Экономика коррупции рассматривает злоупотребление государственной властью в личных целях и ее экономическое воздействие на общество. Страны с высоким уровнем коррупции не могут процветать так же полно, как страны с низким уровнем коррупции. Кроме того, коррумпированная экономика не может нормально функционировать, поскольку естественные законы экономики не могут функционировать свободно. Как следствие, коррупция, например, приводит к неэффективному распределению ресурсов, низкому уровню образования и здравоохранения или наличию теневой экономики, типа экономики, которая включает в себя незаконную деятельность, а также незарегистрированный доход от производства легальных товаров и услуги, за которые налоги должны уплачиваться, но не платятся.
Коррупцию можно объективно измерить, подсчитав количество уголовных обвинений в коррупции; однако это может быть неэффективным из-за того, что соотношение обвинительных заключений к фактической коррупции может сильно варьироваться. Часто коррупция остается безнаказанной и поэтому не учитывается в этой мере. Субъективные измерения, обычно определяемые с помощью данных опросов, могут быть полезным инструментом для измерения коррупции. Сравнения между странами могут быть более полными и последовательными, хотя и в этих данных присутствует изрядная погрешность из-за характера объекта, который они измеряют. Международный справочник по страновым рискам - это обзор фирм на предмет вероятности того, что им будет предложено совершить незаконные или внелегальные платежи. Индекс восприятия коррупции - это подробный обзор, включающий данные из многих стран и групп. Наконец, Всемирный банк составляет ежегодный индекс «борьбы с коррупцией», в котором используются источники, аналогичные Международному справочнику по страновым рискам и Индексу восприятия коррупции.
В 1968 году Нобелевский лауреат экономист Гуннар Мюрдал счел коррупцию «почти табу (среди экономистов) как тема исследования». В самом деле, это в основном было вопросом политологии и социологии. Однако с 1970-х годов сценарий изменился. Со времени публикации статьи Роуз-Акерман «Экономика коррупции», опубликованной в Journal of Public Economics в 1975 году, было написано более 3000 статей с заголовком «коррупция», по крайней мере 500 из которых непосредственно посвящены различным аспектам, связанным с коррупцией. используя экономическую основу. На эту тему было опубликовано несколько книг.
Ни одной стране не удалось искоренить коррупцию, но исследования показывают, что уровень коррупции в странах с формирующейся рыночной экономикой означает, что экономика страны становится более развитой, обычно за счет значительного роста ВВП и индустриализации, намного выше, чем в развитых странах.
Было доказано, что страны с относительно низким уровнем ВВП на душу населения как правило, имеют более высокий уровень коррупции. Кроме того, страны, которые рано развились, обычно имеют более низкие показатели коррупции. Это может быть связано с сильной взаимосвязью между политическими институтами и коррупцией: люди с более демократическими и инклюзивными институтами, как правило, менее коррумпированы. Например, в странах с парламентской демократией уровень коррупции выше, чем у президентов, избранных демократическим путем. Обратите внимание, что этот эффект может быть искажен историческими данными из Латинской Америки. Системы закрытых списков и пропорциональные избирательные системы также могут порождать больше коррупции, чем избирательные правила открытых списков. Высокий уровень правового формализма и регулирования, а также большие запасы природных ресурсов также коррелируют с более высоким уровнем коррупции.
Влияние коррупции на неравенство доходов исследовали Gupta et al. (2002). Они находят значительное положительное влияние коррупции на неравенство с учетом экзогенных переменных. Коррупция также влияет на неравенство доходов через множество каналов, например, экономический рост, предвзятую налоговую систему, владение активами и т. Д.
Во-первых, коррупция может существенно повлиять на решение социальных проблем. Когда экономика коррумпирована и программы, финансируемые государством, используются для предоставления льгот богатым группам населения или когда фонды сокращения бедности не используются должным образом из-за коррупции, влияние социальных программ на распределение доходов может значительно уменьшиться. Кроме того, чем выше коррупция, тем ниже налоговые поступления, что приводит к меньшим ресурсам для финансирования таких услуг, как образование и т. Д.
Во-вторых, коррупция может влиять на неравенство доходов также через предвзятую налоговую систему. Коррупция может привести к плохому налоговому администрированию или освобождению от налогов, которые могут быть в пользу богатых со связями. В результате прогрессивность налоговой системы может снизиться, что может привести к неравенству доходов.
Кроме того, когда большая часть активов принадлежит элитным группам населения, они могут воспользоваться своим богатством и лоббировать правительство за благоприятную торговую политику, которая потенциально может привести к неравенству доходов.
Если экономика коррумпирована, могут быть некоторые владельцы бизнеса, которые могут использовать свои связи и деньги для подкупа государственных чиновников, в результате чего манипулируют не только политикой, но и рыночными механизмами, и такие компании могут стать единственным поставщиком товаров или услуг, другими словами, эти компании могут стать монополистической или олигополистической компанией. Компании-монополисты не должны конкурировать с другими, поэтому они, как правило, устанавливают высокие цены и не имеют стимулов для инноваций и повышения качества товаров или услуг.
Может существовать сдерживающий фактор для инноваций еще и потому, что правовая система коррумпированной экономики недостаточно надежна. Потенциальные изобретатели не могут быть уверены в том, что их изобретение будет защищено патентами и не будет скопировано теми, кто мог подкупить власти. Это может быть причиной того, что развивающиеся страны обычно импортируют технологии, а не внедряют инновации в своих обществах.
Коррупция порождает неэффективность, которая может повлиять на статический уровень производства. Чтобы коррупция повлияла на экономический рост в целом, она должна повлиять на рост населения, накопление капитала или общую производительность факторов производства. Исследование Пауло Мауро 1995 года показывает, что накопление капитала в форме инвестиций отрицательно коррелирует с коррупцией, особенно с прямыми иностранными инвестициями. Поскольку технологический прогресс в основном обусловлен инвестициями, эта корреляция также показывает, что коррупция может отрицательно сказаться на общей производительности факторов производства.
По словам Пак Хун Мо, политическая нестабильность является наиболее важным каналом, через который коррупция влияет на экономический рост. Это исследование показывает, что повышение уровня коррупции на 1% означает, что темпы роста снижаются примерно на 0,72%. Другими словами, увеличение индекса коррупции на одну единицу снижает темпы роста на 0,545 процентных пункта.
Кроме того, неравенство доходов вредит экономике, напротив, согласно новому анализу ОЭСР, сокращение неравенства доходов могло бы стимулировать экономический рост. Например, растущее неравенство в Мексике привело к снижению темпов роста более чем на 10 процентных пунктов за последние два десятилетия, вплоть до Великой рецессии. Кроме того, есть такие страны, как Испания, Франция и Ирландия, где большее равенство способствовало увеличению ВВП на душу населения до кризиса.
Исследование ОЭСР также обнаруживает доказательства того, что основным механизмом, посредством которого неравенство влияет на рост, является подрыв возможности получения образования для детей из семей с низким социально-экономическим статусом, который измеряет опыт работы человека, а также экономическое и социальное положение человека или семьи по отношению к другим, что снижает социальную мобильность.
По данным Международного валютного фонда, коррупция вредит качеству образования и здравоохранения в странах с развивающейся экономикой. Это связано с тем, что стоимость образования в коррумпированных странах возрастает, особенно когда взятки влияют на прием на работу и продвижение учителей, следовательно, качество образования снижается. Снижается не только качество образования, но и коррупция в здравоохранении имеет огромное влияние. Коррупция может повлиять на многие вещи, например, назначение поставщиков медицинских услуг, набор персонала или закупку медицинских материалов и оборудования. В результате это приводит к неадекватному медицинскому обслуживанию и ограниченному медицинскому обеспечению, что приводит к более низкому качеству здравоохранения в целом.
Было проведено множество исследований взаимосвязи между коррупцией и теневая экономика, которая пока не очень ясна. Большинство из них установили, что коррупция связана с уклонением от уплаты налогов из-за подкупа должностных лиц предпринимателями. В этом случае коррупция увеличивает теневую экономику и замедляет экономический рост. Например, исследования, проведенные Johnson et al. (1997), Fjeldstad (1996, 2003), Buehn and Schneider (2009) и Kaufman (2010) показали такие эмпирические данные, которые показали положительную взаимосвязь между коррупцией и теневой экономикой.
Однако в странах с высоким уровнем доходов общественные блага более эффективны, и только малые предприятия склонны давать взятки и избегать налогообложения. Следовательно, доход, генерируемый такими предприятиями, существует вне официальной экономики, поэтому доход не включается в расчет ВВП страны. Кроме того, такие предприятия не только платят своим сотрудникам ниже минимальной заработной платы, установленной правительством страны, но также не предоставляют, например, пособий по медицинскому страхованию и других льгот сотрудникам.
Напротив, крупные компании склонны подкупать чиновников, чтобы получить контракт в государственном секторе, что означает, что контракт заключается в официальном секторе. Как следствие, связь между коррупцией и теневой экономикой оказалась отрицательной в странах с высоким уровнем доходов.
Инвесторы часто ищут справедливую конкурентную среду для ведения бизнеса, поэтому в большинстве случаев они избегать инвестирования в страны с высоким уровнем коррупции. Исследования показывают положительную взаимосвязь между уровнем коррупции в стране и показателями конкурентоспособности ее деловой среды.
Согласно уравнению Роберта Клитгаарда, коррупция = монополия + усмотрение - ответственность. Следовательно, коррупция может возникать и расти, когда существует частная или государственная монополия на товар или услугу, и это лицо или группа обладают дискреционными полномочиями распределять товар или услугу с небольшими сдержками и противовесами и с небольшими последствиями, если таковые имеются. Нацелившись на отдельные компоненты уравнения, можно несколькими способами бороться с коррупцией. Прежде всего, снижение монополии требует поощрения конкуренции. Это может быть достигнуто путем публикации данных о государственных закупках в Интернете или предоставления государственных контрактов более широкому кругу потенциальных фирм. Успешные примеры этого включают случай таких стран, как Мексика, которые сделали все государственные контракты и планы закупок доступными в Интернете, чтобы широкая общественность могла видеть планы, цены и победителей тендеров. Во-вторых, ограничение свободы действий означает обеспечение доступа к законам и правительственным процедурам для широкой общественности. Это может быть достигнуто путем публикации документов с подробным описанием юридических требований для получения разрешений и т. Д. На общих языках и в доступном формате. Наконец, повышение подотчетности может быть достигнуто путем приглашения беспристрастных третьих сторон для проведения государственных аудитов, а также постоянного мониторинга и оценки государственных процедур. Это имело успех в таких странах, как Сингапур и Гонконг.
Некоторые книги были выпущены с особым названием «экономика коррупции». Одна из них - «Экономика коррупции» под редакцией издательства Oxford University Press в 2005 году. Эта книга представляет собой антологию из 11 эссе по 4 категориям, написанных 16 экономистами. Названия очерков дают представление о различных подходах, используемых разными экономистами. Они цитируются ниже:
Можно заметить, что эти эссе не отражают коррупцию в целом его экономическая сущность. Сотни эссе были опубликованы за последние два десятилетия, в которых рассматриваются многие другие аспекты коррупции с экономической точки зрения. Вот некоторые другие книги:
Некоторые университеты и учреждения, включая Университет Реджайны в Канаде, Университет штата Флорида в США и Университет Пассау в Германии, начали предлагать курсы по экономика коррупции. Кроме того, Университет Рочестера предлагает курс, связанный с историей экономической коррупции. Ниже приводится одна из схем курса. Курс предлагает Российская экономическая школа, учреждение в России. Курс включает 14 лекций, тематика которых следующая.
Очевидно, что курс имеет ограниченную направленность и во многих отношениях напрямую не затрагивает соответствующие области коррупции, которые уже были проанализированы с экономической точки зрения.
Как указывалось выше, систематическая модель исследования коррупции с экономической точки зрения еще не сформирована. Однако Ананиш Чаудхури разделил фокусы экономического анализа коррупции на четырнадцать широких категорий. Это: