румын. Сейм призвал Батори уважать указы, которые были приняты в отношении румынской церкви во время правления Иоанна Сигизмунда, но сербский патриарх Печ рукоположил Ефтимия епископом в 1572 году с согласия Батори. Сейм принял новый указ, запрещающий религиозные нововведения в мае 1572 года. Указ разрешил принцу совместно с компетентными церковными властями начать расследования против нарушителей закона.

Давид продолжал проповедовать новые идеи, которые принесли он вступил в конфликт с Бьяндратой. Давид отверг крещение младенцев и отверг поклонение Христу, за что был заключен в тюрьму в 1579 году. Тем не менее религиозная терпимость оставалась отличительной чертой Княжества Трансильвания. В 1588 году сейм даже постановил, что крепостных нельзя принуждать к обращению в веру своих господ. Сосуществование четырех «принятых» (или официально признанных) конфессий - Римско-католической, лютеранской, кальвинистской и унитарной церквей - не подвергалось сомнению.

Православная церковь не рассматривалась как принятая религия, но его существование также было официально признано. Гавриил Батори, правивший с 1608 по 1613 год, освободил православных священников от всех феодальных обязательств и обеспечил их право на свободное передвижение. Его преемник, Габриэль Бетлен, подтвердил этот указ в 1614 году. Он также позволил иезуитам вернуться в Трансильванию и поселил около 200 анабаптистов гуттеритов (преследовавшихся в вся Европа) в княжестве. Он также предоставил евреям особые привилегии, в том числе освободив их от требования носить Звезду Давида или другой отличительный знак.

Эдикт Торда повлиял на законодательство в многоконфессиональном Речь Посполитая. 28 января 1573 г. сейм (или генеральное собрание) принял так называемую Варшавскую конфедерацию, в которой содержалась статья о свободе вероисповедания. Статья оставалась в силе до середины 17 века.

См. Также
Список литературы
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-18 07:01:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте