Экономика Индонезии

редактировать
Обзор экономики Индонезии

Экономика Индонезии
Jakarta-Skyline-from-Bund.jpg Джакарта, финансовый центр Индонезии
ВалютаРупия (IDR, Rp)
Финансовый год 1 января - 31 декабря
Торговые организацииАТЭС, ВТО, G-20, IOR-ARC, RCEP, другие
Группа стран
Статистика
НаселениеУвеличение 270,625,568 (2019)
ВВП
  • Уменьшить 1,09 триллиона долларов (номинально, оценка 2020 г.)
  • Уменьшить 3,33 триллиона долларов (ППС, оценка 2020 г.)
Рейтинг ВВП
Рост ВВП
  • 5,2% (2018) 5, 0% (2019 год)
  • -1,5% (2020f) 6,1% (2021f)
ВВП на душу населения
  • Уменьшить 4038 долларов США (номинал, оценка 2020 г.)
  • Уменьшить 12 345 долларов США (ППС, оценка 2020 г.)
Рейтинг ВВП на душу населения
ВВП по сектору
Инфляция (ИПЦ )Положительное уменьшение 2,1% (оценка 2020 г.)
Население ниже черты бедности
  • Отрицательное увеличение 9,78% (2020 г.)
  • Положительное уменьшение 3,6% при менее чем 1,90 долл. США в день (2018 г.)
  • Положительное уменьшение 21,5% при менее 3,20 долл. США в день (2018 г.)
  • Положительное уменьшение 53, 2% при менее чем 5,50 долл. США в день (2018 г.)
  • Положительное уменьшение 4,7% уязвимых к бедности (2017 г.)
Коэффициент Джини Положительное уменьшение 37,8 средний (2018)
Индекс человеческого развития
  • Увеличение 0,707 высокий (2018) (111-е )
  • Увеличение 0,584 среднее IHDI (2018)
Рабочая сила
  • Увеличение 136 694 226 (2020)
  • Уровень занятости 65,7% (2019)
Рабочая сила по профессиям
БезработицаОтрицательное увеличение 8% (2020 г.)
Основные отраслипальмовое масло, уголь, нефть и природный газ, текстильная промышленность, автомобилестроение, электрика бытовая техника, одежда, обувь, горнодобывающая промышленность, цемент, медицинские инструменты и приборы, изделия ручной работы, химические удобрения, фанера, резина, переработка продуктов питания, ювелирные изделия и туризм
Легкость ведения бизнеса Устойчивый 73-е место (easy, 2020)
Внешний
ЭкспортУвеличение 180,2 миллиарда долларов (2018)
Экспорт товаровНефть и газ, цемент, продукты питания, электроприборы, строительство, фанера, текстиль, резина
Основные партнеры по экспорту
ИмпортУвеличение 188,7 миллиарда долларов (2018)
Импорт товаровмашины и оборудование, химия, топливо, продукты питания
Основные партнеры по импорту
ПИИ акции
  • Увеличение 251,5 млрд долларов (оценка на 31 декабря 2017 года)
  • Увеличение За рубежом: 20,5 млрд долларов (оценка на 31 декабря 2017 года)
Текущий счет Уменьшить - 17,33 миллиарда долларов (оценка на 2017 год)
Валовой внешний долг 344,4 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря) 2017 года)
Государственные финансы
Государственный долг Положительное уменьшение 33. 1% ВВП (2017 г.)
Сальдо бюджета -2,7% (ВВП) (оценка 2017 г.)
Доходы131,7 млрд (оценка 2017 г.)
Расходы159,6 миллиарда (оценка 2017 г.)
  • Standard Poor's :
  • BBB (внутренний)
  • BBB (иностранный)
  • BBB (оценка условий и положений)
  • Прогноз: Негативный
  • Moody's :
  • Baa2
  • Прогноз: Стабильный
  • Fitch :
  • BBB
  • Прогноз: Стабильный
Иностранные резервы129,18 млрд долларов (декабрь 2019)
Основной источник данных: CIA World Fact Book. Все значения, если не указаны данные, даны в долларах США.

экономика Индонезии крупнейшая в Юго-Восточной Азии и одна из стран с формирующимся рынком в мире. Как страна с доходом выше среднего и члена G20, Индонезия классифицируется как новая индустриальная страна. Это 15-я экономика в мире по номинальному ВВП и 7-я по величине ВВП (ППС). Ожидается, что к 2025 году интернет-экономика Индонезии, оцениваемая в 40 миллиардов долларов США в 2019 году, превысит отметку в 130 миллиардов долларов США. Индонезия зависит от внутреннего рынка и расходов государственного бюджета, а также от собственности государственных предприятий (центральное правительство принадлежит 141 предприятию). Управление ценами на основных товаров (включая рис и электроэнергию) также играет важную роль в рыночной экономике Индонезии. Однако с 1990-х годов большая часть экономики является отдельной индонезийцами иными компаниями.

После азиатского финансового кризиса 1997 года правительство взяло под свой контроль значительной части частного частного сектора в результате приобретения необслуживаемых банковских кредитов и корпоративных активов в рамках процесса реструктуризации долга, а компании, находящиеся в ведении, были проданы для приватизации несколько лет спустя. С 1999 года экономика восстановилась, и в последние годы рост ускорился до более чем 4–6%.

В 2012 году Индонезия сменила Индию, ставшая второй по темпам роста экономикой Группы 20 после Китая. С тех пор ежегодные темпы роста колебались около 5%.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Эпоха Сукарно
    • 1.2 Новый порядок
    • 1.3 Эпоха реформ
  • 2 Данные
  • 3 Структура
  • 4 сектора
    • 4.1 Сельское хозяйство
    • 4.2 Нефть и горнодобывающая промышленность
    • 4.3 Автомобильная промышленность
    • 4.4 Финансы, недвижимость и бизнес
    • 4.5 Прочие
  • 5 Внешнеэкономические связи
    • 5.1 Соединенные Штаты
  • 6 Макроэкономическая тенденция
  • 7 Инвестиции
  • 8 Государственные расходы
  • 9 Региональные показатели
  • 10 состоятельные люди
  • 11 Проблемы
    • 11.1 Беспорядки среди рабочих
    • 11.2 Неравенство
    • 11.3 Инфляция
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки

История

Эпоха Сукарно

В лет сразу после провозглашения независимости Индонезии, как японская оккупация, так и конфликт между голландскими и республиканскими силами нанесли ущерб страны, и экспорт таких товаров, как резина и масло уменьшаются до 12 и 5% от их довоенных уровней соответственно. Первый республиканский банк, управляемый государством, Государственный банк Индонезии (Bank Negara Indonesia, BNI) основан 5 июля 1946 года. Первоначально он выступал в качестве производителя и дистрибьютора ORI (Oeang Republik Indonesia / Деньги Республики Индонезия) - валюта, выпущенная республиканским правительством, которая была предшественницей рупии. Несмотря на это, валюта, выпущенная во время японской оккупации голландскими властями, все еще находилась в обращении, а простота ORI сделала ее подделку легкой, что еще более усугубило ситуацию. Между 1949 и 1960 годами Индонезия пережила несколько экономических потрясений. Независимость страны , признанная Нидерландами, распад Соединенных Штатов Индонезии в 1950 году, последующий период либеральной демократии, национализация De Javasche Bank в современном Bank Indonesia и поглощение голландских корпоративных активов после спора в Новой Гвинее, в результате чего голландские банкноты обесценились вдвое.

В течение эры управляемой демократии в 1960-х годах экономика ухудшилась в результате политической нестабильности. У правительства не было опыта в реализации макроэкономической политики, что привело к крайней нищете и голоду. К моменту падения Сукарно в середине 1960-х в экономике царил хаос с ежегодной инфляцией в 1000%, сокращением экспортных доходов, разрушительной инфраструктурой, фабриками, работающими на минимальной мощности, и незначительными инвестициями. Тем не менее, улучшение экономики Индонезии после 1960 года считалось значительным, как мало индонезийцев в 1950-х годах получили формальное образование в рамках голландской колониальной политики.

Новый порядок

После падения президента Сукарно администрация Нового порядка привнесла определенную степень дисциплины в экономическую политику, которая быстро снизила инфляцию, стабилизировала валюту, реструктурировала внешний долг и привлекла иностранную помощь и инвестиции. (См. Межправительственная группа по Индонезии и Мафия Беркли ). До недавнего времени Индонезия была единственной ОПЕК в Юго-Восточной Азии, и рост цен на нефть в 1970-х годах обеспечил непредвиденные доходы от экспорта, обеспечивающие устойчивый высокий темпам экономического роста, в среднем более 7% с 1968 по 1981 год.

С высокими уровнями регулирования и зависимости от снижения цен на нефть, рост замедлился в среднем до 4,5% в год в период с 1981 по 1988 год. В конце 1980-х годов был проведен ряд экономических реформ, включая управляемую девальвацию рупии для повышения конкурентоспособности экспорта и снижения цен. регулирование финансового сектора. Иностранные инвестиции текли в Индонезию, особенно быстро развивающийся экспортно-ориентированный производственный сектор, и с 1989 по 1997 год индонезийская экономика выросла в среднем более чем на 7%. ВВП на душу населения вырос на 545% с 1970 по 1980 год в результате внезапного увеличения доходов от экспорта нефти с 1973 по 1979 год. Высокие уровни экономического роста скрыли некоторые структурные недостатки в экономике. Это дорого обходилось в виде слабых и коррумпированных государственных институтов, серьезной государственной задолженности из-за плохого управления финансовым сектором, быстрого истощения природных ресурсов, а также культуры покровительства и коррупции в бизнес-элите.

Коррупция. Набрал обороты в 1990-е годы, достигнув высших уровней политической стал иерархии, Сухарто самым коррумпированным лидером согласно Transparency International. В результате правовая система была слабой, и не было эффективным способом выполнения контрактов, взыскать долги или подать иск о банкротстве. Банковская практика была очень простой, с предоставлением залогового кредита в качестве нормы и повсеместным нарушением пруденциальных норм, включая лимиты на связанное кредитование. Нетарифные барьеры, стремление государственного предприятия к получению ренты, внутренние субсидии, барьеры для внутренней торговли и экспортные ограничения - все это создавало экономические перекосы.

Азиатский финансовый кризис 1997 года, который начал влиять на Индонезию, превратился в экономический и политический кризис. Первоначальной реакцией было введение плавающего курса рупии, повышение ключевых внутренних процентных ставок и ужесточение налогово-бюджетной политики. В октябре 1997 года Индонезия и Международный валютный фонд (МВФ) достигли международного валютного фонда (МВФ) на практике макроэкономической стабилизации и устранения некоторых из наиболее разрушительных экономических политик страны, таких как Национальная автомобильная программа и гвоздика монополия, оба с участием членов семьи Сухарто. Однако рупия оставалась слабой, и Сухарто был вынужден уйти в отставку в мае 1998 г. после того, как вспыхнули массовые беспорядки. В августе 1998 года Индонезия и МВФ согласовали механизм расширенного финансирования (EFF) при президенте Б. Дж. Хабиби, который включал важные функции структурной реформы. Президент Абдуррахман Вахид вступил в должность в октябре 1999 года, Индонезия и МВФ подписал еще один EFF в январе 2000 года. Новая программа также имеет ряд целей в области экономики, структурных реформ и управления.

Последствия кризиса были серьезными. К ноябрю 1997 года из-за быстрого обесценения доллара США достигли 60 миллиардов долларов США, что создало серьезную нагрузку на государственный бюджет. В 1998 году реальный ВВП сократился на 13,1%, в середине 1999 года достигла своего минимума с ростом реального реального ВВП на 0,8%. Инфляция достигла 72% в 1998 году, но снизилась до 2% в 1999 году. Курс рупии, который в начале августа 1997 года находился в диапазоне 2600 рупий за 1 доллар США, упал до 11 000 рупий за 1 доллар США к январю 1998 года при спотовых ставках около 15 000 на короткие периоды. в первой половине 1998 года. В конце 1998 года он вернулся к диапазону 8 000–10 000 рупий за 1 доллар США и с тех пор обычно торговался в диапазоне 8 000–10 000 рупий за 1 доллар США, с относительно предсказуемыми и соответствующими колебаниями. Однако в 2013 году рупия начала обесцениваться, превысив отметку 11000, и по состоянию на ноябрь 2016 года составляет около 13000 долларов США.

Эпоха реформ

Доля в мировом ВВП (ППС)
ГодДоля
19801,40%
19901,89%
20001,92%
20102,24%
20182,59%
Номинал банкнот индонезийских рупий (IDR), находящихся в обращении с 2016 года

первоначальный показатель инфляции введен в 2000 году, дефлятор ВВП и ИПЦ росли в среднем на 10¾ % и 9% в год, соответственно, аналогично темпам, используемым за два десятилетия до кризиса 1997 года, но значительно ниже темпов 1960-х и 1970-х годов. Инфляция также имеет тенденцию к снижению в течение 2000-х годов, при этом некоторые колебания инфляции отражают политические правительства правительства, такие как изменения в бюджетных субсидиях в 2005 и 2008 годах, которые вызвали значительные временные всплески роста ИПЦ.

В конце 2004 года Индонезия столкнулась с «мини-кризисом» из-за роста мировых цен на нефть и импорта. Перед стабилизацией обменный курс достиг 12 000 рупий за 1 доллар США. При президенте Сусило Бамбанг Юдхойоно (SBY) правительство было вынуждено сократить свои огромные субсидии на топливо, которые планировались в размере 14 миллиардов долларов в октябре 2005 года. Это привело к более чем удвоению цен на потребительское топливо., что приводит к двузначной инфляции. Ситуация стабилизировалась, но экономика продолжала бороться с инфляцией на уровне 17% в конце 2005 года. Экономические перспективы стали более позитивными по мере продвижения 2000-х годов. Росторился до 5,1% в 2004 году и достиг 5,6% в 2005 году. Реальный доход на душу населения достиг фискального уровня в 1996-1997 годах. В Индонезии возникает проблема, обусловленная внутренним потреблением валового продукта (ВВП). Фондовая биржа Джакарты была самым успешным рынком в Азии в 2004 году, увеличившись на 42%. Проблемы, которые продолжают тормозить рост, включая низкий уровень иностранных инвестиций, бюрократическую волокиту и широко распространенную коррупцию, которая стоит рупий. 51,4 триллиона (5,6 миллиарда долларов США) или примерно 1,4% ВВП ежегодно. Тем не менее, завершение мирных выборов 2004 года вызывает сильный экономический оптимизм.

По состоянию на февраль 2007 года уровень безработицы составлял 9,75%. Несмотря на замедление мировой экономики, экономический рост ускорился до 10-летнего максимума в 6,3% в 2007 году. Эти темпы роста были достаточными для сокращения бедности с 17,8% до 16,6%, исходя из правительства черты бедности, и перелом недавнюю тенденцию к <127.>рост безработицы, при этом безработица упала до 8,46% в феврале 2008 года. Индонезия сумела избежать рецессии благодаря сильному внутреннему спросу (который составляет около двух третей экономики) и пакет государственных налогово-бюджетных стимулов в размере около 1,4% ВВП. После Индии и Китая Индонезия была третьей по темпам роста экономикой в ​​G20. В связи с тем, что экономика в размере 512 миллиардов долларов выросла на 4,4% в первом квартале по сравнению с годом ранее и в прошлом месяце, МВФ пересмотрел свой прогноз по Индонезии на 2009 год с 2,5% до 3–4%. В Индонезии были более сильные фундаментальные показатели, поскольку проводились масштабные экономические и финансовые реформы, включая сокращение государственного и внешнего долга, укрепление балансов корпоративного и банковского сектора и снижение уязвимости банков за счет повышения капитализации и улучшения надзора.

В 2012 году реальный рост ВВП Индонезии достиг 6%, затем он стабильно снизился до уровня 5% до 2015 года. После, как Джоко Видодо сменил SBY, правительство приняло решение по смягчению регулирования прямого иностранных инвестиций для стимулирования экономики. Индонезии удалось увеличить рост ВВП чуть выше 5% в 2016–2017 годах. Однако в настоящее время правительство все еще сталкивается с такими проблемами, как ослабление валюты, сокращение экспорта и стагна потребительских расходов. Текущий уровень безработицы на 2019 год составляет 5,3%.

Данные

В следующей таблице показаны основные экономические показатели за 1980–2019 годы. Инфляция ниже 5% отмечена зеленым.

ГодВВП. (в млрд. Долл. США по ППС)ВВП на душу населения. (в долл. США ППС)Мировая доля. (ВВП по ППС в%)Рост ВВП. (реальный)ВВП на душу населения. рост (реальный)Уровень инфляции. (в%)Государственный долг. (в% ВВП)
1980Увеличение 189,9Увеличение 1,287Увеличение 1,42%Увеличение 9,88%н / дОтрицательное увеличение 18,0%н / д
1981Увеличение 223,6Увеличение 1,487Увеличение 1,50 %Увеличение 7,60%Н / ПОтрицательное увеличение 12,2%Н / П
1982Увеличение 242,8Увеличение 1583Увеличение 1,53%Увеличение 2,24%Н / ПОтрицательное увеличение 9,48%Н / Д
1983Увеличение 262,9Увеличение 1,681Увеличение 1,56%Увеличение 4,19%Н / ДОтрицательное увеличение 11,7%н / д
1984Увеличение 293,0Увеличение 1837Увеличение 1,61%Увеличение 7,57%н / дОтрицательное увеличение 10,4%н / д
1985Увеличение 314, 1Увеличение 1,931Увеличение 1,62%Увеличение 3,91%н / дУвеличение 4,7%н / A
1986Увеличение 343,5Увеличение 2070Увеличение 1,67%Увеличение 7,18%Н / ДОтрицательное увеличение 5,8%Н / Д
1987 г.Увеличение 375,1Увеличение 2,217Увеличение 1,71%Увеличение 6. 57%Н / ДОтрицательное увеличение 9,2%Н / П
1988Увеличение 415,4Увеличение 2408Увеличение 1,75%Увеличение 6,97%н / дОтрицательное увеличение 8,0%н / д
1989Увеличение 470,9Увеличение 2,677Увеличение 1,85%Увеличение 9,08%н / AОтрицательное увеличение 6,4%н / д
1990Увеличение 559,1Увеличение 3,082Увеличение 1,90%Увеличение 7,24%Увеличение 5,34%Отрицательное увеличение 9,0%Положительное уменьшение 45,7%
1991Увеличение 617,9Увеличение 3,347Увеличение 2,00%Увеличение 6,91%Увеличение 5,07%Отрицательное увеличение 8,7%Положительное уменьшение 40,3%
1992Увеличение 673,1Увеличение 3,585Увеличение 2,08%Увеличение 6,49%Увеличение 4,71%Отрицательное увеличение 7,2%Отрицательное увеличение 42,7%
1993Увеличение 733,8Увеличение 3,845Увеличение 2,17%Увеличение 6,49%Увеличение 4,76%Отрицательное увеличение 19,1%Положительное уменьшение 37,4%
1994Увеличение 806,0Увеличение 4,156Увеличение 2,26%Увеличение 7,54%Увеличение 5,84%Отрицательное увеличение 7,8%Положительное уменьшение 36,5%
1995Увеличение 890,5Увеличение 4,522Увеличение 2,37%Увеличение 8,22%Увеличение 6,56%Отрицательное увеличение 9,8%Положительное уменьшение 30,8%
1996Увеличение 977,8Увеличение 4,891Увеличение 2,46%Увеличение 7,81%Увеличение 6,21%Отрицательное увеличение 8,6%Положительное уменьшение 23,9%
1997Увеличение 1041,0Увеличение 5,134Увеличение 2,47%Увеличение 4,70%Увеличение 3,19 %Отрицательное увеличение 12,6%Отрицательное увеличение 72,5%
1998Уменьшить 914,8Уменьшить 4,447Уменьшить 2,17%Уменьшить -13,12%Уменьшить -14,35%Отрицательное увеличение 7 5,3%Положительное уменьшение 55. 2%
1999Увеличение 935,4Увеличение 4,484Уменьшить 2,05%Увеличение 0,79%Уменьшить -0,61%Отрицательное увеличение 14,2%Положительное уменьшение 45,2%
2000Увеличение 1,003,0Увеличение 4,743Уменьшить 2,04%Увеличение 4,92%Увеличение 3,48%Отрицательное увеличение 20,4%Отрицательное увеличение 87,4%
2001Увеличение 1063,0Увеличение 4,956Увеличение 2,07%Увеличение 3,64%Увеличение 2,23%Отрицательное увеличение 14,3%Положительное уменьшение 73,7%
2002Увеличение 1,128,0Увеличение 5,190Увеличение 2,09%Увеличение 4,49%Увеличение 3,09%Отрицательное увеличение 5,9%Положительное уменьшение 62,3 %
2003Увеличение 1,204,0Увеличение 5,465Увеличение 2,12%Увеличение 4,78%Увеличение 3,37%Отрицательное увеличение 5,4%Положительное уменьшение 55,6%
2004Увеличение 1299,0Увеличение 5,816Уменьшить 2,11%Увеличение 5,03%Увеличение 3,63%Отрицательное увеличение 8,5%Положительное уменьшение 51,3%
2005Увеличение 1415,0Увеличение 6254Увеличение 2,13%Увеличение 5,69%Увеличение 4,29%Отрицательное увеличение 14,3%Положительное уменьшение 42,6%
2006Увеличение 1538,0Увеличение 6708Уменьшить 2,12%Увеличение 5,50%Увеличение 4,10%Отрицательное увеличение 14,0%Положительное уменьшение 35,8%
2007Увеличение 1,680,0Увеличение 7,229Увеличение 2,14%Увеличение 6,34%Увеличение 4,94%Отрицательное увеличение 11,2%Положительное уменьшение 32,3%
2008Увеличение 1816,0Увеличение 7,710Увеличение 2,18%Увеличение 6,01%Увеличение 4,62% ​​Отрицательное увеличение 18,1%Положительное уменьшение 30,3%
2009Увеличение 1,914,0Увеличение 8,021Увеличение 2,28%Увеличение 4,62% ​​Увеличение 3,24%Отрицательное увеличение 8,2%Положительное уменьшение 26,4%
2010Увеличение 2056,9Увеличение 8655Увеличение 2,29%Увеличение 6,22%Увеличение 4,81%Отрицательное увеличение 5,1%Положительное уменьшение 24,5%
2011Увеличение 2229,5Увеличение 9,213Увеличение 2,34%Увеличение 6,17 %Увеличение 4,74%Отрицательное увеличение 5,3%Положительное уменьшение 23,1%
2012Увеличение 2413,4Увеличение 9833Увеличение 2,41%Увеличение 6,03%Увеличение 4,60%Увеличение 3,9%Положительное уменьшение 22,9%
2013Увеличение 2535,0Увеличение 10,188Устойчивый 2,41%Увеличение 5,55%Увеличение 4,15%Отрицательное увеличение 6,4%Отрицательное увеличение 24,8%
2014Увеличение 2622,2Увеличение 10,398Уменьшить 2,40%Увеличение 5,00%Увеличение 3,63%Отрицательное увеличение 6,3%Положительное уменьшение 24,7%
2015Увеличение 2,647,7Уменьшить 10,359Уменьшить 2,38%Увеличение 4,87%Увеличение 3,55%Увеличение 6,3%Отрицательное увеличение 26,9%
2016Увеличение 2744,9Увеличение 10,618Устойчивый 2,38%Увеличение 5,03%Увеличение 3,76%Увеличение 3,5%Отрицательное увеличение 27,9 %
2017Увеличение 2,894,1Увеличение 11,073Увеличение 2,38%Увеличение 5,07%Увеличение 3,84%Увеличение 3,8%Отрицательное увеличение 28,7%
2018Увеличение 3116,8Увеличение 11798Увеличение 2,42%Увеличение 5,17%Увеличение 3,98%Увеличение 3,2%Отрицательное увеличение 29,8%
2019Увеличение 3,331,8Увеличение 12,483Увеличение 2,47%Увеличение 5,02%Увеличение 3,87%Увеличение 2,8%Отрицательное увеличение 30,1%
2020Уменьшить 3,328,2Уменьшить 12,345Увеличение 2,55%Уменьшить -1,49%Н / ДУвеличение 2,0%Н / Д

Структура

СекторПодс ек. torОбъем производства 2006 г. (в триллионах рупий)Рост с 2003 г. (%)
Сельское хозяйство и др.Продовольственные культуры22335
Поместье зерновые6334
Животноводство и т. Д.5127
Лесное хозяйство3063
Рыболовство7360
Горнодобывающая промышленностьНефть и газ18897
Без нефти и газа131145
Разработка карьеров3687
Нефть и газ производствоНефтепереработка120139
Природный газ5494
Разработка карьеров21335
Нефтегазовое производствоПродукты питания, табак, напитки21338
Текстиль, обувь и т. Д.9134
Дерево, изделия из дерева4448
Бумага полиграфическая4043
Удобрения, химикаты, резина9668
Цемент, неметаллический карьер2950
Железо, сталь, основные металлы2052
Транспортное оборудование, машины22287
Прочие производства767
Электричество, газ, водаЭлектричество2151
Газ5119
Водоснабжение 443
Строительство и строительствоСтроительство, строительство24998
Торговля, гостиницы, рестораныТорговля, оптовая и розничная торговля38748
Гостиницы1752
Рестораны9245
ТранспортДорога81106
Море1643
Реки, паромы554
Воздушный транспорт1596
Другое249
СвязьСвязь 88123
Финансы, недвижимость, бизнесБанковское дело9831
Небанковское финансирование2787
Сопутствующие услуги282
Недвижимость9872
Деловые услуги 4771
Государственный сектор услугиПравительство, оборона1 0463
Услуги частного сектораСоциальные услуги, общественные услуги6092
Развлечения, отдых1046
Персональные и бытовые услуги10069

Источник: Статистическое бюро Индонезии (Biro Pusat Statistik), данные о годовом производстве.

Секторы

Сельское хозяйство

Обширные плантации пальмового масла. В настоящее время Индонезия является крупнейшим производителем пальмового масла в мире.

Сельское хозяйство является ключевым сектором, на долю которого приходится 14,43% ВВП. В настоящее время около 30% площади земель используется под сельское хозяйство и занято около 49 миллионов человек (41% от общей численности рабочей силы). Основные сельскохозяйственные товары включают рис, маниоку (тапиока ), арахис, натуральный каучук, какао, кофе, пальмовое масло, копра ; птица, говядина, свинина и яйца. Производство пальмового масла жизненно важно для экономики, поскольку Индонезия является крупнейшим производителем и потребителем этого товара в мире, обеспечивая около половины мировых поставок. Плантации в стране занимают 6 миллионов гектаров по состоянию на 2007 год, при этом план пересадки установлен на дополнительные 4,7 миллиона гектаров для повышения урожайности в 2017 году. Производство пальмового масла в России оказывает ряд негативных социальных и экологических последствий. Юго-Восточная Азия.

Нефть и горнодобывающая промышленность

Грузовики с рудой в горнодобывающем районе Западная Сумбава, NTB.

Индонезия была единственным азиатским членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) до 2008 г. и в настоящее время является нетто-импортером нефти. В 1999 году добыча нефти и конденсата в среднем составляла 1,5 миллиона баррелей (240 000 м3) в день, а в 1998 году нефтегазовый сектор, включая переработку, обеспечил примерно 9% ВВП. По состоянию на 2005 год добыча сырой нефти и конденсата составляла 1,07 миллиона баррелей (170 000 м3) в сутки. Это указывает на существенный спад по сравнению с 1990-ми годами, главным образом из-за старения нефтяных месторождений и отсутствия инвестиций в оборудование для добычи нефти. Это снижение производства сопровождалось значительным увеличением внутреннего потребления, примерно на 5,4% в год, что привело к оценке затрат на импорт нефти в 2005 году в размере 1,2 млрд долларов США. Государству принадлежат все права на добычу нефти и полезных ископаемых. Иностранные фирмы участвуют через раздел продукции и трудовые договоры. Нефтегазовые подрядчики обязаны финансировать все затраты на разведку, добычу и разработку на своих контрактных территориях и имеют право возмещать эксплуатационные затраты, затраты на разведку и разработку за счет добытых нефти и газа. Индонезия ранее субсидировала цены на топливо, чтобы поддерживать цены на низком уровне, которые в 2004 году стоили 7 миллиардов долларов США. SBY потребовал существенного сокращения государственных субсидий на цены на топливо в несколько этапов. Правительство заявило, что сокращение субсидий направлено на сокращение бюджетного дефицита до 1% ВВП в 2005 году по сравнению с примерно 1,6% в прошлом году. В то же время правительство предложило единовременные субсидии квалифицированным гражданам, чтобы облегчить страдания.

Индонезия - крупнейший в мире рынок олова. Хотя добыча полезных ископаемых традиционно была сосредоточена на боксите, серебре и олове, она расширяет добычу меди, никеля, золота и угля для экспортных рынков. В середине 1993 года Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики вновь открыло угольный сектор для иностранных инвестиций, в результате чего было создано совместное предприятие между индонезийским производителем угля и BP и Rio Tinto Group. Общая добыча угля достигла 74 миллионов метрических тонн в 1999 году, в том числе экспорт - 55 миллионов тонн, а в 2011 году добыча составила 353 миллиона тонн. По состоянию на 2014 год Индонезия является третьим по величине производителем с общим объемом добычи 458 млн тонн и экспортом 382 млн тонн. При таких темпах резервы будут израсходованы в течение 61 года до 2075 года. Не вся продукция может быть экспортирована из-за регулирования обязательств внутреннего рынка (DMO), которые должны соответствовать требованиям внутреннего рынка. В 2012 году DMO составлял 24,72%. Начиная с 2014 года экспорт низкосортного угля запрещен, поэтому процесс модернизированного бурого угля, который увеличивает калорийность угля с 4500 до 6100 ккал / кг, будет построен в Южном Калимантане и Южная Суматра. Индонезия также крупнейший производитель никеля в мире..

Две американские фирмы управляют тремя медно-золотыми рудниками в Индонезии, при этом канадская и британская фирмы имеют значительные другие инвестиции в никель и золото соответственно. Индийские группы удач, такие как Vedanta Resources и Tata Group, также имеют значительные горнодобывающие предприятия в Индонезии. В 1998 году стоимость производства индонезийского золота и меди составляла 1 миллиард и 843 миллиона долларов соответственно. Поступления от золота, меди и угля составили 84% от 3 миллиардов долларов, заработанных в 1998 году горнодобывающим сектором. С добавлением проекта глинозема, который производит 5% мирового производства глинозема, Индонезия станет вторым по величине производителем глинозема в мире. Проект не сделает руды алюминиевыми, поскольку существует 100 видов производных глинозема, которые могут быть разработаны другими компаниями в Индонезии.

Администрация Джоко Видодо продолжила национализм ресурсов политика SBY, национализация некоторых активов, контролируемых транснациональными компаниями, такими как Freeport McMoRan, Total SA и Chevron. В 2018 году в целях сокращения импорта нефтяным компаниям, работающим в Индонезии, было приказано продавать свою сырую нефть государственной Pertamina.

Автомобильной промышленности

В 2010 году Индонезия продала 7,6 млн. мотоциклов, которые в основном производились в стране с почти 100% местными комплектующими. Honda лидировала на рынке с долей рынка 50,95%, за ней следует Yamaha с 41,37%. В 2011 году общий объем розничных продаж автомобилей составил 888 335 единиц, что на 19,26% больше, чем в прошлом году. Toyota доминировала на внутреннем автомобильном рынке (35,34%), за ней следуют Daihatsu и Mitsubishi с 15,44% и 14,56% соответственно. С 2011 года некоторые местные автопроизводители представили индонезийские национальные автомобили, которые можно отнести к категории недорогих экологически чистых автомобилей (LCGC). В 2012 году продажи значительно выросли на 24%, впервые в истории продаж автомобилей было продано более миллиона единиц.

В августе 2014 года Индонезия экспортировала 126 935 единиц полностью собранных (CBU) автомобилей и 71 000 единиц. Полностью нокдаун (CKD) единиц автомобилей, в то время как общий объем производства достиг 878 000 единиц автомобилей, что составляет 22,5% от общего объема производства. Автомобильный экспорт более чем вдвое превышает его импорт. К 2020 году прогнозируется, что экспорт автомобилей станет третьим после CPO и экспорта обуви. В августе 2015 года Индонезия экспортировала 123790 мотоциклов. В том же году Yamaha Motor Company, экспортировавшая 82 641, объявила о том, что Индонезия станет базой для экспорта своей продукции.

Индонезия, куда экспортирует свою продукцию, 2006 год.

В 2017 году в стране было произведено почти 1,2 миллиона автомобилей, занимая 18-е место среди производителей в мире. В настоящее время индонезийские автомобильные компании могут производить автомобили с высокой долей местного содержания (80–90%).

В 2018 году в стране было произведено 1,34 миллиона автомобилей, включая экспорт 346 000 автомобилей в основном на Филиппины и Вьетнам.

Финансы, недвижимость и бизнес

В Индонезии 50 миллионов малых предприятий с ростом использования Интернета на 48% в 2010 году. Google объявил, что откроет местный офис в Индонезии до 2012 года. По данным Deloitte, в 2011 году деятельность, связанная с Интернетом, составила 1,6% ВВП. Это больше, чем экспорт электронного и электрического оборудования и сжиженного природного газа, на 1,51% и 1,45% соответственно.

До конца июня 2011 года основные государственные активы составляли 1,265 трлн рупий ( 128 миллиардов долларов). Стоимость государственных акций составляла 50 триллионов рупий (5 миллиардов долларов), в то время как другие государственные активы составляли 24 триллиона рупий (2,4 миллиарда долларов).

В 2015 году финансовые услуги покрыли 7,2 триллиона рупий. Пятьдесят отечественных и зарубежных конгломератов владели около 70,5%. Четырнадцать из них были вертикальными скоплениями, 28 - горизонтальными и восемь - смешанными. Тридцать пять предприятий в основном работают в банковских отраслях, 13 - в небанковских отраслях и по одной - в специальных финансовых отраслях и отраслях рынка капитала.

Прочие

Индонезийская текстильная ассоциация сообщила, что в 2013 году текстильный сектор, вероятно, привлечет инвестиций в размере около 175 миллионов долларов. В 2012 году инвестиции в этот сектор составили 247 миллионов долларов, из которых только 51 миллион долларов был вложен в новое текстильное оборудование. Экспорт текстильной промышленности в 2012 году составил 13,7 миллиарда долларов.

В 2011 году Индонезия выдала 55 010 рабочих виз для иностранцев, что на 10% больше по сравнению с 2010 годом, в то время как количество иностранных резидентов в Индонезии, исключая туристов и иностранных эмиссаров, составило 111 752 человека, что на 6% больше, чем в прошлом году. год. Those who received visas for six months to one year were mostly Chinese, Japanese, South Koreans, Indians, Americans and Australians. A few of them were entrepreneurs who made new businesses. Malaysia is the most common destination of Indonesian migrant workers (including illegal workers). In 2010, according to a World Bank report, Indonesia was among the world's top ten remittance-receiving countries with a value totalling $7 billion. In May 2011, six million Indonesian citizens were working overseas, 2.2 million of whom reside in Malaysia and another 1.5 million in Saudi Arabia.

Foreign economic relations

A proportional representation of Indonesia's exports (2012)

Indonesia and Japan signed the Indonesia–Japan Economic Partnership Agreement (IJEPA), which had come into effect on 1 July 2008. The agreement was Indonesia's first bilateral free-trade agreement to ease the cross-border flow of goods and people as well as investment between both countries.Trade with China has increased since the 1990s, and in 2014, China became Indonesia's second-largest export destination after Япония. С ростом экономики Китая Индонезия активизирует свои торговые отношения с Китаем, чтобы уравновесить свои связи с Западом. К 2020 году Китай стал крупнейшим экспортным направлением Индонезии.

Соединенные Штаты

В начале эры после Сухарто экспорт США в Индонезию в 1999 году составил 2 миллиарда долларов, что значительно ниже 4,5 миллиарда долларов. в 1997 году. Основными экспортными товарами были строительное оборудование, машины, авиационные запчасти, химикаты и сельскохозяйственная продукция. Импорт США из Индонезии в 1999 г. составил 9,5 млрд долларов и в основном состоял из одежды, машин и транспортного оборудования, нефти, натурального каучука и обуви. Финансовая помощь Индонезии координируется через Консультативную группу по Индонезии (CGI), сформированную в 1989 году. В ее состав входят 19 стран-доноров и 13 международных организаций, которые ежегодно встречаются для координации помощи доноров. В 2019 году, когда доля Индонезии в мировой торговле превысила 0,5 процента, торговые представители США решили не классифицировать Индонезию как «развивающуюся страну». Несмотря на отзыв этого статуса, правительство Индонезии заверило, что это не повлияет на текущую Обобщенную систему преференций, которой Индонезия пользовалась в США.

Макроэкономическая тенденция

Это диаграмма динамики ВВП Индонезии по рыночным ценам, составленная МВФ с цифрами в миллионах рупий.

ГодGDPОбмен долларов США. (рупии)Уровень инфляции (%)Номинальный ВВП на душу населения. ( в% от США)ВВП по ППС на душу населения. (в% от США)
198060,143,19162718,05,255,93
1985112,969,79211114,73,475,98
1990233,013,2901,8437,83.016,63
1995502 249,5582,2499,44,118,14
20001,389,769,7008,3963.82.326.92
20052,678,664.0969,70510,53,107,51
20106,422,918,2308,5555,16,389,05
201511531,700,00013,8246,44,7519,63

Для сравнения по паритету покупательной способности обменный курс на 1 Доллар США установлен на уровне 3094,57 рупии.

Средняя чистая заработная плата в Индонезии варьируется в зависимости от сектора. В феврале 2017 года в секторе электроэнергии, газа и водоснабжения была самая высокая средняя чистая заработная плата, а в сельском хозяйстве - самая низкая.

Инвестиции

С конца 1980-х годов Индонезия внесла значительные изменения в нормативно-правовая база для стимулирования экономического роста. Этот рост финансировался в основном за счет частных инвестиций, как иностранных, так и внутренних. Инвесторы США доминировали в нефтегазовом секторе и реализовали некоторые из крупнейших горнодобывающих проектов Индонезии. Кроме того, присутствие американских банков, производителей и поставщиков услуг расширилось, особенно после промышленной реформы и реформы финансового сектора 1980-х гг. Среди других иностранных инвесторов были Индия, Япония, Великобритания, Сингапур, Нидерланды, Катар, Гонконг, Тайвань и Южная Корея.

Кризис 1997 года сделал дальнейшее частное финансирование обязательным, но проблематичным. В период с 1997 по 1999 год количество разрешений на новые иностранные инвестиции сократилось почти на две трети. Кризис еще больше высветил области, в которых требовались дополнительные реформы. Часто упоминавшимися областями улучшения инвестиционного климата были созданы функции правовой и судебной системы, соблюдение конкурентных процессов и международно приемлемых стандартов бухгалтерского учета и раскрытия информации. Несмотря на усовершенствования законодательства в последние годы, режим прав интеллектуальной собственности Индонезии остается слабым, и отсутствие правоприменения вызывает серьезную озабоченность. Приарто Индонезия перешла к частному предоставлению общественной инфраструктуры, включая электроэнергию, платные дороги и телекоммуникации. Однако кризис 1997 года выявил серьезные недостатки в процессе споров, особенно в области частных структурных проектов. Хотя Индонезия по-прежнему использует большие рабочие силы, богатые природные ресурсы и современную инфраструктуру, частные инвестиции в новые проекты в основном работают во время кризиса.

По состоянию на 28 июня 2010 года на Индонезийской фондовой бирже была создана 341 компания с совокупной рыночной капитализацией 269,9 миллиарда долларов. По состоянию на ноябрь 2010 г. две трети рыночной капитализации приходилось на иностранные фонды, и только около 1% населения имеют инвестиции в акции. Продолжаются усилия по улучшению деловой и инвестиционной среды. По данным исследования Doing Business Всемирного банка, Индонезия поднялась до 122 из 178 стран в 2010 году по сравнению со 129 в предыдущем году. Несмотря на эти усилия, рейтинг по-прежнему ниже региональных, и неблагоприятный инвестиционный климат. Например, потенциальные счета иностранные инвесторы и их руководящие работники не могут иметь свои собственные банковские системы в Индонезии, если они не являются местными резидентами, платящими налогами в Индонезии за свой мировой доход.

С 1990 по 2010 год индонезийский компании участвовали в 3,757 слияниях и поглощениях в качестве приобретателей или целей на общую известную стоимость 137 миллиардов долларов. В 2010 году было объявлено 609 сделок, что является новым рекордом. Цифры увеличились на 19% по сравнению с 2009 годом. Сумма сделок в 2010 году составила 17 миллиардов долларов США, что является вторым по величине показателем за всю историю. В 2012 году Индонезия реализовала общий объем инвестиций в размере 32,5 млрд долларов, превысив годовой показатель показателя в 25 млрд долларов, как сообщил 22 января Совет по интеграции (BKPM). Основные инвестиции были вложены в горнодобывающую, транспортную и химическую отрасль. В 2011 году правительство Индонезии объявило новый Мастер-план (известный как MP3EI, или Мастер-план Percepatan dan Perluasan Pembangunan Ekonomi Indonesia, Мастер-план по ускорению и расширению экономического развития в Индонезии). Цель состояла в том, чтобы стимулировать рост инвестиций, особенно в инфраструктурные проекты по всей Индонезии..

Индонезия восстановила свой инвестиционный рейтинг с Fitch Rating в конце 2011 года и с Рейтинг Moody's в начале 2012 года, потеряв его в кризисе 1997 года, во время которого Индонезия потратила более Rp. 450 триллионов (50 миллиардов долларов), чтобы выручить кредиторов от банков. Fitch повысило долгосрочный рейтинг долга Индонезии и рейтинг долга в национальной валюте до BBB- с BB +. Fitch также прогнозировало, что экономика будет расти в среднем на 6% в год до 2013 года, несмотря на менее благоприятный глобальный экономический климат. Moody's повысило рейтинг рейтингов облигаций Индонезии в иностранной и национальной валюте до Baa3 с Ba1 со стабильным балансом. В мае 2017 года SP Global повысило инвестиционный рейтинг Индонезии с BB + до BBB- со стабильным прогнозом в связи с восстановлением экспорта и высокими потребительскими расходами в экономике в начале 2017 года.

Государственные расходы

В 2015 году общие государственные расходы составили 1 806 триллионов рупий (130,88 миллиарда долларов США, 15,7% ВВП). Государственные доходы, доходы от государственных предприятий (BUMN), составили 1 508 триллионов рупий (109,28 миллиарда долларов США, 13,1% ВВП), что привело к дефициту в 2,6%. После кризиса 1997 года, вызвавшего рост долга и государственный субсидий, а также сокращение расходов на развитие, государственные финансы Индонезии претерпели серьезные изменения. Считается, что в результате ряда макроэкономических мер, включая низкий бюджетный дефицит, Индонезия оказывается в ситуации достаточности финансовых ресурсов для потребностей в области развития. Децентрализация, введенная при администрации Хабиби, изменила государственный порядок расходов, в результате чего к 2006 году около 40% государственных средств было переведено региональным правительствам.

В 2005 году рост мировых цен на нефть привел к решению правительства сокращении субсидий на топливо. Это привело к дополнительным государственным расходам на развитие в размере 10 миллиардов долларов США, а к 2006 году они увеличились на 5 миллиардов благодаря устойчивому росту и сокращению по обслуживанию долга. Это было первое «фискальное пространство» страны с момента неожиданного увеличения доходов во время нефтяного бума 1970-х годов. Благодаря децентрализации и фискальному пространству Индонезия может улучшить качество своих государственных услуг. Такой потенциал также позволяет стране сосредоточиться на дальнейших реформах, таких как обеспечение инфраструктуры инфраструктуры. Тщательное управление выделенными средствами было описанное основная проблема Индонезии в государственных расходах.

В 2018 году президент Джоко Видодо существенно увеличил сумму долга, взяв иностранные займы. Индонезия увеличила долг на 1815 триллионов рупий по сравнению с его предшественником, SBY. Он настаивал на том, чтобы ссуда использовалась для долгосрочных проектов, таких как строительство дорог, мостов и аэропортов. Министр финансов Шри Муляни также заявил, что, несмотря на увеличение внешних займов и долга, правительство также увеличило бюджет на развитие инфраструктуры, здравоохранения, и бюджет, выделенный регентствам и деревням. Правительство настаивает на том, что внешний долг по-прежнему находится под контролем, и соблюдает соответствующие законы, ограничивающие уровень долга до 60% ВВП.

Региональные показатели

На основе оценки эффективности внедрения региональной администрацией 2009 года по заказу лучшими показателями были:

На основании JBIC финансовое исследование 2010 года (22-й ежегодный обзорный отчет) показало, что в 2009 году Индонезия имеет самый высокий уровень удовлетворенности чистыми продажами и прибылью для японских компаний.

состоятельные люди

Согласно Отчет о богатстве Азии, Индонезия имеет самый высокий прогнозируемый темп роста состоятельных лиц (HNWI) 10 самых азиатских экономик. В отчете Knight Frank за 2015 год сообщается, что в 2014 году насчитывалось 24 человека с собственным капиталом более 1 миллиарда долларов США. 18 из них жили в Джакарте, остальные расселились среди других крупных городов Индонезии. 192 человека могут быть отнесены к категории кентамиллионеров с состоянием более 100 миллионов долларов США, а 650 человек - к состоятельным людям с состоянием, превышающим 30 миллионов долларов США.

Рабочие беспорядки

По состоянию на 2011 г. активность боевиков среди рабочих росла после масштабной забастовки на шахте Грасберг и войны забастовок в других местах. Распространенной проблемой были попытки предприятий с иностранным капиталом уклониться от строгого трудового законодательства Индонезии, называя своих сотрудников контрактными работниками. The New York Times выразила незащищенность, что преимущество Индонезии в дешевой рабочей силы может быть потеряно. Тем не менее, большая часть безработных, которые согласятся с низкими зарплатами и условиями труда, остается доступной. Одним из факторов роста является повышение осведомленности через Интернет о преобладающей заработной плате в других странах и прибыли, которые получают в Индонезии.

1 сентября 2015 года тысячи рабочих в Индонезии устроили демонстрации по всему миру. страна в стремлении к повышению заработной платы и совершенствованию трудового законодательства. Около 35 000 человек собрались в нескольких частях страны. Они потребовали увеличения минимальной заработной платы на 22-25% к 2016 году и снижения цен на товары первой необходимости, включая топливо. Профсоюзы также хотят, чтобы правительство гарантировало рабочие места и соблюдало основные права рабочих.

Неравенство

Экономическое неравенство и приток доходов от природных ресурсов в Джакарту вызвали недовольство и даже способствовали сепаратистским движениям в таких регионах, как Ачех и Папуа. Географически на беднейшие пятые регионы приходится всего 8% расходов, а на самые богатые пятые регионы приходится 45%. Несмотря на то, что существуют новые законы о децентрализации, которые могут частично решить проблему неравномерного роста и удовлетворенности, есть много препятствий на пути реализации этой политики на практике. На встрече в Макассарской индонезийской торгово-промышленной палате (Кадин) в 2011 году министр по делам неблагополучных регионов Мексики заявил, что 184 округа классифицируются как неблагополучные районы, из 120 - в восточной части около Индонезии. На 1% населения Индонезии приходится 49,3% богатства страны, составляющего 1,8 триллиона долларов, по сравнению с 53,5%. Однако он находится на четвертом месте после России (74,5%), Индии (58,4%) и Таиланда (58%).

Инфляция

Инфляция уже давно является проблемой в Индонезии. Из-за политических потрясений страна когда-то страдала от гиперинфляции, с годовой инфляцией в 1000% в период с 1964 по 1967 год, и этого было достаточно, чтобы создать серьезную нищету и голод. Несмотря на то, что экономика очень быстро восстанавливалась в течение первого десятилетия правления Нового порядка (1970–1981), ни разу инфляция не была 10% в год. Инфляция замедлилась в середине 1980-х годов; однако экономика также была вялой из-за снижения цен на нефть, значительно снизило ее экспортную выручку. В период с 1989 по 1997 год экономика снова переживала быстрый рост из-за улучшения ориентированного экспорта производственного сектора. Тем не менее, уровень инфляции был выше, чем экономический рост, это привело к увеличению разрыва между территориями индонезийцев. Пик инфляции пришелся на 1998 год, во время кризиса 1997 года и превысил 58%, в результате чего уровень бедности вырос до уровня 1960-х годов. Во время восстановления и экономики в последние годы правительство пытается снизить уровень инфляции. Однако, что на инфляцию повлияли глобальные колебания и похоже на внутреннем рынке. По состоянию на 2010 год уровень инфляции составлял примерно 7%, когда его экономический рост составлял 6%. На сегодняшний день инфляция влияет на нижний средний класс Индонезии, особенно на тех, кто не может позволить себе продукты питания после роста цен. В конце 2017 года уровень инфляции в Индонезии составил 3,61%, что выше установленного правительства прогноза в 3,0–3,5%.

См. Также

  • флаг Портал Индонезии

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:13:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте